Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные идеи и структура гегелевской философии




Георг Вильгельм Гегель

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель – великий представитель немецкой классической философии, разработавший в систематической форме основные законы и категории диалектики.

Родился немецкий философ в семье высокопоставленного чиновника, учился в Тюбингенском теологическом институте, где прослушал философский и теологический курсы. Восторженно встретил революционные события во Франции. В этот период он выступал противником феодальных порядков в Германии, сторонником республики. С 1801 г. Гегель преподавал в Йенском университете. Там он опубликовал свое первое выдающееся произведение «Феноменологию духа» (1807). С 1808 по 1816 гг. он – директор гимназии в Нюрнберге, где создал самое значительное свое произведение «Наука логики» (1812-1816). После падения Наполеона и распространения реакции у Гегеля произошла эволюция во взглядах. Он утверждал, что прусское государство устроено «на разумных началах». С 1816 г. он профессор Гейдельбергского университета, а в 1818 г. приглашен для чтения лекций в Берлинский университет, где преподавал до конца жизни. Со времени приглашения в Гейдельберг Гегель по сути дела стал официальным философом прусского правительства.

Философская система Гегеля получила окончательное оформление в «Энциклопедии философских наук» (1817), которая состоит из трех частей – «Логики», «Философии природы»и «Философии духа»; здесь же проявился сдвиг его политических взглядов вправо. Консервативные стороны гегелевской философии нашли свое яркое выражение в «Философии права» (1821), последнем произведении, вышедшем при жизни философа. Все остальные труды Гегеля − «Лекции по философии истории», «Лекции по эстетике», «Лекции по философии религии»и «Лекции по истории философии» − представляют собой посмертные издания, подготовленные на основании рукописей Гегеля и записей его лекций учениками.

По своему философскому мировоззрению Гегель – абсолютный, или объективный идеалист, так как принимает за основу всех явлений природы и общества Абсолют – безличное духовное начало, обозначаемое им разными терминами: «мировой разум», «мировой дух», «абсолютная идея». Абсолютная идея существует до появления мира и первоначально развивается «внутри себя». Поэтому первой частью его философской системы является «Наука логики», где Гегель вносит принципиально новый смысл в само понятие логики. Это не способ человеческого мышления в традиционном смысле, а объективная логика развития предметного мира, которая базируется на логике развития понятий. В «Науке логики» идея развертывает себя в логический каркас будущего материального мира, являясь его своеобразной идеальной программой, подлежащей материальному воплощению.

Абсолютная идея, логически развившись «в себе и для себя», далее, по мнению Гегеля, отчуждает себя «в иное» (в материю), где непрерывно развивается, переходя от одной ступени к другой. «Философия природы» – вторая (после «Логики») часть гегелевской философской системы. Это учение об Идее в форме природного инобытия. Задача философии природы – проследить, каким образом природа, будучи инобытием идеи, становится духом. Главными формами природного существования являются согласно Гегелю пространство, время, химические и физические взаимодействия, а также жизнь. Именно в жизни природа переходит «в свою истину, в субъективность понятия», т.е. в человеческий дух.

Природа, таким образом, оказывается лишь порождением абсолютной идеи, ее инобытием и, соответственно, этапом ее внутреннего развития. Смысл и значение природного мира Гегель видит в том, что в природе опредмечивается божественный дух.

Гегель выделяет в природе три царства – минеральное, растительное и животное. Минеральное царство – это только основа, почва жизни, «не обладающая подлинной субъективностью, ибо расчлененность здесь еще не сведена воедино»[17]. Части («индивидуальности» в терминологии Гегеля) в минеральном царстве чужды друг другу и поэтому легко распадаются. Плюс эти части не существуют как деятельная жизнь, они остаются застывшей жизнью. Растительное царство – это «индивидуальная субъективность», «в которой индивидуум лишь формально различает себя от самого себя». «Растение, – пишет Гегель в «Философии природы»[18], – является лишь бесконечным множеством субъектов [19]; и связь, благодаря которой они кажутся единым субъектом, остается поверхностной». Специфика животной жизни, по Гегелю, в том, что «каждый член заключает в себе всю душу, он не самостоятелен, а существует лишь в связи с целым». Живое впервые становится субъектом лишь в животном царстве. Говоря проще, во всех своих действиях и поступках животное сохраняет единство – свой образ (свою субъективность). Понятие животного Гегель определяет через чувствительность (тождество с самим собой), раздражимость (реакция на внешнее воздействие) и воспроизведение («отрицательный возврат извне к самому себе»). В воспроизведении себе подобных заключается действительность животного организма, но низшие породы животных не различают чувствительность и раздражимость в себе.

Следующей, третьей, ступенью развития абсолютной идеи является человеческая история. В процессе исторических трансформаций человечества абсолютная идея возвращается к себе, проходя в этом своем развитии ступени субъективного, объективного и абсолютного духа. «Философия духа» охватывает все проявления социального и духовного мира: индивидуальное и общественное сознание, а также формы гражданской жизни: всемирную историю и государство. Понятие «духа» в гегелевской философии очень масштабно, т.к. включает в себя совокупность определений человека в его социально-историческом развитии. Эта последняя ступень развития абсолютной идеи – в духе – разработана Гегелем более детально, чем учение о природе.

«Философия духа» – это учение об идее, которая становится конкретно-разумной. Первым этапом становления идеи как духа является субъективный дух − учение об индивидуальном человеческом сознании, раскрывающееся в антропологии (изучает дух в его телесности), феноменологии (путь сознания от непосредственной чувственной достоверности до философского знания) и психологии (учение о личности). Второй этап конкретизации идеи – объективный дух – учение о различных формах социального бытия, в котором нравственность, как синтез абстрактного права и морали, раскрывается в семье, гражданском обществе (сфере частных интересов) и государстве. Государство является вершиной объективного духа, осознавшего свободу как наличную необходимость. Государство у Гегеля − это воплощение божественного начала, «дух, присутствующий в мире».

Третьей ступенью конкретизации идеи в духе является абсолютный дух. На этой ступени Идея, ставшая конкретным духом, самораскрывается сначала в искусстве, которое выражает абсолютное в конкретных чувственных образах; затем в религии, выражающей абсолютное в представлениях; и в философии, в которой абсолютный дух познает себя в форме понятий, освободившись от ограниченных форм искусства и религии.

Философия, таким образом, является у Гегеля высшей формой знания об Абсолюте, ведь знание, выраженное в понятиях, более соответствует логической природе Абсолютной Идеи. Более того, философия оказывается органом самосознания Абсолюта. И лишь в этом самосознании Абсолют становится Абсолютным Духом. Бог нуждается в мыслящем человеке не меньше, чем человек нуждается в Боге. Заключая свою систему философией, Гегель замыкает ее в некий круг – начав с чистого бытия –он завершает философом, мыслящим чистое бытие и Бога.

Высшей формой абсолютного духа, в которой исходная Абсолютная идея достигает своего универсального философского самосознания, являлась, по мысли Гегеля, его собственная философская система абсолютного идеализма.

Гегелю удалось создать грандиозную философскую систему как обобщение всей духовной культуры человечества, рассмотреть отдельные этапы последней как ступени самосознания абсолютной идеи. Это своеобразная лестница, по ступеням которой шло человечество и по которой может идти каждый человек, приобщаясь к общемировой культуре и проходя при этом все стадии развития мирового духа
(онтогенез повторяет филогенез). На вершине этой лестницы достигается абсолютное в своей конкретности тождество мышления и бытия.

Общий вывод и глубокий пафос гегелевской философии состоит в признании разумности мира: «Все действительное − разумно, все разумное − действительно», «Кто разумно смотрит на мир, на того и мир смотрит разумно».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.