Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ренессансная натурфилософия




Натурфилософские построения Ренессанса связаны с утверждением пантеизма, согласно которому Бог сливается с природой, а природа предстаёт как единое целое, пронизанное духовными энергиями.

Глубочайший мыслитель того времени – Николай Кузанский (1401-1464) – центральная фигура эпохи перехода от философии средневековья к философии Возрождения. Он последний схоласт и первый гуманист, рационалист и мистик, богослов и теоретик математического естествознания. Кардинал Римской церкви и одновременно типичный для Ренессанса многогранный культурный деятель. Основные философские идеи были изложены в труде «Об ученом незнании». Кузанский являлся не только выдающимся философом, но и крупным ученым, одним из предшественников дифференциального исчисления, автором первой географической карты Европы.

Возвращаясь к древней античной проблеме Единого, Николай Кузанский вновь утверждает единство мира. По его мнению, мир беспределен и не имеет центра. Человек силой своего ума раскрывает это единство. Познание идет от законов конечного мира к постижению бесконечности Бога и мира. «Машина мира имеет свой центр... повсюду, – пишет Кузанский, – а свою окружность – нигде, потому что Бог есть и окружность, и центр». Такое представление о мироздании, с одной стороны, приводит к пантеизму («Бог везде и нигде»), а с другой – концептуально предвосхищает астрономические открытия Нового времени и гелиоцентрическую теорию Коперника («Как земля не есть центр мира, так и окружность его не является сферой неподвижных звезд»).

Человек рассматривался Кузанским как особый микрокосмос. Традиционное для философской традиции представление о человеке как микрокосме наполнилось у Николая Кузанского новым содержанием. Во-первых, оно опиралось на идеал «свободного и благородного»человека, воплощающего в своей сущности мировую гармонию, что оказало большое влияние на идеалы классического европейского гуманизма. По мнению философа, «в человеке все возведено в высшую степень», а человеческая природа мыслится «полнотой всех всеобщих и отдельных совершенств». Во-вторых, разум человека рассматривался им в качестве божественной космической силы.

Согласно учению Н. Кузанского иерархия познавательных способностей человека весьма близка неоплатонической: чувства – способность рассуждения (рассудок) – умение диалектически соединять противоположности (разум) – мистическая интуиция. Беспредельность Бога и мира постигается только через интуицию и разум.

Н. Кузанский полагал, что земля – не только центр мироздания, но и представляет из себя одну из многих других звезд во Вселенной, причем также населенных разумными существами: «В отношении других звездных областей мы равным образом подозреваем, что ни одна из них не лишена обитателей и у единой Вселенной, по-видимому, столько отдельных мировых частей, сколько звезд, которым нет числа…»[8]. Таким образом, просвещенный кардинал утверждал существование множества разумных миров в Космосе.

Пантеистические идеи Николая Кузанского были творчески развиты философом и поэтом Джордано Бруно (1548-1600). Он родился в семье солдата в местечке Нола близ Неаполя. В 11 лет его привезли в Неаполь изучать литературу, логику и диалектику, а в 15 лет он поступил в местный монастырь Святого Доминика, где стал монахом и получил имя Джордано. В 1572 г. Бруно принял священный сан.

Усиленные занятия выработали в нём критическое отношение к догматам церкви и схоластике. Своими высказываниями он смущал собратьев-монахов, и начальству пришлось начать расследование его деятельности. Не дожидаясь результатов, Бруно бежал на север Италии, где стал зарабатывать на жизнь преподаванием. И хотя Бруно всю жизнь формально числился доминиканцем, он страстно ненавидел «псов господних» и довольно откровенно писал об этом в своих сочинениях. Постоянные преследования инквизиции вынуждали его переезжать из города в город. Но где бы ни оказался Джордано Бруно, он всегда находил заинтересованных слушателей и горячих сторонников своих взглядов.

В 1591 г. Бруно принял приглашение на работу по обучению искусству памяти от венецианского магната Джованни Мочениго и переехал в Венецию. Однако вскоре отношения Бруно и Мочениго испортились. Существует также версия, что Мочениго с самого начала действовал против Бруно как агент-провокатор папского престола. 23 мая
1592 г. Мочениго направил венецианскому инквизитору свой первый донос на Бруно и вскоре философа арестовали и заключили в тюрьму.

После семилетнего тюремного заключения и пыток инквизиции так и не удалось склонить Бруно к отречению от своего учения.
26 февраля 1600 г. его предали сожжению на Площади Цветов в Риме как еретика и нарушителя монашеского обета, но его героический дух сломить так и не удалось. Подобно Сократу Бруно мужественно заявил своим судьям, что они с бо́льшим страхом ждут приговор, чем сам осуждённый. Все произведения Джордано Бруно были занесены в католический Индекс запрещённых книг.

Но спустя около трехсот лет историческая справедливость восторжествовала, и освобождённая в 1865 г. Италия поспешила отдать дань памяти знаменитому мученику за свободу мысли: 9 июня 1889 г. в Риме был торжественно открыт памятник на той же самой площади, на которой приспешники инквизиции предали его страшной казни.

Большое влияние на Бруно оказало учение Коперника и заново открытые трактаты Платона (диалог «Тимей»).

В философии Бруно идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной) синтезировались с воззрениями античных материалистов и пифагорейцев. У Николая Кузанского Бруно почерпнул идею «отрицательной теологии», исходящей из невозможности положительного определения Бога. Это дало ему возможность противопоставить схоластическому аристотелизму свою пантеистическую натурфилософию. Бруно считал, что целью философии является познание не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «богом в вещах».

Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника и диалектические идеи Кузанского, Бруно сформулировал тезис о бесконечности природы и бесконечном множестве миров во Вселенной. Он утверждал, что мир физически однороден (учение о 5 элементах, из которых состоят все тела – это земля, вода, огонь, воздух и эфир). В бесконечности, считал он, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя и т.п.

Основной единицей бытия, по мнению Бруно, является монада, в деятельности которой совпадают телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад»или Бог. Эти идеи Бруно оказали большое влияние на развитие философии Нового времени: идея единой субстанции в её отношении к единичным вещам разрабатывалась Спинозой, идея монады – Лейбницем, идея единства сущего и «совпадения противоположностей» – в диалектике Шеллинга и Гегеля. Таким образом, философия Бруно явилась переходным звеном от философских систем Возрождения к философским концепциям Нового времени.

В космологии Бруно высказал ряд догадок, опередивших его эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями: о бесконечности Вселенной, о том, что звёзды – это далёкие солнца, о существовании неизвестных в его время планет в пределах Солнечной системы, о вращении Солнца и звезд вокруг оси, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных Солнцу, и др. Бруно опроверг средневековые представления о противоположности между Землей и небом и выступал против антропоцентризма, говоря вслед за Н. Кузанским об обитаемости других миров.

Нидерландский гуманист Эразм Роттердамский (ок. 1469-1536) оказал большое влияние на современников, которые больше всего ценили его как ревностного популяризатора античной мысли, распространителя новейших «гуманитарных» знаний. Его произведение «Похвала Глупости» было переведено на многие европейские языки и разошлось в десятках тысяч экземпляров.

Как и во всей гуманистической мысли эпохи Возрождения,
в «Похвале Глупости» встречаются, органически соединяясь, две художественные традиции. Первая связана с античной литературной традицией, а именно ироническим жанром «похвального слова». Вторая связана с обличительной направленностью произведения: критикой существующих устоев, патриархальной ограниченности и церковного невежества. Тема Глупости, царящей над миром, – не случайный предмет «восхваления». Сквозной линией проходит она через поэзию, изобразительное искусство и народный театр XV-XVI вв. Любимое зрелище ренессансного города – это карнавальные «шествия дураков» во главе с Князем Дураков и процессией ряженых, изображавших правительство, Церковь, Правосудие, Семью. Все это было призвано обнажить отсталость сословного феодального строя и неприемлемость церковного аскетизма и ханжества.

Сегодня Эразм Роттердамский больше известен как автор одной книги, но для своих современников он был широко известен и как борец за чистоту христианства. Признавая существенным для христианства только «дух веры», а не ритуал, Эразм вступал в борьбу с ортодоксальной теологией. Богословские работы Эразма вызывали самые страстные и жестокие споры и давали противникам много поводов обвинять его во всех ересях. Основным трудом собственной жизни он считал исправленное издание греческого текста Нового завета (1516) и его новый латинский перевод. Этим тщательным филологическим трудом, в котором текст Священного Писания был освобожден от вкравшихся в него ошибок и случайных толкований, Эразм нанес сильный удар авторитету церкви и принятого ею канонического латинского текста Библии.

Эразм отстаивал всеобщее право на светское образование, в том числе и для женщин, требовал реформы школьного обучения. Его политическая мысль, воспитанная на традициях античного свободолюбия, проникнута отвращением ко всем формам тирании.

Итальянский священник, монах-доминиканец Томазо Кампанелла (1568-1639) создал роман-утопию «Город Солнца». Это город,
в котором царят знание и справедливость, нет насилия и унижения. Самого же философа постоянно преследовала инквизиция, он подвергался страшным пыткам, но не перестал верить в лучшее будущее человечества, которое изобразил в своем романе.

Томас Мор (1478-1535) в замечательном произведении «Утопия» подверг критике существующий в Англии общественный и политический строй. Монархи, пишет он, безжалостно, вопреки здравому смыслу, повелевающему заботиться о подданных, беспощадно угнетают их. Хотя честь и безопасность государя коренятся в благосостоянии народа, при дворах королей не хотят этого знать. Вместо того чтобы устранить зло, правительства обрушиваются всей тяжестью «правосудия» на угнетенных.

Эти идеи справедливости и равноправия Т. Мора и Т. Кампанеллы явились базовыми для формирования общественно-политического учения – утопического социализма. Рост общественного неравенства, угнетение трудовых масс, усилившиеся в «период первоначального накопления капитала», вызвали стремление к коренному переустройству современного им общества, организации идеального общества и государства, в которых бы отсутствовали частная собственность, насилие и эксплуатация человека человеком. Это вынуждает Мора и Кампанеллу искать тот политический идеал, который должен быть осуществлен в обществе, где ликвидирована частная собственность. Потому не случайно, что они связывают будущее социалистическое общество с подлинно демократической организацией государства, с самым широким участием масс трудящихся в управлении делами государства. Проблемы подлинной демократии, свободы личности, ее освобождение от эксплуатации – все это характерно для политических программ уже первых крупных теоретиков утопического социализма.

Не менее новаторские взгляды на устройство государства были высказаны в трактате «Государь», принадлежащем перу видного политического деятеля Флоренции Николо Макиавелли (1469-1527). Фамилия Макиавелли образовалась из прозвища, которое переводится как «вредный гвоздь». Это прозвище означало, что все носители данной фамилии могут постоять за себя. В двадцать девять лет он вступил на политическое поприще, был секретарём Совета десяти Флорентийской республики, выполнял важные дипломатические поручения. Более четырнадцати лет Макиавелли накапливал практический опыт, и почти столько же времени у него ушло на изложение своих идей в политико-философских, исторических и литературно-худо-жественных произведениях.

Создание произведения «Государь» связано с конкретной политической историей Флоренции и Италии, раздробленной и слабой по сравнению с окружающими ее соседями. Поэтому Макиавелли считал, что требуется государь, способный объединить Италию и создать республику. В качестве образца такого государственного деятеля Макиавелли взял Чезаре Борджиа, известного своим аморализмом.

В «Государе» Макиавелли нарисовал образ мудрого правителя, который должен сочетать в себе и в своих действиях качества льва, способного расправиться с любым врагом, и лисицы, способной провести самого изощренного хитреца. Он должен по возможности не удаляться от добра, но при необходимости и не бояться зла.

Такой образ действий со времен Макиавелли стал называться макиавеллизмом. Согласно Макиавелли любое насилие можно оправдать во имя государственного блага. Однако было бы неправильно представлять Макиавелли проповедником вероломства и насилия. Он был, прежде всего, сыном своего времени, гуманистом. Во многом его взгляды являются отражением политической ситуации той эпохи. Сам Макиавелли не оправдывал ни насилие, ни аморализм в политике. Он считал, что государь, политик должен считаться с мнением народа, уметь быть гибким.

Если правителю приходится прибегать к насилию, то это не должно быть самоцелью. Макиавелли подчеркивал, что насилие должно исправлять, а не разрушать. Политическим идеалом Макиавелли выступала Римская республика. Поэтому он писал, что лучшей формой правления является республика, но при этом республиканская форма правления не всегда возможна, если в народе не развиты гражданские добродетели.

Многие прогрессивные идеи эпохи Возрождения получат свое развитие в последующие века.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое гуманизм? Каковы его мировоззренческие истоки (влияние античности и христианской философии)?

2. Чем отличалось понимание человека в философии Возрождения в сравнении с философией средних веков?

3. Назовите крупнейших деятелей науки и культуры эпохи Возрождения.

4. В чем суть и новизна открытий Николая Коперника?

5. Какие основные положения диалектики познания изложены в концепции Н. Кузанского?

6. Выделите основные положения в философии Дж. Бруно. Каково ее влияние на последующую западноевропейскую философию?

7. Что послужило основой формирования гелиоцентрической картины мира в эпоху Возрождения?

8. Какой образ правителя описал Н. Макиавелли в работе «Государь»?

Литература

Горфункель А.Х. Джордано Бруно. – СПб.: Либроком, 2010.

1. Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Скрижали метаистории: творцы и ступени духовно-экологической цивилизации. – Барнаул, 2006.

2. Шестаков В. Философия и культура эпохи Возрождения. Рассвет Европы. – М.: Нестор-История, 2007.

3. Голубева Г.А. Философия. – М.: Альфа-Пресс, 2011.

 

Первоисточники

1. Бруно Дж. Диалоги. – М.: Госполитиздат, 1949.

2. Кузанский Н. Сочинения: в 2 т. – М.: Мысль, 1979-1980.

3. Макиавелли Н. Государь. – М.: Планета, 1990.

4. Мор Т. Утопия. Эпиграммы. История Ричарда III. – 2-е изд. – М.: Наука, 1998.

5. Роттердамский Э. Философские произведения. – М.: Наука, 1986.


ГЛАВА V. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVII-XVIII ВЕКОВ

Новое время ознаменовало эпоху постепенного утверждения в Западной Европе капитализма как нового способа производства, эпоху стремительного развития науки и техники. Переход от феодализма к новому типу общественных отношений сопровождался радикальными переменами – как в материальной, так и духовной сферах жизни европейского общества.

В Европе начало XVII в. было ознаменовано бурным развитием естественно научных взглядов, так как становление капитализма с его ориентацией на промышленное производство требовало новых открытий и технологий из области освоения природы. Философия Нового времени представляет собой прогрессивное для Европы XVII в. миропонимание, основанное на открытиях в области естественных наук и переходе от религиозного мировоззрения к научному. Формирование новых походов к познанию мира в первую очередь касалось отношений человека и природы. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась как огромный механизм, а все закономерности природы сводились к законам классической механики.

Поэтому вполне закономерно, что в это время получают новый импульс к развитию исследования в области натурфилософии (от лат. natura «природа») – философии природы (направление, занимавшееся изучением исконно природных аспектов бытия, пытающееся сформулировать определенные закономерности устройства мира в ситуации господства пантеистического концепта), а также в области методологии познания.

В это время были сделаны крупнейшие научные открытия: в математике разработаны дифференциальное и интегральное исчисления (Ньютон и Лейбниц), заложены основы аналитической геометрии, основы теории вероятностей; в физике сформулированы законы классической механики; в естествознании – основы космологии, получила официальное признание гелиоцентрическая модель устройства солнечной системы, в биологии подробно описана система кровообращения человека.

В технической сфере среди самых значимых следует назвать изобретения телескопа, поршневого парового двигателя, прототипа велосипеда, громоотвода, механического ткацкого станка, оптического телеграфа, Вольтова столба и т.д.

Также в это время формируются два крупных философских направления: рационализм и эмпиризм, по-разному трактовавшие источники и природу человеческого знания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.