Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отчетность фирм




ЗАРУБЕЖНЫХ ФИРМ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

· Основные виды оперативной и финансовой отчетности фирмы, позволяющие: выявлять тенденции их развития, оценивать экономические и финансовые возможности, определять научно-технический уровень выпускаемой продукции, судить о конкурентоспособности продукции

· Проблемы сопоставимости финансовой отчетности, возникающие в силу национальных особенностей учетной практики и требующие унификации принципов составления финансовой отчетности. Показатели, характеризующие результаты деятельности фирмы (абсолютные и относительные): экономический потенциал фирмы, эффективность деятельности, финансовое положение, конкурентоспособность фирмы и товара

 

Изучение оперативной и финансовой отчетности зарубежных фирм позволяет выявить тенденции их развития, оценить экономические и финансовые возможности, а также научно-технический уровень выпускаемой продукции и конкурентоспособность. Все это определяет условия контракта. Анализ показателей деятельности зарубежных фирм дает возможность, оценить их платежеспособность и кредитоспособность. Важно определить и деловое лицо, престиж фирмы, знать, насколько добросовестно она выполняет свои обязательства. Авторитет фирмы, даже самой малой, обычно хорошо известен в деловом мире.

Наиболее полную информацию можно получить об акционерных обществах, поскольку в соответствии с законом они ежегодно публикуют отчеты о своей деятельности.

Годовой отчет фирмы может быть представлен разделами, включающими следующие вопросы:

· производство и реализация продукции по основным товарным группам (в отдельных случаях указываются характер и объем зарубежных операций);

· объем и основные направления капиталовложений;

· изменения в организационной структуре;

· руководящий состав;

· основные дочерние компании;

· финансовые результаты деятельности.

Такие, например, данные приведены в рекламной брошюре немецкой фирмы AEG[20].

Следует отметить, что вопросы производства, научно-исследовательской работы, организационной структуры и другие могут освещаться в произвольной форме по усмотрению руководства фирмы. Однако финансовая отчетность (имеется в виду структура отчета и характер информации) регламентируется законом.

Финансовый отчет – это важная и обязательная часть годового отчета. Задача финансового отчета – обеспечение сбора данных о финансовом положении, результатах финансовой деятельности, изменениях в финансовом положении. Финансовые отчеты также показывают результаты управления предприятием, подотчетность руководства.

К финансовым данным предъявляются следующие требования, характеризующие их полезность:

· ясность

· существенность

· надежность

· сопоставимость

В то же время финансовая информация должна иметь ограничения:

· по срокам отчетность может быть ежедневной, еженедельной, ежеквартальной или ежегодной;

· суммарные выгоды, полученные от использования данных должны превышать затраты на ведение учета; нецелесообразно перегружать данные.

Вот некоторые типичные виды отчетности по срокам исполнения:

· денежные средства – ежедневно (наличность, касса);

· объем продаж – ежедневно, еженедельно, ежемесячно;

· текущие управленческие отчеты – ежемесячно, ежеквартально;

· финансовые отчеты – раз в полгода, ежегодно.

Основными документами финансовой отчетности являются баланс и счет прибылей и убытков.

Баланс (Balance Sheet). Этот документ отражает в стоимостном выражении активы фирмы (обычно на конец квартала или года) и источники их формирования. Составленный на основе данных бухгалтерского учета баланс разделен на актив и пассив. В годовых отчетах баланс приводится на начало и конец финансового года. В актив входят такие основные статьи, как оборотные активы (current assets) и необоротные активы (non-current assets, capital assets), а пассив – заемный капитал в том числе краткосрочная задолженность и долгосрочная задолженность) и собственный капитал. Фирма использует заемный капитал (liabilities) – это различные займы и кредиты (банковский, коммерческий и др.). В балансах фирм заемный капитал показан в виде задолженности; в зависимости от сроков погашения различаются краткосрочная долгосрочная задолженность.

Долгосрочная задолженность (long–term liabilities; long-term debt) фирмы предполагает срок погашения более одного года. Это – долгосрочные кредиты банков, облигационные займы, авансы других фирм, долгосрочные векселя. Например, выпуск облигационных займов довольно широко распространен, привлечение заемного капитала в форме эмиссии облигационных займов по законодательству разрешается только тем фирмам и акционерным обществам, правовое положение которых регулируется законом об акционерных обществах. На общем собрании акционеров принимается решение о выпуске займа. По выпущенным в обращение облигациям выплачиваются установленный процент. Облигации могут быть обеспечены залогом ценных бумаг или имущественных ценностей, а могут выпускаться и без всякого обеспечения. Облигации сами являются ценными бумагами, их можно покупать и продавать.

Если облигации по желанию их владельцев могут быть обменены на акции данной фирмы, то такие облигации называются конвертируемыми. Долгосрочные векселя обычно выдаются, когда компания покупает товары в кредит. По векселю компания обязуется выплатить указанную сумму в установленный срок, который не должен превышать пять лет. В раздел баланса «Долгосрочная задолженность» включаются также задолженности по ссудам и авансам, взятым у государственных или частных фирм.

Краткосрочная задолженность (current liabilities; short-term liabilities) фирмы – срок погашения в течение следующего финансового года. Это краткосрочные кредиты банков и других кредиторов, задолженность фирмы по налогам, дивидендам, процентам, заработной плате и т.д. Здесь также фиксируются заранее полученные денежные поступления от клиентов до поставки им товаров или оказания услуг (то, что у нас сейчас называется предоплатой). Это полученные авансом рента и проценты. Такую задолженность возвращают не оплатой денежными средствами, а покрываются поставками товаров или оказанием услуг. С ростом операций фирмы доля краткосрочной задолженности в пассиве баланса может возрастать.

Собственный капитал (stockholders’ equity; share owners’ equity net worth) отражает поступление в распоряжение фирмы вкладов акционеров (акционерный капитал), дополнительного капитала и капитализированной прибыли. В самый начальный период образования компании единственным источником финансирования ее деятельности служат вклады акционеров, т.е. акционерный капитал.

Уставом компании оговорена сумма (или размер акционерного капитала), на которую компания имеет право выпускать акции.

Источниками увеличения собственного капитала фирмы являются также следующие поступления, не связанные с коммерческой деятельностью:

· эмиссионный доход (paid-in surplus), получаемый за счет разницы между номинальной стоимостью акций и ценой, по которой они были фактически реализованы;

· дополнительный капитал (capital surplus), который может быть получен фирмой от продажи части активов по цене, превышающей их балансовую стоимость, или от приобретения фирмой активов другой компании по цене ниже их балансовой стоимости;

· дарения в денежной, имущественной и других формах, носящие случайный характер.

Как уже отмечалось, в первые годы деятельности компании основной источник ее финансирования – акционерный капитал. В дальнейшем важнейшим источником получения средств становится прибыль. Часть полученной прибыли фирма выплачивает акционерам в виде дивидендов, а часть прибыли капитализируется – идет на расширенное воспроизводство капитала. Капитализированная прибыль отражается в пассиве баланса в разделе «Собственный капитал».

Необоротные активы отражают вложения в основной капитал и ценные бумаги других фирм. Сюда включается статья «Неосязаемые активы» (Intangible Assets).

В балансе показывается первоначальная балансовая стоимость капитала, так как основной капитал теряет свою стоимость в процессе производства или попросту изнашивается. Указываются также амортизационные отчисления и остаточная стоимость основного капитала (fixed assets).

Основной капитал отражен в балансе одной или несколькими статьями. Показываются затраты на покупку земельных участков, строительство зданий, приобретение машин и оборудования, транспортных средств и т.д. Как видно из самого перечня, эта статья (или статьи) отражает затраты фирмы на приобретение таких средств производства и предметов труда, срок износа которых больше одного года. В разделах «Необоротные активы» включается также стоимость земельных участков.

Статья «Инвестиции» (Investments) отражает средства, вложенные фирмой в акции других компаний. В основном это вложения в акционерный капитал ассоциированных фирм, доля участия которых менее 50%.

Важной является статья «Неосязаемые активы». Это авторитет фирмы, популярность торговой марки, секреты производства, патенты, модели, издательские права и т.п. Как видим, в этой статье отражается репутация фирмы. В случае продажи фирмы или при слияниях с другими фирмами репутация приобретет материальный вес.

В оборотные активы, или оборотный капитал (current assets), включаются наличные средства фирмы, материальные запасы, предметы труда. Стоимость их переходит на готовую продукцию в течение года.

Основные статьи этого раздела баланса следующие:

· «Наличность» (Cash). Отражает имеющиеся у фирмы наличные средства (кассовая наличность, чеки, счета в банке).

· «Быстро реализуемые ценные бумаги» (Marketable Securities) Отражает вложения временно свободных денежных средств в различные ценные бумаги. Чаще всего это облигации государственных займов, которые при необходимости всегда могут быть проданы и превращены в наличные деньги.

· «Дебиторская задолженность» (Debtor Indebtedness). Включает авансы поставщикам, задолженность покупателей и других дебиторов со сроком погашения менее года. У многих компаний дебиторская задолженность довольно велика, так как широко распространена продажа продукции в кредит.

· «Материально-производственные запасы» (Current Receivables). Показана готовая продукция, сырье и полуфабрикаты, незавершенное производство и неоконченные работы. Реализация материально-производственных запасов может потребовать длительного времени;

· «Расходы, оплаченные авансом» (Prepaid Expenses). Если такая статья включена в состав оборотных активов, то в ней отражены права компании на получение заранее оплаченных услуг. К таким относятся рента, страховые премии, комиссионные и т.д.

Эффективное управление капиталом означает более тщательный контроль за движением денежных средств. Выгоды от этого проявляются в наличии свободных денежных средств, снижении затрат предприятия.

Следует стремиться к сокращению оборотного капитала до необходимого минимума без ущерба для предприятия.

При неэффективном управлении оборотным капиталом нехватка наличности может быть обусловлена следующими причинами:

· незапланированной потребностью в свободных денежных средствах;

· низкой прибыльностью;

· чрезмерным расширением продаж;

· слабым кредитным контролем;

· ранними платежами;

· избытком запасов;

· слишком щедрыми условиями кредита.

Особо важное значение приобретает совершенствование управления запасами. Отслеживать уровень запасов позволяет постоянный сбор данных об их использовании.

Итог актива баланса всегда равен итогу его пассива. Таким образом, баланс отражает взаимосвязь активов фирмы и источников их финансирования на конец или начало отчетного периода. Все это позволяет проводить анализ зависимости фирмы от внешних источников финансирования, структуры собственного и привлеченного капитала, а также использования капитала в хозяйственном обороте.

Балансовый отчет может быть представлен в горизонтальном и вертикальном форматах. Балансовый отчет, составленный по горизонтальному формату, обычно представляет собой двустороннюю таблицу. В левой ее части – активе – указываются состав и размещение средств, в правой – пассиве – источники финансирования деятельности. В общем виде структура баланса предприятия выглядит таким образом.

Баланс

Наименование предприятия

31 декабря 200…г.

Актив Пассив
Оборотные активы ….хх Краткосрочная задолженность…хх
Необоротные активы …хх Долгосрочная задолженность... хх
  Собственный капитал …хх
Итого актив …..хх Итого пассив …хх

 

По такой форме составляют баланс фирмы США, ФРГ, Италии и ряд других стран. Хотя методический подход к составлению баланса во всех странах одинаков, само расположение статей может различаться. Так, в некоторых английских фирмах пассив баланса расположен слева, а актив - справа; в других же английских фирмах и фирмах ряды других стран баланс составляется по вертикальной форме, когда статьи пассива идут за статьями актива или, наоборот, сначала отражается пассив, а затем актив баланса:

 

Оборотные активы ….хх
Необоротные активы ….хх
Общие активы ….хх
Краткосрочная задолженность ….хх
Долгосрочная задолженность ….хх
Собственный капитал ….хх
Итого хххх

При составлении бухгалтерского отчета по вертикальному формату статьи пассива вычитаются из статей актива:

 

Оборотные активы ….хх
За вычетом: ….хх
Краткосрочные обязательства ….хх
Собственный оборотный капитал ….хх
Необоротные активы ….хх
Итого хххх

Законодательства отдельных стран могут предписывать, какой тип формата должен применяться или предоставлять компаниям право его выбора. Так, в рамках Европейского союза горизонтальный формат балансовых отчетов действует во Франции, Бельгии, Германии, Португалии. Италии, Испании, Греции, а в Люксембурге, Нидерландах, Великобритании, Ирландии, Дании фирма может сама выбирать формат бухгалтерского отчета. В США действует горизонтальный формат балансовых отчетов.

Счет прибылей и убытков. Этот счет позволяет определить денежную стоимость результатов торговой деятельности фирмы за определенный период реализации.

Он отражает результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. Акционерные общества обычно один раз в год составляют счет прибылей и убытков, и публикуют его вместе с балансом, так как оба документа дополняют друг друга. Прежде всего счет прибылей и убытков отражает: стоимость реализованной продукции и услуг фирмы за отчетный период; издержки производства.

Здесь следует выделить:

· Прямые издержки, непосредственно связанные с производством изделия. Например, производство 1000 автомобилей означает, что затраты на 1000 руб. будут непосредственно отнесены за счет затрат на производство автомобилей. Прямые издержки помогают определить валовую прибыль;

· Переменные издержки, относящиеся к сферам сбыта и производства (1000 автомобилей требуют 1000 руб.; производство 500 автомобилей – только 500 руб.);

· Постоянные издержки, не зависящие от сбыта и производства. Например, арендная плата и налоги, издержки на непроизводственную рабочую силу (непрямая заработная плата), лицензии.

· административные, накладные и другие расходы;

· налог на прибыль;

· распределение чистой прибыли (выплата дивидендов и капитализированная прибыль).

Выделяют четыре основных формата счета прибылей и убытков. В зависимости от метода анализа расходов используются одноступенчатый и многоступенчатый форматы отчета.

Одноступенчатый формат – сначала приводятся все поступления и доходы, а из их общей суммы вычитаются издержки производства и расходы. В итоге – чистая прибыль.

 

Схема одноступенчатого формата счета прибылей и убытков
Доходы (gross income):
чистые продажи (net sales)
прочие доходы (other income)
Издержки производства и прочие расходы (cost of goods and other expenses):
себестоимость реализованной продукции (cost of goods sold)
расходы по сбыту (selling expenses)
административные расходы (administrative expenses)
уплаченные проценты (interest paid)
прочие расходы (other expenses)
налог на прибыль (income tax)
чистая прибыль (net income)

При многоступенчатом формате счета из каждой категории поступлений и доходов вычитаются соответствующие расходы и подводятся промежуточные итоги результатов деятельности. Разница между всеми поступлениями и всеми вычетами – сумма чистой прибыли или убытка. Многоступенчатый, или операционные доходы и издержки от неоперационных, что, в свою очередь, обеспечивает большую информативность финансовой отчетности.

Схема многоступенчатого формата составления счета прибылей и убытков
Продажи (sales)
Минус возвраты и скидки (less returns and allowances)
Чистые продажи (net sales)
Минус издержки производства (less cost of goods sold)
Итого валовая прибыль от реализованной продукции (total operating profit)
Минус расходы (less expenses):
по сбыту (selling)
административные и общие (administrative and general)
Итого прибыль от операций (operating profit)
Прочие поступления (other income)
Минус прочие расходы (less other expenses)
Прибыль, подлежащая налогообложению (income before tax)
Налог на прибыль (income tax)
Частая прибыль (net income)

 

Приведем пример.

Отчет по прибылям и убыткам(за данный месяц, ф.ст.)
Объем продаж 50 000
Запасы на начало месяца 10 000
плюс закупки 33 000
минус запас на конец месяца 43 000
Материальные затраты на реализованную продукцию 8 000
Валовая прибыль (30%) 35 000
Накладные расходы: 15 000
расходы правления 1 500
транспортные расходы  
расходы на маркетинг 5 000
административные издержки 1 800
финансовые издержки  
заработная плата и отчисления в пенсионный фонд для директоров   2 000
начисления на износ 1 000
Чистая прибыль 12 000
(6%) 3 000

 

В годовых отчетах фирм кроме форм финансовой отчетности приводятся основные показатели деятельности за ряд лет, показатели прибыльности операций, доходности акций и т.д.

Финансовые отчеты – это главный и практически единственный источник, по которому можно судить о результатах деятельности фирмы. К полезной информации, содержащейся в финансовых отчетах, нужно подходить критически, поскольку в укрупненных сводных статьях могут скрываться низкие показатели и будет по существу невозможен анализ таких показателей. Составители отчетов иногда изменяют методы оценки имущества и материально-производственных запасов, завышают размеры амортизационных отчислений и т.п.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.