Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагог как субъект педагогического процесса




Понятие «педагог» в учебнике употребляется как обобщающее. Педагоги – это воспитатели детского сада, школьные учителя, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, преподаватели колледжей, вузов, различных курсов повышения квалификации, репетиторы и др.

Современный педагогический процесс существенно изменился. Позитивные изменения стали возможны благодаря изменившейся позиции педагогов – позиции субъекта, проявляющейся в его ответственности, инициативе, активности, творчестве, свободе выбора. Отказавшийся от подхода к ребёнку, ученику, студенту лишь как объекту своих действий, педагог должен был изменить отношение прежде всего к себе самому. Он должен был ощутить себя уже не «функцией» образовательной системы, а свободно мыслящим и действующим профессионалом.

По материалам исследований Основные компоненты структуры субъектности педагога Активность, которая проявляется в деятельности человека как активном, инициативном существе, творце собственной деятельности, жизни и судьбы. Способность к рефлексии проявляется в самообладании, самоконтроле в процессе деятельности. Способность к рефлексии выступает как средство самопознания (то, что человек о себе знает, является предпосылкой, необходимым условием совершения изменения в себе и мире). Свобода выбора и ответственность за него. Свобода и ответственность выражаются нравственные характеристики личности, показывающие ее ценность. Уникальность субъекта. Уникальность понимается как ощущение своего индивидуального предназначения в жизни, отражает ощущение ценности собственной личности для себя и, одновременно, предполагаемую ценность своего «Я» для других. Понимание и принятие другого. Субъектность выявляется не только и не столько в познавательном и деятельностном отношении к миру, сколько в отношении к людям - это «идея взаимозависимости меня и другого, идея становления субъекта через отношение к нему другого, идея отношения к другому как факта становления его сущности» (Рубинштейн С.Л.). Саморазвитие. Человек осознавая возможность саморазвития и принимая это в качестве необходимого условия своей жизни, оказывается «открытым» для внешних воздействий. Поэтому основой характеристики является желание субъекта изменяться по отношению к наличному состоянию, и готовность воспринимать сигналы о своих изменениях извне. Важно понимание человеком того, развивается ли он сам или ему создаются условия для развития, воспитывают его и управляют им. Опубликовано: Волкова Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. - Москва, 1998.

В чём проявляется субъектная позиция педагога? Педагог – профессионал – это человек, сознательно выбирающий будущую деятельность, творческую, созидательную по своей природе, понимающий метадеятельностный характер своего труда. Он всегда устремлен в будущее, поскольку связан с образованием будущих поколений. Поэтому педагог – это человек, идущий с воспитанником «рядом и чуть впереди». Он осознанно представляет и привлекательные стороны и в большей степени – трудности своей профессиональной деятельности; он внутренне готов к этим трудностям, к разрешению противоречий, обусловленных изменчивостью, вариативностью, иногда – непредсказуемостью педагогических явлений и процессов.

Профессиональная педагогическая позиция, по словам Виктора Ивановича Слободчикова, уникальна и единственна в своем роде. Она одновременно является и педагогически-личностной (выявляется во всякой встрече взрослого и ребенка), и педагогически-профессиональной (выявляется при создании условий достижения профессиональных, педагогических целей). Виталий Александрович Сластенин и др. считают, что позиция педагога — это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Позиция педагога определяется с одной стороны, требованиями, которые предъявляет ему общество. С другой стороны внутренними, личными источниками — влечениями, переживаниями, мотивами, целями, ценностными ориентациями, мировоззрением, идеалами. [46]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.