Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Два сценария институционального развития




1990 1991 1992 1995 1998 1999

Ству

10


5

0

 

Анализ уровня доверия в российском обществе позволяет говорить о рассогласовании, неконгруэнтности неформальной нормы и нормы, на основе которой функционирует рынок. Анало­гичные выводы можно сделать и на основе анализа остальных пяти параметров60. Следовательно, приходится предполагать не конвергенцию неформальных и формальных норм в результате импорта института рынка, а их дивергенцию, возрастающее рассо­гласование. Итак, сформулируем два сценария развития событий в случае импорта института. Во-первых, в случае конгруэнтности формальных и неформальных норм происходит ускорение институ­ционального развития. Но при этом радикальной смены траекто­рии институционального развития не происходит, ведь изначально формальные и неформальные нормы не противоречили друг другу. Институт лишь проходит быстрее ряд этапов своего становления, которые в случае эволюционного развития заняли значительно больший период времени. Во-вторых, в случае неконгруэнтности формальных и неформальных норм происходит замедление инсти­туционального развития ввиду роста рассогласования между формальными и неформальными нормами. Второй сценарий тем более не предполагает, что происходит радикальная смена траектории институционального развития. Сравним два ука­занных сценария институционального развития более подробно в табл. 14.2.

Подведем итоги. Революционный вариант, связанный с им­портом формальных институтов, тоже оказывается неспособным радикальным образом изменить траекторию институционального развития. В лучшем случае он ускоряет движение по этой траекто­рии, а в худшем — замедляет. В случае развития событий по второму сценарию возможное решение могло бы заключаться в смене образцов импортируемых институтов, например, амери­канской модели на германскую, французскую, японскую, или наоборот. Такой подход позволил бы найти такую страну-экспор­тера, чьи формальные институты конгруэнтны с неформальными институтами страны-импортера. А далее начинается длительный процесс взаимодействия формальных и неформальных норм: исходный импульс от внедрения нового формального института вызывает реактивные изменения неформальных норм, изменения неформальных норм сказываются на структуре формального института и так далее (рис. 14.3).

 

               
   
 
Изменение соотношения цены подчинения закону и цены внелегальности (изменяется первыйэлемент)  
   
Изменение соотношения цены подчинения закону и цены внелегальности (изменяется второйэлемент)  
 
 
 
   
Изменение неформальных норм


Рис. 14.3

Таблица 14.2

 

 

 

 

  Первый сценарий Второй сценарий
Конгруэнтность норм Существует Не существует
Результат Ускорение институционального развития Замедление институционального развития
Издержки, которые сопровождают импорт института, где ТС — общие издержки, / — прямые издержки импорта, 5 — цена подчинения формальному институту, G — косвенные издержки, связанные с рассогласованием формальных и неформальных норм ТС1 = I1 + I2 + I3 + I4 + S ТС2 = I1 +I2 + I3 + I4 + S+ G1 + G2 + G3 + G4
[I1] Издержки импорта формальных институтов (техническая помощь стран-экспортеров) Издержки I1, I2, I3, I4 и S — такие же, как и по первому сценарию, следовательно ТС2, > ТС1,
[I2] Издержки обучения чиновников и функционеров, обеспечивающих функционирование новых формальных институтов [G1] Трансакционные издержки, растущие из-за сосуществования двух принципов совершения сделок, легального и внелегального (см. аргумент теории соглашений о природе трансакционных издержек)
[I3] Издержки лоббирования принятия новых законов [G2]Издержки экспансии формальных правил. При рассогласовании норм наблюдается тенденция к замещению неформальных норм формальными правилами и росту издержек контроля над их выполнением
[I*] Издержки распространения информации о новых формальных правилах (издание и распространение новых версий законов) [G3] Издержки, связанные с психологическим дискомфортом ведения «двойной» игры по легальным и внелегальным правилам
[S]Цена подчинения закону [G4 ]Цена внелегальности
Пример Импорт Кодекса Наполеона (Гражданского кодекса Франции 1804 г.) в другие страны романо-германского права (Бельгию, Голландию, Италию, Испанию, Португалию) Импорт европейской модели государственного устройства в страны, относящиеся к другим правовым культурам: африканской, исламской, индийской



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.