КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Европейской средневековой философии
Характеристика эпохи и условия зарождения Средневековье занимает длительный отрезок времени в истории Европы: от распада Римской империи в V в. до эпохи Возрождения (XIV-XV вв.). Тысячелетие бурных перемен приводит к колоссальным изменениям как в социально-политическом, так и в мировоззренческом плане. Общественно-политические преобразования, научные и технические открытия, религиозные войны сотрясают Европу, коренным образом меняя жизнь людей и перекраивая карту мира. С падением Римской империи не только возникают новые государства, но и происходит переход от рабовладельчества к феодализму. Средневековье по инерции считают мрачной и застойной эпохой. И, действительно, это время господства инквизиции, когда за свободу убеждений люди попадали на костер, а вся духовная жизнь общества была монополизирована церковью. Однако именно в эту эпоху в Европе открываются первые университеты, формируется система среднего и высшего образования, развивается наука. Важнейшим инструментом культурной преемственности между античностью и средневековьем была латынь, сохранившая свое значение как язык церкви, государственного делопроизводства, международного общения, науки и учености. Взаимодействуя с разнообразными местными наречиями (германцев, кельтов и пр.), латинский язык стал основой развития европейских национальных языков. Исключительное место в западноевропейской средневековой культуре принадлежало изобразительному искусству и архитектуре. В обществе, где церковь занимала господствующее положение, где образование было ее монополией, а грамотность – уделом немногих, искусство и архитектура выполняли роль «проповеди в камне» и были наиболее действенным средством общения. Искусство средних веков было ансамблевым искусством: оно существовало в неразрывном единстве архитектуры, живописи, скульптуры, но роль главного, стилеобразующего элемента принадлежала архитектуре. В X в., на грани двух эпох – раннего и развитого феодализма, в архитектуре и искусстве впервые возник единый общеевропейский стиль – романский. Наиболее ярко черты зрелого романского стиля проявились в архитектуре. Основными типами архитектурных сооружений в романскую эпоху были феодальный замок и монастырский ансамбль. Романскую замковую архитектуру пронизывал дух воинственности, поэтому центральными созданиями романского стиля были замок-крепость и храм-крепость. XII столетие в истории культуры Западной Европы было переломным. Его нередко называют «веком гуманизма», «средневековым ренессансом»или даже «средневековой культурной революцией». Происходит обновление системы ценностей, перемещение центра внимания «с небес на землю». Именно в XII столетии возникает в Западной Европе светская литература, городская и рыцарская культура, поэзия на национальных языках, вновь возрождается интерес к античному наследию. Шире распространяется грамотность, создаются университеты. На протяжении XII-XIII вв. университеты появились в Болонье, Париже, Монпелье, Салерно, Палермо, Оксфорде, Кембридже, Саламанке, Неаполе и других городах. В XIV в. были основаны университеты в Кракове, Кельне, Эрфурте и т.д. В средневековых университетах семь свободных искусств изучались на младшем, артистическом, факультете, по окончании которого присваивалась степень магистра искусств (MA), что давало право поступления на один из старших факультетов – богословский, медицинский или юридический, выпускники которых получали степень доктора (PhD). Университеты изменили и роль книги: из объекта почитания и дорогостоящей вещи она превратилась в инструмент познания и сделалась предметом массового производства и торговли. Главные идеи и устремления эпохи с наибольшей полнотой выражает архитектура, в которой в XIII столетии расцветает готический стиль, ставший высшим художественным синтезом средневековья. Готические соборы отражали стройность божественного миропорядка и олицетворяли «божественную Вселенную». Они были художественной моделью мироздания, в которой существовало равновесие между божественным и человеческим. Готический храм, в отличие от романского, имеет новую конструкцию свода, основой которого является строгая каркасная система. Одним из шедевров французской готики является собор Парижской Богоматери – знаменитый Парижский Нотр-Дам (строился в ХII-ХIV вв.) В XIII в. значительных успехов достигла средневековая наука. Итальянский алхимик Бонавентура в одной из попыток изобретения универсального растворителя получил раствор нашатыря в азотной кислоте, который оказался способным растворять золото и получил название «царская водка». Псевдо-Гебер – один из самых значительных средневековых европейских алхимиков, работавший в Испании в XIV в. и подписывавший свои сочинения именем Гебера, – подробно описал концентрированные минеральные кислоты (серную и азотную). Использование этих кислот алхимиками в своей практике привело к существенному росту знаний о веществе. Появляется интерес к миру растений как к источнику лекарств, пряностей и ядов, создаются первые «сухие сады» – гербарии. В монастырских садах развивается плодоводство и овощеводство, которое после развала Римской империи с устоявшимися агротехнологиями пришло в упадок. Усилиями монахов идет работа по улучшению сортов. Среди технических изобретений наиболее значимыми стали водяная и ветряная мельницы, пушки, очки, артезианские скважины. Для изготовления и сборки водяных и ветряных мельниц требовалась высокая квалификация мастеров, которые должны были обладать обширными знаниями не только в механике, но в гидротехнике, и в аэро-динамике. В Европу во время Средневековья с Востока пришли порох, шёлк, компас, астролябия, бумага. Официально считается, что в Европе огнестрельное оружие возникло в XIV в., когда развитие техники позволило использовать энергию пороха. Это привело к изучению процессов горения и взрыва, вопросов, связанных с выделением и передачей тепла, изготовлением орудийных стволов и вопросов баллистики. Изобретение очковых линз стало основой создания микроскопа и телескопа. Правда, в средневековье европейские астрономы занимались преимущественно наблюдениями за видимыми планетами, согласовывая их с принятой геоцентрической системой Птолемея. Европейская средневековая философия – это христианская философия. Она формировалась как системное изложение принципов и положений христианства, которое изначально существовало в виде учения апостолов. В своей канонической форме христианство апеллировало в первую очередь к сердцу и вере человека, но отнюдь не к разуму и логике. Позже по мере превращения христианства в господствующую государственную идеологию появилась необходимость философского осмысления заповедей Христа и систематизации христианского вероучения. Христианская мысль заимствовала из античной философии методы, подходы, категории. Поэтому средневековая европейская философия черпала многие свои идеи из двух основных источников: античной философии и собственно христианского учения. Огромное влияние на становление средневековой западноевропейской философии оказала также византийская и арабская мысль. В средневековой философии условно выделяют два этапа:
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |