Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика греческой культуры




Средиземноморье – колыбель европейской цивилизации. Здесь сформировалась античная культура, которой мы обязаны многими своими ключевыми философскими идеями, научными знаниями, социальными, экономическими и политическими ценностями. Античность – это целая историческая эпоха от формирования архаических полисов до расцвета демократических Афин в Древней Греции и последующего крушения полиса, перехода от республики к монархии в Древнем Риме.

В основе расцвета античной философии, как впрочем, и всей античной культуры, лежит развитие в греческих рабовладельческих городах-государствах (полисах) свободной гражданской жизни, разительно отличающейся от уклада восточных деспотий. Свободные члены полиса были гражданами, а не бесправными подданными владыки, как на Востоке. В полисе складывались новые отношения между людьми, которых связывали уже не кровные узы, а гражданские обязанности и права.

Полис в Древней Греции составляли свободные граждане, каждый из которых имел право на землю и рабов. Он имел право избирать и быть избранным. Граждане активно участвовали в управлении государством, сообща решали вопросы бюджета. Высшим законодательным органом было собрание всех граждан полиса, которое собиралось на площади – Агоре. Там на всеобщее обсуждение выносились наиболее важные вопросы общественной жизни. Народное собрание формировало Совет (буле) – высший орган управления и избирало на определенный срок магистратов, которые по истечении полномочий отчитывались перед ним. Постоянного чиновничества практически не было. В Афинах, например, некоторые должности ежегодно замещались в порядке жеребьевки.

Свободнорожденный афинянин в день своего восемнадцатилетия торжественно включался в списки граждан, произнося при этом клятву: «Я не посрамлю священного оружия и не оставлю товарища в битве, буду защищать и один, и со многими все священное и заветное, не уменьшу силы и славы отечества, но увеличу их; буду разумно повиноваться существующему правительству и законам, установленным и имеющим быть принятыми; а если, кто будет стараться уничтожить законы или не повиноваться им, я не допущу этого и буду бороться с этим против него и один и со всеми; буду также чтить отечественные святыни. В этом да будут мне свидетели боги».

По достижении восемнадцатилетнего возраста все юноши собирались со всей Аттики под Пиреем, где в течение года под руководством специальных учителей (софронистов), получавших жалование от государства, обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с осадными орудиями и проходили курс интенсивной физической подготовки. В течение следующего года они несли военную службу на границе, после чего становились полноправными гражданами.

Защита отечества с оружием в руках была одной из обязанностей и привилегий гражданина. Полисы часто враждовали друг с другом, объединяясь только в случае нападения общего врага (так было при войнах с Персией и Македонией). Отсюда важность физической закалки для защитника отечества. Своеобразным смотром такой подготовки были общегреческие спортивные состязания в Олимпии (Олимпийские игры), на которые не допускались люди, запятнавшие себя противообщественными поступками.

Греческая система образования заслуживает отдельного упоминания. Главной ее целью было формирование достойного члена полиса. Обычно с семилетнего возраста мальчики приобретали навыки письма, чтения и счета. Также там учили музыке, танцам и гимнастике. Такие школы почти всегда были частными. В IV в. до н.э. усиливается потребность общества в интеллектуальной подготовке. Появляются средние учебные заведения (гимнасии), целью которых было развитие мышления и способности рассуждения. Они существовали, как правило, на общественные средства и за счет частных пожертвований. Обучение велось по строго установленной программе. Возраст учащихся варьировался от 13 до 18 лет.

Хозяйственную систему экономически передовых полисов в основном определял труд рабов, использовавшийся в ремесле (рабские мастерские), на рудниках, а также иногда в сельском хозяйстве. Большую роль играли также мелкое крестьянское хозяйство и мелкое свободное ремесло, торговля.

Удобное географическое положение греческих полисов способствовало развитию морской торговли и колонизации. Греки жили не только в Греции, но и на побережье Малой Азии, имели многочисленные колонии на берегах Черного моря, в Южной Италии, в Африке. Развитие мореходства приводило к необходимости строительства более крупных, чем раньше, кораблей, маяков, портов и торговых набережных со складами.

Период расцвета Греции связан с возвышением Афин в результате победы афинской демократии в греко-персидских войнах (500-449 гг.) и созданием в борьбе с персами Делосского союза во главе с Афинами.

С начала IV в. до н.э. полисная жизнь греков начинает клониться к упадку. Кровопролитные войны, политическая нестабильность, внутриполисная борьба подрывали его основу – союз равноправных граждан. Ослаблением греческих государств воспользовался северный сосед греков – молодое государство Македония, покорившее Грецию в 338 г. до н.э. В результате завоеваний Александра Македонского греческая культура распространилась во всех странах, завоеванных им. Этот период получил название эпохи эллинизма (IV-I вв. до н.э.)

Во II-I в. до н.э. эллинские государства были завоеваны Римом.
С этого времени центром античной культуры становится Италия.

Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и вместе с тем ее последней страницей. Римская культура, просуществовавшая более двенадцати веков (VIII в. до н.э. –
V в. н.э.), была явлением значительно более сложным, чем греческая культура. Рим позже, чем Греция, вступил на арену мировой истории и был столицей необъятной империи, охватившей все территории, примыкавшие к Средиземноморью.

Римская ментальность резко отличалась от греческой. Если греки были изумительно одаренным народом в области художественного творчества, то римляне имели наибольшие способности к практической деятельности. Эта главная черта римского склада характера наложила отпечаток на римскую культуру. Римляне были хорошими солдатами, прекрасными организаторами и администраторами, законодателями и юристами. Больших успехов они достигли в области градостроительства и городского благоустройства, они явились основателями аграрной науки. Римляне явились также создателями выдающихся памятников архитектуры, поражающих совершенством инженерной техники.

Античность достигла выдающихся результатов в самых различных областях культуры. Так, автором многих изобретений, таких как водоподъемный механизм для орошения полей, архимедова спираль, военные метательные машины, был древнегреческий математик Архимед (287-212 гг. до н.э.). Он разработал методы нахождения площадей, поверхностей и объёмов различных фигур и тел, открыл основной закон гидростатики, причем случайно, во время купания. От этого открытия Архимед пришел в такой восторг, что голый, с криком «Эврика!» (греч. «Я нашел!») побежал из купальни домой, чтобы проверить свою теорию. Он был также организатором инженерной обороны Сиракуз против римлян.

Не менее известен еще один древнегреческий математик Евклид (III в. до н.э.). Его главныйтруд «Начала» состоит из 15 книг, который до сих пор служит основой учебников по элементарной геометрии. Каждое его математическое рассуждение заканчивалось фразой: «Что и требовалось доказать».

Математик Герон Александрийский (ок. I в.) построил небольшую коляску, двигавшуюся при помощи пара. Известна также одна из немногих женщин-учёных древнего мира – Гипатия (370-415 гг. н.э.) – последняя хранительница Александрийской библиотеки, растерзанная толпой христиан-фанатиков.

Основоположником географии и астрономии считается древнегреческий учёный Гиппарх (190-125 гг. до н.э.), который разделил экватор на 360 градусов, составил каталог 850 звёзд, определил расстояние до Луны. Аристарх Самосский (конец IV в. до н.э. – 1-я пол. III в. до н.э.) первым высказал идею гелиоцентризма. Земля движется вокруг неподвижного Солнца, находящегося в центре сферы неподвижных звёзд. Птолемей Клавдий (ок. 90-ок. 160 гг. н.э.) создал геоцентрическую систему мира, разработал математическую теорию движения планет вокруг неподвижной Земли, позволяющую вычислять их положение на небе. Уже в первых каталогах Гиппарха и Птолемея звезды были разбиты на шесть величин, из которых самые яркие причислены к первой звездной величине. Отсюда известное изречение: «Звезда первой величины».

Впервые употребил слово «география» Эратосфен (275-208 гг.
до н.э.), который создал основы физико-математической географии, вычислил длину окружности земного шара. Итогом географических знаний античности была «География» римлянина Страбона (64 г.
до н.э. – 23 г. н.э.), состоящая из 17 книг. Первую карту мира составил Гекатей Милетский (546-480 гг. до н.э.). Он – автор «Землеописания», одной из первых работ страноведческого характера, где введены понятия Азии и Европы.

Античная медицина дала нам такие выдающиеся имена, как Гиппократ и Гален. Сегодня с именем Гиппократа (460-375 гг. до н.э.)связано представление о высоком моральном облике врача, так называемая «Клятва Гиппократа». Гиппократа называют «отцом медицины». 17 поколений его предков были врачами. Ему принадлежит известное изречение: «Что не исцеляет лекарство, то исцеляет железо, что не может исцелить железо, то исцеляется огнем». Говоря о железе, Гиппократ имел в виду нож, т.е. хирургическое вмешательство, а об огне – прижигание. Фразой «Жизнь коротка, а искусство долговечно» Гиппократ призывал врачей всю свою жизнь совершенствовать свое учение. Сравнивал врача со свечой: «Сгорая сам, свети другим».

Гален (ок. 130-200 гг. н.э.) – древнеримский врач, автор труда
«О частях человеческого тела», в котором дал первое анатомическое описание целостного организма. Ввёл в медицину вивисекционные (вивисекция – живосечение) эксперименты на животных, т.е. операции на живом животном с целью изучения функций организма.

«Отцом истории» Цицерон назвал Геродота (484-425 гг. до н.э.), который дал первое систематическое описание жизни и быта скифов, описал греко-персидские войны. У Геродота мы впервые в европейской истории встречаем упоминание об Алтае как стране, где «грифы стерегут золото». Это полностью соответствует скифской культуре, где грифон является священным животным. Особенно следует отметить достижения греческих ученых в области биологии. Так, Анаксимандру принадлежит глубокая догадка о зарождении живого на границе суши и моря под воздействием небесного огня. Первые живые существа жили в море, а потом вышли на сушу. У Эмпедокла мы встречаем идею о выживании в природе наиболее приспособленных особей. В противовес Анаксимандру и Эмпедоклу Анаксагор является основоположником теории панспермии. Он считал, что семена живых существ заносятся на Землю с неба.

Древняя Греция и Рим богаты также своими скульпторами, художниками, писателями и поэтами. Основоположником греческой лирики является Архилох (VII в. до н.э.). Слово «лирика» восходит к названию самого употребляемого в то время музыкального инструмента – лиры. Под её игру, обычно нараспев, декламировались стихи. Позже многие поэты сочиняли, руководствуясь поэтическими принципами Архилоха. Поэтом-лириком был и Алкей (кон. VII в. –
1-я пол. VI в. до н.э.). В его стихах преобладали мотивы гражданской войны, а также застольного веселья. Он оказал влияние на римского поэта Горация (65 г. до н.э. – 8 г. н.э.), который знаменит своей одой «Памятник». Она начинается словами «Я памятник воздвиг себе нерукотворный». Фразу эту повторяли многие поэты, в том числе
Г.Р. Державин и, конечно же, А.С. Пушкин.

«Отцом комедии» считают Аристофан а (445-385 гг. до н.э.). Среди его произведений известны «Мир», «Всадники», «Женщины в народном собрании» и другие. Эсхил (525-456 гг. до н.э.) – «отец трагедии». Трагедия с греч. «песнь козлов» («трагос» – козёл, «оде» – песня). Во время праздника в честь бога Диониса исполнители обрядовых песен или дифирамбов были одеты в козлиные шкуры. Именно из дифирамбов возникает греческая трагедия. Самая знаменитая трагедия Эсхила – «Прикованный Прометей», в основе которой лежит миф о том, как Прометей страдает за то, что отдал людям огонь и выступил против власти Зевса.

Афинским гражданам начиная со времён Перикла (490-429 гг.
до н.э.) выдавались из казны специальные театральные деньги на посещение театра, который обычно вмещал до 20-25 тыс. человек. Сначала театр был деревянным. Место, где играли актёры (женские роли исполняли только мужчины), называлось сценой (от слова «скена», т.е. палатка). Первоначально это действительно была палатка, в которой переодевались артисты. На сцене стоял жертвенник в честь бога Диониса. Внизу около сцены располагался хор. Это место получило название орхестры. Затем шли места зрителей – театр.

Вершиной классической поэзии считается «Энеида» Вергилия (70-19 гг. до. н.э.), римского поэта, который писал её 11 лет. В школах по ней учили читать и писать.

Своих вершин античная скульптура достигает в Греции. Рим же славен, в первую очередь, своими архитектурными творениями: Колизеем (в пер. с лат. – «громадный», «колоссальный»), где сражались гладиаторы; удивительным ансамблем Форума – центральной площадью Рима, а также многочисленными роскошными дворцами и виллами римской знати. Наиболее богатые представления об архитектуре и быте римских городов дают развалины Помпеи – города, погибшего при извержении вулкана Везувий.

Среди античных художников и скульпторов наиболее известны Апеллес, Лисипп, Пракситель, Поликлет, Мирон и Фидий.

Апеллес (IV в. до н.э.) – греческий художник – портретист. Известен его портрет Александра Македонского, который сначала монарху не понравился. По легенде же конь Македонского Буцефал радостно заржал, приветствуя нарисованного хозяина. Позже Александр подружится с художником и очень высоко оценит его искусство: «Есть два Александра. Один – сын Филиппа, а другого создал Апеллес. Первый непобедим, второй – неподражаем».

Мирон (сер. V в. до н.э.) и Фидий были скульпторами. Статую Мирона «Дискобол» и сегодня знают как эмблему и символ спорта. Фидий (нач. V в. до н.э. – ок. 432 г. до н.э.) участвовал в восстановлении Афин после сожжения их персами. Под его руководством исполнено скульптурное убранство храма Парфенон, посвященного богине Афине. До сих пор этот храм является шедевром мировой архитектуры. Среди статуй Фидия: «Афина Промахос», сделанная из бронзы и ставшая символом Афин; «Афина Парфенос», «Зевс Олимпийский», которую греки называли одним из чудес света.

Античный мир и его культура легли в основу европей­ской цивилизации, которая периодически обращалась к идеям и мотивам из греко-римского культурного наследия. Выдающие­ся астрономы средневековья – Галилео Галилей, Николай Коперник, Иоганн Кеплер – опирались на труды Аристарха Самосского и его теорию обращения Земли и планет вокруг Солнца. Теорема Пифагора, геометрия Евклида, закон Архимеда стали основой школьного обучения в феодальной Европе. Римское право легло в основу всех сис­тем права западноевропейских государств. Современные виды и жанры литерату­ры также восходят к античности. К ней по­стоянно обращались европейский театр, драматургия и литература.

Древняя Греция и Рим знамениты на весь мир и своими философами. Основное содержание античной философии составляет философия древних греков, собственно римскую философию вычленяют из философии эллинистического периода с III в. до н.э.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.