КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
VII. Малообеспеченные слои населения. 27 страница
В результате происходит перепостроение столбцов и строк матрицы. Новая последовательность изменения первичных показателей образует основную социально-экономическую нормаль. Покажем построение нормали на примере следующей системы показателей, характеризующей развитие начального школьного образования: • численность детей в возрасте от 6 до 10 лет (С); • численность учащихся начальных классов (У); • число школ (Ш); • численность учителей начальных классов (Т); • расходы на начальное школьное образование в год (Ф). Строим комбинационную таблицу и систему относительных показателей:
Переходим от матрицы относительных показателей к матрице темпов их изменения:
Проведем экспертную оценку каждой пары симметричных относительно единичной диагонали темпов изменения и выделив имеющие тенденцию к росту при условии доступности и повышения качества начального обучения:
Выделим темпы, имеющие тенденцию к росту; вычислим в каждом столбце число таких темпов роста и перестроим столбцы по степени убывания вычисленного показателя.
Число темпов роста в столбце
Матрица темпов изменения перестраивается следующим образом:
Проверим, что все темпы, имеющие тенденцию к росту, оказались под единичной диагональю. В результате такого перестроения получаем основную социально-экономическую нормаль (по первичным исходным показателям) и вспомогательные нормали (по вторичным относительным показателям): Основными направлениямииспользования нормалей являются: • анализ по территориальным и институционным единицам, их группировка по группам с полным соответствием нормали и полным или частичным несоответствием. По последним двум группам возможно измерить степень рассогласованности как коэффициент опережения (отношение двух темпов изменения); • обоснование выборки единиц совокупности с учетом качества предоставляемых услуг; моделирование и выработка обоснованных нормативов; • построение индексной системы, характеризующей влияние факторов на бюджетное финансирование социальных услуг. Например, на базе нормали можно построить следующую взаимосвязанную систему показателей: или где - средний размер педагогического коллектива начальной школы; - среднее число учащихся на одного учителя; - среднее число детей школьного возраста на одного учащегося начальной школы (обратный показатель охвата детей начальным образованием); - удельный расход в среднем на одного ребенка школьного возраста. На основе нормали возможно построение индексной системы для измерения динамики общих расходов в целом и за счет выделенных факторов: Некоторые направления использования социально-экономических нормалей представлены в главах учебника, посвященных сферам образования и культуры.
Глава 12 СТАТИСТИКА РЕКРЕАЦИИ И ДОСУГА 12.1. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ Статистика рекреации1 и досуга включает два взаимосвязанных потока информации. Первый поток характеризует потребителей рекреационных услуг: их ориентации и предпочтения, объем потребляемых услуг и частоту, периодичность их использования, расходы на потребление таких услуг. Второй поток информации описывает рекреационные и досуговые услуги со стороны предложения: дает характеристику фирм и физических лиц, занятых оказанием таких услуг. Первый поток информации содержит изучение бюджетов времени населения, в которых определяются объем свободного времени, основные (приоритетные) виды досуга и отдыха, дифференциация потребляемых услуг по социально-демографическим группам населения, К сожалений, государственная статистика уже более 10 лет не проводит такие исследования. При выборочных обследованиях по отдельным группам населения (например, с различной покупательной способностью) изучается избирательность в потреблении услуг досуга и отдыха, выявляются объем потребляемых услуг, предпочтения и предполагаемые намерения по их выбору- В зарубежных исследованиях использование таких услуг различными категориями потребителей связывается с доходами фирм, что позволяет учитывать данную информацию при проведении рекламных кампаний и для уточнения системы нормативов и льгот по налогообложению учреждений рекреационной сферы. Второй поток информации включает сбор данных, построение регистров субъектов деятельности и разработку классификаций досуговых и рекреационных услуг, а также расчет обобщающих показателей. В статистике данной сферы наиболее
1 Рекреация [лат. recreatio] — отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.
