КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
VII. Малообеспеченные слои населения. 31 страница
При анализе статистических материалов, характеризующих политическую систему, решающее значение имеют их полнота и достоверность. Опубликованные материалы дают далеко не полную, а зачастую искаженную картину существовавшей политической системы. Это становится особенно очевидным при работе с документами и материалами, находящимися в российских государственных и ведомственных архивах на режиме специального хранения. Это архивные фонды ЦИК СССР, ВЦИК, Совнаркомов РСФСР и СССР, Верховных Советов СССР и РСФСР, Советов Министров РСФСР и СССР, хранящиеся ныне в Государственном архиве Российской Федерации, Правительственном архиве, Архиве Президента Российской Федерации. Как правило, к таким материалам относятся: первичная необработанная информация о депутатском корпусе и его деятельности, подготовительные материалы к. сессиям ЦИК и ВЦИК, съездам Советов народных депутатов, заседаниям Совнаркома, Советов Министров РСФСР и СССР. Сравнительный анализ материалов позволяет увидеть их отличия от той документации, которая официально публиковалась в открытой печати. Развернутые статистические материалы о политической системе содержатся в подготовительных сведениях к заседаниям Политбюро ЦК ВКП(б), пленумам и съездам Коммунистической партии. Они находятся: в Российском центре хранения источников и документов новейшего времени, Центре хранения современной документации, Архиве Президента Российской Федерации. Однако надо иметь в виду, что даже статистические материалы для делегатов партийных съездов были в значительной степени скорректированы. Об этом, в частности, свидетельствует постановление Секретариата ЦК КПСС от 22 октября 1986 г. «О серьезных недостатках и искажениях, содержащихся в подготовительных материалах к XXVII Съезду КПСС». Анализ исторических материалов, в том числе и данных статистики, позволяет утверждать, что формирование советской политической системы было в основном завершено к 1934 г., а позднее закреплено в Конституции 1936г. Всевластие партийно-советской бюрократии было увенчано режимом личной власти И. В, Сталина в партии и государстве, в качестве универсального инструмента управления был использован террор. Статистика террора и репрессий, социальный, профессиональный, образовательный составы репрессированных долгое время были полностью закрыты для исследователей. Сегодня же именно эти данные позволяют утверждать, что террор не щадил и создателей системы. Большинство партийных, советских хозяйственных кадров, составляющих некогда первоэлиту советского общества, было репрессировано во второй половине 30-х гг. Сложные процессы восстановления российской государственности в конце 80 — начале 90-х гг. привели к изменению политической системы — российская политическая система начала свое формирование по образцу парламентской республики с президентским правлением. Система показателей статистики политической и общественной жизни дает количественную оценку этим процессам. 14.2. ПОКАЗАТЕЛИ СТАТИСТИКИ Статистика политической и общественной жизни представленаследующими разделами: • статистика избирательной системы и выборных органов государственной власти; • статистика государственного управления и местного самоуправления; • статистика политических и массовых общественных организаций; • статистика осуществления политических прав граждан и прав личности; • статистическая оценка социальной напряженности. Каждый из перечисленных разделов включает определенную группу показателей. Статистика политической и общественной жизни основана прежде всего на данных опросов избирателей об их намерениях голосовать за того или иного кандидата в органы власти, результатах выборов, данных о составе избранных в законодательные и исполнительные органы власти, в общественные организации. При подготовке к выборам штабы предвыборной кампании отдельных кандидатов или политических партий проводят опросы населения, которое решает участвовать в выборах, обращаясь, например, с вопросами: «Чтобы Вы сделали, если бы были Президентом?». «За кого из предложенного списка кандидатов Вы собираетесь голосовать?» Результаты ответов на первый вопрос должны быть сопоставлены с ключевыми позициями предвыборных программ основных кандидатов. Распределение ответов на второй вопрос позволяет выявить модальный ответ, оценить дисперсность ответов и тем самым степень неопределенности намерений электората. Важное значение имеет повторение такого опроса. Основные результаты опросов делают достоянием общественности, рассчитывая на определенный психологический эффект. Такого рода деятельность при выборах в высшие органы власти осуществляет в РФ Институт социологии парламентаризма. Правильно поставленные задачи и эффективные методы позволяют достичь существенного влияния на ориентацию населения и активность участия в выборах. С целью текущего освещения хода выборов и определения предпочтений избирателей широко практикуются опросы проголосовавших, которые проводятся в момент выхода с избирательного участка. Статистика политической и общественной жизни представлена рядом показателей. Выделяются