Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные правила определения категорий




Правило 1. Если сомневаетесь, к какой категории отно­сится утверждение, выберите ту, которая дальше всего от­стоит от пятой категории.

Например, если наблюдатель не уверен, с какой из двух категорий (2 или 3) он имеет дело, он выбирает категорию 2. Если он сомневается перед выбором между 5 и 7 категори­ями, следует остановиться на категории 7.

Правило 2. Если поведение учителя все время носило характер прямого влияния, то без ясного доказательства не следует переходить на категории противоположного пове­дения.

Если наблюдатель находит, что должен перейти от пря­мого поведения к косвенному или наоборот, он должен убе­диться, что учитель уже изменил свое поведение.

Правило 3. Наблюдатель должен исходить из того, как слова учителя понимают ученики, а не из того, что имел в виду учитель.

Наблюдатель должен задать себе вопрос: "Какое значе­ние имеет такое поведение для учеников, ограничивает или расширяет свободу их действий?". Если ученики истолко­вывают утверждение учителя как критику в их адрес, то сле­дует использовать категорию 7, а не 2. Если учитель язви­тельно заметил: "Ну и молодцы", то опять-таки фиксирует­ся категория 7.

После анализа урока учитель порой восклицает: "Но я думал...", "Я пытался похвалить...", "Я собирался развить мысль ученика..." Все эти возражения свидетельствуют, что учитель больше фиксирован на том, что он намеревался сделать, чем на реальном явлении.

Правило 4. Наблюдатель записывает категории через каж­дые три секунды, не меняя темпа.

Если в течение 3-х секунд регистрируется более одной категории, то все следует и записать. Например, за 3 секун­ды учитель успевает спросить ученика, услышать ответ и похвалить. Если за три секунды изменений не наблюдалось, номер категории повторяется.

Правило 5. Молчание, затянувшееся более чем на 3 се­кунды, обозначается категорией 10.

Наблюдатель часто игнорирует моменты молчания и од­новременно разговора.

Обработка результатов:

Записывая урок, предпочтительнее категории, из которых представлена одна интеракция, объединять вместе. Каждую последующую интеракцию записывать в столбик.

Пример 1:

9 6 2 (инициативный разговор ученика, подача указаний, похвала)

9 3 2 (инициативный разговор ученика, акцептование мыслей, похвала) Пример 2: 5 5 4 8 (разговор учителя, вопрос, ответ)

4 8 3

5 5 4 8

Непосредственно после наблюдения следует составить общее описание происходящего в классе, разбив его на периоды. Требуется отметить характер деятельности всего класса и учителя, состав учеников, а также дополнительные данные, которые, по мнению наблюдателя, являются необ­ходимыми.

Интерпретация результатов:

Анализируя уроки, необходимо обратить внимание на соотнесение разговора учителя и учеников по времени. На­сколько активны ученики во время урока, можно изучить, подсчитав общее число категорий разговора учителя и уче­ников (например, 23 / 33).

Следует отметить, к какому типу обучения относится ана­лизируемый урок: опосредованному или прямому. Благоже­лательная атмосфера присутствует на тех уроках, где чаще используются категории 1, 2, 9. Они подтверждают роль поощрения в научении и придают непринужденный харак­тер в общении во время урока. В уроках - сообщениях, в основном, используются категории 5, 4, 8, 3. Учитель не реагирует и поощряет, а сообщает и дает указания.

Профессиональное мастерство учителя тесно связано, с умением задавать вопросы. В анализируемом уроке необ­ходимо выделите систему вопросов, которые помогали уча­щимся усвоить научные понятия, указать, что требовал от ученика каждый вопрос: припомнить информацию, закрепить научение, приложить минимальные мыслительные усилия или сложные формы мышления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.