КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Даосизм. Основателем даосизма является легендарная для китайской культуры личность – мудрец Лао-цзы
Основателем даосизма является легендарная для китайской культуры личность – мудрец Лао-цзы. Он был старшим современником Конфуция и согласно легенде при их встрече положительно отозвался о способном юноше. Но миросозерцание Лао-цзы сильно отличалось от конфуцианского. Учитель Дао слыл полностью отрешенной личностью. Считается, что большую часть своей жизни он провел в утробе матери, так как не хотел выходить во внешний мир, исполненный страданий. Поэтому он родился, будучи уже сильно старым, облачился в монашеские одежды и постоянно путешествовал на быке, сидя задом наперед. Вследствие этого ему и дали имя – Лао-цзы, то есть «старый ребенок (лао-цзы)». В самом конце жизни он удалился куда-то на запад от Китая, продиктовав стражнику на пограничной заставе труд под названием «Дао дэ цзин», которому было суждено стать основополагающим текстом философии даосизма. Основные последователи Лао-цзы – Чжуан-цзы (IV в. до н.э.), перу которого принадлежит одноименное произведение «Чжуан-цзы», а также Вэй Бо-ян (II в. н. э.) и Гэ Хун (III-IV вв.), считающиеся большинством исследователей главными представителями двух магистральных направлений даосизма: - «алхимия внутренних средств» (нэй-дань); - «алхимия внешних средств» (вай-дань). Название определяющего текста даосизма «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и дэ») несет в себе практически все важнейшие даосские философские понятия, главным из которых, несомненно, является категория Дао. Достаточно трудно дать ему четкое определение. Дао не является Личным Богом и даже не представляет собой некую духовную субстанцию. Дао – это внутренний вселенский принцип («компьютерная программа» вселенной), на котором держится и согласно которому развивается весь мир и каждая отдельная вещь. Поэтому Лао-цзы утверждает, что Дао является одновременно и основанием, и путем, и пределом стремления всех вещей и явлений в мире. Помимо Дао существует дэ, или воплощение изначальной гармонии Дао. Дэ проявляется на вселенском и индивидуальном уровне. Так, гармония дэ во вселенной определяет правильное взаимодействия между пятью первоэлементами мироздания (у-син) – огонь, вода, земля, дерево, металл, а также равновесие между двумя видами космической энергии (ци), пронизывающими все существующее: - мужской (ян); - женской (инь). В человеке дэ проявляется как добродетельная жизнь, склонность к философии и медитации, в результате чего индивидуальное взаимодействие между ян и инь уравновешивается, что дает человеку возможность долгого и здорового существования. Несомненно, что, по мнению Лао-цзы, энергии ян и инь, прежде всего, проявлены в мире природы и аграрной составляющей человеческой жизни. Четкий баланс между ними неизменно подразумевал сохранение экологической чистоты в природе и гармоничном использовании земельных и водных богатств. Концепция первоэлементов заложила основы бережного отношения даосов к добыче и использованию полезных ископаемых, прежде всего металлов и угля, как проявлений первоэлемента «дерево». Известный продолжатель дела Лао-цзы – мудрец Чжуан-цзы последовательно развивал основные тенденции философии своего великого предшественника. Он навеки определил направляющую идею дальнейшей истории даосизма – достижение бессмертия (сянь). Подобное совершенство обретаемо посредством постепенного изживания отрицательной энергии инь и преобладания положительной ян, что, в свою очередь, происходит в результате культивации практики так называемого «недеяния» (у-вэй). Чжуан-цзы разделял два вида недеяния: - относительное недеяние, рекомендуемое людям, занятым управлением, то есть чиновникам. Его суть – максимальный результат при минимуме усилий; - абсолютное недеяние, являющееся намного более предпочтительным по сравнению с предыдущим. Подразумевает полное оставление дел, монашескую жизнь на лоне природы, проводимую в посте и медитации. В начале нашей эры даосизм распадается на два вышеуказанных течения: а) алхимия внешнего делания и б) алхимия внутреннего делания. Внутренний и внешний алхимический опыт предпринимался лишь с одной целью – достижение бессмертия. Основоположник направления внешних средств Гэ Хун создал целую систему даосской антропологии, учения о человеке. Согласно Гэ Хуну в теле человека с момента рождения пребывает тридцать шесть тысяч так называемых «духов», каждый из которых ответствен за определенный выделенный ему участок тела, например, глаза, губы и так далее. По мере старения «духи» начинают постепенно покидать тело, вследствие чего работа многих органов начинает нарушаться. Когда последний дух уходит из тела, человек умирает. Для предотвращения этого неизбежного процесса и были разработаны разные алхимические методы. Главные техники внешней алхимии, разработанной Гэ Хуном и его последователями, сводятся к следующему: - создание эликсира бессмертия в лабораторных условиях на основе золота и киновари (так были открыты порох и бумага. Техники создания земельных удобрений также получили свое начало именно здесь); - правильное расположение предметов в замкнутом пространстве или на местности, что также называется фэн-шуй, или «геомантика». Стоит ли говорить, что правила геомантики настоятельно подчеркивали необходимость разумного использования аграрных ресурсов и абсолютную невозможность грубого искажения природных ландшафтов. Основные техники внутренней алхимии, разработанные Вэй Бо-яном и его последователями, включают в себя: - практика медитации в определенных статических позах, таких как «поза младенца», «поза тигра» и т.п.; - гимнастические комплексы, позволяющие с помощью сочетания тщательно разработанных телодвижений и систем дыхания контролировать потоки ян и инь (ци-гун); - практика постов с постепенным сокращением пищи; - добродетельные поступки, совершаемые непрерывно, иначе их результат нивелируется. Итак, даосская культура мысли породила в своих недрах уникальный синтез скрупулезно разработанной теоретической философии и практических рекомендаций, претендующих на достижение главной цели – бессмертия. Даосские принципы жизни и экологические требования к ведению хозяйства остаются широко востребованными и в современном мире, причем не только на территории Китая.
Контрольные вопросы 1. Перечислите известные вам школы индийской философии. 2. Каким образом вы могли бы классифицировать все направления древнеиндийской философской мысли? 3. Соотношение каких философских категорий интересует философов веданты? 4. Кратко охарактеризуйте философию Шанкары. 5. Кратко охарактеризуйте философию Рамануджи. 6. Кратко охарактеризуйте философию Мадхвы и Чайтаньи. 7. Какие постулаты являются фундаментом буддийского философского учения? 8. Каким образом буддийские философы описывают бытие мира и человека? 9. Перечислите имена основателей, а также отличительные характеристики каждой из школ классической буддийской философской мысли. 10. Охарактеризуйте главные особенности древнекитайской философской мысли. 11. Вспомните названия основных школ китайской философии. Каковы направления их деятельности? 12. Назовите имена основателей конфуцианства и даосизма, а также одного их последователей. 13. Кого в соответствии с конфуцианской доктриной называют «идеальным человеком», каковы его качества? 14. На какие направления делится даосская мысль? Кратко охарактеризуйте их. 15. Что такое Дао, дэ и ци? Как они связаны друг с другом? 16. Назовите основные положения философии Чжуан-цзы. 17. Какие методики достижения бессмертия использовались даосизмом?
Практические задания Задание 1. Конфуций («Лунь Юй»). «Не радостно ль Учиться и постоянно совершенствоваться? И не приятно ль Видеть друга, идущего издалека? Не тот ли благородный муж, Кто не досадует, что неизвестен людям». Выделите основные черты благородного мужа в предлагаемом высказывании Конфуция и попытайтесь обосновать их актуальность для современного человека. Задание 2. Мэн-цзы («Мэн-цзы»). «Человечность – это сердце человека. Долг – это путь человека. Как жаль, когда люди бросают свой путь и не идут по нему, теряют свое сердце и не знают, как его отыскать! Когда теряют кур или собак, знают, как их отыскать, а когда сердце теряют, не знают! Смысл учения – только в том, чтоб отыскать свое потерянное сердце». Как бы вы интерпретировали данное высказывание? Что значит «потерять сердце»? Задание 3. Гэ Хун («Бао Пу-цзы»). «Известно ведь: сильные подчиняют себе слабых – и слабые покоряются им, а мудрые обманывают глупых – и глупые служат им. Потому и возник путь государей и подданных, и оказался управляемым лишенный мощи народ. Стало быть, господство и подчинение возникают из борьбы между могущественными и слабыми и из противостояния мудрых и глупых. И синее Небо не имеет к этому никакого отношения». Каковы взгляды Гэ Хуна на природу социального неравенства? Задание 4. Из «Бхагавад-гиты». «Спокойствие, самообладание, умерщвление плоти, чистота, терпение, правдивость, знание, осуществление знания, вера – обязанности брахманов, рожденные их собственной природой. Могущество, великолепие, стойкость, одаренность, храбрость в битве, щедрость, благородство – обязанности кшатриев, рожденные их собственной природой. Земледелие, скотоводство, торговля – обязанности вайшьев, рожденные их собственной природой; дело служенья – обязанность шудр, рожденная их собственной природой». Попытайтесь соотнести некоторые из известных вам профессий с выделенными в указанном отрывке основными социальными слоями (варнами) индийского общества. Задание 5. Из «Бхагавад-гиты». «Арджуна сказал: «О, потомок Вришни, что же принуждает человека поступать греховно даже помимо его воли, как будто его влечет какая-то сила?». Верховная божественная личность сказала: «Это лишь вожделение, Арджуна. Оно рождается от соприкосновения с качеством страсти и переходит затем в гнев; оно – греховный всепожирающий враг этого мира. Как огонь скрыт дымом, как зеркало покрыто пылью, как зародыш сокрыт в чреве матери, так и живое существо в различной степени покрыто вожделением. Таким образом, чистое сознание мудрого живого существа покрывается его вечным врагом – вожделением, которое никогда не удовлетворяется и пылает, как огонь. Чувства, ум и разум – пристанище вожделения. Через них вожделение покрывает истинное знание живого существа и вводит его в заблуждение. Потому, о Арджуна, лучший из Бхарат, сначала обуздай этот великий символ греха – вожделение – управляя своими чувствами, и срази этого врага знания и постижения души. Живые чувства выше мертвой материи, ум выше чувств, разум выше ума, а она (душа) еще выше, чем разум. Итак, познав свою трансцендентальную сущность по отношению к материальным чувствам, уму и разуму, о сильнорукий Арджуна, человек должен укрепить ум с помощью зрелого духовного разума, и таким образом – духовной силой – победить этого ненасытного врага, вожделение». С чем, прежде всего, призывали бороться древнеиндийские философы и почему? Литература Древнеиндийская философия 1. Бадмаев Б.Б. Лекции по философии и практике буддизма. – СПб.: Гиперион, 2009. – 224 с. 2. Индийская философия: энциклопедия / отв. ред. М.Т. Степанянц. – Ин-т философии РАН. – М.: Вост. лит., 2009. – 950 с. 3. Торчинов Е.А. Краткая история буддизма. – М.: Амфора, 2008. – 432 с. 4. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. – М.: Академический проспект; Альма Матер, 2009. – 365 с.
Древнекитайская философия 1. Масперо А. Даосизм. – М.: Наука, 2007. – 420 с. 2. Гране М. Китайская мысль от Конфуция и Лао-цзы. – М.: Алгоритм-книга, 2008. – 528 с. 3. Переломов Л.С. Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н.э. – XXI в.). – М.: Ин-т Дал. Востока РАН, «Стил-сервис», тип. «Наука», 2009. – 692 с. ГЛАВА II. АНТИЧНАЯ (ГРЕКО-РИМСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ Все науки более необходимы, нежели философия, Но лучше её нет ни одной. Аристотель
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |