КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Технология методического процесса в культурно-досуговой деятельности
Вопросы для самопроверки 1. Основные этапы становления и развития системы методического обеспечения. 2. Наиболее существенные признаки (элементы) становления методической деятельности. 3. Характеристика современной системы научно-методического обеспечения культурно-досуговой деятельности. 4. Проблемы и недостатки в современной методической деятельности. 5. Методические учреждения культурно-досуговой направленности других ведомств.
Рекомендуемая литература: 1. Бирженюк Г.М., Бузене Л.В., Горбунова Н.А. Методическое руководство культурно-просветительной работой: Учеб. пособ. - М.: Просвещение, 1989. -С. 110-119. 2. Громов С.Н., Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. - М.: МГУ К, 1989. 3. Мосалев Б.Г. Методическое руководство деятельностью клубного учреждения: Учеб. пособ. - М.: МГУ К, 1989. - С. 4-6. \ 4. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособ. - М.: МГИК, 1991. - С. 27-50. х
Методические центры, кабинеты, методические органы различных ведомств используют разнообразные методы и средства оказания помощи учреждениям культуры в улучшении содержания их работы. Специалисты методических центров выезжают непосредственно в учреждения культуры, где оказывают практическую помощь в организации и проведении мероприятий, дают консультации, помогают найти и использовать наиболее перспективные направления в работе, организуют семинары, практические занятия, выявляют недостатки, помогают в их устранении. В местах расположения учреждений культуры методисты изучают культурные запросы населения и определяют возможности их реализации в условиях культурно-досугового учреждения. На базе лучших учреждений культуры, коллективов художественной самодеятельности методисты апробируют, а затем и внедряют в практику результаты исследований, передовой опыт, новую методику и формы работы. Методические органы выступают организаторами смотров, конкурсов, фестивалей самодеятельного творчества, выставок, циклов мероприятий, праздников и многих других культурно-досуговых, информационно-просветительских и развлекательных мероприятий. Сложилась положительная практика проведения регулярных учебно-методических мероприятий, таких, как учеба руководителей коллективов художественного творчества различных жанров. Методические центры ведут методико-аналитическую работу на основе материалов, получаемых из учреждений культуры, результатов научных исследований отраслевых научных и учебных центров культуры. Большое место в деятельности методических центров занимают разработка и выпуск методических материалов в помощь работникам культурно-досуговых учреждений. Данная деятельность основана на повседневном изучении конкретного практического опыта лучших учреждений культуры с учетом новейших научных достижений. Анализ, обобщение и внедрение передового опыта. Необходи мость анализа опыта культурно-досуговой деятельности вытекает из самого характера данного вида работы. Она определяется целым рядом обстоятельств, и прежде всего сложностью культурно-досуговой деятельности - одного из социально значимых, творческих направлений человеческой практики. Культурно-досуговая деятельность не является статичной, в ней практически нет окончательных решений. Это динамичный процесс, развитие которого само по себе постоянно и непрерывно рождает новые проблемы. Культурно-досуговая деятельность, кроме того, является еще и многофункциональной. Многие десятилетия учреждения культуры накапливали опыт просветительной, воспитательной, познавательной работы с людьми. Все эти направления деятельности имеют свои особенности, свои внутренние связи и отношения, своеобразные формы и методы работы. И ни одно из них не может быть недооценено или абсолютизировано. В то же время каждое из направлений само по себе представляет сложный комплекс. Всестороннее изучение, глубокий анализ культурно-досуговой деятельности основаны прежде всего на осознании диалектической связи ее теоретического и практического аспектов. Исходя из этого научно-методические органы все больше опираются на практический опыт культурно-досуговых учреждений. При этом следует помнить, что даже малейшее нарушение диалектической связи научного подхода в культурно-досуговой деятельности и анализа ее опыта, как показывает жизнь, приносит отрицательные результаты. Возьмем для примера методические материалы по обобщению опыта в ряде научно-методических центров. В некоторых из них прослеживается многословное схоластическое повествование, оторванное от конкретного, живого опыта учреждений культуры и, как результат, нагромождение непродуманных абстрактных схем. В других - чрезмерное увлечение эмпирическим описанием практики, частных фактов, примеров, цифровых данных без всестороннего анализа опыта, накопленного учреждениями культуры, такого обобщения, которое позволило бы выявить закономерности тех или иных явлений культурно-досуговой деятельности, сформулировать выводы, предложения и практические рекомендации, направленные на обогащение ее содержания, совершенствование форм и методов. В учреждениях культуры ежедневно решаются самые разнообразные задачи. Причем, в каждой республике, области, районе, городе, селе, в каждом большом и малом учреждении культуры в разные периоды складывается своя неповторимая ситуация, возникают свои специфические вопросы, для решения которых работнику, культуры обязаны вырабатывать свою линию поведения. При этом ва>|но не разбрасываться, не утонуть в мелочах, не упустить главные, коренные вопросы. Умение вести аналитическую работу, овладение методами анализа -единственно эффективная гарантия, позволяющая^ избежать подобных ошибок. Анализ помогает методисту выработать оптимальный подход при решении практических задач, четкую ориентировку, выбрать такие средства, формы и методы работы, которые способны при наименьшей затрате сил дать наибольшие и прочные результаты. Для более полного понимания сущности и основных принципов анализа опыта работы необходимо глубоко разобраться в таких понятиях, как "практика культурно-досуговой деятельности" и "опыт" этой работы. Они близки друг другу, имеют много общего, но не равнозначны. Практика - это активная деятельность людей, изменяющая предметы, явления, реальные процессы жизни. Ее основу составляет производственная деятельность людей. Практика культурно-досуговой деятельности есть процесс воздействия на людей и на общество в целом с целью положительного изменения культурного, художественного, эстетического уровня, развития творческих способностей, создания условий для разумного досуга человека. Понятие "опыт" означает основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний, умений и навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений. Опыт культурно-досуговой деятельности - это нечто производное от практики, наиболее общее, типичное в работе, освобожденное от случайного, побочного и второстепенного, это изученная, осмысленная и оцененная практика. Различные формы и методы деятельности учреждений культуры в разные периоды развития общества вызывали неодинаковый интерес у населения. Одни старые формы отмирали, другие трансформировались, наполнялись новым содержанием. В новых социально-экономических условиях в учреждениях культуры интенсивно зарождаются и используются новые прогрессивные формы и методы работы. Здесь следует подчеркнуть, что когда мы говорим об опыте культурно-досуговой деятельности, то имеем в виду как массовый (положительный), передовой, так и негативный опыт, связанный с ошибками и просчетами. Его также нужно знать, изучать причины недостатков, чтобы не повторить их в будущем. Массовый опыт культурно-досуговой деятельности - это устойчивая совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих высокий уровень конечных результатов, опирающихся на традиционные, выверенные временем, добротно реализуемые формы и методы работы учреждений культуры. Такой опыт зарождается и развивается на основе достаточно длительной деятельности специалистов путем исключения ошибок и недостатков прошлого опыта. Массовый опыт часто называют положительным опытом, и это справедливо. Массовый (положительный) опыт зачастую не несет в себе элементов новизны. Он развивается на основе применения разнообразных приемов и методов работы, которые складываются в определенную систему методов деятельности. Такой опыт представляет интерес для методических центров и органов культуры с точки зрения повторения его в других культурно-досуговых учреждениях. Положительный (массовый) опыт является той базовой основой, на которой в последующем может развиваться новый передовой опыт работы. Широкое распространение положительного опыта становится первым шагом в процессе движения учреждений культуры от низшего уровня к передовому. В процессе этого движения учреждения культуры проходят последовательно, на базе достигнутого, определенные периоды, когда накапливается положительный, новый и передовой опыт работы. При этом следует учитывать, что новый и передовой опыт - не однозначные понятия. Передовой опыт культурно-досуговой деятельности - это научно обоснованные, апробированные практикой знания, умения и навыки использования прогрессивных форм, методов, приемов и способов работы, обеспечивающей наивысшую эффективность. Наиболее ценными качествами обладает передовой опыт, который включает новые формы и методы работы, то есть новый опыт. Наличие нового в структуре передового опыта не только дает эффективные результаты в деятельности культурно-досуговых учреждений, где он зародился, но и вызывает значительный интерес практиков и методистов и стремление повторить его в других учреждениях культуры, не имеющих такого опыта. Однако не всякий новый опыт может быть передовым и прогрессивным. Практика показывает, что некоторые новые формы и методы не всегда являются целесообразными и отвечают принципам культурно-досуговой деятельности. Быстро зарождаясь, они так же быстро "отмирают", не выдерживая проверки временем. Именно поэтому новый опыт следует тщательно апробировать, уточнять, проверять практикой, определять его целесообразность и возможность повторения. Вместе с тем, глубокий анализ новых явлени^ в культурно-досуговой практике должен основываться на необходимости перестройки деятельности учреждений культуры, ликвидации застывших явлений, создании условий развития новых форм и методов, устранении на их пути различных преград и ограничений. Установить ценность опыта можно лишь путем сопоставления его с действительностью в процессе практической деятельности. Посредством практики методист доказывает объективную ценность обобщаемого им нового опыта. Сущность анализа культурно-досуговой деятельности заключается в том, чтобы вскрыть и изучить воздействие закономерностей и принципов развития культурно-досуговой деятельности на работу учреждений культуры и, опираясь на знание этих закономерностей и принципов, выявить дополнительные возможности, новые формы и методы работы, наметить пути их активного использования. Изучение опыта культурно-досуговой работы - это не единичный акт, а сложный процесс, постепенное движение от незнания к знанию, от явлений к сущности. Работнику культуры повседневно приходится наблюдать и оценивать многие стороны деятельности учреждений культуры. Побывав, например, на какой-либо тематической программе, ознакомившись с ходом этого мероприятия, с содержанием выступлений гостей, коллективов художественного творчества, оформлением, использованием технических средств, методами активации и реакцией аудитории и т.д., методист на основе этих наблюдений дает оценку. Эта оценка является результатом чувственно-эмпирического познания, поскольку методист в ходе анализа программы ставил ограниченную задачу - получить представление об одном мероприятии. Живое чувственное созерцание дает конкретное знание практической работы учреждений культуры, позволяет постичь его внешние стороны. Однако оно не в состоянии раскрыть внутреннюю природу культурно-досуговой деятельности. Для этого необходима качественно иная познавательная деятельность, а именно абстрактное мышление. Его роль состоит в том, чтобы, опираясь на сведения о практической культурно-досуговой работе, о совокупности ее внешних сторон, явлений, которые дает чувственно-эмпирическое познание, вскрыть главные признаки, внутренние отношения и связи явлений, сущность работы. Абстракция выделяет главные, существенные черты изучаемого предмета, так сказать, в "чистом виде", в каком они не проявляются и потому и не поддаются чувственному восприятию. Исходя из этого нет "тематического вечера" или "праздника" вообще, а есть конкретные виды этих мероприятий, конкретные методики их подготовки и проведения. Для научно обоснованного анализа опыта проведения, например, тематических вечеров, необходимо побывать не на одном, а на нескольких мероприятиях, причем не в одном, а в нескольких учреждениях. Следует хорошо разобраться, насколько их тематика отражает потребности населения данной территории, каковы их эффективность, методика проведения и подготовки, роль актива, включенность аудитории и т.д. По каждой из этих позиций методист дает оценку. При этом нельзя допускать, чтобы методист при оценке того или иного аспекта работы исходил преимущественно из личного опыта, интуиции, а не из объективного анализа действительности. Нетерпимым является положение, когда объективный анализ вещей подменяется субъективными симпатиями, желаемое выдается за действительное. Научно-методическое обеспечение изучения, распространения и внедрения передового опыта культурно-досуговой деятельности опирается на утвердившееся в практике и научной литературе положение о методической деятельности как процессе накопления информации и знаний, осмысления, переработки и отбора, распространения и внедрения лучших достижений работы в практику. По существу, изучение, распространение и внедрение передового опыта составляют основной смысл деятельности научно-методических центров. Процесс анализа, обобщения и распространения опыта культурно-досуговой деятельности имеет свою структуру и определенные этапы. На первом этапе определяются цели и задачи исследования, а также осуществляется выбор его объекта, то есть тех учреждений культуры, где будет проводиться исследование. Цели могут быть различными: общие - когда обобщается опыт работы культурно-досугового учреждения по всем направлениям в целом, и частные. При обосновании цели изучения опыта работы необходимо учитывать его актуальность, новизну, практическую ценность. Цель изучения передового опыта культурно-досуговой деятельности находится в неразрывной связи о его задачами, то есть определением того, чего методист хочет добиться и как будут использованы результаты анализа. Исходя из поставленных цели и задач производится выбор объекта исследования. Необходимо иметь в виду, что изучать можно работу передовых, средних и даже отстающих культурно-досуговых учреждений. Но при этом предпочтение отдается тем учреждениям культуры, которые накопили новый и положительный опыт работы в целом или в каком-то направлении или области деятельности. В последнее время в учреждениях культуры появилось достаточно много интересного, нового, передового, заслуживающего внимания методических органов и служб. Особый интерес представляет деятельность %1убных учреждений, ориентированная на углубление содержания, совершенствование форм и методов, повышение социальной значимости культурно-досуговой работы среди населения. К ним можно отнести разнообразные циклы мероприятий общественно-гражданскдй тематики, репортажи и пресс-конференции, театрализованные представления, встречи с депутатами и т.п. Второй этап заключается в тщательной разработке программы изучения, которая может состоять из двух частей: методологической и организационно-процедурной. Основой методологической части программы является раскрытие предмета исследования, уточнение целей и задач анализа применительно к выбранному учреждению. Предмет исследования представляет собой вычленение таких сторон деятельности, которые являются наиболее существенными и типичными, без изучения которых нельзя достичь цели исследования. Программа исследования предусматривает также изучение специальной литературы о деятельности клубных учреждений в этой области, выбор критериев эффективности. Процедурная часть программы включает определение действий методистов, последовательность применения различных организационных приемов, а также того, какой материал и в каком объеме предусматривается собрать и проанализировать, какие способы обработки будут применены. Не менее важное значение имеет вопрос о том, кого следует привлекать к проведению анализа. Кроме методистов, в состав группы могут войти штатные работники, актив, специалисты-общественники методических органов. Данная группа разрабатывает календарный план с учетом отведенных для изучения опыта сроков, распределяет между собой конкретные задачи, вытекающие из общей цели. Следует иметь в виду, что группа по изучению опыта, какой бы компетентной и представительной она ни была, обычно не в состоянии только своими силами успешно справиться с поставленными задачами. Поэтому очень важно привлечь к ее работе широкий актив из числа работников культуры изучаемого учреждения культуры. Третий этап заключается в сборе информации. Еще до изучения опыта весьма важно в методическом центре, отделе культуры внимательно проанализировать информационные материалы, в том числе планы работы, справочные материалы, отчеты, которыми располагают сами методические центры. Названные источники должны быть непременно дополнены личными впечатлениями методистов, их живым, непосредственным общением с активом клубов, посетителями мероприятий. Четвертый этап - систематизация и обработка собранного материала, которая осуществляется с помощью специальных приемов. Важнейшим из них является детализация, то есть расчленение процесса работы по различным признакам, например, по направлениям деятельности, периодам, типичным формам и методам. Распространенным способом анализа опыта является сравнение - исследование процесса работы с помощью других аналогичных процессов, сопоставление данного опыта работы с другим подобным опытом. Базой сравнения могут быть планы работы, показатели предшествующих периодов, однотипные по материальной базе, условиям работы, характеру и структуре населения в зоне их культурно-досуговой деятельности. Пятый этап - обобщение. Обработка собранного материала завершается выявлением наиболее важных, существенных, типичных моментов практики, характеризующих основные, решающие результаты исследования. Обобщение выступает в качестве самостоятельного и наиболее ответственного этапа анализа в культурно-досуговой деятельности, позволяющего синтезировать результаты всего исследования, разобраться в сложном комплексе факторов, оказывающих влияние на эффективность культурно-досуговой работы, отделить главное от второстепенного и побочного. Обобщая опыт, методист должен раскрыть существо изучаемой работы культурно-досугового учреждения, причины успеха, наиболее действенные формы и методы его достижения, пути и средства повышения результативности. Важнейшей задачей обобщения является выработка конкретных предложений и рекомендаций, направленных на улучшение культурно-досуговой деятельности. Следует непременно стремиться к тому, чтобы обобщенный опыт был доступен для других учреждений культуры, чтобы была возможность его широкого повторения. Ибо заслуживает внимания только тот обобщенный опыт, в котором содержится ответ на вопрос, как повысить эффективность работы. Шестой этап заключается в распространении и внедрении обобщенного опыта работы. Каждое культурно-досуговое учреждение имеет определенный опыт и постоянно накапливает его. Вместе с тем совершенно не обязательно всегда и до всего доходить своим умом, игнорируя при этом сделанное и апробированное другими. Следует иметь в виду, что опыт не только наживается, но и заимствуемся. Однако умелое использование опыта других учреждений культуры -*не такой простой процесс, как это может показаться на первый взгляд. Еще часто встречаются факты, когда методисты лишь одобряют и обобщают опыт, полагая, что он будет внедряться сам собой. Практикам для освоения внешнего опыта недостаточно просто ознакомиться с ним, а необходимо критически отнестись к нему и самостоятельно проверить применительно к местным условиям и возможностям. Известны также факты, когда благие намерения методистов и методических центров по распространению передового опыта наталкиваются на активное психологическое сопротивление, нежелание изменяться. Все это говорит о том, что обмен опытом, его распространение должны быть тщательно организованы и методическими центрами, и органами культуры. Формы распространения передового опыта достаточно разнообразны. Наиболее эффективными из них являются семинары работников культуры, обучение в институте и на курсах повышения квалификации, научно-методические и научно-практические конференции, консультации, выезд методистов непосредственно на места. В распространении опыта большую роль может играть местная печать, радио, специализированные журналы по проблемам культурно-досуговой работы. Одним из важнейших факторов активного распространения передового опыта является издание научно-методическими центрами, методическими кабинетами информационных материалов, методических разработок и т.д. В систему внедрения опыта клубной работы все более широко входит создание базовых или опорных учреждений культуры, художественных коллективов. На их основе проводятся семинары и совещания по обмену опытом работы, эксперименты. Таким образом, деятельность культурно-досуговых учреждений будет эффективной, если работники методических центров, практики будут повседневно анализировать факты, явления, процессы действительности, научатся делать правильные выводы и обобщения, принимать верные решения, добиваться высокой действенности и результативности работы. Поэтому понимание сущности, знание основных этапов, принципов, методов аналитической деятельности являются обязательными для каждого методиста. Содержание и виды методических материалов. Большое место в деятельности научно-методических центров занимают разработка и выпуск методических материалов в помощь работникам культуры. Данная деятельность основана на повседневном изучении конкретного практического опыта лучших учреждений культуры. Ежегодно типичный областной методический центр выпускает в среднем от 30 до 60 различных методических материалов. Многие издания становятся хорошим средством положительного воздействия на содержание работы учреждений культуры, самодеятельных коллективов, любительских объединений и клубов по интересам. Методические материалы - это разнообразные печатные издания научно-методических центров, содержание которых способствует распространению и внедрению передового опыта культурно-досуговой работы, новых направлений и форм деятельности учреждений культуры. Каждое печатное издание научно-методического центра носит методический, инструктивный и информационный характер. Независимо от вида методического материала в каждом из них, в большей или меньшей степени, заложена методика культурно-досуговой деятельности, рекомендуются новые формы работы, методы и средства их осуществления. Виды методических материалов достаточно разнообразны. Основными являются методические рекомендации. Данный вид методических материалов довольно широко используется методическими центрами, методкабинетами. Анализ печатной методической продукции показывает, что в общем объеме выпускаемой этими органами методической документации методические рекомендации составляют примерно 30 процентов. Методические рекомендации - это печатный методический материал, в котором четко и ясно в концентрированном виде изложена методика рекомендуемого практикам процесса в виде определенных мероприятий культурно-досуговой деятельности с постановкой конкретных задач и целей. Среди других видов методических материалов методические рекомендации являются достаточно сложным и трудоемким в разработке документом. Сложность в том, что методические рекомендации должны отличаться в высшей степени актуальностью, злободневностью темы, быть в фокусе тех проблем, которые тормозят дальнейшее совершенствование деятельности учреждений культуры, и отвечать потребностям практических работников на местах. Проблематику методических рекомендаций следует соотносить с целевыми установками органов управления культурой, которые изложены в постановлениях и директивных документах. Наибольшую эффективность и практическую значимость имеют те методические рекомендации, которые адресованы конкретным категориям практических работников, в которых ясно определены цели и задачи рекомендуемой деятельности. Методические рекомендации успешно внедряются в жизнь лишь при условии глубоко аргументированного и полного раскрытия поставленной проблемы. Положительные отзывы работников культуры получают методические рекомендации, основанные на эмпирических данных, в которых приведены убедительные примеры и факты, использованы наглядные, графические, схематические и другие доходчивые формы подачи материала. Методические материалы должны отвечать известным принципам: научности, связи о жизнью, объективности и обоснованности рекомендуемых выводов. Особое значение имеет язык рекомендаций. Он не должен быть формальным и сложным для восприятия. И, наконец, научный и методический уровень методических рекомендаций должен быть ориентирован на подготовленность практических работников учреждений культуры. Чрезмерно сложный материал методических рекомендаций, превышающий возможности его восприятия данной категорией работников культуры, окажется бесполезным. В то же время излишнее упрощение, примитивный стиль изложения также не способствуют достижению цели. Следовательно, приступая к разработке методических рекомендаций, методисты могут рассчитывать на успех, если будут знать и объективно оценивать уровень подготовленности и возможности кадров, работающих в учреждениях культуры. В тематике методических рекомендаций находят отражение самые разнообразные проблемы деятельности культурно-досуговых учреждений. Их можно сгруппировать следующим образом: рекомендации, в которых раскрывается методика подготовки и проведения однотипных культурно-досуговых программ определенной срормы и тематической направленности; рекомендации по подготовке и проведению праздников; рекомендации по проведению декады музыки, танца, театра и т.д.; рекомендации по организации деятельности коллективов самодеятельного художественного творчества различных жанров; методические рекомендации по организации одного из направлений работы учреждений культуры; методические рекомендации по проведению районных семинаров работников культуры, совершенствованию системы повышения квалификации, проведению конкурсов профессионального мастерства и некоторые другие. Особо следует остановиться на структуре и содержании методических рекомендаций. Они в большинстве своем состоят из введения, основного раздела, заключения и предложений. Во введении дается обоснование проблемы, рассматриваемой в рекомендациях, ее значимость в решении назревших вопросов деятельности учреждений культуры, степень разработанности, возможность широкого распространения рекомендуемого опыта. Обосновывается общественная потребность решения рассматриваемых вопросов и их взаимосвязь с установками директивных органов. Основной раздел рекомендаций раскрывает методику решения поставленных вопросов. Анализ методических рекомендаций показывает, что начинающие малоопытные методисты часто допускают серьезные ошибки при их разработке. Основной раздел рекомендаций часто сводится лишь к описанию мероприятий. Практикам не сообщается, как они готовились, в чем их специфика, возможные трудности и особенности в подготовке. Чем же нужно руководствоваться, чтобы избежать этого типичного недостатка методических рекомендаций? Прежде всего, приступать к разработке рекомендаций следует после того, как мероприятие представлено в виде процесса, расчлененного на отдельные элементы, а именно: замысел мероприятия, условия и возможности реализации, включение активистов и общественности, предполагаемые участники, оформление наглядными средствами, сценарный ход мероприятия, использование технических средств, театрализация, участие коллективов самодеятельного творчества, их репертуар, ожидаемый результат и т.д. Каждый из этих элементов в методических рекомендациях раскрывается в виде конкретных приемов, методов и способов реализации. Именно это составляет суть методических рекомендаций. Хорошим подспорьем для работников культуры являются приложения к методическим рекомендациям, которые могут включать сценарии и сценарные планы, эскизы художественного оформления, фактический материал в виде сравнительных таблиц, цифр, фактов, плакатов, афиш, репертуар коллективов художественной самодеятельности, программы семинаров, планы работы учреждений культуры, библиографические указатели, перечень кинофильмов, слайдов, грампластинок, рекомендуемую литературу и др. Распространенным видом методических материалов инструктивного характера, выпускаемых методическими органами, являются инструктивные письма. Инструктивное письмо - это краткий печатный материал, в котором изложены новые, только что появившиеся формы или направления работы, даны инструктивные рекомендации и советы по их внедрению в практику, раскрыта возникшая проблема культурно-досуговой деятельности. Стиль изложения такого письма должен быть доступен каждому работнику культуры, а содержание -нести новую информацию. Инструктивное письмо часто подкрепляется директивным документом (приказом, постановлением коллегии, официальным сопроводительным документом) органов культуры, в котором устанавливаются сроки внедрения рекомендаций %советов и конкретные адреса учреждений культуры. К материалам инструктивного характера относятся также тематические планы, положения о смотрах, конкурсах, выставках, отчеты, аналитические справки, репертуарные сборники, сценарии. ч К информационным материалам можно отнести плакаты, листовки, буклеты, брошюры, информационные письма. Они несут информацию об опыте работы лучших работников культуры, коллективов, молодых специалистов, о деятельности отделов культуры, методических кабинетов. Несомненно, указанные издания кроме информации содержат также и методические советы и рекомендации. Хорошим подспорьем в деятельности работников культуры являются методические пособия. В них, как правило, раскрывается опыт работы учреждений культуры, самодеятельных коллективов, объединений и клубов по интересам и их руководителей. Данные материалы способствуют совершенствованию профессионального мастерства, расширяют кругозор, сообщают о новых передовых формах и методах работы учреждений культуры, помогают практикам лучше ориентироваться в большом многообразии направлений культурно-досуговой деятельности, в выборе ее наиболее оптимальных вариантов исходя из конкретных условий.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |