Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теология – это антропология




После Гегеля критика теологии уже не могла носить только просветительский характер. Великий основной факт человеческой истории – религия – не может быть отвергнут философией: его следует понять. Понять религию можно лишь тогда, когда будет понято:
«То, что человек думает о Боге, – это осознание человеком самого
себя». Другими словами, отчуждая от себя собственные качества, желания, надежды, человек фактически конструирует понятие бога. Истина религии – в отношении человека к своей сущности. Ложность ее в том, что эту сущность он уже воспринимает не как свою, но как чужую. Бог, следовательно, есть зеркало человека.

Итак, по Фейербаху, религия – это не обман людей церковниками, пользующимися людским невежеством, как объясняли французские материалисты. Религия более фундаментально укоренена в природе человека, о чем говорит повсеместное распространение и живучесть религиозных верований. Исследуя происхождение религии на огромном фактическом материале, Фейербах вскрыл эмоционально-психологические факторы возникновения религиозных иллюзий −
это главным образом чувства зависимости и бессилия человека по отношению к неподвластным его воле природным и общественным стихиям. Бессилие ищет выхода в порождаемой фантазией надежде и утешении – так возникают образы богов как источника осуществления человеческих упований.

Наряду с эмоциональными истоками Фейербах исследовал гносеологические корни формирования понятия Бога – трансцендентного, бесконечного, всемогущего существа. Образ Бога – это гипостазирование и отчуждение сущности самого человека. Бог – это проекция человеческого духа, вынесенная вовне сущность самого человека. Отсюда и главный вывод Фейербаха: скрытое ядро теологии есть антропология.

Возникает вопрос: так почему же происходит самоотчуждение, почему человек создает представления о Божественном, не отда­вая себе в том отчета? Потому что природа бесчувственна к его страданиям, отвечает Фейербах, и в религии страждущее сердце находит некоторое облегчение.

Таким образом, Фейербах вместо недоступного Бога создает иную божественность – человека в крови и плоти. «Человек человеку – Бог», – вот лозунг Фейербаха. Таким образом, он пытается не искоренить религию, а повернуть ее к человеку. Новая религия – гуманистическая. Там, где была любовь во имя Господа, теперь должна возникнуть любовь к человеку. Суть нового гуманизма – не верующие люди, а думающие, не молящиеся, а работающие, не стремящиеся
в занебесье, а изучающие мир посю­сторонний, не христиане − полуживотные и полуангелы, а люди во всей полноте».

Главное в гуманизме для Фейербаха – это единство «я» и «ты», сознание нравственного долга, добровольное следование которому делает человека свободным и счастливым. Человек – существо общественное, а потому его стремление к счастью не может реализоваться в эгоистической замкнутости, без всеобщего единения. Материализм Фейербаха ставит на место Бога человека, за что и получил название «антропологического материализма». Он оказал огромное влияние на формирование марксистской философии. Среди русских философов сильное воздействие идей Фейербаха испытал Н.Г. Чернышевский.

 

Контрольные вопросы

1. Какие факторы повлияли на расцвет философии в Германии
2-й половины XVIII в.?

2. Какие идеи стали «визитной карточкой» немецкой классической философии?

3. Что такое «критическая» философия Канта?

4. Каковы основные понятия теоретической философии Канта?

5. Как согласно Канту человек, познавая, одновременно конструирует мир?

6. Каковы основные понятия практической философии Канта?

7. В чем заключается основная задача философии Фихте?

8. Почему идеализм Фихте носит этический характер? Каковы основные положения его этики?

9. Как Шеллинг объясняет взаимодействие Природы и Духа в работе «Философия природы»?

10. Почему искусство, по мнению Шеллинга, объективнее философии в познании Абсолюта?

11. В чем новизна трактовки свободы Шеллингом? (сравнить с Кантом и Фихте).

12. Какова структура гегелевской системы философии?

13. Каковы основные законы гегелевской диалектики?

14. Что такое «абсолютная идея» и как реализуется процесс ее самопознания в философии Гегеля?

15. За что Фейербах критикует гегелевскую философию?

16. Каков источник религиозной веры согласно Фейербаху?

17. В чем суть и новизна гуманистической религии Людвига Фейербаха?


Практические задания

 

Задание 1. Объясните умозаключение Канта: «Рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает их ей».

Задание 2. Проанализируйте знаменитое кантовское моральное доказательство бытия Бога. Логика его рассуждений такова: априорное наличие в разуме людей морального закона («поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства»), а также свободной воли к его выполнению является моральным (практическим) доказательством бытия Бога (как гаранта воздаяния за высоконравственную или же безнравственную жизнь) и бессмертия души (как гаранта потенциальной возможности для каждого человека реализовывать на практике эталон нравственного совершенства).

Сравните это доказательство бытия Бога с уже известными вам пятью доказательствами Фомы Аквинского.

Какое из доказательств кажется вам наиболее убедительным? В чем принципиальное отличие кантовского доказательства?

Задание 3. Проанализируйте афоризм Гегеля: «Кто разумно смотрит на мир, на того и мир смотрит разумно». Согласны ли вы с этим? Как, на ваш взгляд, Кант отнесся бы к такому утверждению?

Задание 4. Фихте поставил перед собой задачу обоснования идеализма и последовательно, на его взгляд, разрешил ее в «Наукоучении», первым положением которого является: «Я» полагает «не-Я». Объясните, как же тогда субъект (я) отличает от себя объект (не-я) и чувствует его воздействие на себя, как чего-то внешнего. Или другими словами, если окружающий меня мир – это произведение моего сознания, то как объяснить нашу уверенность в его реальности? Как современные знания об устройстве материи (атомы, элементарные частицы, элементарные магнитные поля и прочее) могут помочь в данном вопросе?

Задание 5. Проанализируйте высказывания Шеллинга: «Бог –
реальная сущность, не имеющая ничего до и вне себя… Бог создает сам себя, и, если это так, то тем более верно, что Он не завершен, иначе не было бы необходимости самотворения».

Что значит утверждение, что «Бог не завершен»? Какие философские следствия, касающиеся роли человека, можно вывести из этой позиции?

Задание 6. Что означает афоризм Фейербаха: «Скрытое ядро теологии есть антропология»? Какие человеческие черты приписываются Богу? На каком основании Фейербах противопоставляет гуманизм и религию?

 

Литература

1. Гриненко Г.В. История философии: учебник. − 3-е изд., испр.
и доп. − М.: Юрайт, 2010.

2. Липский Б.И., Марков Б.В. Философия: учебник для студентов вузов. − М.: Юрайт, 2011.

3. Налётов И.З. Философия: учебник. − М.: ИНФРА-М, 2010.

4. Спиркин А.Г. Философия: учебник. − 3-е изд., перераб. и доп. − М.: Юрайт, 2011.

5. Философия: учебник для вузов / под ред. А.Ф. Зотова,
В.В. Миронова, А.В. Разина. − М.: Академический проект, 2009.


ГЛАВА VII. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.