КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
VII. Малообеспеченные слои населения. 26 страница
11.7. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ Одним из наиболее распространенных направлений экономических, социологических и психологических исследований молодежи выступает анализ социально-экономических ориентации старшеклассников. Как особое направление теоретических исследований в нашей стране оно возникло в 20—30-е гг. Методики изучения личности школьников разрабатывались А. П. Болтуновым, С. Г. Геллерштейном, Н. Д. Левитововым, А. Ф. Кларком и др. Социологические опросы учащихся выпускных классов были возобновлены с конца 50-х гг. и получили широкое распространение в 60 — 80-е гг. Их адекватность вновь возрастет к концу XX в., когда проблемы выбора жизненного пути встанут перед многочисленной когортой молодежи, рожденной в 80-х гг. Остановимся на некоторых методических аспектах изучения социально-профессиональных ориентации старшеклассников. В научной литературе встречается большое разнообразие понятий, используемых для определения социально-профессиональных намерений молодежи: жизненный путь, личный план, профессиональная ориентация и др. Под намерением выпускника школы понимается первоочередной предполагаемый выбор учебного заведения или сектора экономики и профессии, по которой опрашиваемый собирается быть занят после окончания школы. Различают: 1) полную конкретизацию намерения, при которой опрашиваемый указывает название предполагаемого места учебы или работы и будущую профессию; 2) частичную конкретизацию, при которой указана или только будущая профессия, или только место будущей учебы и работы; 3) неконкретное намерение, если не указано ни то, ни другое.
Большинство исследований ограничивается регистрацией намерений без конкретизации. В результате фиксируется лишь первоочередное намерение выпускника и отсутствует полная картина отношений каждого опрашиваемого ко всему спектру возможных вариантов выбора после окончания школы. Дать полную картину помогает фиксация установки старшеклассника. Под установкой понимается отношение опрашиваемого к возможности осуществления каждого из вероятных вариантов выбора после окончания школы. При этом различают следующие установки: • позитивную — наиболее желательный вариант выбора; • маргинальную — запасной вариант выбора; Таблица 11.6 Установки выпускников школ на продолжение обучения в вузе
• негативную — нежелательный вариант выбора; • неопределенную — отсутствие отношения к предлагаемым вариантам выбора, Такая формулировка вопроса была предложена социологом А. Ю. Прохватиловым в конце 70-х гг. Иногда в разработках позитивную и маргинальную установки объединяют в положительную. Изучение установок выпускников школ позволяет полнее учесть весь спектр намерений. Пример распределения выпускников школ по результатам опроса (%) приведен в табл. 11.6. Полученные результаты можно выразить обобщенной оценкой отношения всех опрошенных к возможности продолжения обучения в вузе: Данный показатель дает обобщенную характеристику мнений всех опрошенных относительно данного варианта выбора (намерения) после окончания школы. Этот показатель изменяется от +1 до -1. Заметим, что наиболее желательный вариант выбора, даже осуществленный, не всегда свидетельствует об определенности социально-профессиональных ориентации. Последние могут измениться в процессе взросления личности. Поэтому важным моментом является выявление социально-профессиональной направленности молодежи. Под социально-профессиональной направленностью понимаются профессия и социальный статус, стремление к достижению которых определяет поведение личности в период молодости. Далее предлагается образец опросного листа, предназначенного для изучения социально-профессиональных ориентации выпускников 11-го класса.
Образец опросного листа 1. Укажите Ваше отношение к каждому возможному варианту вы -бора дальнейшего пути после окончания школы (отметьте один вариант ответа по каждой строке):
2. Вы указали свой наиболее желательный выбор. Теперь расскажите о нем подробнее. Если вы еще не решили, то напишите «не выбрал (а)». Я собираюсь поступать в ______________________________________________________ название учебного заведения По специальности _________________________ Я собираюсь работать в _______________________________________________________ указать сектор: государственный, частный По профессии________________________________________________________________ 3. Представьте себе, что Вам исполнилось 30 лет: У Вас ___________________________________________________________ образование, Ваша профессия, специальность________________________________________________ Сектор занятости ____________________________________________________________ Ваш примерный доход________________________________________________________ 4. Фактически поступил(а)_____________________________________________________
4-й вопрос заполняется после опроса по результатам фактического поступления выпускника на учебу или работу после окончания школы.
Проведение опроса по предлагаемой схеме позволяет углубить анализ социально-профессиональных ориентации молодежи и перейти к изучению иерархии установок. Под иерархией социальных установок будем понимать взаимосвязь установок на весь спектр возможных вариантов выбора после окончания школы.
Рассмотрим порядок построения иерархии установок на примере возможных вариантов выбора после окончания 9-го класса общеобразовательной школы:
Полученные результаты позволяют более обоснованно прогнозировать соотношение приема (конкурса) в существующие типы учебных заведений (школы, профтехучилища, техникумы) на основе оценки доли выпускников, имеющих безальтернативную (однозначную) установку, а также с определенной вероятностью долю выпускников, имеющих альтернативную иерархию установок (одновременно на два типа учебных заведений). Такая методика позволяет обосновать необходимость возникновения новых типов учебных заведений при наличии высокой доли тех, кто указал альтернативную иерархию установок на обучение в школе, техникуме и профтехучилище. Такие новые типы учебных заведений должны отличаться сочетанием хорошей общеобразовательной подготовки и профессионального обучения. Рассмотренные подходы к изучению школьного образования не являются общепринятыми. Их преимущество в том, что они позволяют объединить существующую информацию демографической статистики, ведомственной статистики школьного образования, данные выборочных социологических опросов школьников в единый мониторинг развития школьного образования, Такой мониторинг может быть осуществлен органами статистики в каждом субъекте Российской Федерации.
11.8. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Система профессионального образования включает разветвленную сеть государственных высших, средних профессиональных учреждений, учебных заведений начального профессионального образования, институты повышения квалификации специалистов; учебные центры для переобучения безработных, отделения и филиалы зарубежных учебных заведений, негосударственные учебные заведения, центры дистанционного обучения. Система профессионального образования в России должна будет расширяться в первые годы нового тысячелетия, когда спрос на такие услуги достигнет максимума. Вместе с тем в конце 90-х гг. данная ступень обучения существенно сократилась. За период с 1994 по 1998 г. число учреждений начального профессионального образования и прием в них уменьшились на 6% (с 4203 до 3954 учебных заведений, прием с 949 до 893 тыс. человек). Государственной статистикой учитываются число учреждений начального профессионального образования, численность учащихся в них, в том числе по отделениям на базе основной школы, на базе полной средней школы и группы молодежи, не получающей среднего образования. Изучаются движение учащихся, прием и выпуск- Численность выпущенных (подготовленных) рабочих кадров распределяется по отраслям экономики и профессиональным группам. Основной формой подготовки специалистов выступает обучение в средних профессиональных и высших учебных заведениях, Государственная статистическая отчетность деятельности учебных заведений данных видов, представляемая на начало учебного года, использует следующую систему показателей: • число и состав учебных заведений; показатели численности, состава и движения (прием, отсев, выпуск, перевод) учащихся; • результаты конкурса, распределение принятых по формам обучения (дневная, вечерняя, заочная), распределение студентов по формам обучения, по курсам, по отраслевым группам; • распределение выпускников по отраслевым направлениям и группам специальностей, их трудоустройство; • численность студентов, обучающихся по системе целевой контрактной подготовки. К показателям педагогических кадров в статистической отчетности относятся: • численность их; • распределение педагогов по уровню образования, стажу работы, возрасту, занимаемым должностям и окладам; • численность преподавателей, имеющих ученую степень кандидатов или докторов наук. Показатели материально-технического обеспечения учебных заведений характеризуют: • наличие и использование учебных и лабораторных зданий, помещений; • обеспеченность учебными местами, оборудованными компьютерами; • обеспеченность студентов местами в столовых, общежитиями и библиотеками. В конце 90-х гг. в России функционировали: 2,6 тыс. государственных средних профессиональных заведений, в которых обучались 2 млн студентов; 47 негосударственных средних профессиональных учебных заведений с 16,6 тыс. учащихся; 580 государственных и 334 негосударственных вуза с численностью студентов соответственно 3,3 млн и 251 тыс. человек. Одновременно статистические данные фиксируют незначительные структурные изменения в подготовке профессиональных кадров специалистовза последнее десятилетие XX в. в России (табл. 11.7). В целом по учебным заведениям профессионального образования прослеживается преемственность выделенных ступеней подготовки квалифицированных кадров рабочих и специалистов. При этом более равномерное распределение наблюдается в учебных заведениях промышленности и строительства, а наиболее неравномерное — в учебных заведениях транспорта и связи. Одновременно искажена структура подготовки педагогических кадров в пользу вузовского обучения. В международных сопоставлениях используется показатель численности лиц, получающих образование третьего уровня (third level).
Таблица 11.7 Структура выпускников профессиональных учебных заведений по ступеням обучения и отраслевой специализации в 1998 г. (в % к итогу)
Такое образование обеспечивает получение средней профессиональной, высшей (университетской) и послевузовской (послеуниверситетской) подготовки, Значения данного показателя по некоторым странам мира приведены в табл. 11.8. На основе данных ведомственной статистики разработана методика определения рейтинга высших учебных заведений. Система показателей высших учебных заведений, подготовленная Государственной инспекцией по аттестации учебных заведений России совместно с Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов, включает следующие разделы: • оценка качества подготовки выпускников, их соответствие квалификационным требованиям; • характеристика содержания образования; • качество набора; Таблица 11.8 Численность студентов, получающим образование третьего уровня
• эффективность системы оценок качества подготовки выпускников и студентов; • состояние кадрового потенциала; • состояние структуры вуза; • эффективность научно-исследовательских работ; • эффективность взаимосвязей учебного и исследовательских процессов; • финансовое, материальное обеспечение вуза; • состояние технологии обучения; • эффективность оценки и аттестации преподавателей. Каждый из приведенных выше разделов содержит определенный набор показателей, раскрывающих содержание данного раздела. Например, первый раздел «Оценка качества подготовки выпускников, их соответствие квалификационным требованиям» включает следующие показатели: 1.1. Процент выпускников, решивших комплексное квалификационное задание (по отношению к общему списочному составу). 1.2. Средний балл решавших комплексные квалификационные задания. 1.3. Процент решивших комплексные контрольные задания на «хорошо» и «отлично». 1.4. Средний балл дипломных проектов и работ. 1.5.Процент дипломных проектов и работ, защищенных на «хорошо» и «отлично». 1.6. Оценка качества подготовки выпускников их руководителями на предприятиях, фирмах. 1.7. Процент студентов, подготовка которых осуществляется на основе трехсторонних договоров. 1.8. Процент выпускников, имеющих работу по специальности (на основе данных результатов трудоустройства). На основе таких подробных наборов показателей формируются два обобщающих показателя. Один из них характеризует качество подготовки специалистов, другой — материальное и финансовое положение учебного заведения. Перспективными направлениями исследований в сфере профессионального образования, в частности вузовского обучения, следует признать исследования, основанные на различных базах данных. К таковым относятся, например, разработки Пензенского госуниверситета по анализу уровня подготовки абитуриентов по школам и районам города и области на основе сопоставления среднего балла аттестата зрелости со средним баллом, полученным на вступительных экзаменах в вузах. Важным направлением исследований является согласованный анализ трудоустройства выпускников учебных заведений по данным системы образования, региональных комитетов по труду и занятости, выборочных опросов безработных, трудоустроившихся в данном году. Заслуживает внимание опыт распространения хозрасчетных отношений на все подразделения учебного заведения, включая кафедры и факультеты, а также работа по автоматизации внутривузовского учета, педагогической и организационной деятельности в университете. Наиболее подробно послевузовское обучение отражается в статистике подготовки кадров высшей научной квалификации (аспирантов и докторантов). К основным статистическим показателям относятся: • число и виды организаций, ведущих подготовку; • численность, состав аспирантов и докторантов по полу, возрасту, формам обучения, отраслям наук; их прием и выпуск, в том числе выпуск с защитой диссертации; • численность лиц, утвержденных Высшей аттестационной комиссией (ВАК) России в ученых степенях кандидата и доктора наук, по отраслям наук, с распределением по полу и возрастным группам. На уровне субъектов Российской Федерации возникает необходимость мониторинга развития образования и изучения соотношений и преемственности различных видов, ступеней и форм обучения в целях достижения социальной справедливости и эффективности, а также обеспечения качественного улучшения инфраструктуры образования. 11.9. ПОСТРОЕНИЕ И АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НОРМАЛИ Для анализа школьного образования, как отмечалось ранее, используется метод социально-экономической нормали. Он может рассматриваться как универсальный, применимый для анализа разнообразных социальных явлений. Его основой являются методика динамического социального норматива (ДСН), разработанная в 80-е гг. И. М. Сыроежиным, и матричная модель эффективности, предложенная У. И. Мересте. ДСП позволяетоценить функционирование социально-культурного комплекса и выработать меры по его управлению. Рассмотрим построение социально-экономической нормали, включающее шесть этапов: • обоснование системы первичных абсолютных показателей, отражающих спрос на услуги и ресурсное обеспечение отрасли социальной сферы; • построение матрицы вторичных относительных показателей; • построение матрицы относительных темпов изменения по относительным показателям; • экспертная оценка темпов изменения показателей с учетом качественного развития и доступности услуг социальной сферы; • перестроение матрицы темпов изменения; • построение системы социально-экономических нормалей. Система показателей, включаемая в анализ, должна содержать абсолютные характеристики спроса и предложения по изучаемому виду социальных услуг, а также ресурсное их обеспечение, включающее оценку трудовых, материальных, институционных и финансовых, скорректированных на уровень инфляции, ресурсов. Введем обозначения системы показателей: С, П, Т, М, И, Ф. На основе отобранной системы показателей строится симметричная комбинационная таблица, в подлежащем и сказуемом которой содержится одинаковый перечень первичных показателей:
В каждой клетке комбинационной таблицы строится относительный (вторичный) показатель, образуемый делен нем первичного показателя, находящегося в столбце, на первичный показатель по строке. Получается матрица вторичных показателей, симметричная относительно единичной диагонали: При этом элементы, расположенные симметрично относительно диагонали, являются взаимообратными величинами: От матрицы относительных (вторичных) показателей переходим к матрице темпов их изменения: Расположенные в симметричных относительно единичной диагонали клетках темпы изменения построены по взаимообратным показателям и поэтому изменяются в противоположных направлениях при совершенствовании качества услуг. Если , то . Проводится экспертная оценка каждой пары темпов изменения по взаимообратным относительным показателям, и выделяются элементы, имеющие тенденцию к росту при совершенствовании качества услуг. Перестраивается матрица темпов изменения таким образом, чтобы элементы, имеющие тенденцию к росту, оказались под единичной диагональю: , при .
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |