КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Занятие № 1
Организация, содержание и результаты опытно - поисковой работы При ознакомлении учащихся с отдельно взятым «звучащим жестом» важно иметь в виду, что каждая такая разновидность имеет свои уникальные возможности в передаче в движении пространства и времени. Например, тот же хлопок, переведенный в вертикальную плоскость, уже имеет совсем иные выразительные возможности, чем хлопок горизонтальный. Тем более его возможности расширяются, если принять во внимание то, что каждое движение может быть, как локализовано в относительно определенном ограниченном пространстве (быть замкнутым в самом себе), так и быть как бы открытым, устремленным в пространство без четкой фиксации его завершения. Принимая позицию Т.В.Чередниченко, необходимо внести отдельные, как представляется, принципиальные уточнения. При столь жестком привязывании жестов либо к горизонтали, либо к вертикали не принимаются во внимание широкие возможности перемещения этих жестов в пространстве, при которых может изменяться соотношение в них горизонтали и вертикали. Поэтому знакомство детей со «звучащими жестами» не может быть ограничено только их основной формой, ибо любое изменение формы ведет к изменению и их звуко-пластических характеристик. Введение, по возможности, каждого типа и вида «звучащих жестов» в многообразии их форм будет способствовать осмыслению детьми зависимости характера звука от способа исполнения данного конкретного жеста. Звучащий жест» как одна из основных разновидностей музыкально-пластической деятельности Проанализировав ряд программ по музыке последней трети XX века, приходим к выводу, что музыкально-пластическая деятельность представлена в них как художественно-образными, так и вспомогательно-дидактическими движениями. Однако ни в одной из них не используются в полной мере педагогические возможности такой ее разновидности, как «звучащие жесты». Вот почему в своей опытно-поисковой работе, мы решили сконцентрировать внимание именно на этой разновидности музыкально-пластических движений.
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВВЕДЕНИЮ В СОДЕРЖАНИЕ
Как показал представленный в первой главе анализ школьных программ по музыке, ни в одной из них музыкально-пластическая деятельность не представлена во всех ее разновидностях, в то время как каждая из них имеет свои потенциальные возможности в раскрытии органической взаимосвязи музыки и движения. Вот почему представляет необходимым обязательное введение в содержание музыкальных занятий в начальной школе всех типов и видов музыкально-пластической деятельности. Вместе с тем есть основания полагать, что наиболее благоприятные условия для осмысления такого рода взаимосвязи создаются в том случае, если на начальном этапе обучения в центре внимания учащихся находится такая разновидность музыкально-пластических движений, как «звучащие жесты». Что же представляют собой «звучащие жесты»? В чем их специфика? Как уже отмечалось, мы обратили внимание на то, что это – единственный вид движения, сочетающий пластику движения и звук, образующийся в результате этого движения. При этом все «звучащие жесты» можно разделить на две группы: ручные жесты, к которым относятся хлопки, шлепки, щелчки, и шаги. В своей совокупности они, соответственно, могут быть рассмотрены как «озвученная горизонталь» и «озвученная вертикаль» (термины Т.В. Чередниченко). Каждое движение проходит в своем развитии как обязательные три фазы: исходный импульс движения; последовательное развертывание движения во времени и пространстве; завершение движения. Как уже отмечалось, К. Орф к звучащим жестам отнес шаги, хлопки, шлепки, щелчки. В настоящей работе они рассматриваются как основные типы «звучащих жестов», каждый из которых имеет ряд разновидностей. Поскольку до настоящего времени в педагогике музыкального образования вопрос о возможных видах «звучащих жестов» не рассматривался, представим их пластические и музыкальные характеристики, выведенные нами на основе собственного практического опыта и его систематизации. 1. Шаги и их разновидности Выразительные возможности такого типа «звучащих жестов», как шаг, зависят прежде всего от его устремленности – скорости переноса тяжести тела с одной стопы на другую путем энергичного отрыва пятки опорной ноги от пола. Рассмотрим основные разновидности шага. Шаг с опоры на всю ступню (прямой) Эта разновидность шага исполняется посредством поднятия прямой ноги с последующим ее опущением. В этой разновидности шага, также как и в других его разновидностях, продолжительность звука зависит от опоры и задержки веса тела на рабочей ноге. При этом, чем меньше устремленность движения, тем тяжелее шаг, тем больше его продолжительность; и, наоборот, чем больше устремленность движения – тем легче шаг, тем короче длительность удара. Благодаря различной устремленности прямого шага с опоры на всю ступню может передаваться как ровный пульс, так и более сложная метро-ритмически организованная музыкальная ткань. Как показывает наш практический опыт во всех разновидностях шага, такие характеристики звука, как громкость, высота, тембр взаимозависимы и зависят от амплитуды замаха ноги и от прикосновения стопы к полу (работы ахилового сухожилия). В данной разновидности шага при максимальной амплитуде замаха всей ногой и активном сокращении стопы «на себя» (90 градусов между щиколоткой и стопой) такие музыкальные характеристики как громкость, высота, тембр будут следующими: а) громкость – максимальная для данного «звучащего жеста», поэтому может быть охарактеризован как нюанс «f», его яркость и наполненность зависят от устремленности отрыва пятки опорной ноги от пола и устремленности замаха свободной ноги к полу; б) высота, по сравнению с другими разновидностями шага может быть максимально высокой; в) тембр – в целом яркий. При этом при устремленности не только самого шага, но и всего тела, тембр звука может быть различным: радостным, торжественным, бодрым, величественным, могущественно властным, сдержанно сосредоточенным. При исполнении движения (прямого шага) с максимальной амплитудой замаха всей ногой (подъем и пальцы оттянуты) выразительные особенности громкости, высоты, тембра звука будут иными: а) громкость – значительно меньше, в пределах «mf», «mр». б) высота – по сравнению с другими разновидностями шага, средняя. в) тембр – достаточно яркий, но не такой напористый как при другом режиме работы ахилового сухожилия. При исполнении движения с минимальной амплитудой замаха и активном сокращении стопы (90 градусов между щиколоткой и подъемом) параметры звука могут быть охарактеризованы следующим образом: а) громкость звука в нюансе «mf». «mp», б) высота – средняя, в) тембр – достаточно резкий, хлесткий, жесткий. При том же движении, но с минимальной амплитудой замаха и оттянутым подъемом достигаются совершенно иные параметры громкости, высоты и тембра: а) громкость – в нюансе «р», «рр», б) высота – в данном варианте исполнения шага минимально низкая, в) тембр – мягкий, затаенный, приглушенный. Шаг с опоры на всю ступню (высокий) Данная разновидность шага исполняется посредством поднятия бедра с согнутым коленом и последующим возвращением в исходное положение. Продолжительность звука, который образуется при этой разновидности шага, зависит от опоры и задержки веса опорной ноги. Такие средства музыкальной выразительности как громкость, высота, тембр, свойственные звуку данного вида «звучащего жеста», зависят от амплитуды замаха всей ноги и от прикосновения стопы к полу (работы ахилового сухожилия). При максимальной амплитуде замаха всей ногой и активном сокращении стопы «на себя» (90 градусов между щиколоткой и стопой) выразительные возможности звука следующие: а) громкость – средняя для данного «звучащего жеста», поэтому может быть охарактеризована как нюансы «mf», «mp»; б) высота – средняя, в) тембр – приглушенный, сухой. При исполнении движения (высокого шага) с максимальной амплитудой замаха всей ногой (подъем и пальцы оттянуты) выразительные особенности громкости, высоты, тембра звука будут другими: а) громкость – значительно больше, в пределах «f», б) высота – в данном варианте исполнения шага максимально высокая, в) тембр – резкий, пронзительный, звонкий. При исполнении движения с максимальной амплитудой замаха и активном сокращении стопы параметры звука могут быть охарактеризованы следующим образом: а) громкость – в нюансе «р», «рр», б) высота – минимально низкая по сравнению с другими видами исполнения данного шага, в) тембр – глухой. В данной разновидности шага при минимальной амплитуде замаха (подъем, пальцы оттянуты) выразительные особенности музыкальных параметров звука будут следующими: а) громкость – в данном варианте исполнения шага больше, в пределах «mp», б) высота – средняя, в) тембр – звонкий, легкий. Сравнив два вида шага (прямой, высокий) приходим к следующим выводам: 1. При максимальной амплитуде замаха всей ноги (прямой шаг) образуется звук более громкий, высокий, звонкий, нежели при максимальной амплитуде верхней части ноги (бедра), когда стопа по отношению к полу находится ниже. 2. Так как вектор направленности ноги при шаге разный (в прямом шаге нога параллельна полу, в высоком – перпендикулярна полу), два варианта работы стопы приводят к разным результатам: а) в прямом шаге сокращенная стопа усиливает звук, а в высоком, наоборот, ослабляет, б) в прямом шаге оттянутый подъем ослабляет звук, а в высоком – усиливает. 3. Музыкальные характеристики звука (громкость, высота, тембр) в такой разновидности «звучащего жеста» как шаг взаимозависимы и зависят от амплитуды замаха ноги и варианта работы стопы. Данные шаги (прямой, высокий) можно исполнять с опорой не на всю стопу, а только на ее часть (носок или пятку). При этом площадь взаимодействия стопы с полом уменьшается, соответственно, сила звука уменьшается. Представим сравнение ударов пятки и носка и соответствующие им музыкальные параметры звука (высота, тембр) в таблице № 1. Таблица№1
Пружинящий шаг В пружинящем шаге нога опускается на пол, слегка сгибается в колене (мягкое падение в plie), а затем пружинно выпрямляется. Plie придает этому шагу мягкий характер, чего не наблюдается у прямого шага. Продолжительность звука зависит от равномерной затяженности поднятия пятки опорной ноги и плавного, мягкого, постепенного падения в plie. Музыкальные параметры громкости, высоты и тембра, как показано в таблице № 2, зависят от вида опоры на ноги (на всю стопу, на носки, на пятки).
Таблица №2
Движение plie, в целом, накладывает отпечаток на устремленность данного шага. Слишком активный толчок пяткой и низкое падение в plie приводят к возникновению элемента прыжка, и шаг перерастает в танцевальный бег. Шаг в позиции высокого полуприсяда Данная позиция шага сама по себе очень устремлена. Именно с этого шага удобнее всего переходить к бегу, так как создаваемое напряжение в бедре вынуждает передвигать ноги быстрее, тяжесть собственного веса также способствует ускорению. В соответствии с устремленностью звук данного шага приобретает нервный, порывистый, неспокойный характер. Продолжительность звука зависит от времени удерживания свободной ноги в воздухе. Так как такую равномерность продолжительности шага удержать сложно, то происходит постепенное, естественное ускорение. Поэтому данный шаг способен передать ускорение темпа. Как показывает практический опыт музыкальные параметры (громкость, высота, тембр) зависят от распределения ощущения тяжести веса: 1. при концентрации ее в центре – сила звука уменьшается, 2. при переносе опоры с ноги на ногу – сила звука увеличивается, Зависимость громкости, высоты, тембра от вида опоры на ноги представлена в таблице № 3. Таблица № 3
Приставной шаг Приставной шаг характеризуется приставлением одной ноги к другой. В соответствии с направленностью может быть прямым (вперед) и боковым (в сторону). Рассмотрим каждую из этих разновидностей более подобно. Приставной прямой шаг Выразительные возможности такого шага зависят прежде всего от его устремленности, т.е. быстроты переноса тяжести тела с одной ноги на другую, и быстроты приставочного шага и энергичности работы стопы. Так как сила тяжести приходится только на основные шаги, на приставные (приставочные) сила тяжести не переносится, поэтому получается естественное чередование сильных и слабых шагов. Если начинать со слабого приставного шага, то можно показать затактовое движение. Также данный вид шага способен передать сильные и слабые доли в сложных и относительно сложных размерах. Громкость, высота и тембр в данном виде шага, как и в предыдущих, взаимозависимы (см. таблицы № 1 и № 3). В силу характерологической особенности данного шага, приставной шаг будет всегда тише по громкости, приглушеннее по тембру, нежели основной, за счет удержания веса тела только на основном шаге. Как вариант озвучивания при исполнении приставного (приставочного) шага ногу можно ставить то на носок, то на пятку, получится игра тембра и высоты (то высокого и звонкого, то низкого и глухого).
Приставной боковой шаг Приставной боковой шаг может быть: 1. с опорой всегда на одну ногу (только правую, или только левую) 2. с опорой на две ноги (то на правую, то на левую). От опорности шага зависит его устремленность, которая определяет характер звука, получаемый в результате шага. При шаге с опорой на две ноги происходит постоянный перенос тяжести тела с одной ноги на другую, что приводит к раскачиванию корпуса. Поэтому устремленность в данном движении очень низкая. Благодаря такому шагу можно создать музыкально-пластический образ раскачивающихся предметов (качели, маятник). Приставной боковой шаг с опорой на одну ногу за счет своей естественной устремленности в последствии перерастает в боковой галоп. Таким образом, легко передает ускорение темпа и усиление динамики. В данном шаге при опоре на две ноги продолжительность получаемого звука одинаковая. В отличие от него при этом же шаге, но исполняемом с опорой на одну ногу, длина основного (опорного) шага больше, чем приставного (не опорного). Музыкальные характеристики данного шага, такие как громкость, высота, тембр взаимозависимы (см. таблицы № 1 и № 3).
Переменный шаг Этот вид шага может представлять собой сочетание любых известных шагов (простой прямой, высокий, пружинящий, на полусогнутых ногах, приставной прямой, боковой). Определяется переменой устремленности и продолжительности к третьему шагу (первые два шага – четверти, третий – половинная), путем окончательного переноса тяжести тела на третий шаг, который делается всегда с «новой» ноги. Данные виды шагов – прямой, высокий, в позиции высокого полуприсяда, приставной прямой, приставной боковой, переменный, – могут быть усложнены следующим образом: 1. Введением притопа: всей ступней; ее частями (уколом носка, ударом пятки); посредством двойного удара, что помогает передать сильные доли, акценты. Сила звука при этом зависит от амплитуды замаха всей ногой, либо ее частями. 2. Введением прыжкового элемента. Прыжок – это отскок от пола посредством сильного толчка ступнями из позиции demi-plie. Прыжки могут быть воздушные (с большим или малым отскоком вверх) и стелющие (отскок с сильным продвижением вперед). Могут быть открытые и закрытые, с двух ног на две ноги, с двух ног на одну ногу, а также с одной ноги на две. Устремленность прыжка может быть направлена как горизонтально, так и вертикально. Она зависит от глубины plie, напряженности вытянутых пальцев и подъема, ощущения тяжести веса (в центре – прыжки в высоту, впереди – в длину). Протяженность звука, получаемого в результате прыжка, зависит от силы отскока и мягкости приземления. Низкие прыжки можно исполнять на всю стопу. В результате чего получается тяжеловатый, приглушенный характер тембра и более низкий звук. Высокие прыжки исполняются только на носках, в результате чего получается высокий и звонкий звук <… >.
2. Движения рук
Движения рук в «звучащих жестах» могут быть представлены тремя основными видами. Это – хлопок, шлепок и щелчок. 1. Хлопок образуется в результате удара ладоней рук, либо их частей. Громкость и устремленность звука, получаемого в результате исполнения данного «звучащего жеста», зависит от амплитуды замаха (чем амплитуда больше, тем больше устремленность и сила звука), а также от пружинности замаха (дополнительное усилие веса руки или ее части, достигается посредством ощущения растягивания пружины). Практическим путем выяснено, что чем руки свободнее и раскрепощеннее, тем громче и ярче звук, получаемый в результате удара. Зависимость громкости звука удара от амплитуды замаха выражается в следующих характеристиках: 1.3амах только пальцами (минимальная амплитуда) – нюанс «рр», «р». 2.3амах кистями рук (амплитуда увеличивается) – нюанс «mp». З.Замах от локтя – нюанс «mf». 4.3амах от плеча всей рукой (максимальная амплитуда) – нюанс «f». Продолжительность звука, получаемого в результате хлопка, зависит от вектора направленности движения рук после удара: 1. Разведение рук после хлопка вверх увеличивает полетность и продолжительность звука. 2. Разведение рук после хлопка вниз уменьшает длительность звука, так как ладони в таком положении отрываются друг от друга быстрее. 3. Разведение рук после хлопка в разные стороны, по принципу игры на тарелках, дает самый короткий и резкий звук и приближает данный жест к шлепку. Музыкальные характеристики громкости, высоты, тембра звука, получаемого в результате такого основных видов «звучащего жеста» как хлопок представлены в таблице № 4. Таблица № 4
<…> Опытно-поисковая работа проводилась на базе средней общеобразовательной школы № 996 г. Москвы и была нацелена на формирование умения адекватно отражать музыку посредством музыкально-пластической деятельности, а именно с помощью «звучащих жестов». Введение «звучащих жестов» в содержание занятий было направлено на решение следующих задач: 1. Способствовать более глубокому проникновению школьников в эмоционально-образный мир музыкального произведения. 2. Дать возможность включиться в активную исполнительскую деятельность всем учащихся, в том числе и с недостаточно развитой координацией слуха и голоса, и тем самым предоставить им возможность реализовать свою потребность в музыкально-исполнительской деятельности. 3. Способствовать осознанному художественно-образному восприятию школьниками различных элементов музыкальной речи, и, тем самым, их музыкальному развитию. 4. Содействовать развитию координации движения учащихся. Следует добавить, что «звучащие жесты» рассматривались нами и как «инструмент», помогающий учителю музыки осуществлять контроль за качеством восприятия учащимися звучащей на уроке музыки. Обозначим основополагающие педагогические установки, определяющие содержание и процесс организации музыкально - пластической деятельности учащихся, направленные на освоение «звучащих жестов» как средства пластической и музыкальной выразительности: 1. Подведение учащихся к тому, что не каждый жест подходит к музыке, а только тот, который соответствует ее образно-смысловому значению. 2. Освоение техники выполнения «звучащих жестов» осуществляется 3. Приобретение практического опыта осуществления различных «звучащих жестов» должно проходить на разном музыкальном материале. Опытно-поисковая работа проводилась с 10 учащимися второго класса. Из них семь человек обладали некоторым опытом театрально-танцевального движения, так как в течение учебного года участвовали в школьных музыкальных спектаклях. Всего было проведено шесть уроков. Занятия проводились два раза в неделю. Два первых занятия были посвящены раскрытию выразительных возможностей и овладению техникой выполнения такого «звучащего жеста» как хлопок. Третье занятие было сориентировано на раскрытие выразительных возможностей и овладение техникой выполнения двух «звучащих жестов» – шлепка и щелчка. Четвертое и пятое занятия были направлены на раскрытие выразительных возможностей и овладение техникой выполнения такого «звучащего жеста», как шаг. Шестое занятие – заключительное – имело цель создания музыкально-пластической композиции с использованием различных видов изученных «звучащих жестов». Охарактеризуем кратко содержательную направленность занятий. Цель: Осмысление учащимися «звучащего жеста» хлопка как средства пластической и музыкальной выразительности. Освоение детьми техники выполнения данного «звучащего жеста» и зависимости его музыкальных характеристик от способа исполнения. Задачи: 1. Выяснить, что звук хлопка может быть разным по громкости, высоте, тембру, продолжительности. 2. Выявить и проследить на примере собственной музыкальной пластической деятельности и аналогичной деятельности других детей зависимость музыкальных характеристик звука от техники выполнения звучащих жестов: – громкости – от амплитуды замаха, а также от площади соприкосновения частей ладоней (ладонь о ладонь – «f», палец о палец – «p»); – длительности звучания – от скорости отрыва ладоней друг от друга и вектора направленности хлопка (если вверх, то звучание продолжительнее, вниз – короче, перекрестный хлопок – звучание среднее по продолжительности); – высоты звучания от разновидности хлопка (пальцы о пальцы, кулак о кулак – низкий звук, пальцы о центр ладони – высокий звук, пальцы о запястье – средний звук); – тембровой окрашенности звучания (звонкий, глухой, приглушенный, таинственный, шуршащий) от разновидности хлопка: ладонь о ладонь, палец о палец – звонкий тембр, веселый, радостный характер звука (причем ладонь о ладонь – звук более торжественный и строгий, а палец о центр ладони – звук более шаловливый, озорной и игривый); прямой хлопок округлыми ладонями дает глухой таинственный звук; хлопок округлыми ладонями крест-накрест – стучащий резкий звук, по высоте более высокий, чем прямой хлопок округлыми ладонями; удар кулак о кулак образует стучащий глухой, но мягкий звук (при ударе одними косточками кулаков звук становится более твердым, но при этом и высоким); трения пальцев и ладоней образует шелестящий звук. На занятии учащимся предлагалось найти подходящие вербальные характеристики тембра звука; попытаться объясняться посредством звука, создать образ, настроение при помощи «звучащего жеста» – хлопка.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |