Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социометрия. Примерный план анализа учебно-воспитательной работы учителя с детьми в первые дни занятий. Тема урока




Примерный план анализа учебно-воспитательной работы учителя с детьми в первые дни занятий.

  1. Тема урока.
  2. Задачи урока.
  3. Формы работы учителя с первоклассниками.
  4. Приемы включения первоклассников в общешкольный коллектив.
  5. Виды деятельности, в которые учитель включает детей.
  6. Учет психологических особенностей детей в построении урока.
  7. Место дидактической игры (цели ее использования, целесообразность, результативность)
  8. Приемы, позволяющие предупреждать утомляемость детей, учитывать их индивидуальные особенности.
  9. Особенности использования наглядности и ее специфика.
  10. Характер взаимоотношений учителя и учащихся, атмосфера урока, формы поощрения детей.
  11. Приемы работы учителя по организации коллективных отношений в классе.
  12. Особенности содержания работы и организационной деятельности учителя (рассаживание детей, начало, окончание урока, проведение перемен, передача детей родителям).
  13. Общение учителя с родителями.
  14. Общая оценка педагогической целесообразности и результативности деятельности учителя, предложения по повышению эффективности работы с детьми в первую неделю обучения в школе.

 

Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики на классный коллектив.

1. Характеристика школы как коллектива. Уровень его воспитанности, дисциплинированности, успеваемости. Связь школы с общественностью. Влияние школы на класс и класс­ного коллектива на жизнь общественного коллектива.

2. Официальная структура классного коллектива. Состав класса. Его актив. Краткая характеристика учащихся, пользующихся коллективными симпатиями.

3. Общая характеристика организации учебной деятель­ности классного коллектива.

4. Участие классного коллектива в общественно-полез­ной работе.

5. Состояние дисциплины в классе, нормы поведения уча­щихся, навыки и привычки социального поведения.

6. Общественно значимые цели, потребности учащихся. Сплоченность членов коллектива. Общественное мнение в коллективе.

7. Качественная и количественная характеристика меж­личностных взаимоотношений. Психология взаимоотноше­ний учащихся в микрогруппах. Дружеские пары.

8. Характеристика отдельных школьников как членов коллектива. Анализ престижа и социальных ролей учащихся (ученик-общественник, спортсмен, участник художественной самодеятельности и т.п.). Анализ конкретных фактов воспи­тывающего влияния коллектива на личность учащегося, а также влияние отдельных школьников на коллектив.

 

Цель: выявить межличностные предпочтения и определить микрогруппы в коллективе;

Стимульный материал: бланк для ответов;

Форма проведения: фронтально;

Процедура проведения: Для успешного проведения исследования нужна спокойная, деловая обстановка. Психолог-исследователь четко объясняет задание, которое предлагается выполнить испытуемым.В основу социометрического приема положен «лобовой вопрос»: «С кем бы ты хотел…?». Он может быть отнесен к любой сфере человеческих взаимоотношений: с кем бы ты хотел сидеть за одной партой, отдыхать, развлекаться, работать и т.д. В качестве ответа испытуемым предлагается написать три фамилии членов данного коллектива.

Через определенное время собирают бланки, которые должны быть обязательно подписаны, если испытуемый не захотел выбирать, то сдает листочек только с указанием своей фамилией.

Обработка социометрических данных:

Обработка результатов может быть проведена по-разному: от простого подсчета количества выборов до развернутого статистического анализа. Существуют два взаимно дополняющих друг друга графических способа: 1) основные таблицы результатов и 2) карты групповой дифференциации.

В основных таблицах по вертикали записываются под номерами фамилии всех членов изучаемой группы (как правило, по алфавиту), по горизонтали – только их номера. Результаты опроса из каждого листочка занести в матрицу № 1. На соответствующих пересечениях цифрами 1, 2, 3 и т.д. обозначают «х» тех, кого выбрал каждый испытуемый.

Далее переходят к обозначению взаимных выборов. Если среди тех, кто его выбрал, есть испытуемые, которых он выбрал сам, то это значит, что у него с ним взаимный выбор. Этот взаимный выбор на основной таблице результатов обводится кружком.

После того как зафиксированы все выборы, приступают к их суммированию. Подсчитывают по вертикали количество полученных выборов и взаимных выборов каждым испытуемым.

Чтобы яснее представить положение каждого испытуемого, на основе данной таблицы составляется так называемая карта групповой дифференциации. Она имеет вид щита, состоящего из четырех концентрически расположенных окружностей. Каждый круг определяет положение учащегося по результатам данного исследования.

В первом круге «Звезды» располагаются испытуемые, получившие 6 и более выборов, во втором круге «Принятые» – 3-5 выборов, в третьем круге «Пренебрегаемые» – 1-2 выбора и в четвертый круг «Изолированные» попадают испытуемые, не получившие ни одного выбора. Таким образом, испытуемые, оказавшиеся в первом и втором кругах, занимают благоприятное положение в коллективе, а испытуемые третьего и, особенно, четвертого круга имеют неблагоприятное положение среди своих сверстников (коллег).

На карте групповой дифференциации номера испытуемых можно обозначить какими-либо знаками, например, мальчиков – треугольниками, а девочек – кружками тем самым, отделяя по половым отличиям.

Для выявления микрогрупп на основе первой матрицы строят вторую (рис. № 2). Порядок составления второй матрицы следующий. Заготавливают такую же сетку, как для первой матрицы. Из верхнего угла в правый нижний проводят диагональ, перечеркивая расположенные по этой линии клетки квадрата. Из первой матрицы выбирают любого испытуемого, имеющего взаимный выбор. Его порядковый номер и фамилию заносят в первую строчку матрицы. Этот же номер проставляют в первой клетке сверху (на рис. 2.-1 -Акульшин). Затем из первой матрицы выбирают тех, кто находится во взаимном выборе с занесенным в первую строчку. Его порядковый номер и фамилию записывают во вторую строчку (на рис. 2-14 - Лушин). Этот же номер заносят сверху во вторую колонку. В соответствующие клетки матрицы записывают знак «+». Следующий член группы, находящийся во взаимном выборе с № 14, записывают в третью строчку с сохранением его номера из первой матрицы. Номер ставят в третью колонку. Знак «+» проставляют в соответствующие клетки. Выбор из первой матрицы надо продолжать до полной исчерпанности взаимных выборов у всех, кого заносят в последующую строчку. Иначе говоря, должен замкнуться круг лиц с взаимным выбором. Того, кто не имеет взаимного выбора, записывают в конце матрицы. Микрогруппа может состоять из двух и более человек.

Интерпретация результатов:

Подводя первые итоги исследования, студенты должны выяснить следующее:

  1. Что обеспечивает тому или иному испытуемому определенное место в структуре межличностных отношений в коллективе?
  2. Влияет ли положение отдельных испытуемых на коллектив в целом?
  3. Является ли «звезда» фактическим лидером данной группы? Чем объясняется её влияние в данной группе?
  4. Чем объясняется положение в коллективе тех, кого никто не выбирал?
  5. Чем вызвано наличие обособленных группировок?
  6. Что в них объединяет испытуемых?
  7. Какова роль группировок в жизни коллектива?
  8. В каком отношении находятся официальная и действительная структуры коллектива?

Данные исследования полезно сопоставлять с результатами наблюдений учителей и воспитателей за жизнью коллектива. Могут быть расхождения между реальными отношениями и теми, которые можно предполагать на основании карты. Это происходит потому, что данные, полученные описанными выше способами, информируют не только о действительных, но и о желаемых отношениях.

 

 

фамилия                                              
  Акульшин                           U           U     U
  Бородко           U       Í                         Í
  Громов                   Í       U                 U
  Демин     Í           U               Í            
  Зайцева   Í                                 Í   Í    
  Жегин   U         U     Í                          
  Ильичев           U                       Í Í        
  Карасева         Í           U       U                
  Коренев       U             Í             Í          
  Кузнецова                                   U   U   Í  
  Курчина               U             Í   Í            
  Ларионов       Í       Í                   U          
  Лобанова                   Í Í           U            
  Лушин U     Í                                       U
  Мурашова               U                     Í       Í
  Механик     Í   Í                       Í            
  Найденова                         U         Í         Í
  Некрасов Í                 U   Í                      
  Никитина                   Í Í                   Í    
  Николаев U                 U                         Í
  Нуржа                   Í       Í                 Í
  Павлова               Í     Í           Í            
  Панин U   U                     U                  
Кол-во выборов                                              
Кол-во взаимн. выборов                                              

 

фамилия                                              
  Акульшин   U U U                                      
  Лушин U     U U                                    
  Николаев U     Í   U                                  
  Панин U U     U                                    
  Громов   U   U   Í                                  
  Кузнецова     U       U                                
  Некрасов Í         U   Í                              
  Ларионов             U         Í                      
  Бородко       Í   Í       U                          
  Жегин           Í     U   U                        
  Ильичев                   U                          
  Карасева                         U U                  
  Курчина                       U   Í     Í            
  Мурашова       Í               U                      
  Коренев             Í           Í     U              
  Демин         Í                   U   Í            
  Найденова       Í     Í                     U          
  Лобанова           Í             Í       U   U        
  Зайцева                 Í                            
  Механик         Í       Í                       Í    
  Никитина                                 U         Í Í
  Нуржа Í                         U   U              
  Павлова                           Í Í                

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.