КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные социологические традиции решения вопроса о соотношении природного и социального
В социологической науке сформировалось три основных подхода к решению проблемы соотношения природно-биологического и социального в общественной жизни. 1. Тяготение к абсолютизации природно-биологического начала, иначе говоря, биолого-географический редукционизм (редукция — это сведение). Эта первая «детская» болезнь социологии, отдельные симптомы которой проявляются и сегодня, как бы «спровоцирована» двумя обстоятельствами. С одной стороны, ранние социологи пытались следовать основным заветам. О. Конта, в частности: • рассматривать общество как часть природы; • конкретно, доказательно, позитивно объяснять социальные С другой стороны, именно в XIX в. достигла значимых научных результатов биологическая наука, была накоплена масса географи- 80 ческих, этнографических наблюдений за жизнью народов, рас в различных природно-климатических средах. Под влиянием этих результатов находилась вся научная общественность Европы, включая социальных мыслителей. Совокупность этих двух обстоятельств и породила биолого-географический редукционизм. Отсылка к природным условиям, биологическим причинам как независимым от произвола людей делала объяснения социальной жизни на первый взгляд доказательными и ясными. И это было первой, во многом наивной, формой преодоления мистицизма в объяснении социальной жизни. Биолого-географический редукционизм — это и исторически, и логически первый шаг к постижению законов общественного бытия. В этом контексте мы вполне согласны с П. Сорокиным в том, что зарождавшаяся новая наука, претендующая на соответствие стандартам естественных наук, требующая" конкретных фактов, наблюдений, видимо, и не могла быть иной*. Биологический (биолого-географический) редукционизм проявляется в нескольких основных формах. На первых порах особенно активно развивались концепции орга-ницизма (аналогия с живым многоклеточным организмом — Г. Спенсер, П. Лилиенфельд, И. Новиков и др.), а также географическое (Ф. Ротцель, А. Мечников) и расово-антрогюлогическое направления, имевшие множество вариантов. Другая форма биологического редукционизма, более современная и «утонченная» — это фрейдизм (неофрейдизм), бихевиоризм, со-циобиология, этология и др. Мы несколько произвольно объединили все эти достаточно различные позиции вместе лишь потому, что для них характерна в той или иной степени трактовка социальной жизни по аналогии с животной. Основные черты этой формы биологического редукционизма, могут быть сведены к следующему: • ключ к пониманию человека усматривается в его животном происхождении, а все, что приобрел человек в ходе культурно-исторического процесса, — это некая оболочка, которая мало что меняет в человеческом существовании (так, по 3. Фрейду, эстетические, творческие потребности, интересы — это по сути некие проявления либидо; у бихевиорис-тов вся система социального научения строится по аналогии с животным механизмом, выявленным И.П. Павловым («стимул—реакция»). Из этого следует достаточно спорный и опасный в научном и практическом отношении вывод: наблюдая за поведением и жизнью животного, можно лучше понять действия * См.: Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество, с. 180—182. человека и его взаимодействия с другими людьми; • даже такие сугубо социальные явления, как культура и мораль, рассматриваются как видоизмененный инстинкт. У этологов (этология — это наука о поведении, причем, по спорному мнению самих этологов, поведения не только живот--ных, но и людей) не вызывает сомнения, что можно говорить о «порядочности» павианов, о «моральности» собаки. Многие люди убеждены, что мораль людей коренится в поведении морали животных и насекомых, которые живут стадно. Являются ли внешние характеристики поведения животных основанием для приписывания этому поведению морального смысла, моральных оценок? Грубо интерпретируя подобные утверждения, можно сделать вывод, что мораль есть и у животных. А смягченный вариант этой интерпретации исподволь закладывает мысль о том, что мораль, другие элементы организации и регуляции социальной жизни есть не что иное, как окультуренная логика животных рефлексов, инстинктов; • нередко (это характерно не только для представителей вышеупомянутых научных направлений) акцент делается не на самом современном человеке, а на его дальних, исторических предках. Вполне естественно, что такой подход резко усиливает значение животного начала. В социологии принципиально важно разделять вопрос о современном (фактическом) состоянии и вопрос о происхождении (генезисе). В противном случае происходит упрощение и вульгаризация понимания проблем человека, а также и других проблем (государства, искусства, морали и т.д.). Повышенное значение инстинктивных начал в жизни доисторического человека вполне понятно и бесспорно. Но, концентрируя внимание преимущественно на зародышевых формах человеческого существования в целях глубокого понимания полнокровной жизни современного человека, можно прийти к далеко не бесспорным для современной социологии трактовкам проблем социальной жизни. Центром внимания становится не целостная, универсальная личность современника, а человеческий субъект с безусловным доминированием задач материального потребления и выживания. Соответственно эти задачи" а вместе с ними биологические, географические факторы, материальное производство приобретают значимость решающих и определяющих. По сути, все теории биолого-географического редукционизма пытаются объяснить общественные явления естественно-биологическими свойствами человеческой природы или влиянием, оказываемым на человека внешней средой. Социальное получает внесо- ■% циальную (биологическую, географическую) аргументацию со всеми вытекающими из этого последствиями, 6 которых мы уже упоминали. В то же время ошибки, крайности, допущенные и допускаемые представителями биолого-географического редукционизма, никак не означают, что поиски, анализ связи географических, биолого-генетических факторов и организации социальной жизни в целом бесполезны, непродуктивны или ненаучны. Однако при этом необходимо расставить правильные акценты, выявить разнообразные формы, механизмы воздействия природного на организацию социальной жизни. 2. Второй подход прямо противоположен биолого-географическому редукционизму. Его классическим выразителем был Э. Дюрк-гейм, который, как уже упоминалось, утверждал, что «социальные факты должны быть объяснены социальными фактами». Этот постулат Э. Дюркгейма напрямую направлен прежде всего против попыток объяснить социальную жизнь биологическими законами. Трудно переоценить заслуги Э. Дюркгейма в борьбе с проявлениями биолого-географического редукционизма в социологии. В результате его деятельности развитие мировой социологической науки было откорректировано в сторону поиска, анализа прежде всего социальных причин, механизмов развития социальной жизни, функционирования социальных групп, государства и т.д. Вместе с тем в своем благородном и обоснованном порыве понять особый характер социальных законов Э. Дюркгейм абсолютизировал этот подход. Ярче всего это проявилось в его попытках обосновать полную «покорность» индивидов социальным нормам, правилам. По сути Дюркгейм, а потом многие его последователи-функционалисты осознанно или неосознанно, сформировали образ индивида-винтика, индивида-робота. Наличие подобного образа является серьезным теоретико-логическим препятствием при стремлении объяснить, например, изменение общественных порядков. Ведь роботы способны лишь выполнять заложенную в них программу. Причину такой теоретической неувязки можно усмотреть в чрезмерно жестком разделении Э. Дюркгеймом живой и неживой реальности, попытках полностью выхолостить из социального живое, противопоставить их друг другу («социологизм»). «Отсюда, как подчеркивает Ю.Н. Давыдов, абстрактность социологии Э. Дюркгейма, запретившего себе выход к действительному, т.е. индивидуально определенному, конкретному*. Это, в частности, закрывает путь к социологическому пониманию индивидуальности, неповто- * История теоретической социологии. Т. 1. — М., 1995, с. 14.
82 ■ 83 римости индивидов, которые в меру своих генетических особенностей имеют различные интеллектуально-психические данные. Постулат Э. Дюркгейма, на наш взгляд, требует некоторого уточнения: «социальное преимущественно, главным образом объясняется социальными фактами», не исключая возможностей некоторого влияния биологических, природно-географических причин на становление, развитие социальных форм. Причем интенсивность воздействия природно-биологических причин на различных истори-' ческих этапах развития общества может быть различной, снижаясь до ничтожного уровня в современном обществе. Это касается и логики, механизма воздействия природных факторов на социальную жизнь: воздействие может быть жестким, прямым, а может быть опосредованным, выполнять роль дополнительного штриха, может проявляться в одной ситуации и не проявляться в другой и т.п. Так или иначе, Э. Дюркгейм, основоположник «социологизма», со всей определенностью и ясностью провозгласил, что социальное — это реальность особого рода, которая не сводится к другим видам реальности, что во многом предопределило основной путь и пафос развития социологической мысли. 3. Основу третьего подхода к решению проблемы соотношения природно-биологического и социального в общественной жизни составляет представление о человеке как биосоциальном существе. В ракурсе социологического анализа это означает, что социальная жизнь человека рассматривается как особая форма регулирования и организации жизни. Соответственно в социальной жизни неминуемо проявляются природные связи, зависимости человека. Социальное взаимодействие — взаимодействие не неких «роботов» или «винтиков», а людей, у которых продолжают действовать биологическая программа, законы биологической наследственности, которые наделены инстинктами, рефлексами, которые должны адаптироваться к окружающей природной среде. Но решающую роль здесь приобретают те формы жизнедеятельности человека, которые он осуществляет в систематическом, целенаправленном взаимодействии с другими людьми. И в ходе этих взаимодействий основное значение приобретает не рефлекс, не инстинкт, а осмысленный, мотивированный выбор, который человек совершает вследствие сознательного прогнозирования последствий своих действий по отношению к другим, учитывая принятые правила игры, нормы, традиции. Благодаря этому, хотя в обществе продолжают действовать биологическая программа, законы биологической наследственности, определяющую роль при взаимодействии с себе подобными играет социокультурное наследие, освоение которого позволяет человеку быть понятным, прогнозируемым, предсказуемым в среде себе по- 84 добных. Эта социокультурная программа генетически не наследуется и не кодируется. Социальную жизнь характеризует и новый тип эволюции, изменений. Изменения происходят преимущественно таким образом, как сочли желательным, приемлемым взаимодействующие между собой люди, с учетом конкретных условий и возможностей, представлений о предпочтительном, ценном в данных условиях, а не так, как диктовали внешние условия вкупе со случайными обстоятельствами (что, по сути, представляет собой естественный отбор). Социальная жизнь — это особый тип жизни. Ее самые разнообразные формы — от семьи до общества — погружены в природу, которая способна прямо или косвенно, сильно или слабо влиять на них. Общество обязано, вынуждено считаться с природой и адаптироваться к ней. Рассмотрим конкретно соотношение природного и социального и степень влияния природы на социальные порядки, нормы. Выявляется несколько аспектов изучения проблемы. Один, из аспектов (назовем его внешним) подчеркивает сопряженность социальной жизни с условиями внешней природно-гео-графической среды. Каковы формы, механизмы этой зависимости? Другие аспекты фиксируют наше внимание на внутренних, внут-ричеловеческих природно-биологических предпосылках.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |