КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
VII. Малообеспеченные слои населения. 28 страница
В соответствии с имеющейся информацией в государственной статистике данная зависимость может быть несколько «свернута»: где В — выдано книги журналов; Б — число библиотек; К. — среднее число читателей, приходящихся на одну библиотеку; Ч — библиотечный фонд, приходящийся в среднем на одного читателя; Н — число книговыдач в среднем на 1000 экземпляров библиотечного фонда. Динамику результативного показателя "выдано книг и журналов» (В) можно разложить по факторам, используя аналитические индексы: Аналитические индексы могут быть построены, как известно, по-разному: • либо методом изолированного изменения факторов, когда один фактор изменяется, а все остальные закрепляются на базисном уровне, например: (значком «1» обозначены данные отчетного, значком «О» — базисного периодов); • либо методом взаимосвязанного изменения факторов. При этом возможны два варианта системных индексов: с различной перекрестной системой взвешивания факторов:
Произведение аналитических индексов, составляющих как первый, так и второй варианты системы, дает индекс результативного признака: Второй вариант системы в большей степени соответствует традициям отечественной статистики. Она исходит из первоочередного изменения первичного признака-фактора (в данном случае это число библиотек), на фоне которого происходят изменения всех последующих факторов. Рассмотрим динамику библиотечного обслуживания населения России за 1990—1998 гг. (табл. 12.4). В первой половине 90-х гг. произошло сокращение как спроса, так и предложения услуг библиотек. Сеть учреждений становится менее доступной, особенно в городах, где сокращение числа библиотек происходит более интенсивно, чем в сельской местности. Поэтому в городах продолжается процесс укрупнения библиотечных фондов. Во второй половине 90-х гг. именно в городах начинается оживление спроса (увеличение числа книговыдач) при продолжающемся сокращении предложения (уменьшается не только число библиотек, но и библиотечный фонд). В сельской местности продолжается сокращение как спроса, так и предложения, однако уменьшение происходит синхронно: предложение сокращается медленнее, чем спрос, т. е. в соответствии с нормалью.
Таблица 12.4 Динамика библиотечного обслуживания населения России
12.3. ПОТРЕБЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЕМ УСЛУГ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА И ТУРИЗМА Показатели этой сферы характеризуют поведение людей. К ним относятся показатели: распространенности того или иного вида деятельности (например, процент лиц, регулярно посещающих музеи); интенсивности деятельности. Среди них можно выделить три группы показателей. Первая группа охватывает: • среднюю частоту посещения музеев, кинотеатров, театров за месяц, квартал, год; • распределение лиц по частоте посещения музеев или кино и т.д.; • процент посещающих не реже раза в неделю, не реже раза в месяц, квартал, полгода, год. Показателями второй группы являются: • доля оплаты данных услуг в бюджете различных категорий домохозяйств; • структура оплаченных населением платных услуг. Третьи группа включает показатели: • институционную активность населения по созданию новых театральных, клубных коллективов, коллективов художественной самодеятельности, спортивных и туристских клубов, секций и т.д.; • участие населения в смотрах, конкурсах, соревнованиях и достигнутые успехи. К сожалению, третья группа показателей не отражена в материалах государственной статистики. Показатели музейного обслуживания населения К музеям относятся научно-исследовательские и культурно-просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, учет, хранение, исследование и популяризацию памятников истории и культуры, природных объектов. Музеи подразделяются территориально (республиканские, областные, краевые, районные, городские, сельские) и по профильным типам: исторические, художественные, литературные, естественно-научные, технические, архитектурные, комплексные (краеведческие), музеи-заповедники, отраслевые и пр. Статистическими показателями деятельности музеев являются: • число единиц хранения основного музейного фонда с распределением их по видам (живопись, графика, скульптура, драгметаллы и др.); • число экспонатов в экспозициях; • количество выставок; • численность посетителей; • показатели кадрового состава работников музея; • размер музейных площадей, в том числе занятых под экспозициями; • поступление и использование новых поступлений.
Таблица 12.5 Число экспонатов основного фонда на конец 1995 г.