пять групп. К показателям первой группы — избирательной системы и выборных органов государственной власти относятся следующие: • численность выдвинутых кандидатов (всего, в том числе по полу, возрасту, партийной принадлежности, образованию, социальному положению); • численностьзарегистрированных кандидатов (всего, в том числе по избирательным округам, городам и т. д.); • численность избирателей, принявших участие в голосовании (всего, в том числе по избирательным округам (участкам), городам: на определенный час в день выборов и в целом); • число бюллетеней, признанных недействительными; • число избирательных округов, в которых назначены повторные выборы; • численность и состав избранных в соответствующий орган власти. В развитых странах состав электората анализируется более подробно. С этой целью в бюллетенях предусматриваются сведения о поле и возрасте голосующего (от 18 до 25, от 25 до 35, от 35 до 45, от 45 до 60, от 60 лет и старше). Это дает возможность определить структуру тех, кто пришел голосовать, выявить окончательный выбор, сделанный разными категориями избирателей, сравнить его с результатами предварительных опросов. В день выборов проводятся моментные выборочные наблюдения, результаты которых отражают выбор граждан. Они могут выступать как фактор влияния на избирателей, если каждые 2 — 3 ч. их результаты будут оглашаться по радио и телевидению. Широко используются графические представления данных предварительных опросов и результатов выборов: картограммы, на которых интенсивность того или цвета означает соответствующий уровень сторонников той или иной партии или кандидата. Например, интенсивным зеленым цветом могут быть обозначены территории, где партия «зеленых» получила от 6,5 до 12,5%, светло-зеленым — где удельный вес сторонников этой партии составил от 5 до 6,5%, бледно-зеленым — ниже 5%. Таким же образом выделяются «красные пояса» — территории локализации сторонников Коммунистической партии и т. д. Кроме того, для определения позиций той или иной партии используется анализ результатов выборов в динамике (по сравнению с прошлыми выборами), сравниваются результаты в федеральные и местные органы власти, выявляется специфика регионов, производится их группировка или многомерная классификация, строятся структурные диаграммы, отражающие состав избранных. На рис. 14.1 показана ленточная диаграмма, дающая представление о поддержке избирателями партий и движений, прошедших 5%-ныйбарьер на выборах в Государственную Думу РФ в декабре 1999г. Для выявления закономерностей поведения электората важное значение имеет сравнение результатов данных выборов с предыдущими. В качестве основной гипотезы при этом выдвигается предположение об определяющем влияниина результаты голосования экономических факторов (наряду с политическими предпочтениями). Действие (бездействие) власти для улучшения (хотя бы стабилизации) экономической ситуации формирует отношение населения к федеральной власти, что отражается в результатах голосования. В качестве примера можно привести итоги выборов 1999г. Предпринятые правительством меры, направленные на стабилизацию и экономический рост, увеличение собираемости налогов для обеспечения возможности осуществления социальной политики, сокращение задолженности по заработной плате, действия в Чечне, позволили сформировать к концу 1999 г. позитивное отношение к власти, особенно к личности Председателя Правительства РФ. Согласно опросам ВЦИОМ 19 декабря его деятельность одобряли 79,1% респондентов, принявших участие в опросе. Рассматривая результаты выборов в регионах, можно отметить, что в них за последние четыре года увеличилось число сторонников партий, поддерживающих власть. Так, в 1993 г. проправительственные партии набрали больше 50% голосов только в 7 регионах (Москва, Республика Тыва, Свердловская и Пермская области, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономные округа), в 1995г. — всего в одном (Республика Тыва), в 1999 г — уже в 29 регионах.
Таблица 14.2 Проправительственные партии на выборах в Государственную Думу в декабре 1999г.
В качестве аналитического приема для изучения изменений поддержки власти в регионах можно рекомендовать вычисление коэффициента ранговой корреляции, измеряющего степень соответствия рангов регионов, присвоенных в зависимости от степени поддержки власти на одних выборах и на других. Соответствующая таблица данных будет иметь вид табл. 14.3. Статистика изучает поведение электората по возрастным группам, поскольку население разных возрастов отдает предпочтениеразным политическим партиям и движениям, Это подтверждают результаты опроса Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), проведенного сразу после выборов 19 декабря 1999г. (табл. 14.4). Почти 2/3 (63%) электората КПРФ — люди старше 50 лет, всего 1/4 (26%) — избиратели среднего возраста и лишь 1/8 — люди в возрасте 35 лет и младше. Ближе других к коммунистическому электорату «Отечество — вся Россия» (ОВР), хотя доля молодых в нем вдвое выше. Наиболее молодежные электораты у Союза правых сил (СПС) и Блока Жириновского (БЖ), имеющих практически идентичную возрастную структуру (доля молодежи в них половина).
