КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Протокол регламентированного наблюдения поведенческих параметров адаптационного процесса
1. Оценка характеристики внимания
2. Оценка произвольности поведения
3. Оценка эмоциональной сферы
4. Оценка памяти и усвоение содержания
Заполнение протокола и анализ полученных данных позволят студенту-практиканту сделать вывод об уровне школьной адаптации каждого отдельного ученика и группы в целом. В характеристике необходимо изложить гипотезу о причинах дезадаптации. С этой целью практикант должен получить дополнительную информацию у классного руководителя, ознакомиться с результатами выполнения домашних заданий. При составлении характеристики следует учитывать индивидуальные варианты проявления дезадаптации к учебной деятельности: 1. Дезадаптация, центральным поведенческим звеном которой является гиперактивность. Она проявляется в неусидчивости, беспокойстве, быстрой отвлекаемости, невозможности долго сосредоточиться на чем-либо, импульсивности (например, ученик поднимает руку для ответа, не имея готового решения), торопливой сбивчивости речи, суетливости, невозможности долго сохранять позу, незаконченности действий, бессистемных, немотивированных попытках вступить в контакт с другими детьми на уроках. 2. Дезадаптация, центральным поведенческим звеном которой является пассивность. Она появляется в вялости, инертности, безынициативности, интеллектуальной пассивности, отсутствии самостоятельности, интереса, быстрой утомляемости, неоднократном повторении сделанного, невозможности выделить интеллектуальную задачу из ряда прочих задач (направленность активности на техническую сторону работы)- Характеристика уровня адаптации должна включать описание хода, симптомов, предположения относительно индивидуальных и общих причин дезадаптации, варианты дезадаптации и предполагаемые психологические стратегии адаптации индивидуально для каждого ученика и для группы в целом. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. (Л.М. Ковалева, Н.Н. Тарасенко) Инструкция учителю: «Внимательно прочитайте вопрос. Если вы считаете, что указанная особенность поведения проявляется у ребенка, на бланке ответов поставьте 1 балл, если вопрос написан обычным шрифтом и 2 балла, если вопрос написан курсивом. На бланке ответов номера вопросов весом в 2 балла отмечены жирным шрифтом». 1. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе. 2. При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал буквы и т. п.). 3. Не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста (например, дни недели, времена года, сказки и т. п.). 4. Плохи развиты мелкие мышцы рук (трудности с письмом, неравномерные буквы, тремор и т. п.). 5. Пишет правой рукой, но со слов родителей является переученным левшой. 6. Пишет левой рукой. 7. Бесцельно двигает руками. 8. Часто моргает. 9. Сосет палец или ручку. 10. Иногда заикается. 11. Грызет ногти. 12. У ребенка хрупкое телосложение, маленький рост. 13. Ребенок явно «домашний», нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят, обнимают. 14. Очень любит играть, играет даже на уроках. 15. Такое впечатление, что он младше других детей, хотя по возрасту им ровесник. 16. Речь инфантильная, напоминает речь 4—5-летнего ребенка. 17. Чрезмерно беспокоен на уроках. 18. Быстро примиряется с неудачами. 19. Любит шумные, подвижные игры на переменах. 20. Не может долго сосредоточиться на одном задании, всегда старается сделать побыстрее, не заботясь о качестве. 21. После интересной игры, физкультурной паузы его невозможно настроить на серьезную работу. 22. Долго переживает неудачи. 23. При неожиданном вопросе учителя часто теряется. Если дать время на обдумывание, может ответить хорошо. 24. Очень долго выполняет любое задание. 25. Домашние задания выполняет гораздо лучше классных (разница очень существенная, больше, чем у других детей). 26. Очень долго перестраивается с одной деятельности на другую. 27. Часто не может повторить за учителем самый простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идет об интересующих его вещах (например, знает марки машин, но не может повторить самое простое правило). 28. Требует к себе постоянного внимания со стороны учителя. Почти все делает только после персонального обращения: «Пиши!» и т. п. 29. Допускает много ошибок при списывании. 30. Чтобы отвлечь его от задания, достаточно малейшей причины: скрипнула дверь, что-то упало и т. д. 31. Приносит в школу игрушки и играет на уроках. 32. Никогда ничего не сделает сверх положенного минимума: не стремится узнать что-то, рассказать. 33. Родители жалуются, что с трудом усаживают его за уроки. 34. Такое впечатление, что на уроках ему плохо, оживает только на переменах. 35. Не любит никаких усилий, если что-то не получается, бросает, ищет каких-то оправданий: рука болит и т. п. 36. Не совсем здоровый вид (бледный, худенький). 37. К концу урока работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом. 38. Если что-то не получается, раздражается, плачет. 39. Плохо работает в условиях ограниченного времени. Если его торопить, может совсем «отключиться», бросить работу. 40. Часто жалуется на усталость, головную боль. 41. Почти никогда не отвечает.правильно, если вопрос поставлен нестандартно, требует сообразительности. 42. Ответы становятся лучше, если есть опора на какие-то внешние объекты (считает пальцы и т. п.). 43. После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание. 44. Затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении учителем нового материала. 45. Часто отвечает не по существу, не может выделить главное. 46. Такое впечатление, что ему трудно понять объяснение, так как основные навыки, понятия у него не сформированы.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |