Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VII. Малообеспеченные слои населения. 25 страница




6 — первый этап высшего образования, дающий право на по­лучение первой университетской степени или ее эквивалента;

7 — второй этап высшего образования, дающий право на по­лучение послеуниверситетской степени или ее эквивалента. МСКО выделяет следующие области обучения:

• педагогические науки и подготовка учителей;

• гуманитарные науки — изобразительное и прикладное ис­кусство, религия и технология;

• право и социальные науки: право, социальные и поведен­ческие науки; управление коммерческой и предпринима­тельской деятельностью; домоводство, средства массовой коммуникации, сфера обслуживания;

• естественные, инженерные и сельскохозяйственные науки: естественные и инженерные науки; математика и инфор­матика; архитектура и городское планирование; транспорт и связь; торговля, ремесла, промышленность; сельское хо­зяйство, лесоводство и рыболовство;

• медицинские науки.

Всемирный доклад по образованию ЮНЕСКО содержит сле­дующие блоки показателей:

1. Население и валовой национальный продукт.

2. Грамотность, культура и коммуникации.

3. Дошкольное образование и доступ к школьному образова­нию.

4. Начальное образование: продолжительность, население школьного возраста и доля охваченных таким образованием.

5. Начальное образование: внутренняя эффективность.

6. Среднее образование: продолжительность, население школьного возраста и доля охваченных таким обучением.

7. Преподавательский состав дошкольного, начального и сре­днего образования.

8. Высшее образование: показатели охвата и распределение студентов по ступеням МСКО.

9. Высшее образование: распределение студентов и выпуск­ников по областям обучения.

10. Доля учащихся частных учебных заведений и государст­венные расходы на образование.

11. Текущие государственные расходы на образование.

Социальная значимость образования как качественной хара­ктеристики личности и народонаселения в целом обусловила включение данного компонента в индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который рассчитывается Программой раз­вития ООН (ПРООН) с 1990 г. по 163 странам мира.

Индекс уровня образования является интегральным показа­телям, одним из компонентов ИРЧП и включает два показателя:

• индекс грамотности взрослого населения

где — уровень грамотности,

• совокупный показатель охвата числа поступивших в учеб­ные заведения первого, второго и третьего уровней

где — число поступивших.

Индекс достигнутого уровня образования обобщает преды­дущие два индекса:

Модификация данного индекса предложена в 1995 г. в виде показателя равномерно распределенного уровня образования, учитывающего различия между мужчинами и женщинами в уровне

 

Таблица 11.3

Показатели образования, включенные в ИРЧП

  Группа стран по уровню ИРЧП Уровень грамотности взрослого населения, % Совокупный валовой показатель числа поступивших в учеб­ные заведения пер­вого, второго и третьего уровней, % Индекс уровня образо­ваний
  всего в том числе
женщины мужчины
64 страны с высоким 95,7 95,3 96,2   0,9
66 стран со средним 83,3 76,9 89,5   0,77
44 страны с низким 50,9 38,3 63,0   0,50
Весь мир 77,6 71,4 83,7   0,72
Россия 99,0 99,0 99,0   0,92
Источник. Доклад о развитии человека за 1998 год. —ПРООН, 1998 год. —С.130—135.
             

 

грамотности и валовом показателе охвата учащихся всеми ступе­нями обучения.

В табл. 11.3 приведены значения показателей образования по группам стран мира и России к середине 90-х гг.

Россия по рассматриваемому кругу показателей находится на уровне высокоразвитых стран. Вместе с тем в начале XXI, при сложившихся в России тенденциях следует ожидать сокращения показателя охвата молодежи образованием. Переход России с первой стадии демографического развития на вторую сопровож­дается увеличением до максимума спроса на образовательные услуги начального и среднего профессионального образования. Именно эта ступень обучения резко сократилась в 90-х гг. От осознания приоритета в развитии профессионального обучения молодежи и принятия действенных мер в этой области в начале нового тысячелетия зависят перспективы образования в России.

11.4. РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Важнейшим условием формирования образованной лично­сти выступает развитие системы обучения. Разнообразие, изме­няющиеся потребности учащихся, педагогов, учреждений обра­зования формируют специфический сегмент рынка услуг в области обучения, который не только требует адекватной госу­дарственной поддержки, ной содействует развитию предприни­мательской деятельности.

Формирование информационного обеспечения этой сферы деятельности зависит от принятой концепции развития образо­вания, Вместе с тем обобщение сложившихся информационных ресурсов, глубокое их изучение, выявление новых направлений развития содействуют формированию современной концепции образования, В настоящее время информационное пространст­во сферы образования деформировано. В меньшей степени в нем представлены данные, характеризующие спрос на образова­тельные услуги; в большей степени — ведомственные характери­стики развития образования как системы учреждений (т. е. со стороны предложения образовательных услуг). Практически не разработаны методы состыковки различных потоков информа­ции о спросе и предложении, которые позволили бы выявить не­соответствия, оценивать варианты решения проблем и находить адекватные управленческие решения, эффективные для всех участников образовательного процесса.

Российская система образования многоступенчатая, охваты­вающая процесс становления личности от 3 до 30 лет, представ­ляет собой одну из ведущих отраслей экономики (рис. 11.3*). В ней на конец 90-х гг. обучались 31,5 млн учащихся и студентов. было занято 2,7 млн работников, функционировало 56,6 тыс. дошкольных учреждений, 67,9 тыс. дневных общеобразовательных школ, 3,9 тыс. начальных профессиональных и 2,6 тыс. средних специальных заведений и 914 вузов.

Существуют два подхода к учету предложения образовательных услуг системой образования. Первый подход — отраслевой, ос­нованный на учете лишь юридических лиц (учебных заведений) —второй подход заключается в учете всего объема услуг в сфере образования, которые оказываются как юридическими, так и фи­зическими лицами. Осуществление второго подхода возможно через лицензирование деятельности в этой области не только учебных заведений, но и физических лиц. В практике статистиче­ского учета реализуется первый подход. Однако такой подход ве­дет к недоучету части услуг в области образования, которые ока­зываются физическими лицами.

Организация статистики образования в России предусматри­вает сбор и разработку данных по общеобразовательным учреж­дениям, учебным заведениям начального профессионального образования и учреждениям дополнительного образования

 

*Рис. 11.3 разработан Центром исследований и статистики науки (ЦИСН) Миннауки России и РАН

 

Рис. 11.3. Система образования в России

Министерством образования РФ. Госкомстат РФ собирает и обоб­щает данные о деятельности дошкольных государственных высших и средних профессиональных учебных заведений, негосударст­венных школ и вузов. Система показателей федерального стати­стического наблюдения содержит информацию о числе учебных заведений, характеристики приема учащихся и выпуска, числен­ности и состава преподавательских кадров, состояния матери­ально-технической базы учебных заведений.

В середине 90-х гг. Министерством образования РФ пере­смотрены и приняты общероссийские классификации специаль­ностей по начальному профессиональному, среднему професси­ональному и высшему образованию и др., адаптированные к международным стандартам-

Внедрение компьютерных технологий расширяет возможно­сти информационного обеспечения системы образования. В России при более чем 30 университетах созданы центры Internet, продолжается формирование сети дистанционного обучения. Интенсифицируются создание и распространение новых про­граммных продуктов, среди которых можно выделить следующие направления: создание информационных систем для внутривузовского управления; формирование учебных курсов и организация учебного процесса на основе новых компьютерных технологий;

создание аналитических программ по проблемам перспективного развития регионального образования, оценки уровня подготовки абитуриентов и изучение перспектив по трудоустройству специ­алистов различных отраслевых направлений и специальностей.

11.5. ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Дошкольное образовательное учреждение (ясли, детские са­ды и др.) реализует общеобразовательные программы дошколь­ного образования, обеспечивающие воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет. Статистика дошкольного воспитания собирает и анализирует: данные, хара­ктеризующие численность детей, посещающих дошкольные уч­реждения (ДУ): число таких учреждений, их распределение по ви­дам; численность, состав и уровень образования педагогических работников в них; данные о фонде оплаты труда и сумме оплаты родителями платных услуг по содержанию и воспитанию детей.

В конце 90-х гг. 56,6 тыс. дошкольных учреждений посещали 4,4 млн. детей, при этом 217,8 тыс. детей нуждались в устройстве в такие заведения1. Наиболее распространенными видами

 

1 См.: Российский статистический ежегодник. 1999: Статистический сбор­ник — М.: Госкомстат России. 1999, —С. 184.

 

дошкольных учреждений (ДУ)являются детские сады (74%), учреж­дения компенсирующего назначения для детей с нарушениями здоровья (14,4%). В дошкольном воспитании заняты 641,8 тыс. пе­дагогических работников, из которых более 70% являются воспи­тателями, имеют высшее (26,8%) и в основном среднее педаго­гическое (63.2%) образование.

На базе собранной информации статистика рассчитывает обобщающий показатель обеспеченности детей в возрасте от 1 до 6 лет включительно дошкольными учреждениями

 

        Численность детей в возрасте от 1 – 6 лет, посещающих дошкольные учреждения  
Численность детей в возрасте от 1 до 6 лет включительно   – Численность учащихся общеобразовательных школ в возрасте 6 лет

Для измерения соотношений между числом мест в дошколь­ных учреждениях и численностью детей (фактически посещаю­щих ДУ и потенциально возможной численности детей дошколь­ного возраста) используются следующие два показателя:

• на 100 детей, посещающих дошкольные учреждения, при­ходится мест

  Обеспеченность местами детей, находящихся в ДУ     Число мест в дошкольном учреждении
Численность детей, посещающих ДУ

• на 1000 детей дошкольного возраста приходится мест в дошкольных учреждениях

  Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях       Число мест в дошкольном учреждении
Число детей в возрасте от 1 до 6 лет включительно   – Численность учащихся общеобразовательных школ в возрасте 6 лет

В 90-е гг. в России сокращалась численность детей в возрасте от 1 до 6 лет, посещающих дошкольные учреждения (на 51% за 1990 — 1998 гг.), что связано как с демографическими (сокращение численности родившихся на 42% за 1987 — 1997 гг.), так и социаль­ными причинами (рост незанятости и сокращение платежеспособ­ности населения, особенно семей с детьми). Число дошкольных учреждений уменьшилось на 36%, число мест в них — на 65%, чи­сленность педагогических работников — на 35% (за 1990 — 1998 гг.).

Такие резкие изменения могут привести к различным послед­ствиям и повлиять на доступность дошкольных учреждений для семей с детьми. Возможны два варианта таких изменений: первый заключается в резком сокращении сети учреждений, их укрупне­нии при одновременном снижении доступности дошкольного образования (негативный сценарий); второй — в адекватном сокра­щении детских садов, сопровождающемся их разукрупнением при одновременном росте доступности (охвате детей) дошкольным обучением (позитивный сценарий). Сравним динамику системы показателей, отражающих развитие дошкольного образования, и обратим внимание на согласованность (синхронность) в их изменении (табл.11.4).

 

Таблица 11.4

Динамика системы показателей, характеризующей развитие

дошкольного образования в России за 1990 — 199В гг.

    Территория Среднегодовая убыль, %
числа до­школьных учреждений численности педагоги­ческих работников до­школьного обучения числа мест в ДУ численности детей, посе­щающих ДУ
Всего -5,4 -5,2 -12,2 -8,6
В том числе: в городах и поселках городского типа   -5,1   …     -11,5   -8,1
в сельской местности   -5,6   …   -15,0   -10,0
Рассчитано по: Российский статистический ежегодник, 1999. Статистический сборник, —М.: Госкомстат, 1999. — С. 184.
           

 

Позитивным моментом является более медленное сокраще­ние дошкольных учреждений и численности педагогических кад­ров, чем сокращение численности детей, посещающих дошколь­ные учреждения. Негативным моментом остаются опережающие темпы сокращения числа мест по сравнению с другими показа­телями.

Развитие среды дошкольного воспитания и образования про­ходило по промежуточному, умеренному сценарию. Доступность сети дошкольного образования хотя и сокращалась, но медлен­нее, чем численность детей, посещающих детские сады. Это при­вело к сокращению среднего числа детей в одном дошкольном учреждении и на одного воспитателя (позитивные тенденции). Одновременно происходило укрупнение педагогических коллек­тивов детских садов при резком сокращении числа мест, что со­провождалось ростом концентрации детей на каждые 100 мест в дошкольных учреждениях (негативные тенденции). Даже в условиях резкого сокращения спроса на услуги дошкольного образо­вания и высвобождения ресурсов (трудовых и материальных) ка­чественного улучшения обслуживания детей и адекватного улучшения среды дошкольного обучения в России не произошло.

Следует также отметить, что учреждения дошкольного воспи­тания оказывают комплексные и последовательные услуги по об­разованию и содержанию детей. Однако в современных условиях возможно предоставление только отдельных услуг, например пребывание ребенка неполный день, прогулки и занятия с детьми и др. Расширение спектра и качества предоставляемых услуг до­школьного образования способствовало бы сохранению сущест­вующей сети дошкольных учреждений и повышению квалифика­ции педагогических кадров. Другими словами, имеющаяся сеть дошкольного воспитания должна быть готова к возможному росту спроса на данный вид услуг через два— три года в связи с прогно­зируемым Госкомстатом России незначительным ростом числен­ности родившихся в 2000—2006 гг. и переходом значительного числа женщин в модальный возраст деторождения (20—24года).

11.6. СТАТИСТИКА ШКОЛЬНОГО

И ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЙ

Общеобразовательные школы реализуют программы началь­ного общего, основного общего и среди его (полного) образования, являются звеном системы непрерывного образования и предо­ставляют всем российским гражданам возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах государственных стандартов. На начало 1999/2000 учебного года в 66,9 тыс. государственных об­щеобразовательных школ обучались 20,8 млн учащихся, а также функционировали 607 негосударственных общеобразователь­ных школ с 53,4 тыс. учащихся.

Статистка анализирует изменение общей численности уча­щихся. Движение обучающихся в течение учебного года изучает­ся с помощью следующего управления:

где и — численность учащихся на начало и конец учебного года;

П — поступление и перевод учащихся в течение года;

В — выпуск и выбытие учащихся в течение года.

На основе такой информации вычисляются следующие два показателя:

• средняя численность учащихся за учебный год

 

• средняя численность учащихся за календарный год

Изучаются не только динамика общей численности учащихся, ной распределение учащихся по классам. Успеваемость школьни­ков оценивается через показатель коэффициента перевода уча­щихся в последующий класс. До 90-х гг. рассчитывался удельный вес второгодников. Оценивать условия обучения в общеобразо­вательных школах можно через показатели сменности занятий; удельный вес школ и долю учащихся, занимающихся во вторую и третью смены. Эти показатели имеются в государственной ста­тистике.

Важное социальное значение имеет охват молодежи школь­ного возраста школьным образованием, который измеряется от­ношением числа детей, обучающихся в школах, к общему числу детей школьного возраста. В последние годы обострилась проб­лема трудоустройства молодежи после окончания школы. Чис­ленность неработающей и неучащейся молодежи из числа выпу­скников дневных общеобразовательных школ России составила в 1985 г. 5,3 тыс. человек, в 1987 г.—7,1, в 1989 г. — 12,6 тыс. че­ловек. С 1992 г. Комитетом по труду и занятости РФ ведется учет безработных и незанятых выпускников школ.

Педагогические кадры общеобразовательных школ характе­ризуются показателями штатной численности учителей, совмес­тителей. Из общего числа педагогов выделяются группы по уров­ню образования, специальности и стажу педагогической работы. Изучаются движение педагогических кадров (прием, увольнение). текучесть и закрепляемость учителей, особенно молодых педаго­гов. Учитываются и фонд оплаты труда работников общеобразо­вательных школ, и среднемесячная заработная плата.

К показателям, характеризующим материальное положение школ, относятся: обеспеченность учебных заведений зданиями, оборудованием учебных кабинетов и мастерских, вычислитель­ной техникой, физкультурными залами, столовыми и буфетами с горячим питанием: фиксируется площадь учебных помещений.

Статистика общеобразовательных школ дополняется данны­ми о деятельности внешкольных учреждений.

Сравнение численности занимающихся в детских внешколь­ных учреждениях с численностью учащихся дневных общеобра­зовательных школ свидетельствует об элитарности таких занятий и их малодоступности для школьников. Так, в конце 90-х гг. во всех внешкольных учреждениях занималась 1/3 учащихся школ; в музыкальных, хореографических, художественных школах — 6%, в детских и юношеских спортивных школах — 10%.

В истории статистических работ существует такой метод сбо­ра информации, как школьная перепись, В процессе ее проведе­ния на определенный момент времени регистрируются характе­ристики школ, педагогов и учащихся.

Основные разделы и краткое содержание программы Всесо­юзной школьной переписи1, которая проводилась по состоянию на 15 декабря 1927 г., следующие.

Раздел 1. Общие сведения о школе: подчиненность, бюджет, продолжительность полного курса обучения, число групп, язык обучения, год основания, сменность, обеспеченность учащихся горячей пищей и стипендиями, одеждой и обувью.

Раздел 2. Сведения об учащихся: численность учащихся на 1.12.1926 г. по списку и фактически присутствовало на занятиях 15.12.1927 г., распределение учащихся по годам обучения, по на­родности, движение учащихся (прием, выпуск, отказы в приеме, в том числе по причинам).

Раздел 3. Данные о персонале школы: число штатных должно­стей, число вакансий, характеристики работников школы (пол, должность, группа обучения, по каким предметам обучает).

Раздел 4. Материалы о земельном участке и сельскохозяйст­венном инвентаре: размер и состав земельного участка, как он обрабатывается и используется.

Раздел 5. Информация о школьном районе: название насе­ленных пунктов, из которых дети ходят в школу (для детей 1-го и 4-го годов обучения), расстояние пункта до школы, число хозяйств в данном пункте. Имеются ли ночлежка для детей, общежитие, дается ли пища, организован ли привоз детей.

Раздел 6. Параметры школьного здания: число этажей, год постройки, формы участия населения в постройке, материал, обеспеченность его удобствами (водопроводом, канализацией, освещением, отоплением), вид топлива, необходимое количест­во топлива на год. Характеристика внутренних помещений школы (число мест, размеры помещений, их площадь, объем воздуха, освещенность, вентиляция, замечания о недостатках помеще­ний).

Раздел 7. Данные о школьном оборудовании: учебно-вспомо­гательные средства и пособия, лаборатории, мастерские, библиотеки, классная мебель, в том числе для начальной школы, инвентаризация учебников по предметам и перечень наглядных пособий по предметам и видам.

Раздел 8. Сведения по учебной части: начало и окончание за­нятий, продолжительность перерывов между ними,

 

1 См.: 1-я Всесоюзная школьная перепись15 декабря 1927 г.Т. 1. —М.: Госу­дарственное планово-хозяйственное издательство. 1930. — С. 243—245.

 

продолжительность каникул, проведение школой летних занятий, выезды школы на лето, место и длительность проведенных экскурсий.

Раздел 9. Информация об общественной работе школы: нали­чие клуба, работа кружков, наличие школьного кооператива, пи­онерского поста. Данные о деятельности органов управления школой (школьных советов, родительских собраний, общих соб­раний учащихся, собраний делегатов учащихся).

Раздел 10. Материалы о бюджете школы за 1926/27 бюджет­ный год: расходы по статьям и источникам поступлений.

Приведенный перечень разделов несет на себе отпечаток времени. Вместе с тем очевиден комплексный подход к изучению деятельности школ, заложенный в программе школьной переписи.

Анализ развития школьного образования проводится на раз­ных уровнях обобщения данных:

• по школьному образованию в целом;

• по данным общеобразовательных школ различных форм собственности;

• по ступеням обучения:

• по регионам;

• по каждой отдельной школе.

Рассмотрим специфику изменения системы показателей для каждого из перечисленных уровней, характеризующего изменение финансовых, трудовых, материальных и институциональных ресур­сов и их соответствие изменению численности учащихся школ и де­тей и подростков соответствующего возраста, В качестве метода анализа будем использовать сравнение фактической динамики по­казателей, входящих в систему, с социально-экономической нор­малью. Под социально-экономической нормалью понимается те­оретически обоснованное соотношение изменений показателей. исходя из предположения об обеспечении качества среды обу­чения.

Для школьного образования в целом социально-экономичес­кая нормаль имеет следующий вид:

где — индекс изменения значения данного показателя в данном пе­риоде по сравнению с предыдущим периодом (годом);

Р — текущие расходы общеобразовательных школ;

А — число общеобразовательных учреждений;

В — численность учителей;

У — численность учащихся общеобразовательных школ;

Д — численность детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет.

Для общеобразовательных школ различных форм собствен­ности социально-экономическая нормаль приобретает вид:


 

Таблица 11.5

Сравнительный анализ динамики показателей по ступеням

обучения в государственных общеобразовательных школах

России за 1994—1998 гг.

  Среднегодовой прирост (убыль), %
Ступень обучения числа школ численности учителей численности учащихся
Начальная (1 — 4 классы) -0,4 -2,4 -3,7
Основная базовая (5 — 9 классы) +0,2 -2.4 -1,6
Полная средняя (10 — 11 классы) +0,8   +7,0

 

Для каждой ступени школьного обучения социально-эконо­мическая нормаль имеет следующий вид:

где — число классов на j -й ступени обучения;

— численность учащихся, обучающихся:

а) в начальных (1—3) классах,

б) в основных базовых (5—9) классах,

в) в старших классах (10—11).

— численность молодежи в возрасте:

а) от 6 до 9 лет включительно,

б) от 10 до 15 лет включительно,

в) от 1бдо 17 лет включительно,

Рассмотрим тенденции развития школьного образования по ступеням обучения на примере государственных школ (табл. 11,5).

Сокращение начальной ступени обучения происходит согла­сованно. Вместе с тем резко возрастает численность старше­классников, а изменение трудовых и институциональных ресурсов происходит значительно медленнее. Это должно сопровождаться адекватным изменением как финансирования, так и процессов подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Для отдельного региона социально-экономическая нормаль преобразуется следующим образом:

Для каждой отдельной школы

Анализ на основе нормали позволяет оценить степень согла­сованности в тенденциях спроса (численности обучающихся) и предложения общеобразовательных услуг и обеспеченности их финансовыми, трудовыми, материальными и институциональны­ми ресурсами. Одновременно становится возможным измерить степень ресурсной рассогласованности (на основе коэффициен­тов опережения) и выявить наиболее «узкие» места развития сис­темы образования. Достижение качественных изменений в среде обучения возможно в условиях даже стабильного финансирования (при отсутствии инфляции). Это можно обосновать, перейдя от нормали к индексной системе, на основе следующей системы показателей:


 


Если провести расчеты в соответствии с нормалью по каждой школе, каждому району, то можно объединить школы или районы в две группы: с благоприятными условиями развития среды для повышения качества общеобразовательных услуг; с неблагопри­ятными условиями развития среды сферы школьного образования. Такая группировка может быть использована для обоснования выборки школ при проведении выборочных опросов как учащихся, так и учителей и учитываться путем корректировки программы опроса в каждой выделенной группе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.105 сек.