КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6. Успех
Тема 5. Стресс. Тема 4. Основные теории взросления. Взросление и проблемы ролевого поведения. Роль. Виды ролей. | Ролевые нарушения. Социальные, семейные, половые роли. Ролевые конфликты. Теория эго-идентичности Э. Эриксона. Диффузия идентичности (по Э. Эриксону). Кризис идентичности. Что такое стресс? Виды стресса. Стресс — это хорошо или плохо? Последствия стресса. Стрессовые ситуации (дома, в школе, на улице и т.д.). Как справится со стрессом? Стресс идепрессия. Что значит быть успешным? Какой человек может стать успешным? Умение преодолевать препятствия как составляющая успеха. Всегда ли успешный человек бывает счастлив? Как стать успешным и счастливым? Естественно, данное тематическое планирование является примерным и должно видоизменяться в соответствии с уровнем развития как самих подростков, так и взаимоотношений между ними. Обратимся к описанию специфики методических средств, которые можно использовать в программе. В отличие от дошкольников и младших школьников, подростки наиболее открыты дискуссионным методам. Среди самых эффективных дискуссионных методов можно выделить «Неоконченные предложения», «Чужие проблемы», «Чужие письма». В методе «Неоконченные предложения» подросткам предлагается закончить те или иные предложения на какую-либо значимую для них тему, а потом обсудить, кому удалось закончить их наиболее интересно, например: «Когда у родителей плохое настроение.,.» «Когда у меня плохое настроение...»; «Когда у родителей хорошее настроение...» «Когда у меня хорошее настроение...». В «Чужих проблемах» ведущий читает или рассказывает заранее подготовленный отрывок из беседы с одним из подростков и предлагает ребятам сначала сформулировать его проблему, затем подумать о возможных способах ее разрешения. В качестве возможного Примера приведем отрывок из беседы с девочкой 15 лет (записано Н.Гус). — Твоя мама говорит, что ты стала замкнутой, не разговариваешь с ней. — А чего веселиться. Ну и пристает она все время со своими глупыми вопросами: «Как у тебя дела? Что нового?». Что я могу ответить, когда в школе каждый день одно и то же, ничего нового. У девчонок одни разговоры: одежда, косметика, парни. Кто какой прикид купил, кто с кем ходит, кто с кем расстался. — А тебя это совсем не волнует? — Ну волнует, меня и на дискотеки приглашают девчонки, конечно, из вежливости, но я отказываюсь. Вернее, все равно мама не пустит, да и идти мне не в чем. Вернее, у меня все есть, но сидит как-то ужасно. Я знаю, что если я оденусь, как они, выглядеть буду глупо, да и не идет это мне. — Это тебе мама так говорит? —Я и сама знаю. Разве сложно догадаться, стоит в зеркало на себя посмотреть... Кому я нужна такая... «Чужие письма» являются модификацией «Чужих проблем», т. е. имеют форму письма одного подростка другому. Здесь можно провести не только обсуждение проблем, имеющихся в письме, но и предложить ребятам написать ответ этому подростку. Написанные ответы также можно потом обсудить. Приведем пример такого письма и ответа (записано О. Поповой). Дорогая подружка! Что мне делать? Мне уже 14 лет. У всех моих подружек есть молодые люди. А в мою сторону ребята даже не смотрят. Я пробовала все: крашусь так же, как мои подруги. Одеваюсь по моде, выливаю на себя полфлакона духов, но все бесполезно. Наверное, я страшная и никому не нужна. Привет, Машуха! По-моему, это не та проблема, о которой можно так волноваться. Мой совет: будь самой собой. Не уподобляйся остальным девчонкам, будь индивидуальностью. Совсем не обязательно краситься, словно индеец, вышедший на тропу войны, и одевать суперкороткие юбки, только чтобы обратить на себя внимание ребят. Дай всем понять, что ты веселая. Общительная, эрудированная девушка, с которой можно интересно провести время. Очень скоро ты увидишь, что это намного важнее, чем быть просто супер-секси девчонкой. И запомни, что в каждом человеке есть что-то, чего нет больше ни у кого, у каждого своя изюминка. Найди ее в себе, и будь уверена, что другие тоже ее обязательно заметят и будут тебя за нее ценить. Помимо дискуссионных, в занятиях часто используются ролевые методы, поскольку для формирования зрелой эго-идентичности подросткам необходимо попробовать себя в различных ролях, примерить к себе различные модели поведения, чтобы найти свои. Но, в отличие от младших детей, подростки предпочитают не ролевые действия и принятие ролей животных, а ролевые ситуации, приближенные к их реальной жизни. Приведем примеры ситуаций, которые могут предлагаться с заданием найти из них выход. «Ты уходишь к другу смотреть новый фильм или играть в новую игру и рассчитываешь прийти домой не раньше 21.00. Но при выходе натыкаешься на отца или на маму, и они говорят, что ты должен быть дома не позже 18.00, иначе не видать тебе компьютера на день рождения». «Родители говорят, что ты ничего не делаешь по дому, и они решили, что ты отныне по выходным будешь мыть посуду. А ты это терпеть не можешь». А некоторые ситуации могут даваться с условием, что роль мальчика исполняет девочка, а роль девочки — мальчик. Приведем примеры. «Мальчику нравится девочка, и он хочет пригласить ее на свой день рождения домой, где будут и другие ребята и девчонки. Она не хочет идти, Ей надо отказать так, чтобы он не обид елся к «Мальчик хочет сидеть с девочкой за одной нартой. Как ему сказать ей об этом?». Помимо дискуссионных и ролевых, как мы уже отмечали, начиная с VI класса можно использовать методы предъявления и отыгрывания психологической информации, чтобы дать возможность ребятам через обсуждение типичных проблем других подростков «примерить их проблемы на себя», осмыслить собственные проблемы и осознать их неуникальность, самому выбрать модели поведения и способы реагирования в конфликтных ситуациях. Приведем пример включения такого задания в занятие VI класса «Как живется агрессивному человеку? Агрессивность и болезни». Занятие начинается с коллективного сочинения сказки, имеющей такое начало: «Утром я проснулся жутко агрессивным...». Далее группа делится на две команды. В течение трех минут одной из команд необходимо подготовить как можно больше доказательств того, что агрессивному человеку живется легко, а другой команде — что трудно. По окончании игры ведущий подводит учащихся к выводу, что агрессивному человеку жить довольно непросто. Далее ведущий сообщает, что агрессивность часто приводит к возникновению психосоматических заболеваний. Учащимся дается информация о выделенных типах личности: А и В. В тетрадях они записывают особенности людей типа А (склонность к соперничеству, обязательной победе, чувство превосходства над окружающими, повышенная раздражительность, повышенная агрессивность). Затем обсуждают, почему люди типа А могут заболеть. В конце занятия каждый участник получает карточку с описанием типичной ситуации из школьной жизни и придумывает, как разрешает эту ситуацию ученик типа А и ученик типа В. Пример ситуации: «Вася долго решает задачу на уроке математики. Вот уже прозвенел звонок. Вася волнуется. А тут Маша, его соседка, говорит ему: «Эх, ты! Все справились, а ты к стулу прилип». И тогда Вася...». Подводя итоги описанию групповых занятий с подростками, можно сделать вывод, что основа этих занятий — это обучение учащихся жизненно важным навыкам или психосоциальной компетентности — способности индивида к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению в гибком и адекватном поведении во взаимодействии с внешним миром. И включение подростков в такие занятия будет способствовать не только сохранению психологического здоровья, но и улучшению учебной мотивации, повышению работоспособности, стабилизации внимания и памяти, снизит риск наркомании и алкоголизации.
Схема анализа урока (Автор Н.А. Фландерс)
Цель: анализ интеракции (взаимодействия) между учителем и учеником Материал: таблица категорий интеракций, бланк для фиксации категорий Форма проведения: индивидуально Процедура проведения: Организовывается наблюдение за взаимодействием учителя и учеников на уроке. Идеальные условия для работы - выполнение звуковой записи с помощью магнитофона. На уроке следует определять категории через каждые три секунды, их номера записываются в столбик. Тем самым за минуту фиксируется примерно 20-25 номеров. Следует поддерживать более - менее ровный темп. Прежде чем приступать к наблюдению, полезно в течение первых 5 — 10 минут ознакомиться с происходящим на уроке, а затем уже приступать к определению категорий. На своем бланке время от времени можно делать дополнительные записи наиболее интересных фрагментов. Определение категорий нужно приостановить, если деятельность в классе не отвечает требованиям, например, когда ученики работают с учебником или читают про себя. В этом случае нужно сделать в своих записях соответствующую пометку о происходящей деятельности и о затраченном на это времени. Определение категорий продолжить, как только в классе возобновится подходящая деятельность. Система анализа интеракции Н.А.Фландерса состоит из десяти категорий (см. таблицу). Таблица 1.
Воздействие учителя на ученика может быть прямым и косвенным. Прямые влияния ограничивают активность учащихся. Такие ограничения создают лекции, указания, критика, оправдание личного авторитета (это категории 5, 6, 7). Косвенные воздействия учителя создают наиболее оптимальные условия для повышения активности учащихся. Такие условия создают: акцептование или принятие чувств и мыслей учащихся, одобрение их реакций, вопросы (это категории 1, 2, 3, 4). Пояснения к категориям 1 - 4: Косвенное влияние учителя. Категория 1: Акцептование чувств или принятие настроя. Учитель в мягкой манере принимает реакции ученика и выясняет его установки. Учитель не наказывает ученика за негативную реакцию, а дает понять, что он его понимает. Акцептование чувств учащихся учителем - довольно редкое явление. Пример: Ученик (У): Я не могу нарисовать лошадь 9 Педагог (П): Хорошо, сделай только набросок 6 Не мне же рисовать ее за тебя. Если ты думаешь, что сможешь испортить картину, не пиши ее, постарайся найти выход. Фон так хорош, и мне бы не хотелось, чтобы ты испортил его 2 П.: Хорошо 1 Категория 2: Похвала или одобрение Это могут быть такие обращения, как "хорошо", "прекрасно", "правильно", "я доволен тобой", "продолжай", "расскажи еще что-нибудь". Это может быть шутка, снижающая напряжение (но не за счет учеников). Категория 3: Акцептование мыслей ученика. Если ученик излагает какую - то мысль, то учитель может перефразировать ее, сказать проще или резюмировать сказанное учеником. Учитель может сказать также: "Это интересная мысль", "Я понимаю, что вы думаете". Утверждения, относящиеся к третьей категории, особенно трудно распознавать. Учитель легко может перейти от мысли ученика к своей мысли. Для идентификации утверждений третьей категории можно воспользоваться вопросом: "Принадлежит ли приведенная учителем мысль ему самому или ученику?" Если это мысль ученика, то утверждение относится к категории 3, если же мысль принадлежит учителю, то следует использовать другие категории. Порой учитель будто и не слышит, что говорит ученик. Это неправильно. Для установления контакта очень важно использование мыслей ученика. Этот прием общения активизирует учащихся. Категория 4: Задавание вопросов учащимся. Сюда относятся только те вопросы, на которые ожидается получить ответ ученика, но в них не заключены приказание или критика. Когда учитель задает вопрос и сам тотчас отвечает или начинает читать лекцию, то вопрос был задан не с целью получения ответа. Такого рода риторические вопросы к категории 4 не относятся. Приведем пример вопроса, который также не относится к категории 4: "Петр, когда ты, наконец, будешь сидеть спокойно?" В этом случае имеет место критика - категория 7. Вопрос "Сколько будет два плюс два?" в некоторой мере ограничивает свободу ученика. Он предполагает три варианта поведения ученика: ответить правильно, допустить ошибку, отказаться от ответа. Несомненно, такой вопрос сосредотачивает ученика больше, чем вопрос "Как ты считаешь, что нам теперь делать?". Чем обобщеннее и обширнее вопрос учителя, тем больше у ученика возможностей для ответа. Пояснения к категориям 5-7: Прямое влияние учителя. Категория 5: Лекция. Лекция имеет наиболее частое применение, но ее можно переплести комментариями и вопросами учеников, риторическими вопросами. Категория 6: Подача указаний (приказаний). Указаниями и приказаниями направляется деятельность класса, чтобы ученики согласились с учителем. Указание отличается от приказания тем, сколько свободы действий предоставлено ученику для его исполнения. Категория 7: Критика (порицание или оправдание авторитета). Критика должна превратить неприемлемое поведение ученика в приемлемое. Учитель говорит: "Я не доволен тем, что ты делаешь, сделай по-другому". К этой категории относятся и так называемые утверждения в защиту своей точки зрения и для оправдания самого себя. Такие утверждения в особенности трудно распознать, когда учитель объясняет урок. Словом, когда учитель защищает свои убеждения или оправдывается, мы имеем дело с данной категорией. Пояснения к категориям 8-10: Вербальное поведение ученика. Категория 8: Ответы на вопросы по требованию учителя. Все, что ученик выполняет под воздействием учителя, относится к этой категории. Сюда относится и устный ответ, если характер ответа определен учителем. Категория 9: Ученик отвечает по собственной инициативе. Общие вопросы учителя могут привести ученика к изложению своих мыслей. Иногда трудно различить восьмую и девятую категории. Категория 9 используется в том случае, если ответ ученика не совпадает с тем, что предполагал учитель. Если учитель обращается к ученику, добровольно поднявшему руку: "Хочешь что-нибудь?", то, по всей вероятности, правильно использовать девятую категорию. Категория 10: Молчание, галдеж, шум К этой категории относится все остальное, что не приведено в других категориях: высказывание на перебой, когда трудно остановить говорящего, замешательство, короткие паузы, молчание.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |