КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профессиональный отбор персонала
Профессиональный отбор кадров в организации является одним из наиболее важных этапов подбора персонала и включает следующие этапы: создание кадровой комиссии; формирование требований к рабочим местам; объявление о конкурсе в средствах массовой информации; медицинское обследование кандидатов; оценка психологической устойчивости кандидатов; анализ увлечений и вредных привычек кандидатов; комплексная оценка кандидатов по рейтингу и формирование окончательного списка; заключение кадровой комиссии по выбору кандидатуры на вакантную должность; утверждение в должности, заключение трудового договора; оформление и сдача в отдел кадров кадровых документов кандидата. Перечень типовых документов для приема и оформления на работу на предприятие: листок по учету кадров (резюме); личное заявление о приеме на работу; трудовая книжка; рекомендательное письмо (характеристика); копия документа об образовании; фотографии сотрудника; бизнес-план работы в должности (для руководителя). После оформления перечисленных выше кадровых документов и сдачи их в отдел персонала необходимо провести комплексную оценку потенциала и качеств кандидатов. Объем и степень детализации оценки зависят от категории работника и важности его рабочего места. Чем выше уровень управления, тем больше должна быть детализация и достоверность оценки. На это обычно уходит 2-3 недели. После анализа оценки и положительного решения вопроса о приеме па работу руководителем предприятия в отделе кадров оформляются остальные документы: приказ о приеме па работу; контракт сотрудника; должностная инструкция; договор о полной материальной ответственности (для материально ответственных лиц); акт приемки-передачи рабочего места (материальных ценностей).
Рис. 1.3.1. Модель рабочего места Регламент "Порядок приема персонала в организацию" приведен втабл. 1.3.2. Таблица 1.3.2 Регламент "Порядок приема персонала в организацию"
Тест "Оценка подбора персонала организации" Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы (табл. 1.3.3) "да" или "нет", проставляя на листе бумаги ответы: 1 — да, 2 — нет. 3 — да и т.д. Время, отводимое на выполнение теста, — 5 мин.
Ключ теста: Подсчитайте количество ответов "да" и присвойте каждому по 1 баллу. При наличии определенного количества ответов "да" можно сделать следующие выводы о системе профотбора персонала: 16 и более - отлично; от 12 до 15 — хорошо; от 8 до 11 - удовлетворительно; до 7 - неудовлетворительно. Основное назначение приведенного теста состоит в том, чтобы привлечь Ваше внимание к проблемам, с которыми Вы столкнетесь, если захотите, чтобы у Вас работали только подходящие люди. Кроме того, этот перечень должен обратить Ваше внимание на опасность неформализованного подхода к найму. Многие ответы будут зависеть от размеров Вашей организации и конкретных видов работ, на которые Вы набирали сотрудников в прошлом. Если Вы впервые нанимаете новых сотрудников, вернитесь к данному тесту после изучения всего раздела 1.3. Даже если Вы занимались наймом работников прежде, примите во внимание, что при этом одинаково важно тщательно оценить необходимость в найме, выбрать подходящие методы найма, определить отборочные критерии и методы и обеспечить соответствие действующему законодательству. Если Ваша организация предпочитает использование внештатных работников или работников, занятых неполный рабочий день. Вам сначала придется решить, нужен ли Вам сотрудник, занятый полную рабочую неделю, или нет, а затем сделать выбор между договором о найме (с занятостью полную или неполную рабочую неделю) или договором о предоставлении услуг (для внештатных работников, агентов и др.). Если Вы отнесетесь к какой-либо части этого процесса без должного внимания, Вы тем самым увеличите риск неудачи в найме и отборе персонала. Выделим три момента, которые следует всегда помнить. Во-первых, профессиональный отбор персонала необходимо рассматривать в контексте общего планирования организации подобно тому, как Вы это делаете при решении вопроса о вложении средств в новый завод или оборудование. Во-вторых, хорошо структурированный подход, основанный на четком выполнении регламента "Порядок приема персонала", с большей вероятностью способен привести к успеху. И, наконец, каждая из стадий этого процесса важна и может помочь сократить расходы на содержание персонала и снизить вероятность неудачи. Отбор подходящих людей - важный шаг в формировании Вашего бизнеса, но сохранение и развитие сотрудников с учетом интересов организации имеют решающее значение для успешного управления персоналом. Эти вопросы будут рассмотрены в других разделах учебника "Основы управления персоналом". Собеседование Собеседование со вновь принимаемым работником до сих пор имеет решающее значение при приеме на работу. Важно к нему серьезно подготовиться и знать известные методы: Британский метод основан на личной беседе с кандидатом членов кадровой комиссии и анализе качеств кандидатов, их родственников, рекомендателей. Немецкий метод основан на предварительной подготовке кандидатами значительного числа документов с обязательными письменными рекомендациями известных ученых, руководителей, политиков. Американский метод сводится к проверке интеллектуальных способностей, психологическому тестированию с использованием компьютерных технологий и наблюдению за кандидатами в неформальной обстановке. Китайский метод основан на письменных экзаменах и имеет исторические традиции со времен династии Мин. Кандидаты пишут ряд сочинений и поэм, доказывая знание классики, легкость стиля и слога письма, знание истории. Число кандидатов, приглашаемых для собеседования, зависит в определенной степени от того, сколько времени выделено на собеседование. Главная цель - обеспечить отбор наилучших претендентов для включения в окончательный список. Нужно решать эту задачу систематически и использовать подготовленный ранее набор "минимальных" и "идеальных" критериев для принятия решения. Если Вы составили заранее модель рабочего места, то будет ряд общих или узкопрофессиональных требований. Традиционно число кандидатов в окончательном списке равно пяти, но единственным обоснованием этой цифры, по-видимому, является тот факт, что это максимальное число человек, с которыми Вы сможете эффективно провести собеседования в течение рабочего дня с учетом потерь, связанных с транспортом, перерывами между собеседованиями и принятием решений по завершении бесед. Может оказаться, что у Вас не будет даже пяти заявлений, но Вы все же должны рассмотреть их в один день. Если ни один из кандидатов Вам не подошел, Вы можете снова дать объявление или пересмотреть предъявляемые Вами требования к кандидатам. Состав комиссии по собеседованию небольшой организации: директор предприятия, начальник отдела кадров, юрисконсульт, социальный психолог, руководитель подразделения (куда принимается кандидат). Приведенная в табл. 1.3.4 анкета собеседования содержит некоторые вопросы, которые могут быть заданы кандидатам.
Таблица 1.3.4 Анкета "Собеседование с кандидатом на должность" Ф.И.О._______________________ Дата.. _____________
Собеседование преследует две главные цели: помочь организации оценить кандидатов на соответствие должности; помочь кандидатам оценить организацию как будущее место работы - и включает следующие этапы: формулирование вопросов кандидатам; план собеседования; управление собеседованием; принятие решений по результатам собеседования. В практической работе применяется упрощенная форма итогового листа собеседования (табл. 1.3.5). Таблица 1.3.5 Оценка кандидатов на должность начальника участка Дата__________________
Из таблицы видно, что предпочтение кадровой комиссии отдается кандидатуре Иванова Н.П., набравшего 20 баллов.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |