Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рационализм




Рационализм (от лат. ratio «разум») – философская методология познания и мировоззренческая концепция, признающая (в противоположность эмпиризму), что при построении законченного знания следует основываться на деятельности разума и методологии рационального. Виднейшим рационалистом в истории философии принято считать французского философа, математика Рене Декарта (1596-1650). По-латински его имя звучит как Картезий, отсюда впоследствии его философские взгляды получили название – картезианство.

Декарт родился во Франции в местечке Лаэ. Учился в иезуитском колледже Ла-Флеш, получил образование по специальности права в 1616 г. Много путешествовал по Германии, Италии, Голландии и Франции. В течение некоторого времени служил сначала в протестантской, а затем в католической Баварской армии. Он был абсолютно неудовлетворен всем корпусом знания, который приобрел в колледже и который отражал состояние науки и философии в то время. Декарт, как и Бэкон, стремился пересмотреть европейскую традицию, но в отличие Бэкона, Декарт обращался не к опыту, а к разуму. В 1629 г. он переселился в Нидерланды, где прошла главная часть его жизни и где он написал свои главные сочинения. Он создатель современной алгебры и аналитической геометрии, один из творцов механики. Основные сочинения Декарта: «Рассуждения о методе» (1637), «Метафизические размышления» (1641), «Начала философии» (1644), «Правила для руководства ума» и др. Философия для Декарта предстает основой всех наук, в фундаменте которой находится метафизика. Он писал в «Началах философии»: «Вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола, – все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике. Подобно тому, как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева,
а только с концов ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец».

В мировоззрении Декарта органически соединился гений великого ученого-естествоиспытателя и глубочайшего философа. «Первоначала философии» – самое объемное его произведение, представляющее собой свод общефилософских, методологических и конкретно-научных принципов картезианства.

Философия Декарта положила начало рационализму в понимании сущности знания и познавательных способностей человека. По его мнению, основным источником и инструментом познания является разум человека. Именно Декарту принадлежит знаменитый тезис
«Я мыслю, следовательно, существую».

Декарт по примеру древних греков снова обратился к понятию субстанции. По Декарту, в сотворенном Богом мире есть два рода субстанции – материальная и духовная; мысль человека относится к духовной субстанции. Материя, по представлениям Декарта, делима до бесконечности – можно сказать, что французский философ интуитивно предвидел, что атом не есть далее неделимая частица материи. Духовная субстанция, в отличие от материи, неделима. По существу под духовными субстанциями Декарт понимал мышление, или разум.

Рационализм в данном случае означает признание того, что деятельность разума – это не просто комбинирование результатов ощущений. Рационалисты утверждали самостоятельную активность разума и наличие в нем доопытных, врожденных структур и идей. Поскольку Разум – не чистая доска, а самостоятельная субстанция, отличная от материи, то у нее свои законы познания. Вслед за Платоном рационалисты утверждали, что человеческому разуму присущи некие врожденные идеи. К врожденным идеям Декарт относил, например, идею Бога, идеи языка, чисел и фигур, некоторые аксиомы и истины.

Декарт стремился к разработке такого метода, который был бы эффективен в отыскании нового знания. Декарт хочет предложить, как он сам пишет в «Правилах для руководства ума», «четкие и легкие правила, которые не позволят тому, кто ими будет пользоваться, принять ложное за истинное»:

1. «Никогда не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен; иными словами, старательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению».

2. «Разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения». Расчленяя сложное на простое, мы достигаем очевидности.

3. Разложения сложного на простое недостаточно, поскольку оно дает сумму раздельных элементов, но не прочную связь, создающую из них сложное и живое целое. Поэтому за анализом должен следовать синтез. Имеется в виду восстановление порядка построением цепочки рассуждений от простого к сложному.

4. И, наконец, чтобы избежать спешки, матери всех ошибок, следует контролировать отдельные этапы работы.

Правила просты, они указывают на необходимость полного осознания этапов, из которых складывается любое строгое исследование.

Соответственно, истинным методом познания Декарт объявлял дедукцию – она должна начинаться с некоторых, как он говорил, ясных и очевидных положений, лучше всего – врожденных идей, которые потому и ясны нам, что врожденны, имманентны самому уму. Затем на их основе делаются выводы, которые тоже должны «проверяться на ясность и очевидность». Таким образом, суть рационалистического метода Декарта сводится к двум основным положениям. Во-первых, в познании следует отталкиваться от некоторых интуитивно ясных, фундаментальных истин, или, по-другому говоря, в основе познания должна лежать интеллектуальная интуиция. Интеллектуальная интуиция, по Декарту, – это твердое и ясное представление, возникающее в здоровом уме посредством воззрения самого ума, настолько отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения. Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция – это такое действие ума, посредством которого мы на основе определенных предпосылок делаем какие-то умозаключения, получаем определенные следствия. Дедукция, по Декарту, необходима потому, что вывод не всегда может представляться ясно и отчетливо. К нему можно прийти лишь через постепенное развитие мысли при четком осознании каждого шага.

Таким образом, дедукция – это определение неизвестного через ранее познанное и известное. Идеалом истинного познания Декарт считал математику, будучи сам выдающимся математиком и физиком.

Развитие декартовского рационализма нашло продолжение
в творчестве великого философа XVII в. Бенедикта Спинозы
(1632-1677). Он родился в Амстердаме в еврейской семье. Получил образование в религиозном училище, которое готовило служителей еврейского культа. Среди его друзей и знакомых были нидерландские республиканцы. В то же время Спиноза оставался членом амстердамской еврейской общины, руководители которой были недовольны им. После нескольких предупреждений его подвергли великому отлучению (1656) как еретика. Это было суровым наказанием, так как в этом случае еврей становился изгоем. После этого Спиноза покидает Амстердам, живет в сельской местности и зарабатывает себе на жизнь шлифовкой линз, которая неплохо оплачивалась и давала возможность спокойно заниматься научной деятельностью. Главные интересы Спинозы были направлены на изучение и разработку философских проблем, хотя он также интересовался и вопросами математики.
В 1660 г. Спиноза переселился в Гаагу, где написал свои главные произведения: «О Боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума» (неоконченный), «Богословско-политический трактат» (1670), «Этика» (1675, опубликована посмертно), «Политический трактат» (также опубликован посмертно). Спиноза, подобно Декарту, стремился построить философию на достоверных началах. Основу философской системы Спинозы составляет учение о субстанции. Субстанцию Спиноза понимает как единую, вечную и бесконечную природу. Субстанция одна и является причиной самой себя (causa sui). Будучи последовательным пантеистом, отождествляя природу и Бога, Спиноза отрицает существование какого-либо надприродного или сверхприродного начала. По его мнению, субстанция обладает двумя главными атрибутами: мышлением и протяжением. От субстанции, представляющей собой не обусловленное бытие, природу творящую, Спиноза отличает конечные вещи, для которых он использует понятие модуса. Конечные вещи, или модусы, отличаются от субстанции тем, что они ею сотворены (они – природа творимая). Модусы характеризуются не только своей конечностью, но и такими качествами, как изменение, движение. Модусов существует бесчисленное множество. Концепция субстанции Спинозы определяет и его концепцию детерминизма. В мире не существует ничего случайного, так как субстанция характеризуется внутренней необходимостью своего существования. Это приводило Спинозу к утверждению фатализма. Человек не в силах отменить жесткий детерминизм в мире. Свобода для него – это познанная необходимость. Познание человека состоит из нескольких ступеней. Первая, самая низшая ступень, – это чувственное познание, которое неадекватно отражает предмет и часто ведет к заблуждениям, хотя и содержит в себе зерно истины. Вторая ступень познания – это понимание, основывающееся на рассудке и разуме. Эта ступень – единственный источник достоверных истин. Третьей ступенью познания выступает интуиция, являющаяся фундаментом достоверного знания. Истины, получаемые посредством интуиции, наиболее ясны и отчетливы. Спиноза исходит из того, что
человек составляет частичку природы, и в его деятельности проявляется второй атрибут субстанции – мышление (первый атрибут выражен в природе – это протяжение). Телесная организация человека полностью объясняется законами механистического детерминизма. Решая проблему соотношения телесного и духовного, Спиноза утверждает параллелизм этих двух субстанций. В «Этике» он пишет:
«Ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определять тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому». Поведение человека согласно Спинозе направляется тремя основными аффектами: радостью, печалью и вожделением. Добродетель – это всего лишь стремление человека сохранить свое существование. Спиноза считает, что человек – раб своих страстей, аффектов, поэтому он не свободен, но затем он показывает, что человек в состоянии стать свободным, если он составит ясную идею о своих страстях, аффектах, т.е. познает это состояние. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) – философ, ученый, математик, физик, юрист, историк, языковед, изобретатель. Он получил образование в Лейпцигском и Йенском университетах, где изучал юриспруденцию и философию. С 1676 г. состоял на службе у ганноверских герцогов в качестве библиотекаря, историографа и тайного советника юстиции. Занимался широкой и разносторонней практической и теоретической деятельностью. Характерная особенность жизни Лейбница – стремление соединить теорию с практикой. Независимо от Ньютона он открыл дифференциальное и интегральное исчисления, придумал счетную машину, способную производить операции над большими числами, занимался также вопросами экономики, инженерной деятельности. Писал исторические и политические статьи, но особенно его привлекала организация научного труда. Разработал проект Берлинской Академии наук, президентом которой и стал заочно. Им, по заказу Петра I, был разработан первый проект российского университета. Основные философские произведения Лейбница следующие: «Рассуждение о метафизике» (1685), «Новые опыты о человеческом разуме» (1705), «Теодицея» (1710), «Монадология» (1714). В философии Лейбница нашли отражение почти все философские идеи, наработанные к тому времени в европейской философии. К философским концепциям прошлого он подходил с позиций, что они все представляют значительную ценность, так как «большинство школ правы в значительной части своих утверждений, но заблуждаются в том, что они отрицают».[9]В то же время, внимательно изучив концепции предшествующих философов, Лейбниц не был согласен со многими из них. Он возражал против декартовского дуализма, не принимал также его тезис о врожденных идеях. Спинозовское положение о единой субстанции считал омертвлением действительности. В ответ на произведение Локка «Опыт о человеческом разумении», не согласившись с излагаемыми там положениями, он выступил со своим трактатом «Новые опыты о человеческом разуме». Из критического рассмотрения концепции Спинозы о единой субстанции возникает учение Лейбница о монадологии. Лейбниц полагал, что если бы существовала только одна субстанция, то все вещи были бы пассивны, не обладали бы активностью и свободой. Поэтому он утверждал, что субстанций существует бесчисленное множество, так как любая вещь – причина самой себя и является субстанцией. Эти субстанции он назвал монадами. Но монада – это не материальная, а духовная субстанция. Все монады находятся между собой в состоянии предустановленной гармонии. Значит, развитие каждой монады уже изначально находится в соответствии с развитием других монад, и это соответствие предустановленно Богом. Каждая из монад в силу этой предустановленности знает все, что происходит в другой монаде. По Лейбницу, «они не имеют окон, через которые что-либо могло бы в них входить или из них выходить». Говоря словами Лейбница, «монада – это живое зеркало Вселенной». Монады обладают качествами, которые отличают одну монаду от другой; двух монад, абсолютно тождественных, не существует. Лейбниц различает монады трех видов в зависимости от степени развития. Монады, которые характеризуются так называемой «перцепцией», пассивной способностью восприятия, образуют низшую ступень развития. Они способны формировать только неясные представления. Для следующей степени развития монад специфична способность обладать ощущениями и образовывать явные представления. Их Лейбниц называет монады-души. Третья степень развития монад обладает способностью к апперцепции, т.е. эти монады наделены самосознанием. Монады первой ступени развития находят свое выражение в телах неживой природы, вторые –
в телах биологической природы, третьей ступени – проявляются в человеке, наделенном сознанием и самосознанием. Считая, что все монады обладают способностью к перцепции, Лейбниц полагал, что вся природа одушевлена. Но так как монады – духовные образования, не обладающие физическими характеристиками, то мы не можем постигать их чувствами, а постигаем только разумом. В философии Лейбница впервые в эпоху Нового времени была выдвинута идея универсальности развития. Согласно Лейбницу каждая монада – источник развития и движения, так как обладает активной силой. Понимая мир целостно, Лейбниц стремился подчеркнуть его динамичный характер. Монады, действующие целесообразно, образуют такой мир, который постоянно развивается ко все более совершенным формам. Это постоянное совершенствование мира достигает своего пика в человеческом духе. Монады развиваются под действием разных причин: те из них, которые вызывают изменения в телах, он называет действующими, внутренние причины называет «целевыми»и «финальными». Развитие монад осуществляется непрерывно посредством преодоления бесконечно малых величин – «малых перцепций». Поэтому в каждый данный момент монада содержит в себе и будущее, и прошлое, т.е. развитие заключается в том, что последовательно развертывается изначальное содержание монады. Более простые монады в интересах эволюции входят в состав более сложных монад, испытывая их стимулирующее воздействие. Пирамиду эволюционирующих монад завершает творящая Сверхмонада – Бог. Она выступает и источником, и целью эволюции всего мирового монадного множества.Лейбниц занимает рационалистические позиции в вопросах методологии познания, однако стремится преодолеть недостатки как эмпиризма, так и рационализма. Он снимает главное противоречие между сенсуализмом и рационализмом, продолжив известное высказывание Д. Локка: «Нет ничего в разуме того, чего раньше не было бы в чувствах, «кроме самого разума». Таким образом, Лейбниц признает наличие лишь врожденных способностей к мышлению, отвергая декартовское утверждение о наличии в разуме врожденных идей. Чувственное познание выступает у Лейбница как низшая ступень познания, как своего рода предпосылка познания рационального. Только рациональное познание в состоянии дать всеобщее и необходимое знание. Человеческий ум, по Лейбницу, изначально похож на глыбу мрамора с прожилками, намечающими очертания будущей фигуры, которая будет изваяна скульптором. Так образно Лейбниц описывает процесс возникновения знания. Лейбниц выдвинул учение об истинах факта и истинах разума. Истины факта – это такие истины, которые приобретаются в результате опытного познания. Метафизические же (вечные) истины обнаруживаются посредством разума и не требуют оправдания в опыте. К истинам разума принадлежат согласно Лейбницу все основные положения логики. У Лейбница нет систематически развитых взглядов на общество. Большинство идей содержится в его трактате «Теодицея» («Оправдание Бога»). В нем он, в частности, развивает свою знаменитую теорию оптимизма. Он писал, что хотя наш мир содержит много зла и несовершенен, все же он наилучший и совершеннейший из всех возможных миров. Это положение вылилось в поговорку: «Все к лучшему в этом лучшем из всех возможных миров».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.