КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
VII. Малообеспеченные слои населения. 24 страница
Описанные методы рандомизации чаще применяют в сочетании со стратификацией (от лат. stratum — слой + facere — делать), т. е. разделение пациентов на определенные страты (группы). Например, предварительно выделяют из всех пациентов мужчин в возрасте 20—29 лет, 30—39 лет; женщин в возрасте 20—29 лет, 30—39 лет и т. д. Затем внутри каждой страты применяют методы рандомизированного отбора. Стратификация может производиться не только по полу и возрасту, но и по профессиональным группам, различиям в стадии и тяжести заболевания, месту жительства пациентов и т. д. Если собранные данные представлены в четырехклеточной таблице сопряженности, то обычно проверяется гипотеза об отсутствии связи между признаками, по которым проведена группировка. Это может быть анализ связи между весом новорожденного-первенца и возрастом матери (табл. 10.9). Проверим гипотезу о независимости признаков с помощью критерия хи-квадрат (без теоретических частот, с учетом поправки на непрерывность): По данным табл. 10.9 получаем: Поскольку эта величина меньше табличного значения критерия при уровне значимости = 0,05, числе степеней свободы (2 - 1) • (2 - 1) = 1, то связь между весом новорожденного и возрастом матери статистически незначима. В случае таблицы сопряженности большего размера применяется метод ее декомпозиции: выделяются фрагменты 2х2, производятся расчет критерия хи-квадрат для каждого фрагмента, оценка статистической значимости связи для каждого фрагмента и измерение вклада в общую величину критерия хи-квадрат, основанного на всей исходной таблице. Применение этого метода анализа показано в главе 7. В клинической статистике проверяются не только непараметрические, но и параметрические гипотезы, например, гипотезы о равенстве среднего содержания холестерина в крови у пациентов разных возрастных групп и т. д. Одним из основных инструментов клинической статистики является дисперсионный анализ, используемый для установления факта значимого или незначимого влияния каких-либо признаков и их взаимодействия. Применяются методы многомерной классификации данных. Часто возникает необходимость решения задачи отнесения больного к той или иной группе. Для этого используется дискриминантный анализ. Этот же метод применяется для оценки влияния совокупности факторов риска на развитие заболевания. Так, в книге А. Афифи и С. Эйзена1 дается пример дискриминантного анализа для описания зависимости от семи факторов риска апостериорной вероятности развития ише-мической болезни у 1929 мужчин и 2540 женщин в возрасте от 30 до 62 лет, причем в начале обследования все пациенты были здоровы, В качестве факторов риска были взяты: возраст (лет), количество холестерина в крови (мг/100 мл), систолическое давление (мм. рт. ст.), относительный вес (100·вес—средний вес обследуемых той или иной половой группы), количество гемоглобина в крови (г/100 мл), количество выкуриваемых вдень сигарет (0 — для некурящих, 1 — выкуривающих менее одной пачки, 2 — одну пачку, 3 — более одной пачки), электрокардиограмма (0 — нормальная, 1 —ненормальная или неясная). В результате расчета вероятности развития ишемической болезни для каждого пациента было определено ожидаемое число случаев болезни, Клиническая статистика позволяет установить социально значимые связи. Например, в результате специальных обследований в США установлено, что примерно 80% детей, родившихся недоношенными (весом до 1 кг), имеют отставание в умственном развитии. Поскольку успехи медицины повышают шансы выживания недоношенных, общество должно быть готово принять на себя определенные обязательства по социальной защите этой категории. Большое общественное значение имеют результаты клинической статистики, связанные с проверкой влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения.
1См.: Афифи А., Эйзен С. Статистический анализ. Подход с использованием ЭВМ /Пер. с англ. — М,: Мир,1982, — С. 333.
Глава 11 СТАТИСТИКА УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ 11.1. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ Основным источником информации об уровне образования населения является перепись. Программа переписи предусматривает получение сведений об уровне образования каждого человека, а также о типах учебных заведений, в которых он учится или закончил. Значительное внимание уделяется изучению подготовки и повышению квалификации занятого населения. Такое изучение осуществлялось по данным единовременных учетов как рабочих, так и специалистов со средним специальным и высшим образованием. Сведения об уровне, профиле обучения и профессиональной подготовке включены в программы периодических выборочных опросов незанятого населения, проводимых службами государственной статистики с 1992 г. Главным источником информации о государственных учреждениях образования остается государственная статистическая отчетность, представляемая раз в год. Программа отчетности содержит: сведения о численности, составе и движении обучающихся, профессиональной подготовке педагогов и продолжительности педагогической работы; данные о материальной обеспеченности и финансовые показатели деятельности учебных заведений. Разнообразные данные собираются в выборочных обследованиях обучающихся, проводимых не только статистическими службами, но и педагогами, медиками, социологами и другими специалистами. Менее распространены исследования уровня жизни учителей школ, мастеров и педагогов профессионально-технических.средних специальных и высших учебных заведений. С переходом к рынку платных услуг, в том числе в области образования, интенсивно формируется сеть частных учебных заведений, развивается обучение по программам зарубежных университетов, создается система дистанционного обучения. Сбор статистических данных о деятельности частных учебных заведений в форме регулярной отчетности затруднен, Для изучения их деятельности целесообразно проведение специальных обследований. При подготовке такой работы должен быть учтен опыт организации переписи учебных заведений в России в 1889,1911 и 1927 гг. ("школьных переписей"). 11.2. УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В понятие «образованная личность» каждая эпоха вкладывала свое содержание, Однако всегда оно основывалось на способности человека не только к активному усвоению накопленных знаний и опыта, но и самостоятельной выработке нового мышления. Одна из ведущих задач статистики заключается в измерении образовательного потенциала общества; в изучении процессов его формирования, дифференциации и использования. Образовательный потенциал общества — накопленный поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования. Как уже отмечалось, измерение уровня образования населения осуществляется при проведении переписей населения, в ходе выборочных опросов. В процессе разработки программы переписи определяются критерии образованности (грамотности). Исходя из программы переписи создается методика построения обобщающих показателей образования населения в целом и отдельных социально-демографических групп, изучения их дифференциации и динамики. В современных условиях стали актуальными проблемы: • доступности образования для населения с разным уровнем платежеспособности; • выявления приоритетов в развитии системы обучения; • выработки понятия и методики измерения качества образования. Совершенствуется и методика международных сопоставлений в этой области, проводимых ЮНЕСКО и ПРООН. Из истории статистики известно, с какой детальностью обсуждалось понятие «границы неграмотности». Считать ли грамотным человека, который может лишь читать, либо того, кто умеет писать и считать. В результате были выработаны критерии грамотности (неграмотности), которые использовались при проведении переписи населения России в 1926 г. В ней умеющими читать считались лица, разбирающие печатные слова хотя бы по слогам; умеющими писать — те, кто мог подписываться. «Неграмотный» — так фиксировался лишь не умеющий ни читать, ни писать. Согласованное на международном уровне определение грамотности (неграмотности) взрослого населения было предложено экспертами ЮНЕСКО: грамотными считаются лица, которые могут с пониманием как прочитать, так и написать короткий простой текст, касающийся их повседневной жизни1. Для стран, достигших всеобщей грамотности, актуальным становится изучение функциональной неграмотности среди взрослого населения. В развитых странах с середины 90-х гг. ОЭСР проводится международный обзор функциональной грамотности взрослого населения. В ходе исследования оценка грамотности как определенного навыка, умения понимать и использовать печатную информацию в повседневной жизни проводилась по трем направлениям: литературная, документальная и счетная грамотность. В России до сих пор не определено содержание таких понятий, как компьютерная грамотность, основное (базовое) и среднее образование. Последние понятия отождествляются формально с числом законченных классов, а не с освоением знаний и развитием интеллекта личности. При проведении переписи населения фиксируется уровень образования каждого респондента, учитывается тип учебного заведения, в котором обучается опрашиваемый. Уровень образования в российских переписях отождествляется с окончанием определенных типов учебных заведений: общеобразовательных школ (по числу законченных классов), начальных профессиональных, средних профессиональных и высших учебных заведений (классифицируется по ступеням обучения). Основными чертами этой сети учебных заведений служат обучение по совместным программам, последовательная преемственность в образовании, выдача выпускникам документа государственного образца об окончании образовательного учреждения. В программе предстоящей в России в 2002 г. переписи уровень образования фиксируется для лиц в возрасте 6 лет и старше и выделяется образование: начальное общее (3 — 4 класса школы); основное общее (5 — 9 классов); среднее (полное) общее (11 классов); начальное профессиональное; среднее профессиональное; незаконченное высшее (3 курса); неполное высшее (4 курса) и высшее профессиональное. Для детей, не имеющих начального общего образования, указывается: умеют ли они читать и писать, а для респондентов старше 15 лет — наличие или отсутствие начального профессионального образования. При затруднении в определении изучаемой характеристики выясняется
1 См.: Доклад о развитии человека за 1998 г. —С. 221.
название учебного заведения и количество курсов (классов), которые закончил опрашиваемый, с указанием года окончания обучения. При такой программе обследования недоучтенным оказывается уровень образования, который классифицируется (окончание аспирантуры, докторантуры) и не классифицируется (курсы, факультеты повышения квалификации и др.) по ступеням обучения. Практически не фиксируется в переписи профиль (направление) обучения: последовательность повышения однопрофильного образования и наличие разнопрофильных уровней подготовки. Для лиц, находящихся в процессе обучения, в программе переписи фиксируется тип учебного заведения, для дошкольников указывается посещение (непосещение) дошкольных учреждений. На основе материалов переписи формируются два вида обобщающих показателей. К первому виду относятся показатели состояния, которые характеризуют удельный вес населения, имеющего определенный уровень образования, и продолжительность обучения, Наиболее распространенными показателями здесь являются: • процент грамотных среди населения в возрасте 15 лет и старше [Literacy rate (adult)]; • уровень грамотности среди взрослых; • число лиц, имеющих высшее, неполное и незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование на 1000 населения в возрасте 1 5 лет и старше (или на 1000 занятого населения); • число лиц с высшим образованием на 1000 человек в возрасте 15 лет и старше'; • средний уровень образования в годах обучения; при этом наличие начального образования приравнивается 4 годам, высшего — к 15. Обобщающие показатели второго вида включают характеристики процесса, которые определяются отношением численности контингента обучающихся на данной ступени к численности населения соответствующего возраста. Такие показатели могут быть вычислены на валовой (в числителе показывается численность обучающихся без учета возраста, включая второгодников) и на чистой (в числителе — численность обучающихся в возрастном интервале, соответствующем данной ступени обучения) основах. Наиболее распространенные из этих показателей включают:
1 Высшее образование в нашей стране может быть получено, как правило, в возрасте 22 — 25 лет. поэтому численность лиц с высшим образованием более корректно соотносить с численностью населения в возрасте 25 лет и старше.
• брутто-коэффициент набора в целом и по ступеням обучения — долю детей соответствующего возраста, зачисленных (поступивших) на различные ступени обучения; • охват (общий и частные, валовой и чистый) — отношение учащихся определенной ступени обучения к численности населения в возрастной группе, соответствующей данной ступени образования [Enrolment ratio (gross and net)]; • долю учеников данной ступени, полностью закончивших обучение, относительно численности учащихся этой ступени образования. Например, долю детей-учеников начальной школы, закончивших 3-й класс, относительно численности учащихся начальной школы. Для измерения доступности к компьютерной сети Internet рассчитывается показатель численности пользователей (Internet users) на основании данных о подписчиках. Рассмотрим методики анализа обобщающих показателей уровня образования и охвата молодежи образованием. Материалы переписей населения позволяют проанализировать структуру, динамику и дифференциацию уровней образования городского и сельского населения, мужчин и женщин, занятого и незанятого населения. Тесная связь уровня образования с возрастной структурой населения требует корректного использования перечисленных показателей при анализе динамики, а также при межрегиональных сравнениях. Увеличение в составе населения доли лиц в возрасте 25 — 45 лет, имеющих высокий уровень образования, влияет на обобщающий показатель. Наоборот, возрастание доли молодежи в возрасте 15 — 20 лет, не имеющей пока еще высшего образования, замедляет динамику обобщающего показателя. Корректность выводов достигается сравнением уровня образования по однородным социально-демографическим группам. Сравниваемость обобщающих показателей обеспечивается взвешиванием показателей уровня образования по группам на стандартную возрастную структуру населения: где — средний уровень образования в j -й группе; — доля j -й группы в структуре населения, принятой за стандартную. Приведем пример сравнительного анализа обобщающего показателя, характеризующего уровень высшего, незаконченного высшего, среднего специального и среднего полного образования, результаты которого представлены в табл. 11.1. Таблица 11.1 Повозрастные показатели уровня образования в двух регионах России поданным микропереписи 1994 г.
