Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность процесса воспитания. Слово «воспитание» происходит от древнерусского Воспитание, что означает – возвышенное, духовное питание человека




Слово «воспитание» происходит от древнерусского Воспитание, что означает – возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное. Сложность понимания категории «воспитание» обусловлена несколькими причинами. Во-первых, это кажущаяся простота - само слово «воспитание» интуитивно понятно каждому. Во-вторых, в педагогической науке существует множество определений этой категории, которая определяется и как всеобщее социальное явление, процесс передачи от поколения к поколению социального опыта, знаний, ценностей с целью подготовки их к жизни и труду; и как целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по формированию личности; и как конкретная практическая деятельность, профессиональная и непрофессиональная. Все эти определения справедливы и отражают многомерность воспитания как педагогического явления .

Начиная с глубокой древности, воспитание становилось орудием социальных переустройств. Сократ и Платон, Я.А. Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, а также многие другие философы, педагоги и общественные деятели замечали, что у воспитания есть и другой, помимо человека, объект воздействия - общество в целом. Поэтому с конца XIX века было принято понимать воспитание как двуединое понятие: воспитание конкретной личности и воспитание как возможность влияния на развитие общества.

Процесс воспитания тесно связан с социализацией - процессом организации усвоения социальных норм и установок. Под социализацией понимают процесс адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, в диалектическом единстве с процессами саморазвития и самореализации личности в обществе.

В последнее время воспитание понимается как практическая, личностно значимая деятельность ребенка, организованная практика, в которой каждый ребенок формирует собственные установки относительно общества и общественных проблем, своей роли в общественных процессах. Преимущество такого понимания воспитания заключается в том, что в содержание процесса воспитания вводится собственный опыт ребенка в единстве сознания, чувств и поведения. Если в процессе собственно предметного обучения ребенок усваивает чей-то отчужденный для него и дидактически оформленный опыт, то в процессе воспитания он вырабатывает собственный опыт жизни, стараясь обогатить им других людей.

Категория «воспитание» в педагогике все больше приобретает значение жизнетворчества, построения собственной жизни. Духовными основаниями для жизнетворчества являются законы нравственной жизни людей. Познание и переживание нравственных ценностей должно составлять единую преемственную линию воспитания с первого года жизни. Жизнетворчество предполагает открытость детской жизни для сострадания, взаимопомощи, добрых дел, акций милосердия, коллективного труда для других людей, заботы о близких и дальних [55].

Эта идея не нова: концептуальные идеи о формировании смыслообразующих мотивов как нравственных убеждений личности, как ядра её направленности были сформулированы в Ленинградской педагогической научной школе. Смысл в том, что последовательное освоение нравственных знаний и включенность в усложняющуюся деятельность, создают условия для формирования убеждений личности – того самого нравственного «стержня», смыслообразующего мотива [56], который заставляет человека быть человеком, поступать в соответствии с законами и нормами нравственности.

Обобщая сказанное выше, правомерно определить категорию «воспитание» как процесс содействия и поддержки развития духовно-нравственного мира личности, направленный на самоформирование своего нравственного образа. Это понимание категории «воспитание» определило содержание данного раздела учебника.

Воспитание представляет собой составную часть целостного педагогического процесса, в который также входит обучение. Но это разные процессы: обучение влияет на информационно-операционную (когнитивную) сферу человека, в процессе обучения происходит присвоение формальных, уже зафиксированных в науке и культуре знаний и смыслов, а воспитание влияет на развитие мотивационно-ценностной сферы личности, в нем происходит выработка своей собственной, личной культуры смыслов (смысл – это значение чего-либо «для меня лично»).

Однако воспитание и обучение тесно взаимосвязаны и переплетены, каждый из этих составляющих целостного педагогического процесса включает в себя другую часть в свернутом виде. Так, выполнение учебных заданий, упражнений индивидуально или в непосредственном взаимодействии с другими ребятами способствует воспитанию таких качеств, как трудолюбие, ответственность. Воспитательный потенциал обучения велик, поэтому возник термин – «воспитывающее обучение» [57]. Но и воспитание включает в себя как необходимую часть обучение. Например, обучение правилам этикета, культуре поведения, культуре научной организации труда, техникам работы над собой и т.д.

Специфика собственно воспитания, в сравнении с обучением, заключается в его эмоциональной насыщенности, нравственной направленности, обращенности к ценностно-мотивационному компоненту личности, размытости временных и пространственных границ его осуществления, большей, по сравнению с обучением, сложности его организации и проектирования, меньшей предсказуемости и отдаленности результатов во времени. Воспитание всегда протекает во взаимодействии с другими – ребенка с родителями, ученика с учителями, воспитанника с педагогами, а также детей и подростков между собой.

Важнейшая особенность процесса воспитания заключается, по мнению Е.В. Бондаревской, в событийности жизни человека. В проживании узловых событий жизни, актах жизнетворчества, школьник становится автором (создателем) истории своей жизни, истории семьи, школы. Привычное и известное превращается в Событие, когда происходит проживание явления, пересечение деятельности и общения субъектов социума (это школьники и учителя, родители и друзья ребенка, его одноклассники, социальные партнеры школы, гости праздника, и т.д.), когда все участники этого события получают не только знания о чем-то, но и опыт переживания этого события, чувства и эмоции, которые в дальнейшем заставят их захотеть (или, наоборот, не захотеть) вновь окунуться в мир эмоций, чувств, переживаний и действий.

Подчеркнем также, что воспитание (воспитательный процесс), как часть педагогического процесса, обладает его сущностными характеристиками, о которых сказано во втором разделе учебника: целенаправленностью, открытостью, целостностью, системностью.

ЗАДАНИЕ

Проведите опрос: попросите Ваших родителей, педагогов Вашей школы, преподавателей, которые работают с Вами, знакомых и друзей ответить на вопрос: «Как Вы определите воспитание в современных условиях?» (получите 5-7 ответов).

Метод педагогического исследования Опрос – метод целенаправленного получения информации в устной или письменной форме путем очного или заочного общения с респондентом/ами. Опрос проводится на определенную тему по заранее разработанным вопросам. При этом важно помнить, что метод опроса позволяет получить информацию о действительности, отраженную через восприятие опрашиваемых в субъективных мнениях, взглядах на какое-то событие или явление, позициях. Для того, чтобы получить как можно более точную информацию у опрашиваемых, важно составить вопросы с учетом следующих требований: · тематически должны быть направлены на достижение цели опроса, быть понятными опрашиваемым и логически взаимосвязаны; · не должны в формулировках содержать скрытые подсказки – желаемые ответы или обладать двойственным смыслом в понимании; · желательно преобладание открытых вопросов (не предполагающих выбор ответа), что позволит провести качественную оценку результатов. При проведении опроса важно создать атмосферу доверия – респонденте должен быть уверен, что результаты опроса не будут направлены против него и не станут источником неприятностей.

Проанализируйте полученные ответы по следующим примерным вопросам:

· Какие слова и словосочетания используют при ответе на вопрос респонденты?

· Какие слова в каждом определении являются ключевыми (наиболее важными для понимания)?

· Сколько раз повторяются ключевые слова во всех ответах?

· Каков рейтинг ключевых слов (порядковое место по количеству повторов, если расположить результаты по убыванию)?

· Совпадают ли наиболее часто встречающиеся ответы с Вашим представлением о воспитании?

Приведите аргументы «за» и «против» Вашей позиции.

Обратите внимание на то, что Вы утверждаете; какие доводы поддерживают Ваше утверждение; какие факты поддерживают Ваши доводы; какие возражения Вы признаете и как отвечаете на них.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.