Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VII. Малообеспеченные слои населения. 32 страница




Общенародный уровень статистического исследования пре­допределяет опрос или высказывание мнения о государственной политике: вопросы доверия Президенту, обсуждение новой Кон­ституции и т. п. В показателях отражаются: число людей, общест­венных организаций, политических партий, принявших участие по стране в целом и по отдельным регионам, а также количество предложений, изменений и дополнений, внесенных в подготов­ленные к обсуждению документы. Региональный уровень пред­полагает опрос населения определенного региона. Эти опросы касаются проблем, жизненно важных для жителей республики, края, области, района, города. Например, такие обследования проводились в связи с переименованием Ленинграда в Санкт-Петербург. Уровень социальных групп предполагает опрос, об­следование молодежи. пенсионеров, женщин. Главная цель — вы­явление отношений к политическим, экономическим и социальным проблемам. Уровень трудовых коллективов предполагает обсле­дование предприятий, учреждений, организаций по вопросам ор­ганизации труда, отдыха, удовлетворенности работой. Обследо­вание может проводиться среди работников определенной отрасли, например шахтеров. Уровень интересов и профессий предполагает статистическое наблюдение лиц, связанных между собой определенными интересами.

Как уже отмечалось, важным источником получения данных об общественном мнении является опрос. Способ отбора и объем вы­борки устанавливаются для каждого обследования отдельно. Од­нако при формировании выборочной совокупности должны быть обязательно сохранены основные социально-демографические, производственные, территориальные и другие признаки гене­ральной совокупности. Изучение общественного мнения может быть самостоятельным обследованием или происходить в рамках статистического наблюдения по специальным программам, в ко­торые включается рассмотрение общественного мнения.

Организация исследования общественного мнения охваты­вает следующие этапы: составление плана наблюдения, разра­ботку программы наблюдения и способов обработки данных, проведение наблюдения, обработку материалов наблюдения, анализ данных.

В процессе подготовки опроса большое внимание уделяется таким вопросам: формированию цели и задач исследования, оп­ределению объекта наблюдения, разработке рабочих гипотез, формированию анкеты опроса, проведению пробного обследова­ния, составлению программ разработки материалов. Формули­ровка цели и задач исходит из значения исследуемой проблемы, потребности практики в информации о явлениях общественной жизни, реакции населения на события в стране, проводимые соци­альные мероприятия.

Объектом опроса при статистическом обследовании выступают социальные группы, жители регионов, отдельные коллек­тивы, а единицей опроса служит личность, ее мнение о явлениях общественной жизни. Единицы опроса (наблюдения) опре­деляются очень тщательно. На стадии подготовки выборочного наблюдения формируется и выдвигается рабочая гипотеза.

Гипотеза — предположение для объяснения фактов и явлений, которые в ходе обследования можно утвердить или опровергнуть.

Рабочая гипотеза можетформироваться и на основе лишь теоре­тического знания. С помощью гипотезы разрабатывается про­грамма или анкета обследования. Анкета изучения общественного мнения имеет ряд особенностей, обусловливаемых объектом и единицами наблюдения.

Составление анкеты надо начинать с обращения к опрашивае­мому (респонденту). В обращении кратко излагаются цели и задачи исследования, правила заполнения анкеты и порядок возврата. Главная задача обращения состоит в том, чтобы заинтересовать респондента в обсуждении проблемы, вызвать его доверие, го­товность на сотрудничество, обеспечить искренность в ответах. При составлении анкеты следует учитывать, что время на ее за­полнение не должно превышать 30—40 мин. Наиболее сложные вопросы рекомендуется располагать в середине анкеты, а к концу ее трудность должна снижаться.

Вопросы в анкете объединяются в блоки: адресная часть, мнение опрашиваемого по данной проблеме, социально-демо­графическая характеристика респондента, пол, возраст, общест­венная группа. Адресная часть включает минимальное число дан­ных; республику, край, область, город, село. Как правило, блок вопросов по существу проблемы начинается с общего вопроса, ха­рактеризующего проблему в целом, после чего следуют частные вопросы. В анкеты могут включаться вопросы-«фильтры", выяв­ляющие отношение и осведомленность опрашиваемых по теме опроса, их знания, компетентность для мотивации мнения по проблеме.

Специфика выявления общественного мнения состоит в том, что источником первичной информации выступает человек, поэ­тому нужно учитывать ряд психологических особенностей. Следу­ет иметь в виду, что мнение человека неустойчиво и не всегда оп­рашиваемый желает высказывать собственное мнение, особенно в тех случаях, когда оно расходится с мнением большинства. Пра­ктика проведения опросов выработала специальные приемы, с помощью которых проверяются устойчивость и искренность от­ветов. Один из таких приемов — включение в анкету контрольных вопросов.

Вопросы могут быть закрытыми или открытыми. На открытые вопросы опрашиваемые отвечают в свободной форме, и, как пра­вило, ответы содержат большую и разнообразную информацию. Однако закрытые вопросы обеспечивают наиболее полную и целе­направленную информацию. Варианты ответов при постановке за­крытого вопроса должны обеспечивать взаимоисключаемость ответов, т. е. невозможность одновременно двух или более пра­вильных ответов, предложенных в подсказке на поставленный во­прос. Подсказки должны обеспечивать полноту, исчерпываемость ответов путем включения внего противоположных и исключающих ответов. Если же в вопросе вскрываются причины явления, то допустимо использование нескольких ответов.

Группа вопросов, характеризующих социально-демографи­ческое положение опрашиваемого, обычно помещается в конце анкеты. Это диктуется тем, что вопросы о личности, расположенные в начале анкеты, могут насторожить респондента и привести к ис­кажению достоверности ответов.

При проведении обследований с целью выявления общест­венного мнения особое значение придается подготовке кадров счетчиков. От счетчиков требуются специальная подготовка, умение начать беседу, расположить к себе опрашиваемого, вы­звать интерес у опрашиваемого и желание искренне ответить на вопросы, проявить такт, терпение.

Информация об общественном мнении может быть получена на основе: массового, стихийного, организованного, открытого, однократного, многократного наблюдения; изучения документов; общественных обсуждений — всенародных, региональных, от­дельных социальных групп, отдельных лиц, конференций, съездов; научных, методологических опросов; интервью; анкетирования.

Основным инструментом проведения таких опросов является анкета, заполняемая счетчиком на основе ответов респондентов. Единовременные обследования могут быть сплошными и выборо­чными. При исследовании общественного мнения используются следующие виды отбора единиц из совокупности: собственно слу­чайный, механический, типический, серийный, комбинированный, многофазный, взаимопроникающий, стратифицированный, квотный. Наиболее распространен типический, который обеспечивает наименьшую ошибку представительности (репрезентативности).

Обработка данных об общественном мнении производится следующими методами: группировки — одномерные (по одному признаку), двухмерные, трехмерные, относительные и средней величины, корреляционный и регрессионный анализ, показатели динамики.

Опросы общественного мнения сегодня широко применяются для выявления отношения общественности к актуальным проб­лемам внутренней и внешней политики. Умело организованный опрос населения позволяет формировать общественное мнение в интересах правящей элиты, манипулировать им при выработке и корректировке политического курса.

Опросом общественного мнения в нашей стране широко за­нимаются информационные компании, редакции журналов, газет, отечественные и зарубежные центры, в том числе филиал Инсти­тута общественного мнения Г. Гэллапа (США), Центр по изучению общественного мнения при колледже Уильямса и др.


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение  
Глава 1.ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ  
1.1. Понятие «социальная статистика»  
1.2. Взаимосвязь социальной статистики с другими науками  
1.3. Предмет исследования в социальной статистике  
1.4. Актуальность социальных проблем  
1.5. Основные задачи социальной статистики  
1.6. Практическое использование данных  
1.7. Объекты социальной статистики  
1.8. Обобщение информации по социальной сфере  
Глава 2.ИЗУЧЕНИЕ СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ  
2.1. Характеристики состава населения. Информационная база  
2.2. Группировки населения и система показателей  
2.3. Методы изучения динамики состава населения  
Глава 3.СТРУКТУРА СЕМЕЙ И ДОМОХОЗЯЙСТВ  
3.1. Семья в системе общественных отношений  
3.2. Семья и домохозяйство как элементы структуры населения  
3.3. Типология семей и домохозяйств  
3.4. Система показателей и прогнозирование структуры домохозяйств  

 

Глава 4.УРОВЕНЬ ЖИЗНИ КАК ОБЪЕКТ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ  
4.1. Понятие «уровень жизни населения», его составляющие  
4.2. Социальные нормативы и потребности  
4.3. Задачи изучения уровня жизни  
4.4. Системы показателей  
4.5. Общая оценка уровня жизни  
4.6. Обобщающие показатели развития человеческого потенциала  
Глава 5.СТАТИСТИКА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ  
5.1. Источники данных и задачи статистики при изучении доходов и расходов населения  
5.2. Концепция доходов Дж. Хикса и система макропо­казателей, характеризующая доход в СНС  
5.3. Межстрановые сравнения доходов населения на базе паритетов покупательной способности валют  
5.4. Баланс денежных доходов и расходов населения, показатели на его основе  
5.5. Формирование выборочной сети бюджетов домашних хозяйств  
5.6. Программа наблюдения и основные показатели доходов и расходов населения по выборке домашних хозяйств  
5.7. Модели распределения населения по среднедушевому денежному доходу (расходу)  
5.8. Дифференциация доходов  
5.9. Методы измерения и система показателей уровня и распространения бедности  
5.10. Индексация доходов  

 

Глава 6. СТАТИСТИКА ПОТРЕБЛЕНИИ НАСЕЛЕНИЕМ ТОВАРОВ И УСЛУГ  
6.1. Потребление населения и его законодательное регулирование  
6.2. Источники данных о потреблении населения, показатели потребления на макроуровне  
6.3. Фонд потребления населением основных продуктов питания  
6.4. Изучение потребления на базе выборки бюджетов домашних хозяйств  
6.5. Методы изучения дифференциации потребления  
6.6. Прожиточный минимум и потребительский бюджет  
6.7. Динамика потребления населения и потребительских цен  
6.8. Индекс потребительских настроений. Индекс потребительских ожиданий населения  
6.9. Модели потребления  
Глава 7. СТАТИСТИКА ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ И БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ  
7. 1. Задачи статистики. Источники данных  
7.2. Характеристика жилищных условий  
7.3. Показатели обслуживания и финансирования жилищного фонда  
7.4. Статистика развития бытового и транспортного обслуживания населения, услуг связи  
7.5. Оценка населением жилищных условий и социальной инфраструктуры  
7,6. Рынок жилья  
Глава 8.СТАТИСТИКА СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ НАСЕЛЕНИЯ.  
8.1. Бюджет времени населения, его структура  
8.2. Показатели использования свободного времени  

 

Глава 9. СТАТИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ.  
9.1. Задачи статистики. Источники данных  
9.2. Уровни занятости и безработицы  
9.3. Трудоустройство населения  
9.4. Состав безработных  
9.5. Состав занятых  
9.6. Содержание труда  
9.7. Критическая зона рынка труда  
Глава 10. САНИТАРНАЯ СТАТИСТИКА  
10.1. Задачи статистики. Источники данных  
10.2, Показатели здоровья населения  
10.3. Характеристики здравоохранения, медицинских услуг, производственного травматизма  
10.4. Клиническая статистика  
Глава 11. СТАТИСТИКА УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ  
11.1. Источники информации  
11.2. Уровень образования населения  
11.3. Международные классификации и системы показателей в статистике образования  
11.4. Российская система образования  
11.5. Дошкольное обучение  
11.6. Статистика школьного и внешкольного образования  
11.7. Методика изучения социально- профессиональных ориентации выпускников общеобразовательных школ  
11.8. Профессиональное образование  
11.9. Построение и анализ социально-экономической нормали  

 

Глава 12.СТАТИСТИКА РЕКРЕАЦИИ И ДОСУГА  
12.1. Источники информации  
12.2. Обеспечение населения информацией  
12.3. Потребление населением услуг культуры, искусства и туризма  
Глава 13. МОРАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА.  
13.1. Понятие «моральная статистика», задачи статистики  
13.2 Методические основы  
13.3. Правовая статистика  
Глава 14.СТАТИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ  
14.1. Задачи и структура. Источники данных  
14.2. Показатели статистики  
14.3. Характеристика общественного мнения  

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.