Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мэн-цзы




Философия конфуцианства имеет яркую этическую направленность. Поэтому в центре его идей стоит проблема так называемого «идеального человека» (цзюнь-цзы). По мнению основателя конфуцианской доктрины, идеальная личность должна соответствовать следующим двум параметрам:

- гуманность (жень), включающая в себя целый список требуемых качеств, таких как чувство справедливости, смирение, знание, скромность, умеренность в жизненных запросах и так далее;

- чувство долга (ли), выражающееся в уважении к старшим, к предкам, к императору и Небу, доходящем вплоть до самопожертвования, а также следовании социальному предназначению.

По мнению Конфуция, каждый должен оставаться тем, кем он является или родился, и не пытаться претендовать на большее. Главное правило Конфуция – «золотая середина», то есть одновременное отсутствие как общественной деградации личности, так и ее чрезмерного продвижения.

Однако говоря людям о Небе, Конфуций не забывал и о Земле. Он всячески воспевал аграрный образ жизни. Его идеал человека – домохозяин, с благодарностью возделывающий собственными руками священную землю, живущий в мире с многочисленными родственниками и соседями.

Мэн-цзы планомерно развивал идеи своего учителя, но с одной из них он был не согласен. Конфуций утверждал, что каждому правящему императору Небо выдает мандат на свершения управления государством. В случае, если император не соответствует занимаемой должности, Небо может посредством советников-конфуцианцев отозвать выданный им ранее мандат. Так, по мнению Конфуция, происходят смены династий и тому подобные вещи, однако здесь не может быть места насилию. Мэн-цзы же стал утверждать, что доведенный до отчаяния порочным правлением народ вправе осуществить и насильственную смену власти.

Наиболее известный последователь Конфуция – Чжу Си – жил в XII в. Он вернул конфуцианству померкнувшую было к тому времени славу. Многие его концепции отличаются оригинальностью и свежестью идей. Одним из главных достижений Чжу Си считается разработка так называемой «теории всеобщности», согласно которой все общественные и космические законы теснейшим образом связаны друг с другом. Если общество развивается неверным путем, стоит ждать природных катаклизмов, эпидемий и так далее. Напротив, если мы замечаем учащение землетрясений, интенсификацию болезней, это, прежде всего, указывает на социальную деградацию.

Универсальная связь пронизывает все бытие мира и человека на многих уровнях. На каждом из них главными ценностями являются мир, спокойствие и согласие между людьми.

Так, Мир в Поднебесной (Вселенной) образуется из мира в государстве, который возникает из мира в обществе, что обретается при условии мира в семье, основа которого – мир в самом человеке, возможный только лишь при наличии мира в его сердце. Для этого необходимо умиротворяющее знание, важнейшей составляющей которого является знание самого себя. Но знание себя достижимо лишь при условии искренней любви ко всему окружающему.

Подобная глубина мысли Чжу Си позволяет подчеркнуть уникальную взаимосвязь между социальными и, что немаловажно, аграрными аспектами человеческой жизни. Лишь в нормальном, действительно развитом и образованном обществе становится возможным гармоничное развитие земледелия и животноводства. И, напротив, жизнь, построенная в соответствии с аграрными принципами и принципами экологичности, создает уникальные предпосылки для построения гуманистического общества.

Таким образом, конфуцианская философия представляет собой тщательно разработанную систему этической философии, главные положения которой заключаются в развитии благих качеств и ответственности, позволяющих человеку гармонично существовать в мире и сотрудничать с другими людьми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.