Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наиболее подробно и одним из первых характеристику личности как субъекта деятельности дал известный отечественный психолог Б.Г. Ананьев




Субъект педагогического процесса как категория науки

Для того, чтобы научиться строить подлинно педагогический процесс необходимо разобраться в проблеме соотношения человека как объекта внешних воздействий, деятельности других людей и как свободно мыслящего, свободно действующего субъекта, имеющего право на свои потребности, интересы, самоопределение и самореализацию.

А.В.Брушлинский

С тем является субъектом этого воспитания,

Лишь постольку, поскольку она вместе

Объектом подлинного воспитания

Любая личность может быть

все более становящегося самовоспитанием.

Введение в раздел

Сущность педагогического процесса заключается во взаимодействии учителя и ученика, в результате которого происходит обогащение личного опыта каждого участника. На личность школьника формирующее воздействие оказывает позиция учителя по отношению к миру, как складываются его взаимоотношения с природой, искусством, другими людьми. Школьник фик­сирует своим вниманием, прежде всего то, что ярче всего проявляется в личности наставника, что наи­более полно выражает его нравственно-эстетические отношения к дей­ствительности во всем многообразии ее проявле­ний. В отечественной культурной традиции всегда учитель всегда был больше, чем носитель определённых должностных обязанностей, определённых трудовых функций. Он воспринимался в обществе как Друг, Помощник, Наставник. Однако, в практике такой учитель встречается не в каждой школе. Почти 100 лет назад Я.Корчак писал: «Современное воспитание требует, чтобы ребенок был удобен. Шаг за шагом оно ведет к тому, чтобы его нейтрализовать, задавить, уничтожить все, что есть воля и свобода ребенка, закалка его духа, сила его требований и стремлений. «Послушный, воспитанный, добрый, удобный...» И мысли нет о том, что вырастет безвольным и не приспособленным к жизни».

Развитие человека — это динамический процесс, идущий в двух направлениях. Растущий человек постоянно испытывает воздействие со стороны различных элементов окружающей его среды и в то же время сам активно реструктурирует свою многоуровневую жизненную среду. Этот принцип был сформулирован С.Л.Рубинштейном в 1948- 1949 г.г.: внешние причины действуют только через внутренние условия, составляющие основание развития.

Не отрицая того, что «личность – объект многих экономических, политических, правовых, моральных и других воздействийна человека…», он подчеркнул необходимость изучения личности как субъекта. Категория субъекта Б.Г.Ананьевым и его последователями тесно связывается с категорией деятельности, а именно: трудом, познанием и общением. В процессе деятельности раскрывается активность человека, его деятельная природа, его субъектная сущность, благодаря которой он активно и сознательно участвует в «создании собственной среды, благоприятной для развития» [43].

Современные ученые определяют понятие «субъект» следующим образом:

Субъект – человек как носитель (инициатор, творец, распорядитель) предметно-практической деятельности и познания; становление субъекта есть процесс овладения собственной душевной жизнью, родовыми способностями.

Начиная с конца 60-х г.г. ХХ в.в. в педагогике стали интенсивно разрабатываться идеи познавательной активности и самостоятельности учащихся, что дало толчок к пониманию значения активности и самостоятельности ребёнка, учащегося не только в познавательной, но и в других видах деятельности. Научные поиски педагогов разных научных школ и направлений приводили к осознанию активной роли, позиции самого ребёнка, ученика в педагогическом процессе. Одни шли к этой идее посредством исследования изучения потребностей личности (В.С.Ильин, Ю.В.Шаров); другие исследовали мотивы поведения и деятельности учащихся (Г.И.Щукина и её ученики). Поиски путей активизации и оптимизации обучения тоже выводили на позицию личности. Сходная тенденция наблюдалась в изучении проблемы воспитания. Комплексные исследования проблем коллектива (А.Т.Куракин, Л.И.Новикова) были тесно связаны с изучением отдельной личности в системе коллективных отношений. Стали изучаться ценностные ориентации школьников, студентов.

Эти исследования во многом определили пересмотр ряда позиций в теоретической педагогике и педагогической деятельности. Активная роль в этом процессе принадлежит ленинградским учёным – З.И. Васильевой, Т.К. Ахаян, Т.Е. Конниковой, М.Г. Казакиной, К.Д. Радиной, Г.И. Щукиной. В учебных пособиях по педагогике, написанных ленинградскими учёными-педагогами и по которым учились будущие учителя, была чётко выражена идея активности ученика: «Педагогически невыгодно и нецелесообразно задерживать воспитанника на положении ведомого в воспитательном процессе» (1974 г.).

Становление этой идеи было подготовлено развитием идеи о человеке как центральной проблеме гуманитарных наук и внутренней логикой развития самой педагогической науки. Исследования ленинградских, московских, новосибирских, ростовских, казанских учёных дали возможность утвердиться в педагогике идее субъектности в обучении и воспитании.

Естественно, за педагогом оставалась руководящая и управляющая функция, но сущность этого руководства и управления рассматривалась теперь по-новому: как умение создать благоприятные условия для становления субъектной позиции ребёнка, воспитанника, учащегося. В дидактике (теории обучения) эта идея была чётко выражена: ученик – «не пассивный объект, это человек, которому тоже дано действовать, поэтому он выступает и как субъект» [44].

Педагогика ассимилировала идеи, представленные в работах Б.Г.Ананьева «Человек как предмет познания» (1968 г.); «Проблема человека в современной философии» (1969 г.); публикации рукописи С.Л.Рубинштейна «Человек и мир» (1973 г.); книге М.С.Кагана «Человеческая деятельность» (1974 г.); А.Н.Леонтьева «Деятельность – сознание – личность» (1977 г.) и др. Растущий и развивающийся воспитанник всё более осознавался в педагогике как человек: как индивид, как личность, как индивидуальность, как субъект.

Человек как биологическое существо и как индивид — неповторимый представитель че­ловеческого рода - предстает перед нами, прежде всего в своих природных, биологи­ческих особенностях, оставляющих предпо­сылку и условие его социального развития. Знание биологических законов, которыми обусловлены физические и физиологичес­кие изменения в человеке, изучение его природных свойств позволяют педагогам установить закономерные связи между вос­питанием, обучением и развитием, обеспечить природосообразность содержания, форм и мето­дов воспитания.

Человек — личность как социальное существо, представляя собой высшую ценность, ради которой осуществляется развитие общества, в гуманистической философии, педагогике и психологии определяется как:

• носитель и выразитель социальных ценностей, опыта, норм, установок, культуры и ролей;

• субъект совместной деятельности и общения;

• цель, объект и субъект воспитания и самовоспитания.

Человек как индивидуальность отражает своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, что проявляется в чертах темперамента и характера, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.

Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, точно передается формулой А.Г. Асмолова: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» [45].

Итак, развитие науки обусловило осмысление новой многосторонней качественной характеристики педагогического процесса – его человеческое измерение, которое проявляется:

· в целевой установке педагогического процесса, в его ориентации на определённый культурно-исторический тип человека, создание наиболее благоприятных условий для развития человека, осваивающего и присваивающего ценности созданной человечеством культуры; в соответствии методов, приёмов, средств обучения и воспитания этой цели – образование человека;

· в ведущей ориентации педагогического процесса – раскрытие сущностных человека как субъекта деятельности: активности,
самостоятельности, инициативы, ответственности, творчества
, т. е. таких субъектных свойств, без которых невозможно утверждение истинно человеческого способа существования;

· в истинно человеческом взаимодействии педагога и воспитанника, основанном на признании равноценности и равноправии субъектов педагогического процесса;

· в побуждении ребёнка, ученика, воспитанника к самоизменению, к самостоятельному творению своего человеческого «Я»;

· в готовности педагога к изменению своей позиции, к диалогу со всеми другими субъектами педагогического процесса, в проявлении терпимости, толерантности, уважения к ним.

Человеческое измерение педагогического процесса позволило выявить следующие закономерности как императивы его построения :

· развитие человека детерминировано социальной ситуацией развития, представляющей собой «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий», отношение растущего человека к социальной действительности;

· развитие человека обусловлено мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении;

· развитие человека детерминировано типом ведущей деятельности;

· развитие человека закономерно зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует.

ЗАДАНИЕ

Поработайте с разными словарями (философским, психологическим, педагогическим, культурологическим). Выпишите из них определения понятий: человек, субъект, индивид, индивидуальность, личность.

Подберите рисунки или образы к этим понятиям, иллюстрирующие отличие рассматриваемых понятий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.