распространены частные системы показателей, характеризующие каждый отдельный вид деятельности (библиотек, музеев, кинотеатров, театров и др.). Многообразие показателей затрудняет получение сводных итогов, изучение структуры занятости, распределения материальных и институционных ресурсов, возможности их мобильного использования в соответствии с соотношением в тенденциях спроса и предложения. К сводным экономическим показателям распространенности, предложения и состава услуг досуга и отдыха относятся следующие: среднесписочная численность работников, фонд оплаты труда, число учреждений, стоимость основных фондов, объем (стоимость) платных услуг, оказанных населению, численность посетителей (зрителей). Сбор и обобщение информации по фирмам досуговых и рекреационных видов деятельности затруднены также многообразием форм собственности, организационно-правовой спецификой, их изменчивостью в условиях нестабильного рынка. Поэтому наиболее точным методом учета фирм становится перепись, проводимая раз в 10 лет. Данные собираются на основе предоставленной государственной статотчетности в статистические службы. В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) деятельность по организации распространения информации, культуры, спорта, отдыха и развлечений включает следующие разделы: • деятельность в области кино, радио, телевидения, театра и прочих видов искусства, связанных с распространением культуры; • деятельность библиотек, музеев и деятельность в области культуры; • спортивная деятельность и деятельность по организации отдыха и развлечений. Подробнее состав платных услуг досуга и отдыха разработан в Общероссийском классификаторе платных услуг, оказываемых населению (ОКУН). Начиная с 1992 г. российская государственная статистика ведет учет тарифов и вычисляет индекс тарифов на платные услуги, оказанные населению, в целом и по отдельным видам услуг (перечень услуг-представителей достаточно ограничен). Это дает возможность рассчитывать индекс физического объема услуг, оказанных населению: Однако продолжают оставаться малоразработанными проблемы статистического измерения бесплатно предоставляемых услуг в сфере досуга и отдыха (или на льготных основаниях), а также оптимального соотношения платных и бесплатных услуг. Традиционно обеспеченность населения сетью учреждений, предоставляющих рекреационные и досуговые услуги, различна в городе и в сельской местности, по территории страны. Отсюда важным аспектоманализа выступают территориальное размещение и финансирование субъектов по распространению, информации, культуры, искусства, спорта и отдыха из бюджетов различного уровня с целью сохранения и пополнения национального достояния. 12.2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИЕЙ В структуре свободного времени населения наибольший удельный вес приходится на использование средств массовой информации: просмотр телепередач и прослушивание радио (от 46 мин до 3 ч в сутки для различных категорий населения по рабочим и выходным дням; чтение газет, журналов и художественной литературы от 8 мин до 1 ч 4 мин в день). Получение информации занимает значительную часть свободного времени — от 37 до 69%, в том числе от 32 до 56% занимает время, затрачиваемое на просмотр телепередач и прослушивание радио, и от 6 до 13% — время на чтение, Для выявления особенностей поведения различных категорий населения и семей необходимы: выборочные опросы об использовании средств массовой информации, формах ее получения, о расходах населения на приобретение книг, журналов, на посещение концертов, театров — дифференцированно, по возрастным, имущественным, социальным группам. Большую помощь в представлении такой информации оказывают графические методы. Диаграмма наглядно отражает различия в ежедневном чтении газет среди разных групп: пожилые люди больше любят читать газеты, нежели молодые; мужчины испытывают большую потребность в ежедневном чтении газет, нежели женщины, причем с возрастом различия между мужчинами и женщинами сглаживаются. В качестве примера приведем диаграмму, показывающую распространенность ежедневного чтения газет жителями Хельсинки (рис. 12.1). Рис. 12.1. Число жителей Хельсинки, ежедневно читающих газеты Показатели теле- и радиовещания учитывают число редакций радиовещания и телевидения, число каналов, продолжительность вещания. Обеспеченность населения теле" и радиоприемными средствами в некоторых странах мира представлена в табл. 12.1. Эти показатели тесно связаны с общим уровнем благосостояния и культуры населения страны. Важным показателем является обеспеченность печатными изданиями - книгами, брошюрами, журналами и газетами. К книгам относятся непериодические публикации объемом свыше 48 страниц, к брошюрам — непериодические публикации более 4, но менее 48 страниц. Журналом называют периодическое издание статей, очерков, заметок, информации. Журналы имеют установленные сроки выхода и постоянный объем. К ежедневным газетам относятся газеты, выходящие не реже четырех раз в неделю. Выпуск ежедневных газет в некоторых странах мира представлен в табл. 12.2. При выпуске печатной продукции учитываются печатные единицы — полиграфически оформленные произведения печати (книги, брошюры), оттиснутые с одного набора, сброшюрованные и сфальцованные, имеющие самостоятельный номер типографского знака (шрифта). За печатную единицу принимаются каждый том, выпуск, часть произведения во всех изданиях, переизданиях, переводах и переработках.
Таблица 12.1 Обеспеченность населении теле- н радиоприемными средствами» 1996г.
К показателю печатной продукции относится количество листов (листаж) — общий объем вышедшей литературы, используемый издательствами и полиграфической промышленностью для характеристики результатов своей деятельности. Различают печатные листы (физические листыразмером 60 х 90 см) и авторские Таблица 12.2 Динамика выпуска ежедневных газет по странам мира в первой половине 90-х гг.
листы (40 000 печатных знаков). Отдельный экземпляр печатного листа называется листом-оттиском. Число печатных листов в книге определяется числом листов-оттисков в ней. Тираж определяется числом экземпляров печатных единиц одного названия, вышедшего из печати. Тираж произведений определяется суммированием всех тиражей данного произведения, которые вышли за учитываемый период. Для газет определяется разовый тираж — число печатных экземпляров данной газеты, Для определения среднего годового тиража численность общего тиража делится на число лет, за которые издан этот тираж1. Выпускаемые издания группируются последующим тематическим разделам: политическая и социально-экономическая, естественно-научная, техническая, сельскохозяйственная, медицинская литература, литература по физической культуре и спорту, по культуре и образованию, по филологическим наукам, художественная литература, литература для детей, литература по искусству и искусствоведению, по печати, книговедению, полиграфии, литература универсального содержания. Динамика выпуска печатной продукции в России представлена в табл. 12.3.
Таблица 12.3 Динамика выпуска печатной продукции в России
1 См.: Курс социально-экономической статистики: Учебник / Под ред. проф. М. Г. Назарова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.; Финансы и статистика, 1985. — С.503.
Данные табл. 12.3 отражают переход от журнального и книжного бума, характерного для России в 1985— 1990 гг., к спаду выпуска печатной продукции. Это проявилось в сокращении их числа и тиража, для газет — в сокращении тиража при довольно стабильном и даже возрастающем числе изданий. Для изучения коммуникационного пространства используется контент-анализ (анализ содержания текста). Объектом изучения могут выступать книги, газетные и журнальные статьи, объявления. выступления, кино- и видеозаписи, песни, фотографии, произведения искусства и др. При проведении контент-анализа изучаются большие объемы текста (например, годовая подшивка газет) для характеристики отражения изучаемой проблемы и появления новых инновационных моментов. Порядок проведения контент-анализа включает формулирование проблемы, отбор единицы анализа (совокупность изданий определенного вида) и единицы наблюдения (статья, абзац, слово, ситуация, сцена, персонаж), обоснование единицы записи или счета и формулирование системы кодирования. Система кодирования, представляющая собой правила для фиксирования и записи содержания текста, включает следующие четыре характеристики: • частота: фиксация и подсчет числа единиц анализа и счета; • направленность сообщения внутри содержания — позитивная или негативная оценка, поддержка или опровержение; • интенсивность — сила или мощность сообщения в выделенной направленности; • определение объема занимаемого пространства — размер сообщения, его длительность, подсчет слов, предложений и др. Надежность системы кодирования проверяется путем сопоставления результатов анализа одного и того же текста несколькими кодировщиками. Например, в ходе контент-анализа особенностей женских и мужских бесед выявлено, что женские беседы в основном сосредоточиваются на межличностных и социальных отношениях, а мужские — о достигнутых успехах или на темы, связанные с агрессией. Известны также ненавязчивые методы измерения, при которых население не знает, что их поведение изучается. Так, исследователи определяли, что обычно слушают водители, отмечая, на волну какой радиостанции были настроены радиоприемники в автомашинах, доставленных на ремонт. Из всех показателей информационных услуг наиболее развита статистика библиотечного дела. Массовые (публичные) библиотеки предоставляют возможности для пользования их фондами всем слоям населения. На предприятиях, в учебных и научных заведениях имеются учебные, технические и специальные библиотеки, учет которых проводится во время библиотечной переписи. Последняя такая перепись относится к 1986 г. К основным показателям массовых библиотек относятся: • библиотечный фонд — организованное собрание документов. Единицей учета служат отдельный экземпляр книги, брошюры, отдельный номер ежемесячного журнала большого объема, переплетенный комплекс номеров журналов малого объема, годовая подшивка газет, экземпляры нотных, картографических и другихматериалов, Библиотечный фонд учитывается в инвентарных книгах по балансовой схеме: состоит на учете на начало года, поступило, выбыло, состоит на конец года; • число читателей библиотек — лиц, пользующихся библиотекой, численность которых определяется по читательским формулярам; • книговыдача — выдача читателю одного экземпляра документа для временного пользования в читальном зале или на абонементе; • обращаемость библиотечного фонда, определяемая отношением числа книговыдач к объему библиотечного фонда и характеризующая интенсивность его использования; • читаемость, определяемая отношением годовой книговыдачи к численности читателей и отражающая интенсивность использования библиотечного фонда читателями; • насыщенность библиотеками отдельных населенных пунктов (наличие библиотек в городах, поселках городского типа и сельской местности); • доступность библиотек для населения (численность населения, приходящаяся на одну библиотеку, или число библиотек, приходящихся на 10 000 человек населения); • книгообеспеченность населения (число книг и журналов, приходящихся на одного жителя или одного читателя). Большинство показателей является по своей сути моментными — характеризуют состояние библиотечной сети на момент времени. Они могут быть заданы и как среднегодовые показатели. Например, число книг может быть учтено на начало года или среднегодовое. При расчете производных показателей, которые получаются в результате отношения абсолютных показателей, важно обеспечить сопоставимость величин, стоящих в числителе и знаменателе такого отношения. Так, показатель книгообеспеченности может быть правильно рассчитан, если и число книг, и численность населения учтены на одну и ту же дату или взяты как средние за один и тот же период. Основываясь на взаимосвязидинамики отдельных показателей, можно дать оценку качества предоставленных населению библиотечных услуг При этом порядок взаимосвязи факторов может меняться в зависимости от целей изучения и анализа. Система перечисленных ранее показателей может быть использована для оценки качества деятельности библиотек. Результативным признаком наиболее оправданно в условиях рыночной экономики принять стоимость услуг библиотек (оплачиваемую населением и финансируемую через бюджет). Однако данный показатель пока что государственной статистикой не рассчитывается. При качественном библиотечном обслуживании населения оправданным является следующее соотношение в изменении показателей в динамике, т. е. социально-экономическая нормаль: где — индекс, получаемый как отношение отчетного (текущего) значения соответствующего показателя к базисному (прошлому). На основании такой взаимосвязи можно построить мультипликативную зависимость результата (стоимости библиотечных услуг) от факторов. В полном виде такая система имеет вид:
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |