Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характерные черты философии Возрождения




Идейной основой всех форм духовной культуры Возрождения является гуманизм – учение о величии человека, его свободе и творческом могуществе. Ценность земной жизни, равенства всех людей, необходимость уважения к их чувствам и личностному достоинству проповедовали Лоренцо Валла (1407-1457), Эразм Роттердамский (1467-1536), Мишень Монтень (1533-1592), Томас Мор (1478-1535), Томазо Кампанелла (1568-1639) и др.

Выдающимися мыслителями и гуманистами эпохи Возрождения являлись также Пико делла Мирандола ( 1463-1494), Бернардино Телезио ( 1509-1588), Франческо Патрици ( 1529-1597), Марсилио Фичино (1433-1499).

Гуманистическое движение зародилось в середине XIV в. в Италии и, распространяясь на север, захватило к концу XV – началу
XVI вв. центральную и северную Европу: Францию, Германию, Голландию, а позднее и Англию. Сталкиваясь с новой социальной, государственной и идеологической реальностью, гуманизм приобретает новые черты. Так, итальянские гуманисты, изучавшие классическую греко-латинскую древность, сосредоточились в большей степени на филологических и этических вопросах. Позже в сферу интересов гуманистов попали натурфилософия, естествознание, политика. Для северных же гуманистов, народы которых в особенности тяжело страдали от гнета Римской католической церкви, характерно пристальное внимание к вопросам христианской религии и церковной реформы.

Гуманизм открывает перспективу безграничных возможностей человеческого индивида. Это открытие производит на самих гуманистов окрыляющее и воодушевляющее действие. Самореализация личности мыслится гуманистами прежде всего в плане художественно-эстетическом. Николай Кузанский отмечал: «Человек относится к животному, как ученый человек к неученому. В творчестве гуманисты видят главный путь раскрытия способностей человека».

Согласно мнению отечественного исследователя истории философии А.Ф. Лосева «гуманизм есть, во-первых, типичное для Ренессанса свободомыслящее сознание и вполне светский индивидуализм». «Во-вторых, это не просто светское свободомыслие, но общественно-политическая, гражданская, педагогическая, бытовая, моральная и иные практические стороны этого свободомыслия[4]». Таким образом, важнейшей чертой гуманизма является его практическая направленность.

Для философии Возрождения также был характерен антропоцентризм, в соответствии с которым человек становится центральным объектом философского осмысления. Сам он отныне не пассивный «раб божий», а творец и титан, способный приумножить Божественный замысел о мире. Человек выступает как господин природы и творец самого себя.

Другой характерной чертой эпохи Возрождения являлся творческий универсализм, в соответствии с которым главная задача человека заключается в развитии всех своих творческих способностей и задатков. Не случайно в период Возрождения живопись стала одним из доминирующих видов искусств, так как наиболее точно отображала реальный мир, его красоту, единство в многообразии. Художники эпохи Возрождения стремились приблизиться к образцам античного изобразительного искусства, воспевающим идеал прекрасного и одухотворенного человека. Широкое распространение получили фреска, портрет, историческая и пейзажная живопись, развивалась гравюра, станковая и монументальная скульптура. Сюжеты оставались религиозными, но их содержание приобретало все более светский характер.

Для произведений Леонардо да Винчи (1452-1519) характерна геометрическая строгость композиции и научный подход к анатомическому строению человечного тела. Живопись для него не только искусство, но и наука, – одновременно экспериментальная и теоретическая. Как точно подметил В.П. Зубов, современный исследователь творчества Леонардо: «Живопись схватывает различные моменты сразу, а не выхватывает один момент из потока бытия. В этом и заключается для Леонардо превосходство живописи. Живопись сразу схватывает сложнейшие сплетения связей между явлениями».[5]

Живую природу Леонардо рассматривал в качестве подобия сложного и хитроумного механизма. То же самое можно сказать о его понимании психических явлений. Поэтому «он твердо убежден, что для различных переживаний всегда существуют строго соответствующие им формы выражения и что человеческое тело является не чем иным, как тончайшим «инструментом»[6], обладающим «множеством различных механизмов». Целостный взгляд на мир помогает обнаружить Леонардо общие признаки формирования кровеносной системы человека и животных, их близость с ростом деревьев, а знание законов гидродинамики способствует точным догадкам относительно характера движения крови по сосудам.

В эпоху Возрождения уподобление всего всему (принцип тождества макро- и микрокосмосов) являлось основой системы знания в культуре. Ренессансный ум воспринимал землю как отражение небесных законов, человеческие судьбы вычитывал из движения небесных светил. Изучением трав занимались не только врачи, такие как Парацельс, но и философы, например, Николай Кузанский – отыскивали свойства, отвечающие натуре человека. Так, Николай Кузанский писал: «Оком ума ты видишь, что в малом куске дерева, этом небольшом камне, или в меди, или в слитке золота, либо же в горчичном или просяном зерне потенциально заложены все искусственные телесные формы: внутри любого явно заключены круг, треугольник, квадрат, шар, куб и вообще все, о чем идет речь в геометрии, а также формы всех животных, всех плодов, всех цветов, кустарников, деревьев, то есть подобие любых форм, существующих в этом мире и могущих существовать в бесконечных мирах. И вот, если велик даже художник, который сумеет произвести из малого куска дерева лик царя, либо царицы, или муравья, или верблюда, то как велик искусник, могущий в действительности создать все, что есть в любой потенции?».[7]

Мир воспринимался на основе всеобщего соответствия. Считалось, что в водах столько же рыб, сколько на земле животных; что на земле столько же существ, сколько в небе небесных тел, причем между теми и другими существует таинственная взаимозависимость. Вселенная виделась связной цепью вещей, каждое звено которой находится в родстве с другими независимо от их удаленности.

Сходство подкреплялось естественным подражанием одних вещей другим. Так, человеческий ум стремился в меру сил отражать Божественную мудрость. Глаза своим слабым внутренним светом схожи с сиянием двух главных небесных светил – Солнца и Луны. Человек, встав во весь рост, уподобляется высокому небу; кровь обращается по его телу так же, как звезды ходят кругами по небу. Плоть человека подобна почве, кости – скалам, вены – большим рекам. Поэтому человеческое тело рассматривается как малый атлас Вселенной.

Критическое отношение к авторитетам и опора на опыт ярко проявились в медицине и анатомии. Фламандец Андреас Везалий (1514-1564) в своем знаменитом труде «О строении человеческого тела»подробно описал тело человека, опираясь при этом на свои многочисленные наблюдения при анатомировании трупов. Рассказывают, что А. Везалий перед каждым рассечением трупа горячо просил прощения у Бога за то, что он в интересах науки искал в смерти тайну жизни.

В начале ХVI в. наряду с алхимией возникает ятрохимия – врачебная химия, разрабатывавшая новые лечебные препараты. Одним из ее родоначальников был Ф. фон Гогенгейм, известный как Парацельс (1493-1541). Главное в его деятельности – медико-алхимические
(иатрохимические) изыскания, связанные с новыми представлениями о главной задаче врачевания – восстанавливать гармонический порядок в больном организме, нарушенный вторжением в здоровый организм чуждых духов. В здоровом состоянии этот порядок обеспечивается археем – верховным жизненным духом. Врач – одновременно целитель и тела, и души, и духа.

В эпоху Возрождения получили развитие минералогия, ботаника, зоология (Георг Бауэр Агрикола, Конрад Геснер, Андреа Чезальпино, Отто Брунфельс). Большую роль в развитии этих наук играли отчеты исследователей новых стран, содержавшие описания флоры и фауны.

Физические исследования итальянского математика Франческо Мавролика (1494-1575) относятся к оптике. Он изучал прямолинейное распространение света, его отражение от плоских, сферических, цилиндрических и конических зеркал. По Ф. Мавролику, хрусталик глаза работает как линза, строящая изображение на сетчатке. Отсюда последовало объяснение причин дальнозоркости и близорукости свойствами хрусталика. Ф. Мавролик впервые указал на семь цветов в радуге.

Английского ученого Вильяма Гильберта (1544-1603) называют «отцом науки об электричестве и магнетизме». В. Гильберт по профессии был врачом (состоял придворным врачом королевы Елизаветы Английской). Это не помешало ему заниматься «магнитной философией», практическим направлением которой было улучшение компаса, так необходимого англичанам, стремящимся в то время к господству на море. В своем знаменитом сочинении «О магните» В. Гильберт описывает ставшие классическими опыты с магнитной стрелкой. Он показывал, что всякий магнит имеет полюсы, что свойства полюсов противоположны, разноименные полюса притягиваются, одноименные отталкиваются и т.п. В. Гильберт предположил, что наша Земля – большой круглый магнит и что географические полюса совпадают с магнитными.

В эпоху Возрождения формировались основы современного естествознания, современный образ науки. Тезису Фомы Аквинского о том, что «малое знание о высочайших вещах лучше, чем самое подробное знание о вещах низких и мелких» Галилей проти­вопоставил принцип: «Я предпочитаю найти одну истину, хотя бы и о незначительных вещах, нежели долго спорить о вели­чайших вопросах, не достигая никакой истины».

На формирование европейского научного мышления и естествознания большое влияние оказал польский ученый Николай Коперник (1473-1543). Результаты труда были обобщены Н. Коперником в сочинении «Об обращениях небесных сфер», опубликованном в 1543 г., незадолго до его смерти. «Коперникианский переворот» подорвал многовековое господство Аристотелевско-птоломеевской космологии, утверждавшей центральное место Земли и ее неподвижность. Важнейшим научным открытием Н. Коперника является гелиоцентрическая система, заложившая основы научной астрономии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.