Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфуцианство




Специфические черты китайской философии

 

Как любая другая философская традиция, древнекитайская философия имеет свои характерные особенности. В отличие от древнеиндийских мудрецов, китайские мыслители никогда не стремились познать Бога или что-нибудь подобное. Более того, в китайском языке долгое время вообще не было слова «Бог». Главный интерес философов Древнего Китая лежал не по ту сторону известного нам мира, а напротив, по эту. Китайца скорее привлекает нынешняя жизнь, нежели судьба человека после смерти. Поэтому практически все китайские мыслители, так или иначе, были связаны с управлением государством, пытались проводить политические реформы и преобразования.

Главными особенностями китайской философии являются:

- практичность китайской мысли, направленность на решение человеческих проблем «здесь и сейчас»;

- отсутствие интереса к мистическим вопросам, например, средствам постижения Бога;

- социальная и этическая ориентация мысли, направленность к общественному преуспеванию, построению идеального государства и идеальных семейных отношений;

- природосообразность, требование хранить гармонию во взаимоотношениях между человеком и природой.

При этом с другими странами Востока китайскую философию роднит глубокий традиционализм, неразрывная связь с религией, почитание личности Учителя, склонность к образно-символическим средствам философствования с использованием художественных образов, нравственных притч, парадоксальных суждений.

Древнекитайская цивилизация породила большое количество философских направлений, однако наиболее известными среди них являются следующие:

- конфуцианство – школа, занимавшаяся, прежде всего, проблемами этики и социальной философии;

- даосизм – школа, ставившая своей целью достижение телесного бессмертия;

- легизм – школа, изначально разрабатывавшая вопросы философии политики;

- моизм – школа, породившая стройную систему социальной философии.

В данном учебнике представлен материал лишь о первых двух направлениях древнекитайской философской мысли, тем более, что в настоящее время общественное влияние легизма и моизма не может быть сопоставлено с тем мощнейшим воздействием, что оказывают на китайское общество конфуцианство и даосизм.

Конфуцианство возникло в середине первого тысячелетия до нашей эры. Имя его действительного основателя и дало название всему направлению. Им стал Конфуций (Кун-цзы), живший, как предполагают, примерно с 551 по 479 гг. до нашей эры. Конфуций родился в
г. Цюйфу, столице царства Лу, и происходил из древнейшего, но отягощенного нищетой аристократического рода. Он сменил множество профессий, таких как пастушество, охрана амбаров, пока, наконец, его не привлекли учеба и преподавание. У Конфуция было много учеников, с помощью которых он пытался провести в жизнь некоторые политические преобразования, однако успех не сопутствовал ему. Реформы тормозились происками бюрократии и высших чиновников. Тогда Конфуций ограничился обучением других. Главным достижением Конфуция считается его учение, записанное учениками в книге «Лунь-юй»(«Беседы»). Конфуцию приписываются многие знаменитые изречения, вот только некоторые из них:

Как-то раз у Конфуция спросили:

- Как служить духам умерших?

На что учитель ответил:

- Научитесь служить живым, и я научу вас служить мертвым.

Когда же у него спросили:

- Что будет после смерти?

Конфуций ответил:

- Вы не знаете, что такое жизнь! Как я смогу вам объяснить, что такое смерть?

Когда вопросили:

- Стоит ли за зло платить добром?

Он парировал:

- Тогда чем вы будете платить за добро?

Идеи Конфуция развивались многими из его последователей, среди которых наиболее знамениты – Мэн-цзы (372-289), написавший одноименный трактат «Мэн-цзы»и Чжу Си (1130-1200), давший пространные комментарии на сочинения Конфуция и других конфуцианских учителей древности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.