Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вводные замечания. Направленность личности в общении




Направленность личности в общении

Практикум

Вопросы для самопроверки.

1. Что такое механизмы общения?

2. Каков механизм психического заражения?

3. Как соотносятся между собой заражение и внушение?

4. Назовите условия, при которых повышается эффективность внушения.

5. Чем отличается убеждение от внушения''

6. Каковы условия эффективности убеждающего воздействия?

7.Какую роль и грает подражание в общении?

8.Перечислите функции и назовите виды подражания.

9. Дайте определение понятия моды как социально-психологического явления.

10.Каковы факторы динамизма моды?

11.В чем состоит механизм изменения моды?

12.Какова природа и функции моды?

13.Есть ли границы потенциала и возможностей моды?

14.Возможен ли социальный контроль моды?

Литература

1. Атватер И. Я вас слушаю. – М. 1984.

2. Брудный А.А. Понимание и общение. – М. 1989.

3. Волоскова Н.Н., Козловскмая Н.В. Агрессия: основные проблемы и направления исследования. – Ставрополь. 2006. – 362 с.

4. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. – Киров. 1989.

5. Добрович А.А. Общение: наука и искусство. – М. 1989.

6. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. – М. 1990.

7. Карандашев В.И. Основы психологии общения. – Челябинск. 1990.

8. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – СПб. 1999.



Занятие по данной теме может проводиться с любым контингентом студентов, изучающих социальную психологию в рамках раздела «Общение».

Общение — одна из основных психологических категорий. Это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. Общение как феномен является неоднозначным и весьма разнородным: оно может быть формальным, а может быть образцом взаимопонимания, может быть лишь обменом, а может быть и творчеством, может являться проявлением эгоизма, манипуляции, а может служить примером взаимоуважения и высокой нравственности.

Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми, посредством своего отношения к другим, а бытие человека в его отношении к другим людям есть сфера этического. Уровень нравственного развития оказывает самое существенное влияние на все стороны процесса общения, поскольку личность не только формируется в общении, но и во многом определяет его.

Процесс межличностного общения может быть настолько разнообразен, насколько может быть разнообразна личность.

Большинство авторов, говоря о структуре межличностного общения, выделяют три компонента, которые принято считать традиционными: поведенческий, аффективный и когнитивный. Такой точки зрения придерживаются Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Н. Н. Обозов. Выделение этих компонентов оправданно, но они не существуют сами по себе, в них находит свое выражение личность, они определяются ее мотивами, ценностями и смыслами.

Для успешного общения необходимо, чтобы общающиеся обладали неким оптимальным комплексом качеств. Обобщить их можно понятием «коммуникативная компетентность», которая является и условием, и средством общения.

Специальные исследования коммуникативной компетентности начались в нашей стране в конце 60-х годов XX века, хотя о важности этого вопроса упоминали еще А. С. Макаренко и Л. С. Выготский. Одно из первых исследований было проведено А. А. Бодалевым, который обозначил перечень качеств, необходимых для успешного общения: направленность, при которой другие люди стояли бы преимущественно в центре системы ценностей, определенный уровень развития когнитивных процессов и эмоциональной сферы, способность выбирать подходящий способ поведения в общении.

Впоследствии другие авторы дополняли и уточняли перечень составляющих коммуникативной компетентности. С. Л. Братченко, обобщив многочисленные точки зрения, пришел к выводу, что в структуре коммуникативной компетентности помимо качеств, представляющих традиционные три компонента общения (когнитивного, эмоционального и поведенческого), можно обнаружить также и качества, относящиеся к личностным характеристикам, — направленность, система установок, ценности, потребность в общении и т. п. Таким образом, в структуре коммуникативной компетентности выделяется личностный компонент, в котором находят свое выражение потребностно-мотивационная и ценностно-смысловая и, прежде всего, нравственная сферы данного человека. Он принципиально несводим к другим составляющим, но в то же время играет системообразующую роль.

С. Л. Братченко также была разработана типология межличностного общения, которая послужила основой для разработки средств диагностики уровня развития коммуникативной компетентности. Основой для построения типологии общения послужила концепция диалога М. М. Бахтина, развитая впоследствии А. У. Харашем, Е. А. Родионовой, Г. М. Кучинским, А. М. Матюшкиным.

В соответствии с этой типологией межличностное общение может происходить принципиально различными способами — по типу межличностного диалога и по типу межличностного монолога. Критерием для такого выделения являются не объективные характеристики (например, количество участников или время коммуникации), а внутренняя личностная позиция человека в общении, которая детерминирует коммуникативные стратегии и соответствующие средства их реализации. Главной в данном случае является ориентация личности в координатах Я и другой: межличностный диалог предполагает установки на равноправие, межличностный монолог редуцирует роль другого и исходит из приоритета Я. Отношение к другому находит свое выражение в концепции собеседника. Диалогу соответствует представление о нем как о личности самостоятельной, внутренне свободной и незавершенной, конкретной и неповторимой, оно утверждает его полноправность, ориентировано на развитие. Эта концепция другого является симметричной, что означает ее применимость и к Я как свободному и равноправному. Монологу соответствует концепция собеседника как объекта воздействия. В основе межличностного диалога — отношения взаимного уважения, доверия, открытости; в монологе — это игнорирование партнера, недоверие, замкнутость.

Поскольку личностный компонент коммуникативной компетентности определяет проявления когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, то в диалоге и монологе они будут принципиально различными (табл. 1).

Таблица 1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.