Музейные экспозиции распределяются по следующим тематикам: искусствоведческие, исторические и археологические, краеведческие, естественно-научные, научно-технические, комплексные, отраслевые и др. Памятники истории и культуры (объекты недвижимости) подразделяются наследующиевиды: археологии, истории, искусства, градостроительства и архитектуры. На основе статистической отчетности музеев фиксируется состав музейных коллекций, оценивается доля демонстрировавшихся на выставках экспонатов, доля музейных площадей, занятая под экспозициями, и др. Приведем данные, характеризующие распределение экспонатов по видам по двум крупнейшим музеям Санкт-Петербурга: Государственному Эрмитажу и Государственному Русскому музею — ГРМ (табл. 12.5). Приоритетными видами экспонатов основного музейного фонда в Эрмитаже являются нумизматические коллекции и предметы этнографии, в ГРМ — графика. Наименее представлены живопись и скульптура. При обилии единиц хранения экспонировалась на выставках лишь незначительная часть коллекции: живопись — 10%, скульптура — 10 и 9% соответственно по Эрмитажу и ГРМ. Одним из подходов к анализу данных, отражающих деятельность музеев, является построение социально-экономической нормали, например следующей: Это позволяет перейти к следующей индексной системе, характеризующей разложение валового (чистого) дохода музея на следующие факторы: где D — валовой (чистый) доход; П — число посещений музея; Т — численность работников на 1000 посещений: — доля научных работников и экскурсоводов в численности работников; М — площадьмузея, занятая под экспозициями в среднем на одного научного сотрудника и экскурсовода; Э — число экспонировавшихся экспонатов в среднем на единицу площади музея, занятой под экспозициями; У — удельный валовой (чистый) доход в среднем на 1000 экспонировавшихся экспонатов. К «ненавязчивым» методам измерения интереса посетителей к музейным экспонатам относится фиксация различной степени стоптанности пола в различных залах музея. Показатели деятельности в области распространения культуры и спорта. Деятельность в области распространения культуры охватывает работу Дворцов и Домов культуры, Домов творческих работников и учителей, центры досуга, организующие досуг населения, и деятельность коллективов самодеятельного народного творчества. Государственная статистика учитывает общее число клубных формирований, проведенных культурно-досуговых мероприятий и посетителей на них; численность и образовательный уровень работников культуры и материально-техническую базу клубных учреждений. Подавляющая часть клубных формирований сосредоточена в сельской местности (88%). Общая тенденция сокращения числа клубов в большей мере проявилась в городской местности. Если в первой половине 90-х гг. число клубных формирований в городской местности сократилось на 31%, в сельской местности — на 16%. В 1998 г. по сравнению с 1995 г. темпы сокращения замедлились и почти сравнялись — соответственно 6,8% и 6,3%. Статистическая отчетность учреждений физической культуры и спорта содержит данные о числе спортивных сооружений и физкультурно-оздоровительных центров (стадионах, спортзалах и плавательных бассейнах, футбольных полях, волейбольных и баскетбольных площадках и др.), их единовременной вместимости, пропускнойспособности, численности занимающихся в секциях и группах по видам спорта, клубах и группах физкультурно-оздоровительной направленности, числе проведенных физкультурных и спортивных мероприятий, финансовой деятельности и кадровом составе. Статистика искусства Статистика искусства осуществляетсбор и обобщение данных, характеризующих деятельность театров, концертных организаций, самостоятельных музыкальных, хоровых, танцевальных коллективов и кинотеатров. Профессиональный театр имеет в своем составе творческий коллектив театрального искусства (профессиональную труппу актеров), являющийся юридическим лицом. В статистике выделяются следующие виды театров: оперы и балета, музыкальные, драматические, музыкально-драматические, детские и юного зрителя. К показателям деятельности театров относятся: число театров по жанрам на конец года, число спектаклей и зрителей, материально-техническая база, сумма сборов, коммерческая вместимость зрительного зала. Различают показатели общей и коммерческой вместимости зрительного зала. Коммерческая — характеризуется числом мест, на которые поступили в продажу билеты (за исключением служебных мест). Посещаемость спектакля измеряется численностью зрителей, которая определяется по количеству проданных билетов, и вычисляется по каждому спектаклю, киносеансу, концерту, в целом по зрелищному предприятию или их группе в абсолютном и относительном выражении (на 1000 человек населения, проживающих на данной территории). Наполняемость зрительного зала театра рассчитывается делением посещаемости на общую пропускную способность (общую вместимость) и выражается в процентах. В России число профессиональных театров за 1995—1998 гг. возросло, однако их посещаемость продолжает снижаться (табл. 12.6), Для изучения механизма распределения бюджетных ассигнований среди организаций сферы культуры и анализа воздействия на него зрительских предпочтений и репертуара был проведен кластерный анализ под данным 37 театров и концертных организаций Санкт-Петербурга1. При его проведении использовались показатели, характеризующие зрительский интерес (процент заполняемости зала на вечерних спектаклях), размер театра
1 Расчеты выполнены студенткой И. Яцкевич.
Таблица 12.6 Динамика числа театров и их посещаемости зрителями в России (на конец года)
(занимаемая площадь и численность работающих) и особенности адаптации к рыночным условиям (доля собственных средств в общем доходе). Выделены следующие четыре кластера, отличающиеся зрительским интересом, размером и адаптацией к рыночным условиям: • IV кластер объединил 12 крупных коллективов, активно формирующих доход за счет собственных средств (51%), перевыполняющих план по спектаклям и концертам (114%), с 75—60%-ной заполняемостью зала (соответственно утренних и вечерних спектаклей), имеющих преимущества в бюджетном финансировании (получают 43% бюджетных ассигнований); • III кластер включил три наиболее крупные, но пассивные организации, на 59% формирующие доход за счет бюджетного финансирования, на 95% выполняющие план по концертам и спектаклям, с 70—50%-ной заполняемостью зрительного зала; • II кластер охватывает семь небольших успешно адаптировавшихся к рыночным условиям коллективов, наиболее эффективно формирующих доход за счет собственных средств (55%), которые превышают размер бюджетных ассигнований, с устойчивой 60—65%-ной заполняемостью зала на вечерних спектаклях и на 84% выполняющих план по концертам и спектаклям; • I кластер состоит из 15 мелких и наиболее пассивных коллективов, большая часть доходов которых формируется за счет бюджетного финансирования (68%), при самой низкой доле собственных средств (21%) недовыполняющих план как по зрителям (42%), так и по концертам и спектаклям (6%), с 74 — 59%-ной заполняемостью зала на спектаклях. Наиболее доступным для населения видом искусства является кино- и видеопродукция. Киновидеопрокат — вид организационно-культурной деятельности, осуществляемой киновидеопрокатными организациями по обеспечению продвижения отечественных и зарубежных киновидеофильмов, их рекламированию, созданию условий для показа населению новых кинолент и выпусков прошлых лет, формированию и хранению фильмофонда, контролю за его техническим состоянием и эффективным использованием. Показ кинофильмов может осуществляться в кинотеатрах [здание, оборудованное стационарной киноустановкой или киноустановками (комплексом оборудования для демонстрации кинофильма)]. Киноустановки подразделяются на стационарные (аппаратура которых смонтирована в специально оборудованном помещении кинотеатра, клуба) и передвижные, аппаратура которых устанавливается на время показа кинофильма. Киноустановки, демонстрирующие фильмы с продажей билетов зрителям, представляют статистическую отчетность по следующим показателям: число проведенных киносеансов для взрослых и детей; число зрителей и валовой сбор средств, число дней работы и простоев киноустановки и причины последних. Для проведения анализа деятельности киноустановок может быть использована следующая система взаимосвязанных показателей: Киностудии и студии звукозаписи представлены статистическими показателями, характеризующими выпуск кинофильмов: выпуск полнометражных и короткометражных фильмов с различной продолжительностью показа. Полнометражные кинофильмы подразделяются на художественные, документальные и научно-популярные. Короткометражные кинофильмы подразделяются на художественные и мультипликационные (включая телевизионные), документальные, научно-технические и учебные. Статистика туризма В мировой практике индустрия туризма является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся сфер экономики. На долю туризма приходится около 10% мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов. В 1996г. в России разработана и принята Федеральная целевая программа по развитию туризма, которой предусматриваются проведение активной государственной политики по защите прав путешественников, интересов производителей и отечественного туристического продукта и поддержка внутреннего и выездного туризма. Главная цель программы заключается в создании современного конкурентоспособного туристического комплекса. На первом этапе (1996—1998 гг.) реализации программы разрабатывались и проводились мероприятия по формированию нормативно-правовой базы развития туризма, механизмов государственного регулирования, рекламно-информационного, кадрового и научного обеспечения и развития материальной базы туристических объектов. На втором этапе (1999—2005 гг.) предусматриваются создание современной системы подготовки кадров для сферы туризм а, модернизация материальной базы, активизация строительства новых объектов и средств размещения, туристической инфраструктуры: транспорта, связи, торговли, общественного питания, сельского хозяйства, производства товаров, страхования, финансового, медицинского и экскурсионного обслуживания. Под туризмом понимается деятельность путешествующих лиц, находящихся за пределами их обычной среды для отдыха, деловых и прочих целей без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания на период менее года. Различают внутренний (по территории данной страны), национальный, включающий внутренний и выездной, и международный, объединяющий въездной и выездной туризм. Статистическое описание туристической деятельности включает два взаимосвязанных потока информации: со стороны спроса и со стороны предложения. Первый поток связан с обследованием туристов (дневниковым методом, проведением обследований при пересечении государственной границы, в популярных туристических местах, на транспортных маршрутах), изучением бюджетов домохозяйств (расходы на поездки и прием родственников и знакомых), а также отдельных категорий путешествующих (студентов, школьников, предпринимателей, спортсменов и др.). Второй информационный поток описывает туризм со стороны институционных единиц: переписи, статистическая отчетность или выборочные обследования турфирм, средств размещения, данные ведомственной статистики (Таможенного комитета РФ и Центрального банка РФ на основе платежного баланса). Рассмотрим основные понятия, классификации и системы показателей, отражающие каждый информационный поток. К наиболее распространенным факторам спроса на туристические услуги относятся следующие: половозрастной состав, образование, объем и структура свободного времени и платежеспособность населения, психология поведения и стиль потребления1, При психолого-поведенческом сегментировании потребителей туристических услуг выделяются следующие типы потребителей2: • отпускники, предпочитающие пассивный отдых на морских курортах, спокойствие и комфорт; • отпускники, предпочитающие поездки на дальние расстояния, калейдоскоп впечатлений, общество, флирт, удовольствия; • отпускники, предпочитающие активный отдых, пешие походы; • спортивные туристы; • любители приключений; • любознательные туристы, цель которых образование и осмотр достопримечательностей. К наиболее распространенным группировкам туристов относятся их распределение по целям поездки и по странам въезда и выезда, по продолжительности проживания. Всемирная туристическая организация рекомендует выделять следующие цели поездки: проведение досуга, отдыха; посещение знакомых и родственников; деловые и профессиональные поездки; лечение и посещение курортов; посещение религиозных мест и паломничество. Российская таможенная статистика дифференцирует международные поездки на служебные, туристические, частные, транзит и обслуживающий персонал; по странам выезда и въезда; по видам используемых транспортных средств. К показателям, характеризующим туризм с позиций спроса, относятся: численность и состав туристов, их распределение по целям поездки, странам, длительности пребывания, по видам используемых транспортных средств; расходы туристов на поездку. При выборочных обследованиях туристов важно оценить диспозицию (готовность) лица совершить туристическую поездку: наличие загранпаспорта, визы, билеты, путевки. С позиции предложения туристических услуг основными субъектами статистического изучения выступают турфирмы и средства размещения. В практике государственной статистики туризм в качестве самостоятельной отрасли не выделяется, а в качестве подотрасли входит в состав хозяйственной отрасли
1 См.: Джеймс Ф. Энджел, Роджер д. Блэкуэлл, Пол У. Миниард. Поведение потребителей. — СПб.: Питер, 1999- —С. 334, 339—341. 2 Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. — М.: «Ось-89», 1997.— С.25—26.
«здравоохранение,физическая культура и социальное обеспечение» (в соответствии с ОКОНХ) и включает туристические гостиницы, турбазы, мотели, кемпинги, экскурсионные бюро путешествий. Однако большая часть крупных гостиниц относится к хозяйственной отрасли «жилищно-коммунальное хозяйство» (по ОКОНХ). Выделение туризма как вида деятельности или чистой отрасли также затруднено. В соответствии с ОКДП выделяется чистая отрасль Н: «Гостиницы и рестораны», а деятельность турагентов, бюро путешествий и экскурсий относится к разделу 1: «Услуги транспорта, складского хозяйства и связи». К туристическо-экскурсионным услугам в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) относятся: I. Туристические услуги: • услуги турбюро, турагентств, бюро путешествий по бронированию и доставке путевок, оформлению документов; • туристический отдых и путешествия по турмаршрутам; • туристические походы выходного дня; • услуги для делового туризма; • рекламно-информационные услуги; • услуги по предоставлению мест проживания; •прочие услуги (проведение турсоревнований, обучение туристическим навыкам, профессиональная подготовка специалистов). II. Экскурсионные услуги: • реализация услуг бюро экскурсий, организация индивидуальных и групповых экскурсий; • экскурсии, которые подразделяются: • по видам — обзорные, тематические, музейные, пешеходные; • по месту проведения — городские, загородные, на маршрутах выходного дня; • по видам используемых транспортных средств — теплоходные, авиационные, автобусные и прочие. Среди туристических фирм различают туроператоров, осуществляющих деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта, и турагентов, выполняющих функции по продвижению и продаже туристических путевок. Статистическая отчетность для турфирм не разработана, но в качестве эксперимента собирается Петербургкомстатом начиная с 1998 г. В ней содержатся следующие показатели: число и деятельность турфирм (число организованных и проданных туров); численность и состав обслуженных туристов (по странам, целям посещения, продолжительности и сезонности пребывания); основные экономические показатели (среднегодовая численность персонала, стоимость основных средств, выручка от реализации услуг, прибыль или убыток, затраты на реализацию, рентабельность и сумма обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды). Под средствами размещения понимаются субъекты, регулярно или периодически предоставляющие туристам размещение для ночевки. По классификации ВТО выделяются две категории средств размещения: индивидуальные и коллективные. К последним относятся фирмы, предоставляющие путешественникам размещение, при этом число мест превышает среднее число лиц в семье, а все места подчиняются единому управлению. Среди коллективных средств выделяются гостиницы, пансионаты, туробщежития, специализированные (оздоровительные лагеря, лагеря труда и отдыха, пассажирский транспорт, конгресс-центры) и прочие (площадки для кемпинга) заведения. Индивидуальные средства размещения предоставляют ограниченное число мест за плату или бесплатно. Среди них выделяются арендуемые (в семейных домах, у частных лиц и агентств) и не арендуемые (собственное жилище, бесплатное размещение родственников и знакомых) средства размещения. К статистическим показателям деятельности гостиниц относятся: число гостиниц, общая площадь (площадь номеров и подсобных помещений), единовременная вместимость (число установленных постоянных кроватей во всех номерах), число номеров (всего и в том числе люкс, одно-, двух-, трех-, и четырехместных), их жилая площадь, предоставлено место-дней (в целом и дифференцирование для российских и иностранных граждан, прибывших из стран СНГ и других стран), среднегодовая балансовая стоимость фондов, доходы и расходы по эксплуатации с выделением материальных затрат и численность работающих.
или где Д — доход от основной деятельности; Т — численность занятых; Н— нагрузка на персонал — число обслуженных туристов в среднем на одного занятого; П — длительность пребывания туриста: У — удельная доходность за один место-день. Система показателей в сфере туризма включает следующие основные разделы: • показатели спроса на туристические услуги; • показатели ресурсов туризма (трудовых, институционных, материально-технических, природно-исторических); • показатели рекламы туристических услуг и посещаемых мест и маршрутов; • показатели производства туристических услуг и их реализации; • показатели финансового состояния и эффективности туризма; • макропоказатели в сфере туризма (валовой внутренний продукт, промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость, импорт и экспорт туристических услуг, ввоз и вывоз валюты туристами). Малоизученным направлением в сфере туризма является обобщение результатов деятельности субъектов на уровне региона. ВТО разработала классификацию туристических расходов и две экономические модели по их формированию. Классификация туристских расходов включает: 1. Комплексные поездки, пакеты услуг на отдых, комплексные туры. 2. Размещение. 3. Питание и напитки- 4. Транспорт (воздушный, водный, сухопутный).
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |