Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методические материалы к теме 7




Модель восточноевропейского капитализма

 

Впрочем, у стран с неконгруэнтными классическим рыночным и демократическим институтами нормами остается и вариант от­каза от импорта институтов и сохранения эволюционного характера институционального развития. В последнем случае аллокативная эффективность институтов, т. е. их способность распределять право­мочия между экономическими субъектами оптимальным образом, приносится в жертву их адаптивной эффективности, т. е. способ­ности распределять правомочия между экономическими субъек­тами в складывающейся на данный момент ситуации. Учитывая лежащий в основе большинства неформальных норм в России принцип разделения людей на «своих» и «чужих», можно предпо­ложить, что в случае естественной эволюции институтов здесь сформируется рынок не классический, а:

корпоративный, существовавший в 30-40-е годы во Фран­ции, Испании, Португалии и распространенный сегодня в странах Юго-Восточной Азии,

или

«сетевой» (networking), уже описанный нами на примере южных регионов Италии.

В пользу движения к «сетевому» рынку говорит образование в странах Восточной Европы на месте прежних комбинатов, про­изводственных объединений и технологических цепочек «сетей» предприятий. Эти «сети», хотя и не функционируют на основе формального взаимного участия в капитале, основную часть своей производственной деятельности координируют и согласуют сов­местными усилиями. К слову, именно в рамках «сетей» взаимные неплатежи предприятий становятся допустимыми, ведь сохра­нение контроля над смежниками и высокий уровень взаимного доверия создают предпосылки для активного взаимного кредито­вания в товарной форме, чем и являются неплатежи. Учитывая высокий уровень трансакционных издержек и невозможность оперативного перераспределения правомочий, лежащие в основе сетей социальные механизмы регулирования (личные контакты руководителей, репутация фирмы и ее руководителя, особая этика деловых отношений) позволяют успешно адаптироваться к изме­няющимся обстоятельствам, хотя и не являются оптимальными с точки зрения классического рынка

 

Практическое занятие

 

Практическое занятие посвящено анализу конкретной ситуации импорта институтов. Новейшая российская история дает с этой точки зрения богатый эмпирический материал. Представляется целесообразным остановиться на различных вариантах объясне­ния финансового кризиса августа 1998 г. — этот сюжет позволяет сопоставить различные подходы к анализу причин, вызвавших его. Наиболее распространенной на сегодняшний день причиной кризиса принято считать особенности бюджетной политики правительства и денежно-кредитной и валютной политики Цент­рального банка, заключающиеся в их перераспределительной ориентации. Однако один из ключевых аспектов финансового кризиса, коллапс рынка срочных валютных контрактов может быть интерпретирован и с институциональной точки зрения, как пример неудавшегося импорта института. В этой связи план практического занятия может выглядеть следующим образом.

1. Краткая характеристика финансового кризиса, его основные параметры.

2. Анализ одного из подходов к объяснению причин кризиса, например монетаристского.

3. Рассмотрение рынка срочных валютных контрактов в ка­честве примера импорта институтов: формальные и неформальные рамки взаимодействия на этом рынке.

4. Сопоставление альтернативных подходов к объяснению финансового кризиса: что может и что не может сказать институ­циональная теория.

Иными словами, практическое занятие лучше всего организо­вать в форме дискуссии между двумя или несколькими группами студентов, каждая из которых представляет свой теоретический подход к объяснению причин кризиса. Для этого требуется, чтобы каждая из групп подготовила свое выступление на основе списка литературы по вопросу заранее.

Приведем основные тезисы институциональной интерпрета­ции финансового кризиса. Срочный валютный рынок является одним из основных сегментов финансового рынка как за рубежом, так и в России (до августа 1998 г.). В 1995 г. среднесуточный объем сделок (спотовых, форвардных и своповых) на мировом валют­ном рынке достигал 1,19 трлн. дол. Для сравнения среднедневной

оборот второго по значению сегмента мирового финансового рынка — рынка ценных бумаг правительства США — составляет 175 млрд. дол., а оборот 10 крупнейших фондовых рынков мира — 42 млрд. дол., или всего 3,5% от объема трансакций на мировом валютном рынке. Объем рынка срочных валютных контрактов, заключенных российскими банками, на 1 июля 1998 г. составлял 88 млрд. дол. На ту же дату контракты по поставке денежных средств (иностранной валюты) составили 99,1—99,2% всех срочных обязательств банков.

Ключевым моментом в институциональной интерпретации финансового кризиса является анализ соответствия/несоответст­вия между формальными и неформальными институтами, регули­рующими заключение сделок на этом рынке. Следует отметить, что возникновение института срочного валютного рынка в России является примером институционального импорта: первые упоми­нания о валютных форвардах на нашем валютном рынке появи­лись в первой половине 1996 г., когда иностранные инвесторы впервые появились на рынке ГКО/ОФЗ. Отсюда и специфика ситуации: основными игроками на этом рынке являлись нерези­денты и российские банки, действовавшие в связке с нерезиден­тами, а зачастую и в их интересах. В отличие от обычной ситуации импорта институтов, когда объектом воспроизведения становятся формальные институты, в данной ситуации в российскую эконо­мическую практику в первую очередь переносились неформальные институты, носителями которых и являлись нерезиденты. Проблема российского рынка срочных валютных контрактов заклю­чалась в несоответствии между формальными и неформальными рамками совершения сделок, вызванном отсутствием в россий­ских законах, прежде всего в Гражданском кодексе РФ, норм, позволяющих регулировать срочные сделки. Более того, существу­ющие нормы только создавали неопределенность и вступали в противоречие с неформальными нормами, к которым привыкли апеллировать нерезиденты и связанные с ними российские банки. Так, срочная сделка не может быть определена в соответствии со ст. 157 Гражданского кодекса РФ и как условная сделка. В соот­ветствии с этой статьей условная сделка считается совершенной под отлагательным (отменительным) условием, если стороны по­ставили возникновение (прекращение) прав и обязанностей в за­висимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит. Иногда российские суды вообще квалифицировали срочные сделки как сделки-пари, а заложенное в Гражданском кодексе РФ общее правило не предусматривает возникновения прав и обязанностей у участников игры, вытека­ющих из ее результатов и подлежащих судебной защите (ст. 1062 Гражданского кодекса РФ). Именно на основе факта легальной незащищенности срочных сделок и несоответствия формальных и неформальных институтов становится объяснимым домини­рование в России внебиржевой процедуры заключения срочных контрактов — на биржевую торговлю приходилось лишь 1,1% от общего объема сделок со срочными инструментами.

Итог институционального анализа рынка срочных контрактов позволяет сместить акценты в объяснении причин финансового кризиса в России. В качестве фактора нестабильности рынка следует учитывать рассогласование формальных и неформальных регуляторов срочных сделок, возникшее в результате экспорта этого типа сделок нерезидентами. Именно рассогласование объясняет неспособность эффективно защищать права сторон срочной сделки и как следствие продолжающиеся и по сей день поиски механизмов реструктуризации долгов российских банков (которые и долгами, по российскому законодательству, не считаются). Указанная несогласованность формальных и неформальных инсти­тутов позволяет говорить о развитии срочного валютного рынка по второму сценарию: на сегодняшний день один из наиболее бурно развивавшихся до лета 1998 г. сегментов финансового рынка практически прекратил свое существование.

 

Вопросы для повторения

 

1. Дайте свою интерпретацию следующему отрывку: «Русский дворянин, как бы долго ни жил в чужих краях и усвоил очень приличное и вежливое обращение, по возвращении в отечество и в руках своей семьи все же опять втягивается в свою прежнюю животную жизнь, так что видевшие его год назад в другом месте больше уж и не узнают его».

2. Какие из известных вам неформальных институтов заслужи­вают легализации? В частности, какие существуют институци­ональные аргументы «за» и «против» легализации употребления наркотиков, проституции?

3. С каким из экономических институтов, возникших в резуль­тате импорта, вы сталкиваетесь в своей повседневной жизни? По какому из сценариев идет его развитие и чем это обусловлено?

4. В дискуссиях часто упоминается о существовании в истории России институтов, достойных воспроизведения в сегодняшних условиях. Что вы можете сказать о перспективах возвращения на законодательном уровне следующих норм, закрепленных еще в Русской Правде: «Купец пользуется особыми правами на получение и выдачу в долг денег на торговые операции: при отказе в их возврате представлять свидетелей займа ему не надо, но достаточно самому дать показание, подкрепленное клятвой» (ст. 48). «Товар может быть оставлен на хранение и без свидетелей. При обвинении в утайке части оставленного товара хранителю для оправдания достаточно принести присягу, поскольку договор поклажи, хранения товара безвозмезден, рассматривается как благодеяние» (ст. 49).

5. Можно ли интерпретировать в качестве иллюстрации «эф­фекта исторической обусловленности развития» установку боль­шинства россиян на государственные гарантии социальной и медицинской защиты? Эта установка отражается, например, в преобладании среди россиян согласных с утверждением «В спра­ведливом обществе у каждого гражданина есть право на бесплат­ное образование и медицинское обслуживание» и несогласных с утверждением: «Государство не может нести ответственность за каждого гражданина, каждый должен заботиться сам о себе».

6. В марксистской теории революции ключевым понятием является диалектика производительных сил и производственных отношений. Вот как, к примеру, объясняет Э. Че Гевара природу кубинской революции: «Если мы исходим из конкретного факта, что революция может произойти только при наличии основных противоречий между развитием производительных сил и произ­водственных отношений, мы должны признать, что на Кубе такой факт имел место; мы должны признать также, что этот факт при­дает Кубинской революции социалистический характер даже при том, что объективный анализ показывает, что целый ряд сил нахо­дится еще в зачаточном состоянии». Как подобная логика соот­носится с аргументами современной институциональной теории?

Примеры решения задач

 

1. Политическая и социально-экономическая системы Север­ной Кореи характеризуются ее представителями как попытка построения социализма и коммунизма на основе идеологии чучхе. Основной тезис этой идеологии заключается в том, что «стро­ительство социализма и коммунизма проводится каждым на­циональным государством в отдельности, хозяином революции и строительства в каждой стране является сам народ той страны. Обстоятельства и условия каждой страны отличаются друг от друга». Как можно охарактеризовать такую стратегию институ­ционального развития?

A. Эволюционная.

Б. Революционная (конгруэнтность существует).

B. Отсутствие развития.

Г. Революционная (конгруэнтность не существует).

Ответ. Б. Построение социализма и коммунизма на основе идеологии чучхе представляет собой попытку скорректировать идеальную модель социалистического общества в соответствии с национальной спецификой, т. е. с совокупностью неформальных институтов, существующих в этой стране. Иными словами, речь идет о попытке реализовать революционную стратегию институ­ционального развития, ориентированную на достижение конгру­энтности формальных и неформальных институтов.

2. Поведение московских купцов XIX в. отражало двойную мораль: «публичную — для сограждан и приватную — для себя». Первая половина морали требовала соблюдения чести и достоин­ства купца, а вторая все разрешала («не обманешь — не продашь») и требовала только периодического отчета перед духовенством. Может ли данный факт быть использован для подтверждения зависимости институтов от предшествующей траектории развития («эффекта исторической обусловленности развития»)? Да. Нет.

Ответ. Да. Как уже отмечалось, дуализм норм и разделение контрагентов на «своих» и «чужих» имеют в России глубокие исто­рические корни и продолжают воспроизводиться даже в современ­ных условиях. Теория идеологии кажется наиболее уместной для объяснения данного случая зависимости институтов от пути раз­вития, ведь двойную мораль, как отмечал еще В.О. Ключевский, насаждали в русском человеке церковь и государство.

3. Любой автолюбитель при движении в плотном потоке машин сталкивается со следующей дилеммой. С одной стороны, он обязан выполнять требования Правил дорожного движения, регулирующие совершение обгона. Водитель, начинающий обгон, рдолжен убедиться, что «по его завершении он сможет, не создавая; помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу» (ст. 11). «Водителю обгоняемого транспорт­ного средства запрещается препятствовать обгону повышением скорости движения или иными действиями» (ст. 11). С другой стороны, распространена практика «подрезания», когда между водителем, не препятствующим обгону, и впередиидущим транс­портом «вклиниваются» другие водители, постепенно оттесняя назад законопослушного водителя. Чтобы полностью избавиться от случаев «подрезания», какова должна быть численность работ­ников ГИБДД в расчете на 1 тыс. водителей (с учетом того, что вероятность санкционирования ими фактов «подрезания» равна 0,25)?

Ответ. Максимум 6,25%. Для решения задачи требуется смоделировать дилемму использования двух альтернативных правил обгона, формальных и неформальных, участниками дорожного движения. В случае если оба водителя выполняют требования ПДД, выигрывают оба, хотя и немного (1, 1) — маневры затруднены. В случае если оба водителя действуют согласно неформальным нормам, создаются предпосылки для дорожно-транспортного происшествия, следовательно, оба проигрывают (-3, -3).

Пусть среди водителей р% выполняют ПДД, а (1 - р)% дейст­вуют согласно неформальным нормам «подрезания». Чтобы внед­рить нормы закона (ПДД), требуется, чтобы + 0(1 - р) > 2р - 3(1-p), откуда р < 3/4 (р < 75%). Очевидно, что чем больше законопослушных водителей, тем более комфортно чувствуют себя на дороге «подрезающие». Поэтому, чтобы заставить водителей выполнять требования ПДД, требуется ввести санкции за их на­рушения, которые накладывают специальные чиновники, работ­ники ГИБДД. Каковы оптимальные размеры этого специали­зированного бюрократического аппарата? Исходя из заданных условий: не более 25% нарушителей на дорогах и вероятность санкционирования нарушений, равная 25%, численность сотруд­ников ГИБДД должна быть до 6,25% от общего числа участников дорожного движения (0,25 х 0,25). Например, в городе с количест­вом автомобилей 100тыс. оптимальный размер ГИБДД составит 6250 сотрудников. Именно ценой затрат на содержание такого аппарата ГИБДД можно будет полностью вытеснить неформальную норму «подрезания» с дорог.

 

 

Обгоняемый водитель

  Выполнять ПДД (не препятствовать обгону) Действовать «как все» (препятствовать)
Выполнять ПДД (не злоупотреблять обгоном) 1,1 0, 2 [ N2, St1 ]
«Подрезать» 2, 0 [ N1, St2 ] -з,-з
  p 1-p

 

Обгоняющий водитель

 

 

4. Бюджет Программы технического содействия Европейского Сообщества странам СНГ (TACIS) в 1991-1995 гг. составил 2,268 млн ЭКЮ. Рассматривая в качестве примера один из 2200 поддержанных в рамках Программы проектов, классифици­руйте природу издержек, с которыми связана его реализация (бюд­жет проекта составил 4 млн ЭКЮ). Название проекта: «Усиление правового государства и правового образования при переходе к рынку». Цели проекта: помощь в разработке проектов законов, соответствующих экономическим и социальным реалиям перехода к рынку; разработка рекомендаций относительно механизмов реализации законов (law enforcement); соотнесение разрабатыва­емых проектов с законодательством европейских стран; разработ­ка специальный образовательных и обучающих программ для про­фессионалов в области права. В частности, проект ориентирован на реформу законодательства в следующих сферах: корпоративное право, административное право, гражданское право, уголовное право.

A. Издержки импорта формальных институтов.

Б. Издержки обучения чиновников и функционеров.

B. Издержки лоббирования принятия новых законов.

Г. Издержки распространения информации о новых законах.

Д. Цена подчинения закону.

Е. А +Б.

Ж. А + Б + В + Г.

3. А+Б + В + Г + Д.

Ответ. Ж. Реализация рассматриваемого проекта включает в себя импорт формальных институтов (разработка проектов законов на основе западноевропейских образцов), обучение чиновников и специалистов в области права, лоббирование при­нятия новых законов (в том числе через чиновников, прошедших обучение в рамках проекта), распространение информации о новых законах (через организацию серии семинаров).

5. В Уголовном кодексе РФ, введенном в действие 1 января 1997 г., отсутствует ряд статей из Уголовного кодекса РСФСР, действовавшего ранее. В первую очередь речь идет о таких ранее уголовно наказуемых действиях в сфере экономической деятель­ности, как хищение государственного и общественного имущества, спекуляция, изготовление и сбыт крепких спиртных напитков домашней выработки и ряда других! Можно ли в данном случае говорить об эволюционном варианте развития института?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.