Таблица 14.3 Данные для расчета коэффициента ранговом корреляции для измерения связи между результатами выборов
Таблица 14.4 Электораты основных объединений на выборах 1999 г. (по данным опроса ФОМ), %
По тем же цифрам можно оценить выбор поколений. Молодое поколение (18—35) отдает предпочтение «Единству» («Медведю») (29%), активно поддерживает СПС (16%), в равной мере склонно голосовать за КПРФ, ОВР и БЖ (по 11%) и сдержанно относится к «Яблоку» (5%). «Отцы» почти так же активно поддерживают «Медведя» (24%) и ОВР (13%), вдвое более активно — КПРФ (21%), в равной мере СПС и «Яблоко» (по 8%) и слабо Жириновского (5%). Наконец, «деды» (50 и старше) отдают явное предпочтение КПРФ (37%), подозрительно относятся к «Медведю» (17%), СПС (4%), Жириновскому (3%). ОВР «деды» поддерживают так же, как и «отцы» (13%). Если учесть, что участие выделенных поколений в голосовании варьирует в очень больших пределах (48% — у «детей», 64% — у «отцов», 76% — у «дедов»), станет ясно, почему итоговые
1 См.: Население и общество // Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народохозяйственного прогнозирования РАН.- 1999.-№ 42.
электоральные предпочтения оказываются ближе к почти идеально средним «отцовским». Понятнее будет и борьба правых и отчасти властей за молодого избирателя. Пол тоже играет определенную роль в поведении избирателей, особенно при голосовании не за партии, а за лидеров или за кандидата в одномандатных округах. Во-первых, женщин просто больше среди голосующих — их больше и в электорате, выше у них и активность. Во-вторых, женская половина избирателей более склонна доверяться чувствам и голосовать не столько за партийную программу, сколько за имидж лидера. Вторая группа охватывает показатели государственного управления и местного самоуправления, т. е. структуру и деятельность органов управления: число министерств и ведомств, число и перечень комиссий и т. д. Поименное голосование позволяет проводить многомерную классификацию депутатов законодательных органов по занимаемым позициям (например, сторонники социальной защиты всех категорий работающих по контрактам, только тех, у кого контракт досрочно расторгнут, и т. д.). В книге «Факторный, дискриминантный и кластерный анализ»1 описано использование дискриминантного анализа для определения позиции сенаторов США по ряду вопросов и «расстояния», отделяющего одного сенатора от другого. Статистика политических и массовых общественных организаций включает третью группу показателей; • число политических партий; • численность членов каждой партии, их распределение по полу, возрасту, образованию, регионам; • состав руководящих органов партий, в том числе количество освобожденных работников; • доходы партий (всего, в том числе от членских взносов, издательской и другой деятельности); • расходы партий (всего, в том числе на содержание партийного аппарата, социально-культурные мероприятия, потребности первичных организаций, благотворительную деятельность и т.д.); • количество фондов, поддерживающих данную партию; • число издаваемых партиями газет, журналов, тиражи изданий; • число демонстраций, проведенных за год; • количество проведенных праздников и т. д. Возможны и другие показатели деятельности партий. Примерно такой же набор показателей может быть использован для
1 См.: Факторный, дискриминантный и кластерный анализ/Пер, с англ.— М. Финансы и статистика. 1989.
характеристики политических и массовых общественных организаций и их деятельности. В нашей стране, кроме профсоюзных организаций, можно назвать в качестве примеров общественных организаций Союз ученых, Вольное экономическое общество, Международную академию информатизации, Ассоциацию бухгалтеров и др. Специальные показатели предлагаются для исследования деятельности муниципалитетов: Унифицированная система показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования, утверждена Госкомстатом России 1 сентября 1999г. Представление о системе показателей можно составить по названиям разделов этого документа: I. Общая характеристика муниципального образования и его социально-экономическое положение. II. Владение, распоряжение муниципальной собственностью и финансовое состояние муниципального образования. III. Содержание и использование муниципального жилого фонда и нежилых помещений. IV. Организация содержания и развития муниципальных учреждений дошкольного, основного (общего) и профессионального образования. V. Организация содержания и развития учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения. VI. Охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов общественного порядка, контроль за их деятельностью. VII. Контроль за использованием земель. VIII. Регулирование, планирование и застройка территории, IX. Регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения. X. Организация содержания и развития муниципального энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации. XI. Организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом. XII. Дорожное строительство и содержание дорог территориального и федерального значения. ХШ. Благоустройство и озеленение территории. XIV. Организация утилизации и переработки бытовых отходов. XV. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. XVI. Организация содержания муниципального архива. XVII. Транспортное обслуживание и обеспечение услугами связи населения, предприятий, организаций, учреждений. XVIII. Создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания. XIX. Создание условий для деятельности учреждений культуры. XX. Сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности. XXI. Организация содержания муниципальной информационной службы. XXII. Создание условий для развития физической культуры и спорта. XXIII. Обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения. XXIV. Участие в охране окружающей среды. XXV. Обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы. Данная система показателей опирается на информацию, получаемую не только от органов статистики, но и от комитета по труду и занятости, служб МВД, налоговой инспекции и т. д. К четвертой группе показателей относятся: • число обращений в органы исполнительной власти с просьбой о проведении митингов, демонстраций; • число разрешенных митингов, демонстраций; • число проведенных несанкционированных митингов, демонстраций; • число участников митингов, демонстраций, задержанных по обвинению в нарушении общественного порядка; • число забастовок (всего, в том числе по секторам и отраслях экономики, по характеру требований, экономические, политические, смешанные); • число участников забастовок (всего, в среднем в одной забастовке, в среднем на одно предприятие), распределение участников забастовок по регионам, секторам и отраслям экономики, характеру требований и мотивам; • количество времени, не отработанного работниками, вовлеченными в забастовки (всего; в среднем на одно предприятие, на котором проходили забастовки; в среднем на одного участника забастовки); • число лиц, подвергшихся политическим репрессиям; • число и состав граждан страны, обратившихся с просьбой о выезде за границу для постоянного жительства, в том числе принадлежащих к репрессированным народам; • число удовлетворенных заявлений; • число граждан других стран, обратившихся с просьбой о переезде на постоянное жительство, в том числе бывших граждан данной страны; • число зарегистрированных преступлений по поводу нарушениятайны переписки, телефонных разговоров, телеграфных сообщений; • число зарегистрированных нарушений неприкосновенности граждан; • число действующих религиозных объединений; • численность действующих религиозных учебных заведений (всего, в том числе по категориям, число учащихся в них); • число действующих монастырей; • число исков в защиту прав и законных интересов граждан, предъявленных в суд; • число обращений граждан в суд с жалобами на неправомерные действия должностных лиц; • количество негосударственных радиостанций; • количество негосударственных телеканалов; • количество негосударственных (непартийных) газет, журналов. Для отслеживания ситуации по социальной напряженности в обществе и в отдельном регионе разработаны показатели пятой группы, включающей: • оценку осознания определенной группой (общностью) людей своих основных потребностей; • степень удовлетворенности принятыми и доступными способами реализации этой группой своих потребностей; • уровень притязаний (требований) на дополнительные блага; • правооценку деятельности государственных институтов; • требования к государственным институтам по изменению способов реализации потребностей и распределения благ по данной группе или во всем обществе. Методом выявления социальной напряженности является анкетный опрос. Обычно анкета содержит шесть блоков вопросов: 1) степень удовлетворенности потребностей и реализации интересов; 2) выявление уровня притязаний на дополнительные блага; 3) оценка деятельности социальных институтов и требования к ним; 4) характеристика чувств, настроений опрашиваемых; 5) готовность групп населения к защите своих интересов; 6) данные о респонденте. При ответе респондента на вопрос «Готовы ли Вы лично к протесту в случае ущемления Ваших прав и интересов?», предусматривающий такие варианты ответов: безусловно, да; скорее да; скорее нет; безусловно, нет; трудно сказать, выделяются четыре степени готовности населения к отстаиванию своих интересов. Кроме того, выявляются следующие формы защиты интересов: обращаться в СМИ; подписываться под коллективным протестом; участвовать в митингах, демонстрациях, забастовках, голодовках, в акциях саботажа; призывать к насильственным действиям; прибегать к насильственным действиям. В этих ответах отсутствуют формы отстаивания своих интересов, подобные обращению в суд или общественные организации. Для обнаружения тенденций общественно-политической активности граждан, осуществления политических и гражданских прав необходимо рассматривать значения каждого из показателей в динамике. Перечисленные показатели способны дать основную информацию в данной области. С развитием демократии усиливается вовлеченность граждан в политическую и общественную жизнь, что должно отразиться в системе показателей. 14.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ Общественное мнение — это способ проявления общественного сознания, выраженного в суждениях, рекомендациях, требованиях. Общественное мнение, как правило, представляет собой осознание населением социально-экономических проблем жизни, которые необходимо решать. Иногда оно возникает в результате высказывания мнений и суждений по наиболее острым социальным или экономическим проблемам. Оно может поддерживать или осуждать проводимые социально-экономические мероприятия. Общественное мнение может формироваться на основе жизненного опыта, но может складываться под целенаправленным воздействием на население различных организаций, учреждений, политических партий. Значение общественного мнения определяется социальной структурой государства, уровнем развития экономики, политической и общей культуры населения. Общественное мнение является эффективным инструментом проведения социальной политики. При формировании общественного мнения необходимо учитывать интересы как общества в целом, так и интересы отдельных классов, социальных, демографических групп, трудовых коллективов и отдельных личностей. Общественное мнение чаще всего — продукт коллективного сознания, однако не каждое коллективное мнение бывает общественным. Мнение группы людей, оказавшихся случайно вместе, не может претендовать на общественное мнение. Его изучение выступает, пожалуй, одной из наиболее важных и сложных задач социальной статистики. Здесь основное — выделение актуальных проблем, имеющих важное значение в жизни народа или отдельных социальных групп. Общественное мнение зачастую служит базой для выработки решения крупных социальных или народнохозяйственных проблем, проблем управления. Оно исследуется не только статистическими методами, однако их значение достаточно велико. В процессе формирования общественного мнения выделяются определенные соподчиненности и взаимосвязи между его носителями. Интересы общества в целом могут не совпадать с интересами отдельных социальных групп и даже слоев населения. Поэтому у отдельных личностей, коллективов, групп населения не всегда формируется правильное общественное мнение, т. е, которое отражало бы мнение большинства социальных групп населения. Процесс формирования общественного мнения многомерен, Он основан на специфических интересах и на различиях в знаниях, культуре, информированности людей. Формирование осуществляется путем обмена мнениями в ходе бесед, консультативных встреч, дискуссий, споров. Одним из важнейших условий анализа формирования общественного мнения является изучение документов- Такими документами могут быть письменные источники, фильмы, фотоснимки, телевизионные передачи, периодическая печать, письма граждан. Анализ документов позволяет уточнять и формировать общественное мнение трудовых коллективов, социальных групп или мнение отдельных личностей. Мнение трудовых коллективов выражается в ходе проведения общих собраний, совещаний, обсуждений. Это относится, как правило, к таким вопросам, как характер и организация труда, бытовые условия, отношение к проводимым хозяйственным, социальным и культурным мероприятиям, затрагивающим или связанным прямо или косвенно с интересами коллектива. Источник информации об общественном мнении — письма трудящихся в руководящие государственные органы, а также в органы массовой информации: газеты, журналы, радио, телевидение. Информация, заключенная в письмах, в том числе анонимных, чаще всего отражает острые социальные проблемы, имеющие отношение не только к отдельным гражданам, но и к коллективам. При изучении общественного мнения по документам важное значение придается качественному анализу информации, поскольку большинство документов имеет иное назначение, а мнение, отраженное в письмах трудящихся, очень часто бывает субъективным. Поэтому при работе с массовыми источниками необходимо их сопоставление с другими документами. В июне 1987 г. в нашейстране Верховным Советом СССР принят Закон «О всенародном референдуме», на который отныне выносятся главнейшие вопросы государственной жизни. В марте 1988 г. был создан Центр изучения общественного мнения по социально-экономическим вопросам. Социальная статистика в своих показателях отражает интенсивность обсуждения, распространение по территории, количество населения и коллективов, принявших участие в обсуждении, число радио- и телепередач, число выпусков кинохроники, статей в периодической печати. Показатели общественного мнения отличаются тем, что их нельзя получить поданным текущей государственной статистической отчетности. Их собирают на основе специально организованных опросов или на основе анализа документов, Эти показатели, как правило, отражают количественную сторону оценки населением событий и фактов общественной жизни. Они не постоянны, а формируются в процессе специально организованного статистического наблюдения или добровольного высказывания населения по актуальным экономическим, социальным, политическим проблемам, затрагивающим общество в целом или отдельные социальные группы, регионы, коллективы. Такие показатели всегда являются суммарными, относящимися к определенному месту и времени, отличаются конкретностью и динамичностью. Они отражают общественное мнение на различных иерархических уровнях: общенародном, региональном, социальной группы. трудового коллектива, интересов и профессий. Однако на каждом иерархическом уровне можно выделить показатели, характеризующие мнение населения о различных сторонах общественной жизни, об отношении населения к проводимым социально-политическим мероприятиям. Это политическая и социальная активность, отношение к труду и трудовая активность, быт и бытовое обслуживание, организация здравоохранения и спорта, здоровье населения, народное образование и обслуживание населения научными учреждениями, культурный уровень и работа культурно-просветительных учреждений, отношение к науке, искусству, кино, телевидению, спорту, семейные и личностные отношения, коммуникабельность в трудовых коллективах.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |