Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система повышения профессионального мастерства работников культуры




Вопросы для самопроверки

1. Количественный и качественный анализ содержания деятельности учреждений культуры.

2. Функции методической деятельности в процессе ана­лиза практики.

3. Виды методических материалов и их характеристика.

4. Структура методических рекомендаций.

5. Требования к методическим рекомендациям.

 

Рекомендуемая литература

1. Бирженюк Г.М., Бузене Л.В., Горбунова НА. Методиче­ское руководство культурно-просветительной рабо­той: Учеб. пособ. - М.: Просвещение, 1989. - С. 50-95.

2. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы.- М.: Просвещение, 1989.

3. Мосалев Б.Г. Методическое руководство деятель­ностью клубного учреждения: Учеб. пособ.- М.: МГИК, 1989.-С. 17-30.

4. Организация и методика художественно-массовой ра­боты / Под ред. ГенкинаД.М. - М.: Просвещение, 1987.

5. Стрельцов Ю.А. Научно-методические основы куль­турно-просветительной работы. - М., 1988.

7. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособ. - М.: МГИК, 1991. - С. 50-58, 77-79.

 

Одной из главных задач методической работы является совершен­ствование профессионального уровня работников культуры, повышение их квалификации и уровня общекультурного развития, расширение на­учного кругозора. Вопрос о переподготовке кадров всегда актуален. Развитие общества и повышение компетентности специалистов явля­ются понятиями неразделимыми. Успешное обновление всех сторон жизни страны в решающей мере зависит от того, насколько быстро и глубоко каждый человек проникается пониманием необходимости ради­кальных перемен, насколько решительно, энергично и компетентно бу­дет работать на своем участке. Эти проблемы затрагивают и культурно-досуговую деятельность, относятся к работникам учреждений культуры. Эта категория работников в силу творческого характера своего труда, его многофункциональности, изменчивости форм и содержания работы более чем другие нуждается в постоянном обогащении новыми идеями, свежими мыслями, передовым опытом. ^

Одним из немногих действенных механизмов, способных решить эту задачу, является система повышения квалификации и переподго­товки кадров. В нее входят: совершенствование профессионального мастерства кадров культуры, имеющих профессиональную подготовку, профессиональная переориентация и обучение профессиональному мастерству кадров, имеющих не специальную подготовку или опыт ра­боты в других отраслях народного хозяйства; освоение профессиональ­ных навыков и введение в профессию для части кадров, не имеющих никакой профессиональной подготовки.

В стране создана система повышения квалификации, которая отве­чает таким требованиям, как: всеобщий охват всех категорий работни­ков; непрерывность, обеспечивающая постоянный рост профессио­нального мастерства; разносторонность, то есть повышение не только профессионального мастерства, но и общекультурного уровня кадров; дифференцированность; разнообразие форм и методов обучения. Эта система включает в себя различные уровни и формы повышения квалификации. Это институты, факультеты, курсы (очные, заочные), стажи­ровки, семинары, школы передового опыта, творческие школы и т.д.

Среди многообразных форм повышения квалификации особенно важную роль играет заочное обучение работников культуры. Оно яв­ляется наиболее гарантированным способом обеспечения учреждений культуры собственными кадрами специалистов, наиболее эффек­тивным средством повышения квалификации. Заочные формы обуче­ния созданы практически во всех вузах и училищах культуры страны.

Предметом особой заботы методических служб, особенно районно­го звена, являются кадры, не имеющие специального образования. За­дача методистов органов культуры заключается в том, чтобы направить на заочную учебу наиболее перспективных людей. При этом следует помочь им в подготовке к экзаменам, организовать консультации на местах в период учебы, создать благоприятные для учебы условия.

При Министерстве культуры РФ, министерствах культуры респу­блик, при областных комитетах по культуре работают институты повы­шения квалификации, постоянно действующие курсы. На этих курсах не реже одного раза в 4-5 лет в течение месяца проходят переподготовку все работники государственных учреждений культуры, как имеющие специальное образование, так и не имеющие его. Учебные группы на курсах комплектуются с учетом образования. Переподготовка кадров осуществляется на основе годового плана, который заблаговременно направляется в районы. На местах составляется график обучения на курсах конкретных работников.

Как правило, в Российском, республиканских институтах, областных курсах повышения квалификации основными формами обучения явля­ются семинары, деловые игры, обмен опытом, стажировка на базе луч­ших учреждений культуры, лабораторные и практические занятия, раз­бор конкретных проблемных ситуаций. Это связано с тем, что многие выпускники, начиная трудовую деятельность, вынуждены проходить длительный и сложный процесс профессиональной адаптации к реаль­ным условиям учреждений культуры, потребностям населения, соци­альным требованиям, предъявляемым сегодня к культурно-досуговой деятельности. Основной причиной является то, что еще в вузах часть студентов не осознает необходимости развития своих профессиональ­ных качеств, особенно в вопросах принятия и реализация решений как организаторско-управленческого, так и профессионально-творческого характера. Будущий специалист еще в учебном заведении, часто пере­оценивая свои возможности, не проявляет пытливости и желания как можно больше получить знаний и навыков практического, жизненного плана. В силу этого он вынужден восполнять этот пробел уже на прак­тической работе, в том числе и с помощью системы повышения квали­фикации.

В качестве основного фактора, обеспечивающего в системе повы­шения квалификации применение активного метода обучения, выступа­ет принудительная активизация мышления, когда человек ставится пе­ред необходимостью самостоятельного принятия решения, быстрей­шего овладения навыками коллективной деятельности, другими практи­ческими вопросами. Это соответствует и личностной установке слуша­теля, его целевым задачам - восполнить существующий пробел в зна­ниях и практических навыках.

С другой стороны, применение методов активного обучения созда­ет условия для научного анализа деловых качеств работников культу­ры, для правильного подбора и расстановки, создания резерва руково­дящего состава кадров.

Работники научно-методических центров принимают непосред­ственное участие в разработке тематики, содержания учебных планов и программ курсов повышения квалификации. Методисты, работники ми­нистерств и управлений культуры, практики клубной работы выступают перед слушателями в качестве лекторов, проводят семинарские заня­тия, собеседования, принимают вместе с преподавателями экзамены, зачеты, присутствуют на защите рефератов и контрольных работ.

Учебный процесс на курсах повышения квалификации направлен на решение следующих задач: *|;

- углубление профессиональных знаний; *

- развитие творческого мышления в решении профессиональных вопросов;

- освоение передовых методов и форм культурно-досуговой рабо­ты;

- распространение новых научных знаний, передового опыта в мас­совой практике.

Исходя из этого учебные планы системы повышения квалификации не могут быть постоянными и неизменными. Они обновляются и совер­шенствуются в соответствии с современными требованиями, в них с опережением закладываются новейшие достижения теории и практики культурно-досуговой деятельности.

Следует ясно представлять, что учебный процесс в системе повы­шения квалификации имеет свою специфику и особенности. Они заклю­чаются в:

- разноплановом составе обучающихся (по образованию, зани­маемым должностям, опыту работы, возрасту, степени подготовлен­ности, условиям работы и т.д.);

- методике преподавания (акцент на активные формы обучения);

- привлечении для проведения занятий опытных практических ра­ботников;

- актуальности учебных планов и программ.

Эти принципиальные специфические особенности учебного про­цесса системы повышения квалификации в настоящее время активно внедряются и в учебный процесс высших, средних специальных учеб­ных заведений.

Содержание учебного процесса, решение организационных вопро­сов на курсах повышения квалификации обеспечивают методические центры, органы культуры российского, областных уровней. Однако и районные методические службы выполняют большой объем работы по комплектованию слушателей, контролю за обучением. Кроме того, рай­онные методические службы выступают и как самостоятельные органи­заторы этой работы на своем уровне.

Основной формой повышения квалификации работников культуры в районе являются районные постоянно действующие семинары. Рай­онные семинары, как правило, проводятся не реже одного раза в месяц в течение 1-2 дней. Учебный год лучше начинать в сентябре - октябре, а заканчивать в июне. Занятия районного семинара обязаны посещать все работники учреждений культуры. Работу семинара целесообразно разделить на занятия для всей аудитории и на занятия по секциям в зависимости от категорий приглашенных на семинар. Учеба работников культуры в других формах повышения квалификации не освобождает от занятий в районном семинаре.

Тематика семинаров разрабатывается на весь учебный год, но при необходимости в нее могут вноситься изменения. Семинар не должен носить характера производственного совещания, что часто встречается на практике. Безусловно, в план семинара могут включаться доклады, в которых излагаются задачи, связанные с той или иной кампанией или знаменательной датой, но главная учебно-практическая задача семина­ра - развить профессиональные умения, распространить передовой опыт. Здесь также необходимы активные формы обучения. Работников культуры следует ознакомить с предполагаемым годовым планом семи­наров, учесть при окончательном утверждении плана их предложения. Тему очередного семинара необходимо заранее сообщить слушателям с тем, чтобы они имели возможность подготовиться. Подготовка к семинару требует усилий не только методиста-организатора, но и главным образом самого обучаемого.

Одно из необходимых требований к семинару - обязательное про­ведение практических занятий, показательных культурно-досуговых мероприятий, целесообразно также на основе увиденного дать задание участникам семинара провести аналогичное мероприятие в учреждени­ях культуры по месту работы. Практика показывает, что многие отделы культуры, РДК проводят районные семинары непосредственно на базе учреждений культуры. Это стимулирует работников учреждений не только в деле подготовки практических мероприятий, но и в решении вопросов материального состояния самого учреждения культуры. После окончания семинара проводятся анализ, обмен мнениями участников семинара, вносятся коррективы в учебные планы.

Непременным условием эффективности работы семинара является участие в нем представителей районных органов управления. Целесо­образным является участие в семинарах представителей профсоюзов, а также молодежных организаций. Это повышает авторитет и значи­мость семинара, позволяет устанавливать с этими организациями об­ратную связь. Участие в семинарах представителей названных органов и организаций создает условия для оказания эффективной помощи в решении вопросов укрепления материальной базы культурно-досуговых учреждений, социально-бытовых и других проблем работников культу­ры.

Учебный год в постоянно действующих районах семинарах целе­сообразно завершать проведением научно-практической или научно-методической конференции. Проблемы для обсуждения на конферен­циях должны отличаться актуальностью и глубиной содержания, отра­жать научные и методические аспекты культурно-досуговой деятель­ности. Научно-методические конференции являются эффективной формой повышения профессионального мастерства работников культу­ры. Их подготовка и проведение требуют от методистов глубоких зна­ний, теоретического и методического кругозора, практических навыков.

Многие учреждения культуры страны постоянно испытывают дефи­цит в квалифицированных кадрах. В среднем процент специалистов в различных регионах колеблется от 45 до 75. Даже в Московской облас­ти клубные учреждения укомплектованы специалистами со среднем и высшим образованием лишь на 58%. Следовательно, на работу в клубы приходят лица, не имеющие необходимых знаний и навыков в работе. Для этой категории целесообразно проводить стажировки на базе луч­ших учреждений культуры. Полезны стажировки и для руководителей коллективов художественной самодеятельности на базе лучших народ­ных самодеятельных коллективов. Такая форма повышения квалифи­кации многое дает и выпускникам вузов и училищ культуры. Часть из них в практической работе ощущают нехватку полученных знаний, ибо конкретные условия, в которые они попадают, трудно предусмотреть учебной программой.

На уровне района используются и другие формы повышения ква­лификации. Это могут быть школы передового опыта, творческие лабо­ратории, деловые игры и т.д.

Для того, чтобы вся система повышения квалификации, все ее звенья на различных уровнях функционировали эффективно, необхо­димо вырабатывать у слушателей готовность к самостоятельному из­учению материалов. Это условие является изначальным в системе по­вышения квалификации. Важно привить желание и выработать умение пользоваться специальной литературой, периодической печатью, от­раслевыми журналами. В этом деле большую помощь могут оказать библиотечные работники. Они помогут организовать на семинарах си­стематические библиографические обзоры новых материалов, подгото­вят рекомендательные списки, выставки методической, научной и ре­пертуарной литературы.

В заключение следует подчеркнуть, что созданная в стране система повышения квалификации кадров работников культуры обеспечивает необходимые условия непрерывного образования, постоянного попол­нения знаний о новых направлениях культурно-досуговой деятельности, новых формах и методах работы учреждений культуры.

Полученные знания работники культуры должны уметь творчески применять в практической деятельности с учетом конкретных задач и местных условий. Они обязаны обладать чувством нового, уметь рабо­тать с людьми, создавать в учреждениях культуры общественный актив, помогать ему развивать различные формы самоуправления и самодея­тельности.

Одной из важных форм повышения методического и практического уровня работников культуры являются научно-методические и научно-практические конференции. В обыденном представлении работников культуры эти два вида конференций часто отождествляются: научно-методическую конференцию нередко называют научно-практической и наоборот. Есть ли разница между этими двумя понятиями и в чем она? Попробуем разобраться в этом на основе анализа содержания назван­ных видов конференций, их целей и предназначения. Безусловно, со­держание научно-методической конференции не идентично содержанию научно-практической, в то же время будет ошибочным и их противопо­ставление.

Научно-методическая конференция работников культуры яв­ляется формой коллективного изучения, обсуждения и обобщения актуальных вопросов методики культурно-досуговой деятельности на основе анализа опыта работы учреждений культуры. Целью такой конференции являются повышение уровня методической вооружен­ности работников культуры, анализ и обобщение практики использова­ния наиболее эффективных приемов и методов проведения мероприя­тий.

Научно-практическая конференция является формой коллек­тивного изучения и разбора конкретных вопросов практики культур­но-досуговой деятельности. Ее основная цель заключается в том, чтобы проанализировать, как решаются те или иные вопросы практиче­ского воплощения в жизнь решений правительства, указаний выше­стоящих органов культуры, конкретные вопросы, возникающие в дея­тельности учреждений культуры. Научно-практическая конференция ставит своей целью сверить практическую деятельность учреждений культуры с новыми достижениями и рекомендациями науки, сформиро­вать у слушателей психологическую установку мыслить и работать по-новому, на уровне современных требований. Исходя из того, что эф­фективность работы кадров учреждений культуры определяется прежде всего их теоретической, практической и методической подготовкой, про­ведение указанных видов конференций весьма целесообразно. Научно-методические и научно-практические конференции дополняют и обога­щают систему знаний, умений и навыков слушателей. Оба вида конфе­ренций не исключают элементов как практики, так и методики. На науч­но-практических конференциях более целесообразно решаются мето­дические задачи по обогащению работников культуры конкретными приемами и методами проведения мероприятий, в то же время участни­ки научно-методической конференции получают знания научных основ методики культурно-досуговой работы, овладевают приемами и навы­ками работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.