Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурные предпосылки зарождения




немецкой классической философии

 

Германия времен Канта представляла собой экономически и политически незрелое государство, в котором отсутствовало социальное единство и национальное самосознание. Духовная жизнь Германии (особенно наука и философия) была задавлена богословской опекой, да еще и находилась под неусыпным контролем абсолютистской власти и бюрократии.

В науках господствовали рутина и педантизм, а результаты научных изысканий были достоянием лишь узкого круга специалистов.
В философии влияние богословия сказывалось в самом содержании дисциплин, преподававшихся в университетах: «рациональная теология» – «философское» обоснование религии; «рациональная психология» – «философское», а по сути, религиозное учение о нематериальной сущности души; «рациональная космология» – умозрительное учение о мироздании, согласовывавшееся с ветхозаветными представлениями о мире.

В силу таких исторически сложившихся обстоятельств сознание национального единства немецкого народа обнаружилось сначала в литературе. Стихи, драмы, поэмы, статьи Лессинга, Шиллера, Гёте читались во всей Германии. Пьеса Лессинга «Мисс Сара Симпсон», сыгранная на сцене театра в 1755 г., стала поворотной в духовной жизни страны. Смерть её героини – простой девушки, дочери бюргера, совращенной аристократом, потрясла зрителей, которые до этого сопереживали смертям лишь картинных персонажей – героев древних мифологий или всемирной истории.

Другим ярким событием культурной жизни Германии стал выход философского трактата И. Канта «Всеобщая естественная история и теория неба», согласно которому и вопреки господствовавшим тогда взглядам природа имеет историю во времени: звездные миры, равно как и наша Солнечная система, возникают, развиваются и гибнут.

Лессинг и Кант стали наиболее яркими представителями эпохи Просвещения в Германии. Под влиянием Лессинга в художественной культуре Германии образовалось стремление к изучению античности.
В античных сюжетах и героях немецким художникам виделся дух свободы, который когда-нибудь, как они мечтали, воплотится в политической и культурной жизни их родной Германии. Как и французские философы, ставшие родоначальниками Просветительского движения в Европе, немецкие просветители вели непримиримую борьбу против суеверий, фанатизма, нетерпимости, обмана и оглупления народа, раскрывая людям глаза на их истинную природу и предназначение. Характерные черты эпохи Просвещения – рационалистичность, оптимизм, идеи социального служения, распространения знаний, исторического прогресса – были дополнены в Германии борьбой просветителей за национальное единство, ведь число суверенных монархов доходило в Германии до 360! Население страдало от их тирании и от произвола дворян, подражавших этим мелким тиранам. Просветители требовали создания общегерманского государства с единым правовым порядком.

Среди непосредственных предпосылок зарождения немецкой классической философии можно выделить следующие.

Социально-экономические. В это время происходит ломка феодальных отношений в Европе (первые буржуазные революции); распространяются идеи свободы, активности и достоинства человека, необходимости его освобождения из-под власти церкви, догматических авторитетов, произвола феодальной верхушки. Хотя в Германии еще отсутствует национальное единство, но несмотря на это дух свободомыслия уже проник в сердца людей, и немецкая революция происходит не столько в сфере политики, как во Франции, сколько в духовной сфере – в науке и философии.

Научные. Конец XVIII – начало XIX вв. в Германии – это период расцвета естественных и гуманитарных наук. Бурно развиваются химия, геология, ботаника, математика, история и филология. Складывается естественно-исторический метод изучения объектов, развивается экспериментальная научная деятельность. В эту эпоху в Германии творят выдающиеся личности: Гёте − великий поэт, ученый-ботаник, философ; братья Гумбольдты: Александр – путешественник, заложивший основы землеведения и климатологии, и Вильгельм – учёный, занимавшийся историческим исследованием развития языков и впервые обосновавший связь языка с духом народа; Гердер, оставивший сочинения по философии истории, работы о происхождении языка.

Философские. Сильное влияние на представителей немецкой классической философии оказали также рационально-идеалисти-ческие традиции самой немецкой философии (Лейбниц, Вольф) и диалектическая мистика Бёме.

 

§ 2. Ключевые идеи немецкой классической философии

По существу немецкая классическая философия совершила духовно-мировоззренческую революцию в Европе, не уступающую по своей значимости политическим революциям того времени. В ней были выдвинуты и обоснованы следующие идеи.

1. Идея закономерного диалектического развития мира и человека через взаимодействие противоположностей, через скачки, отрицание старого новым. Само мышление индивида, постигающее диалектический объект, также должно быть диалектическим и гибким.
И, как следствие, возникла новая логика мысли − не формальная, идущая от Аристотеля, а диалектическая, созданная гением Гегеля, отрицающая аристотелевский «закон исключения противоречия». Диалектическая логика не только не исключает противоречие, но видит в нем источник развития мысли об объекте, поскольку соответствует диалектике самого объекта.

Но логика для Гегеля – это еще и онтология, где развивается лежащая в его основе абсолютная логическая идея (панлогизм – отождествление мышления и бытия). Немецкая диалектика, таким образом, стала противовесом господствовавшему в европейской науке и философии механицизму, в котором все сводилось к количественному уменьшению или прибавлению атомов и объяснялось неизменными законами механики.

2. Идея социально-исторической сущности человека, которая не является неизменной, а зависит от культурно-исторических условий его существования. Сущность человека динамична и исторична и может быть понята лишь из конкретного исторического контекста его бытия.

3. Идея активности субъекта познания и практики. Человеческое сознание – не пассивное зеркало мира. Оно конструктивно отражает мир и даже творит его.

И. Кант первым приходит к выводу, что сознание само создает предмет науки, внося в него причинность, связь, необходимость, субстанциональность и т.п. Наши знания – это не мертвый слепок вещей и их связей, а духовная конструкция, построенная воображением из материала чувственных восприятий. В результате Кант приходит к агностицизму, утверждая, что сознание имеет дело с явлением вещей, но не с вещами как таковыми, остающимися непознанными «вещами-в-себе». Познаем мы, стало быть, лишь явления (феномен) вещей, а не их сущности (ноумены). Однако в своем агностицизме Кант одинок: ни Гегель, ни Шеллинг, ни тем более Фейербах не разделяли его позицию, хотя и не отрицали активность субъекта познания, просто не полагали пропасть между сущностью и явлением. У всех философов немецкой классики рациональное мышление – демиург бытия, а человек активен и конструктивен в своей познавательной деятельности. Своеобразным продолжением этой идеи и одновременно её логическим завершением стал субъективный идеализм Фихте: наше «Я» творит мир, который представляет собой «не-Я».

4. Идея моральной автономии человека. Человек обладает разумом и свободой выбора. Он отвечает за свои поступки не перед Богом, а перед собой и другими людьми. Начиная с Канта предпринимаются первые попытки создания последовательной внерелигиозной этики.

Системы нравственных правил, считает Кант, не должны опираться на религиозные догмы или жизненный опыт людей, т.е. на внешние авторитеты и принцип полезности. И то, и другое не может быть достаточным основанием нравственности, так как не исходит из понятия свободы. Автономная мораль – это свободное следование долгу. При этом свобода трактуется всеми немецкими философами не как природное, естественное состояние. Напротив, «естественное состояние, – пишет Гегель во Введении в «Философию истории», – оказывается скорее состоянием бесправия, насилия, вызываемым необузданными естественными влечениями». Свободу можно приобрести только «посредством бесконечного воспитания, дисциплинирующего знания и волю».

Для Фихте, воспринявшего этическую философию Канта как философское откровение, человек реализует свое моральное призвание в полной мере, лишь вступая в связь с другими людьми. Человек становится свободным существом лишь тогда, когда понимает, что обязан ограничить свою свободу, признавая свободу других. Шеллинг также оценивает объективность морального законодательства с позиций рационализма, утверждая, что разум является средством реализации нравственной цели.

5. Идея социального прогресса в истории. Для немецких философов человеческая история имеет определенную направленность и закономерное диалектическое развитие. В отличие от наивных натуралистических взглядов сторонников французского Просвещения, связывавших социальный прогресс с развитием науки и образования, немецкие мыслители попытались выявить собственные законы истории и её цель. Гегель видел сущность всемирной истории в познании свободы и ее реализации в государственных институтах. Каждый народ с присущим ему «народным духом» представляет собой одну из ступеней всемирной истории. Все мировое развитие Гегель представил как поэтапное разворачивание абсолютной идеи.

У Шеллинга близкая к гегелевской трактовка истории как процесса божественного самопознания творческими усилиями человека. Шеллинг считает, что специфика развития истории заключается в том, что особое значение здесь приобретает сочетание свободы и необходимости.

Немецкая диалектика, выступив против креационизма и механицизма, подготовила философскую почву для дарвиновской теории эволюции, теории геологического и социального развития Земли.

6. Критика религиозного мировоззрения содержится в трудах
Л. Фейербаха. Религия – это не обман церковников, а перенос на Бога и природу тех качеств, которые присущи самому человеку. В религиях лучшие человеческие качества (разум, доброта, бескорыстная любовь, милосердие, свободная воля), будучи нереализуемыми в действительной жизни людей (из-за несовершенства общественного и природного бытия), отчуждаются от человека и приписываются совершенному существу – Богу. Бог, таким образом, это отчужденная и гипостазированная[13] сущность человека.

Следствием критики религии, в основе которой лежат страх и надежда, у Фейербаха стала попытка создать новую гуманистическую религию человека, основывающуюся на знании и позитивных эмоциях.

Кант воздерживался от публичных высказываний на тему религии из-за предупреждения, сделанного ему властями после опубликования сочинения «Религия в пределах только разума». Он считал, что бытие Бога рационально вообще доказать нельзя, но для принятия Бога есть нравственные основания, ибо праведники должны в Царствии Божьем получать награду, а зло наказываться.

У Гегеля Бог – это абсолютная логическая идея, саморазворачивающаяся в себе, потом переходящая в природу, а затем посредством человека сознающая сама себя: в искусстве (на основе чувств и образов), в религии (в представлениях) и в философии (в понятиях). Гегель считает, что философское познание является высшей формой познания Бога, ибо сам Бог − идея, понятие, а потому философия выше религиозного чувства. Не отказываясь от идеи Бога, он максимально логизирует его – не воля или любовь составляют его сущность, а логический закон.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.