Возможны два варианта сравнительного анализа, Первый заключается в стандартизации повозрастных показателей образования на единую (стандартную) возрастную структуру населения. Второй состоит в разложении обобщающего показателя уровня образования на индексы переменного, постоянного состава и структурных сдвигов. В соответствии с первым вариантом расчета проанализируем различия в уровне образования населения, проживающего в регионе 2, по сравнению с уровнем образования населения, проживающего в регионе 1. Пересчитав обобщающий показатель на базе единой стандартной (общероссийской) структуры населения, получим т. е. уровень образования населения региона 2 ниже соответствующего показателя для населения региона 1 на 2,4%. По второму варианту сопоставления данных различия в уровне образования населения региона 2 по сравнению с регионом 1 составляют: Этот результат свидетельствует о том, что средний уровень образования населения в регионе 2 ниже, чем уровень образования населения в регионе 1, на 13,5%. Однако такой вывод не совсем корректен, так как это изменение вызвано одновременно двумя причинами: • различиями в уровне образования населения сравниваемых регионов по каждой возрастной группе (при постоянной возрастной структуре): В результате оказалось, что уровень образования в регионе 2 лишь на 1,4% ниже уровня образования населения региона 1 — в основном за счет различий уровней образования в старших возрастных группах; • несоответствием возрастного состава населения в сравниваемых регионах: Следовательно, более низкий уровень образования населения в регионе 2 на 12,3% объясняется тем, что в нем проживает меньшая доля населения в возрасте моложе 45 лет с более высоким уровнем образования, а также большая часть населения в возрасте старше 45 лет с более низким уровнем образования. Поэтому именно особенности возрастного состава населения в сравниваемых регионах определили различия в обобщающих показателях уровня образования населения: Сопоставление двух различных вариантов расчета дает хотя и близкие, но отличающиеся результаты (0,986 и 0,976). Данные расхождения объясняются влиянием отличия возрастного состава населения региона 1 от общероссийского состава на динамику обобщающего показателя уровня образования и требуют введения поправочного коэффициента : где Таким образом, при сравнении уровня образования по возрастным группам только в двух регионах может быть использован второй вариант расчетов; при сравнении в нескольких регионах рекомендуется первый вариант расчетов с соответствующей корректировкой. Тесная взаимосвязь показателей охвата образованием с демографическим составом молодежи также прослеживается, однако она завуалирована различной продолжительностью обучения по ступеням образования. Рассмотрим взаимодействие стадий демографического перехода с объемом и структурой спроса на образовательные услуги различного уровня. Динамика абсолютной численности родившихся в России за последние 30 лет характеризуется параболическим трендом с повышающейся тенденцией с 1968 по 1987 г. (с 1,8 млн. до 2,5 млн. человек) и с понижающейся тенденций с 1988 г. по настоящее время (с 2,3 млн. до 1,3 млн. человек в 1999 г.). С соответствующим лагом (через 7, 10, 15 лет) аналогичные тенденции наблюдаются в численности поступивших на начальную общую, основную (базовую) и начальную профессиональную ступени обучения. На фоне повышающейся тенденции численности родившихся возрастают численность учащихся и объем спроса на образовательные услуги (рис. 11.1). Структура детей и молодежи в возрасте от 5 до 19 лет представлена на рис. 11.2. Наибольшая численность детей формируется в возрасте 5 — 9 лет (усеченная пирамида; фаза I), что определяет приоритетное развитие начального образования в 1985 — 1995 гг. Относительно ——— общее число родившихся — • — численность детей в возрасте 5-9 лет —*—* численность подростков в возрасте 10-14 лет ~~~~~~ численность молодежи в возрасте 15-19 лет Рис. 11.1. Динамика численности родившихся и структура спроса на образовательные услуги
Рис. 11.2. Динамика структуры детей и молодежи меньшая численность подростков аккумулируется в возрасте 15— 19 лет. Поэтому спрос на услуги профессионального образования на данной фазе хотя и возрастает, но остается относительно меньше, чем на предыдущих ступенях обучения (начальном и базовом образовании). В условиях понижающейся рождаемости не только сокращается ежегодно численность принятых по каждому виду обучения, но спрос на услуги образования структурируется в форме перевернутой усеченной пирамиды (фаза II). Наименьшая численность детей аккумулируется в возрасте 5—9 лет, а наибольшее число подростков в возрасте 15 — 19 лет. Спрос на услуги начального образования снижается и достигает своего минимума как абсолютно (сокращается численность детей 7 — 9 лет), так и относительно последующих ступеней обучения. Спрос на услуги профессионального образования хотя и сокращается, но остается наибольшим по сравнению с предыдущими ступенями обучения, т. е. выходит на приоритетные позиции. В результате отмеченных процессов общий и частные показатели охвата молодежи образованием имеют разнонаправленные тенденции в динамике, На первой стадии — роста спроса на образовательные услуги в связи с увеличением демографического давления на систему обучения частные (по каждой ступени) показатели охвата могут сокращаться, а общий показатель может возрастать за счет стабильного роста доли детей, получающих начальное образование, при котором показатели охвата наивысшие (относительный структурный рост). Наоборот, на второй стадии — снижения спроса на образовательные услуги частные показатели охвата могут возрасти, а общий показатель — снизится в результате стабильного роста доли молодежи, получающей начальное профессиональное образование, при котором показатель охвата наименьший (относительно более ранних ступеней обучения). Такие разнонаправленные тенденции в динамике показателей охвата затрудняют международные сопоставления в этой области. При этом различные группы стран (развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой) находятся на разных стадиях демографического развития, что влияет на динамику показателей охвата молодежи обучением (табл. 11.2). В зависимости от тенденций в демографических процессах выделяются различные стадии в развитии системы образования в целом, определяются приоритетные ступени обучения. Стабильность функционирования системы образования определяется устойчивостью динамики численности родившихся с определенным временным лагом. Россия на рубеже веков находится на переходе от первой ко второй стадии. В начале нового тысячелетия постепенно будет сокращаться спрос на услуги начального Таблица 11.2 Структура молодежи в возрасте 5 — 19лет (в % к итогу)
и основного образования, расти спрос на услуги профессионального образования. Материалы переписей населения позволяют также изучить образовательный статус семей, выделяя гомогенные и гетерогенные семьи (с одинаковым и различным уровнем образования супругов). Проанализировать сочетания в уровне образования супругов в гетерогенных семья, преемственность образования между поколениями. На уровне макроэкономических исследований дискуссионной остается проблема соизмерения прироста образования и опыта оценки образования как части национального богатства. В исследовании, проведенном Мировым банком в 192 странах мира, изучалось влияние трех компонентов национального богатства: физического, природного и человеческого капиталов, причем последний отождествлялся с образовательным уровнем. Несмотря на условность расчетов, наибольшее влияние на национальное богатство оказывает человеческий капитал (64%). Его роль повышается с уровнем экономического развития до 80% в Германии, Швейцарии и Японии1.
1 См.: Основы изучения человеческого развития / Под ред. Н. Д. Баркалова и С. Ф. Иванова. — М.: Права человека. 1998. — С. 82.
11.3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ И СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СТАТИСТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ История международных сравнений по статистике образования начинается в 1853 г. —со времени проведения Международного статистического конгресса в Брюсселе. В последующем рекомендации по статистике образования разрабатывались в материалах ЮНЕСКО. Именно в материалах ЮНЕСКО нашли отражение проблемы выбора классификационной единицы в области образования, разработка Международной стандартной классификации образования (МСКО), обоснование, отбор и сравнительный анализ показателей образования по странам мира. С целью планирования в сфере образования и подготовки кадров в качестве классификационной единицы рассматривалось учебное заведение, а позднее, с 1966г. —учебная программа по ступени и направлению обучения. В соответствии с Международной стандартной классификацией образования (МСКО) выделяют ступени образования: 0 — предшествующая первой ступени обучения; 1 —начальное образование; 2 и 3 — незаконченная и полная ступени среднего образования (школьное образование); 5 — первый этап высшего образования, не эквивалентный первой университетской степени (степени бакалавра);
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |