Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели системы образования России




Система российского образования

Обучение персонала

Лучше научиться поздно, чем никогда.

Эзоп

Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффек­тивного использования в профессиональной деятельности. Система образования является сложным социально-экономическим и научно-техническим комплексом народного хозяйства России и характеризу­ется на 2000 год следующими показателями:

общее число образовательных учреждений - 76223;

общая численность учащихся и студентов - 28803 тыс. человек;

общий выпуск учащихся и студентов - 3419 тыс. человек;

общая численность занятых в сфере образования (преподаватель­ский состав) - 2130 тыс. человек;

удельный вес расходов на образование из госбюджета - 3,9 %.

Показатели системы образования в России за период с 1985 по 2000 годы приведены в табл. 1.7.1.

 

 

Таблица 1.7.1

 

Показатели   Годы
         
1. Общее число образовательных учреждений          
1.1. Общеобразовательные учебные заведения (школы), ед.          
1.2. Начальные профессиональные учебные заведения(ПТУ),ед          
1.3. Средние профессиональные учебные заведения (техникумы,колледжи),ед          
1.4. Высшие учебные заведения:всего,в т.ч          
  государственные          
  негосударственные - -      
2. Общая численность учащихся, тыс,чел 26005,4 27289,5 27976,4 28804,9 28802,5
2.1. Численность учащихся в дневных общеобразовательных школах, тыс. чел.     21566,8 21478,9 20073,8
2.2. Численность учащихся в учебных заведениях начального профессионального образования, тыс. чел.          
2.3. Численность студентов средних профессиональных учреждений,тыс.чел. 2478,3   1929,9   2308,6
2.4. Численность студентов высших учебных заве­дений, тыс. чел. 2966.1 2824,5 2790.7   4741,4
2.5. Общая численность учащихся в расчете на 10000 населения, чел.          
3. Выпуск учащихся: всего, тыс. чел. 3986,6 3344,7 2650,2 3084,2 3418,8
3.1. Выпускники дневных и вечерних общеобразо­вательных школ, тыс. чел.       1253,2  
3.2. Выпускники учреждений начального профес­сионального образования, тыс. чел.         762,8
3.3. Выпускники средних специальных учебных заведений, тыс. чел.   636,6      
3.4. Выпускники высших учебных заведений, тыс. чел. 476,6 401,1 403,2    
3.5. Выпуск в расчете на 10000 населения, чел. 277,2 225,9 178,7 209,7  
4. Численность преподавательского состава, тыс. чел. 1707,5 2005,8 2333,1 2498,9  
4.1. Численность учителей дневных общеобразова­тельных школ, тыс. чел.          
4.2. Численность преподавателей средних профес­сиональных учебных заведений, тыс. чел. 126,3 124,4 110,7 123,1 117,9
4.3. Численность преподавательского состава госу­дарственных вузов: всего, тыс. чел., в т.ч. 205,1 219,7 252,2 282,4 298,1
    государственных вузов, тыс. чел. 205,1 219,7 239,2 249,6 255,9
    негосударственных вузов, тыс. чел. - -   32,8 42,2

Из таблицы можно наблюдать следующие тенденции изменения показателей по отношению к 1985 году (началу реформ):

1. Число учебных заведений. Отмечается снижение числа общеобра­-
зовательных учебных заведений на 237 единиц. Сократилось количество
начальных профессиональных учебных заведений (ПТУ) на 303 едини­цы. Общий рост числа учебных заведений по всем уровням составил 1 357 единиц, несмотря на глубокий экономический кризис в стране.

2. Общая численность учащихся. Наблюдается рост общей численности учащихся и студентов на 2 797 тысяч человек, несмотря на сокращение этого контингента учащихся в системе начального и сред­него профес-сионального образования соответственно на 308 и 170 тысяч человек. Отметим значительный рост числа студентов вузов – на 1775 тысяч человек или на 60% к уровню 1985 года. В целом общая численность учащихся и студентов в расчете на 10 000 населения имеет тенденцию роста с 1 808 до 1979 человек, то есть почти 20% населения учится!

3. Выпуск учащихся. Общий выпуск учащихся в 2000 г. по отноше­нию к 1985 г. снизился в абсолютном значении на 567,8 тыс. человек и в
относительном значении в расчете на 10 000 населения - на 42 человека.
Произошло это, в основном, за счет резкого снижения выпуска в системе общего среднего образования на 20 тысяч человек, начального про­фессионального образования - на 616 тысяч человек и среднего профес­сионального образования - на 91 тысячу человек. Наметившийся рост числа выпускников вузов (на 159 тысяч человек), безусловно, не мог компенсировать общий спад выпускников. Поэтому сохраняется тен­денция общего снижения выпуска учащихся и студентов в расчете на 10 000 населения, который пришелся на 1995 год (178,7 чел.).

4. Численность преподавателей.. Положительной тенденцией является рост общего числа преподавателей по всем уровням образования, кроме начального профессионального. Так, в общеобразовательных школах произошло увеличение преподавателей на 540 тысяч человек, в средних профессиональных учебных заведениях численность препода­вательского состава практически не изменилась (8,4 тыс. чел.), а в вузах увеличилась на 93 тысячи человек, причем 45% прироста преподавате­лей обеспечили негосударственные вузы. Если в 1985 году на 1 преподавателя вуза приходилось 14,5 студентов, то в 2000 году уже 15,9 студентов. В обще-образовательных школах наблюдается относительное снижение числа учащихся в расчете на 1 преподавателя: 15,9 учащихся в 1985 г. и 11,7 человек в 2000 г., что приводит при фиксированном фонде
заработной платы труда и ставках оплаты работников бюджетной сферы
к снижению средней заработной платы преподавателей.

5. Расходы на образование. Несмотря на абсолютный рост расходов на
образование, пересчет этих сумм с учетом индекса сопоставляемых цен и
коэффициентов инфляции позволяет сделать неутешительный вывод о фи­-
нансировании образования по остаточному принципу в неполном размере.
Это видно по распределению расходов на образование в государственном
бюджете последних лет: 1997 г. - 5,9%, 1998 г. - 3,5%, 1999 г. - 3,8%. в
2001 г. -3,9%, в 2002 г. наметился рост-4,8%. Развитие платного обучения
в государственных и негосударственных вузах является дополнительным
источником "выживания" прежде всего высших и средних профессиональных учебных заведений. Так, в 1999 году было привлечено внебюджетных средств на сумму около 9 млрд. руб., т.е. до 40% федерального бюджета на образование. Однако в условиях общего обнищания населения и небольшой доли среднего класса в обществе (18%) платное обучение не решает проблем финанси-рования системы образования и приводит к ущемлению прав большей части населения, рассчитывающей на бесплатное образование.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 849; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.