Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компоненты ряда динамики




Средние показатели прироста.

1. Среднегодовой абсолютный прирост, определяется как средне арифметическая не взвешеная из цепных абсолютных приростов:

ед. или ед.

Вывод: за рассматриваемый период, с 2007 – 2011 гг. средний прирост количества средних образовательных школ в год составляет 190 ед.

2. Среднегодовой темп роста, рассчитывается по методу средней геометрической невзвешенной, также на цепной основе:

%

или

%.

3. Среднегодовой темп прироста: %.

Вывод: за рассматриваемый период с 2007 – 2011 гг. средний годовой темп роста количества средних образовательных школ составляет 116,7%, среднегодовой темп прироста 16,7%.

4. Средняя величина абсолютного значения 1% прироста:

ед.

Вывод: В среднем за 2007 – 2011 гг. величина абсолютного значения 1% прироста (т.е. в среднем в год, в 16,7%) количество школ увеличивалось на 11 ед.

Ряд динамики может быть подвержен влиянию различных факторов. Эти факторы делятся на три составляющие: тренд, колебания, случайные колебания.

При анализе рядов динамики важно выявить эти компоненты, то есть установить в каком направлении и по какой зависимости (линейной или нет) оно изменяется. Эта задача называется выравниванием динамических рядов.

К способам и методам выравнивания относят: увеличение интервалов; вычисление средних уровней для увеличения интервалов; определение скользящей (подвижной) средней; аналитическое выравнивание.

Наиболее простой способ выравнивания рядов является увеличение их интервалов. Суть метода, заключается в том, что первоначальный ряд заменяется другим, уровни которого относятся к большим по продолжительности периодам времени. При этом отклонения в уровнях, обусловленные случайными факторами, взаимно гасятся, сглаживаются, и более явно проявляется действие основных факторов изменения уровней, т.е. выявляется общая тенденция.

Пример 5.5. Имеются данные реализации телевизоров в магазинах города, шт.

Январь   Июль  
Февраль   Август  
Март   Сентябрь  
Апрель   Октябрь  
Май   Ноябрь  
Июнь   Декабрь  

Решение:

Рост продаж в данном виде не явна. Сгруппируем данные по кварталам. 1 – 972 шт., 2 – 1011 шт., 3 – 1153 шт., 4 – 1224 шт. После увеличения интервалов основная тенденция роста продаж становится явной.

Частным случаем рассмотренного способа является вычисление средних уровней для увеличенных интервалов. При этом увеличенные интервалы заменяются средними уровнями.

Исследования динамики социально – экономических явлений дают возможность прогнозирования, т.е. определения будущих размеров уровня экономического явления применение прогнозирования предполагает такой прием, когда тенденция прошлого переносится на будущее. Такой метод получил название экстраполяция. Экстраполировать можно на основе абсолютных приростов и темпов роста, которые имели место в прошлом. Чем короче срок экстраполяции, тем более надежнее и точнее результаты дает прогноз.

По абсолютным приростам. На примере с количеством средних образовательных школ. Таблица заканчивается 2011 г. Следует спрогнозировать, сколько школ будет введено в 2012 г. Необходимо взять сумму значений конечного уровня количество школ 2011 г – 1651 ед. и известный среднегодовой абсолютный прирост – 190 ед. Тогда количество школ в 2012 г. составит – 1651+190 = 1 841 ед.

По сложившимся темпам роста. Необходимо взять произведение значений конечного уровня школ 2011 г. – 1651 ед. и известный среднегодовой темп роста – 116,7%. Тогда количество школ в 2012 г. составит – 1651 * 116,7 = 1 926 ед.

Контрольные вопросы к главе 5

1. Дать определение ряда динамики.

2. Из каких элементов он складывается и каков его смысл?

3. Какие существуют виды рядов динамики?

4. Какими путями достигается сопоставление уровней рядов динамики? Приведите примеры.

5. Назовите аналитические показатели рядов динамики.

6. Какие показатели называют базисными и цепными?

7. Какая существует взаимозависимость между цепными и базисными коэффициентами темпов роста за соответствующий период?

8. Как вычисляется средняя величина уровней в интервальных рядах?

9. Как вычисляется средняя величина уровней в моментных рядах?

10. Дайте понятие тенденции развития (тренда).

11. В чем заключается суть выравнивание рядов динамики?

12. Какие существуют методы выравнивания рядов динамики?


Глава 6. ИНДЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ЯВЛЕНИЙ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.