Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Буддизм. Философия Мадхвы во многом напоминает учение Рамануджи, однако имеет ряд существенных отличий




Мадхва

Философия Мадхвы во многом напоминает учение Рамануджи, однако имеет ряд существенных отличий. Мадхва подчеркивал, что если Вселенная – тело Бога, а живые существа – Его непосредственные частицы, то за все несовершенства мира и грехи людей повинен, в первую очередь, Сам Господь, чего в принципе быть не должно.

Жизнь Мадхвы была не менее насыщена, чем у предыдущих представителей веданты. Все те же проповеднические путешествия, дискуссии, возведение храмовых комплексов, организация монашеского быта. Об уходе Мадхвы также существует красивая легенда. После очередной проповеди в храме сами восторженные боги начали сыпать с неба на Мадхву нескончаемый поток цветочного дождя. Когда цветы полностью скрыли фигуру учителя, его ученики попытались несколько разгрести образовавшийся ворох, но посреди него уже никого не было…

Ключевой тезис философии Мадхвы несколько отличен от мысли Рамануджи:

«Бог – Личность, вселенная – зеркало или поверхность озера, живые существа – это отражения Бога в зеркале мира».

Пытаясь всячески указать на непреодолимое различие между Богом и человеком, Мадхва подчеркивал неизменное существование пяти следующих отличий:

- отличие Бога от вселенной (джадеша-бхеда);

- отличие Бога от живого существа (дживеша-бхеда);

- отличие вселенной от живого существа (джададжива-бхеда);

- отличие одного живого существа от другого (джива-бхеда);

- отличие одного объекта вселенной от другого (джада-бхеда).

Естественно, резкое отличие теоретической философии Рамануджи и Мадхвы от учения Шанкары имело свои последствия и в плане практики. Признание личностной природы Бога и реального существования Вселенной привело к тому, что главной целью человеческого самосовершенствования у Рамануджи и Мадхвы стало не растворение в Боге, ибо это невозможно, а искреннее и бескорыстное служение Ему. Ступенями совершенствования в таком служении стали:

- слушание философии (шравана);

- воспевание славы Бога и религиозная проповедь (киртана);

- непрерывное памятование о Боге (смарана).

В начале шестнадцатого столетия ведантийский учитель Чайтанья развил учение Рамануджи и Мадхвы. Он утверждал, что на высших ступенях религиозного опыта непрерывное памятование о Боге приобретает конкретные законченные формы и призвано органически и всесторонне проявляться в дружеских, родительских и любовных отношениях.

Основной тезис буддизма можно выразить в следующей поэтической метафоре: как стрелок выпрямляет стрелу, так выпрямляет мудрец свою неустойчивую и колеблющую мысль, строптивую и непокорную.

Основателем буддизма стал принц Сиддхартха, позже получивший титул Будды, что в переводе с санскрита означает буквально – «пробудившийся», «просветленный». Большинство и самих буддистов, и многих ученых сходятся во мнении, что Будда жил в период 562-482 гг. до нашей эры.

Согласно легенде, царевич Сиддхартха родился у царя одного из северных индийских племен-шакьев (отсюда и другое имя Будды, Шакьямуни, буквально – «царевич из рода Шакьев»), которому было предсказано, что его ребенок станет либо знаменитым царем, либо великим отшельником. Отец решил сделать все возможное, чтобы сын продолжил его дело по управлению государством. Для этого были спешно возведены семь гигантских дворцов, в которые, по замыслу царя, не могло проникнуть ни одно страдание внешнего мира. Принцу прислуживали только молодые здоровые люди, в фонтанах плавали великолепные лебеди, даже цветы во дворце постоянно менялись юными служанками, дабы царевич не испытал разочарования, заметив их увядание. Так Сиддхартха прожил около тридцати лет, не зная и тени печали. Но однажды он решил выехать на прогулку, и отец не смог воспрепятствовать его намерениям. Тогда боги устроили Сиддхартхе четыре знаменательные встречи…

Первым повстречался старик. Недоуменный принц спросил своего колесничего:

- Что с этим человеком?

- Он стар, царевич.

- Неужели и я состарюсь?

- Да, несомненно.

Далее последовала встреча с больным человеком.

- Что с ним?

- Он болен?

- Неужели и я…?

- Конечно же, да.

Несколько позднее они увидели траурную процессию, посреди которой несли мертвеца.

- Он что, так болен, что не может встать?

- Нет, он мертв, царевич, жизнь ушла из него и не вернется более.

-???

- Да, такая участь ждет каждого, в том числе и тебя.

Наконец, последним им повстречался отшельник.

- Но кто же это?

- Это тот, кто пытается победить старость, болезни и смерть.

Потрясенный бездной человеческих страданий Сиддхартха бросил дворец, семью и удалился в лес для хранения поста, совершения аскез и занятий медитацией. По прошествии семи лет он сел под деревом Бодхи и дал клятву, что не встанет, пока не достигнет истинного знания. Через некоторое время на него снизошло просветление и его разум пробудился, вследствие чего он и получил титул Будды – то есть того, чей «разум пробужден (буддха)».

В результате Будде открылись четыре основополагающие истины, которым суждено было стать фундаментом всего буддийского учения:

- вся жизнь есть страдание (духкха-сатья). Страдание – не только в смысле боли, но и как вечная неудовлетворенность, ведь даже так называемое счастье приходит лишь ненадолго;

- причиной страдания являются желания (карана-сатья). Если нет желаний, стало быть, отсутствует и страдание от их невыполнения;

- избавление от страданий возможно (нирвана-сатья). Нирвана – особое, достигаемое лишь посредством медитации состояние, при котором телесные и эгоистические желания угасли, и страдания уже не имеют воздействия;

- есть путь избавления от страданий (марга-сатья), который заключается в следовании буддийской религиозной практике.

После осознания и проповеди указанных истин Будда обрел большое количество последователей. Всю оставшуюся жизнь он провел в непрерывных путешествиях, организации монастырей и общин, поэтому сам Будда не написал ни одной книги. Это сделали последователи и продолжатели его миссии.

В первые века нашей эры буддизм распался на два больших направления – Хинаяна («малая колесница») и Махаяна («великая колесница»), каждому из которых соответствовали определенные философские школы:

- сарвастивада и саутрантика (школы Хинаяны);

- шуньявада и йогачара (школы Махаяны).

Эти философские школы расходились по отдельным пунктам. Для того чтобы разобраться в их различиях, необходимо более подробно рассмотреть первую открытую Буддой истину, истину о страдании. Дело в том, что согласно Будде вся наша жизнь представляет собой непрерывный поток впечатлений и идей, возникающих от соприкосновения нашего сознания с окружающим миром. Данная изменчивость и делает возможным наше страдание: человек все время пытается ухватиться за что-то, сохранить его (молодость, семья, материальное благополучие и т.п.), однако это ему никак не удается.

Все в мире изменчиво, одни явления без остатка сменяются другими, и так до бесконечности, подобно тому, как в реке одна вода постоянно заступает на место другой. Однако воду можно измерить в некоторых единицах, например в литрах. Точно также Будда предложил измерять поток человеческого сознания в определенных единицах. Такой единицей стала дхарма – психофизическая частица человеческого бытия. Согласно учению Будды в каждый момент времени человек переживает множество элементарных психофизических состояний, которые постоянно возникают и затем сменяются последующими.

Основная задача буддийской религиозной практики и медитации – остановить нескончаемый поток дхарм, выйти из него посредством отключения от тела и связанных с ним переживаний и вожделений. Наконец, главная трудность на этом пути – победить в себе узкое эго, выйти за рамки индивидуальных ограничений сознания в виде эгоистических стремлений, воспоминаний и желаний. Только так можно обрести нирваническое состояние, в котором сознанию открывается его универсальная связь со всеми формами жизни во Вселенной, пробуждается любовь ко всему сущему.

Считается, что первыми возникли школы Хинаяны – сарвастивада и саутрантика. Наиболее известным представителем обоих направлений являлся мудрец Васубандху (IV-V вв. нашей эры). До сих пор остается невыясненным, какой из школ он благоволил более, ибо их учения достаточно схожи.

Название сарвастивада происходит из трех санскритских слов – сарва («все»), асти («существуют») и вада («учение»). Таким образом, последователи данной школы буддизма «учат, что все дхармы (прошлого, настоящего и будущего) действительно существуют», более того, они утверждают, что реально существуют даже дхармы нирваны, их единственное отличие в том, что они вечны.

Школа саутрантика получила свое имя от слова сутра, обозначающего особый тип трактатов, на которые она опирается. В отличие от предыдущего направления представители этой школы считают, что никаких дхарм нирваны не существует, так как подобное состояние вообще нельзя описать никаким образом, а только пережить на собственном опыте.

Первая из школ Махаяны – шуньявада была основана известным буддийским монахом Нагарджуной, которого за его заслуги часто именуют «вторым Буддой». Нагарджуна родился в конце I или начале II в. нашей эры и согласно преданию прожил около семисот лет. Дело в том, что по легенде Нагарджуне стал известен рецепт эликсира, продлевающего жизнь, и умер он лишь тогда, когда ему отрубили голову. Название его школы составлено из двух слов – шунья («пустота») и вада (см. выше). Тем самым последователи указанного направления «учат, что все дхармы на самом деле пусты», то есть их в действительности не существует, и они представляют собой лишь условные единицы описания опыта сознания. Подобно этому, никто не видел секунды, это лишь условная и нереальная, но удобная единица измерения времени. Все вещи и состояния сознания рождаются из великой вселенской пустоты – энергии, которая именуется шуньей. Приобщение к шунье через практику йоги дает ощущение единства со всем сущим.

Последняя школа классического буддизма – йогачара, из названия которой явствует, что ее представители большое внимание уделяют именно практике («ачара») йоги. Ее основателем является учитель Асанга, живший во времена Васубандху и считающийся его старшим братом. Согласно одной из легенд Асанга страстно желал увидеть Будду и для этого он часто погружался в глубокую медитацию.

Асанга учил, что помимо известных пяти потоков дхарм существует шестой, скрытый, но оттого наиболее труднопреодолимый, поток, общий для всех живых существ. В нем накапливается совокупный опыт сознания всего человечества, поэтому, например, дети могут быть непохожи характером на своих родителей, а напротив, иметь совершенно неприсущие им черты. По мнению Асанги, буддийская практика йоги должна, прежде всего, помочь обнаружить и победить этот поток, по достижении чего остальные потоки станут легко преодолимы (подобные идеи развивал в XX в. знаменитый психолог
К.Г. Юнг.) Главным объектом исследования в этой школе буддизма является сознание человека, а также методы его практического контроля и просветления. Многие ценные результаты, полученные в рамках буддийской психологии, подтверждаются современной наукой.

Итак, в ходе своей истории буддизм породил уникальную философию, а также буддийскую йогу – мистические практики непосредственного созерцания той реальности, о которой говорят философские тексты.

Буддизм не стоит в стороне от насущных проблем современного общества. Огромных успехов достигла буддийская медицина. Один из главнейших принципов буддизма является принцип ненасилия, включающий в себя не только практику непричинения вреда человеку, но и заботу о животных и даже растениях, что становится возможным благодаря разумному использованию природных и земельных богатств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.