КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия природы Шеллинга
Фридрих Вильгельм Шеллинг
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг родился в Леонберге (близ Штутгарта) в 1775 г. в семье пастора. Окончив классическую гимназию, в пятнадцать лет он стал семинаристом Тюбингена, где познакомился с Гёльдерлином (немецким поэтом) и Гегелем. Несмотря на разницу в возрасте он оказал заметное влияние на Гегеля. С 1796 по 1798 гг. Шеллинг изучает математику и естественные науки в Лейпциге и Дрездене. Затем в возрасте двадцати трех лет он начинает сотрудничать с Фихте в Йенском университете, а в 1799 г. после «спора вокруг атеизма»сменил Фихте на его посту. «Одна звезда на закате, другая − на восходе», − скажет по этому поводу Гёте. И в самом деле, уже в 1800 г. вышла знаменитая «Система трансцендентального идеализма», принесшая философу огромную славу. В 1803 г. Шеллинг преподает в университете Вюрцбурга, а в 1806 г. он едет в Академию наук Монако. В 1841 г. король Пруссии Фридрих Вильгельм IV пригласил его в Берлинский университет, где среди слушателей Шеллинга был и Кьеркегор[16]. Однако через шесть лет слава его угасла, а в 1854 году всеми забытый Шеллинг скончался в Швейцарии. Шеллинг трансформировал фихтеанскую субъективную диалектику познания в объективную диалектику природы. «Наукоучение» Фихте выводило природу чисто идеалистически из продуктивного воображения Я из силы, действующей нерефлексивным образом. Шеллинг сохраняет это бессознательное действие, но переносит его в объективную реальность. «Природа должна быть видимым Духом», она − не что иное, как «некий застывший разум в бытии», объективировавшийся Бог. Природа, таким образом, видится Шеллингу как становление духовного начала, которое через человека выходит из первоначальной бессознательности и сознает себя. Соответственно, вся природа у Шеллинга − это великий целостный живой организм, в котором противоположности гармонически разрешаются в единство − этот принцип объединяет органическую и неорганическую природу. Источником единства в Природе выступает Мировая Душа − изначально единая живая сила (витализм), поэтому живое не рождается из неживого, а все одушевлено и полно жизни. «То, что кажется неживым в природе, – писал Шеллинг, – на самом деле живо, хотя и дремлет. Жизнь – «дыхание универсума», «материя − оцепеневший дух». Природа достигает своей высшей цели, когда она полностью становится предметом познания самой себя в лице человека. Именно Шеллинг (а не Гегель, как часто думают) первым выдвинул идею единства Природы и Духа (его предшественниками здесь были Н. Кузанский, Дж. Бруно и Б. Спиноза), где именно человек оказывается последней целью Природы, ибо в нем просыпается творческий и познающий дух, «отдыхавший» на предыдущих ступенях ее развития. Система Шеллинга носит очевидный пантеистический оттенок, где Бог тождественен Природе, и где Он оказывается нуждающимся в человеке для своего собственного самопознания. Выдающимся образцом философии природы является небольшая по объему, афористичная и лаконичная работа Шеллинга «Об отношении идеального и реального в природе» (1806), написанная философом для второго издания его сочинения «О мировой душе». Эта работа блестяще раскрывает смысл основных понятий натурфилософии Шеллинга, таких как пространство и время, свет и тяжесть, материя и форма, организм (микрокосм, нечто замкнутое в себе) и природа (высшее единство), обособленность (единичность, пол) и связь (магнетизм – электричество – продуктивность). Таким образом, в отличие от фихтеанской идеалистической трактовки природы для Шеллинга природа вполне реальна и материальна. В отличие же от её трактовки Кантом она не есть неразумный механизм, или же некое бессознательное, а потому механистическое отражение божественных разумных первопринципов, но самостоятельное начало, в котором свобода индивидуального развития особей не противоречит необходимости универсальной жизни. Тонкая диалектика свободы и необходимости лежит в основании философии природы Шеллинга. Бог как Разум свободен, но Он приходит к необходимости самопознания и саморазвития, что свидетельствует о его неполноте и несамодостаточности, а будучи неполным, он и не свободен вполне – отсюда и идея Шеллинга о тесной взаимосвязи божественного и человеческого бытия. В основании своем Бог и природа едины, а потому и развиваясь, нуждаются друг в друге. Природа, таким образом, – это мировая гармония, живое, а не механистичное отражение Бога. И любое отклонение от схемы мирового развития, проявляющееся в свободном становлении индивидуумов, есть главное подтверждение ее жизненности, антимеханистичности.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4886; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |