Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Позитивизм. Европейская философия второй половины XIX века




Европейская философия второй половины XIX века

Этот период знаменует собой фактически закат классической европейской философской традиции, одним из признанных авторитетов которой являлся Гегель. Он создал стройную, выдающуюся по своим масштабам и логической продуманности философскую систему. Но впоследствии гегелевская философия была во многом переосмыслена. И на основе критики ее главных положений выросли новые философские направления.

I. Кризис натурфилософских методов и игнорирование данных конкретных наук, свойственных Гегелю, вылился в противоположное направление – позитивизм. В основе его лежит убеждение, что истинное позитивное знание достигается только научными методами. Ключевым становится лозунг: «наука сама себе философия».

II. Марксистский диалектический материализм – реакция на гегелевский идеализм. Это была попытка «поставить Гегеля с головы на ноги», т.е. а) принять концепцию диалектического развития не абсолютной идеи, а материального мира, где человек и его история – часть объективных эволюционных процессов; б) сделать революционные выводы из этого учения: общество, возникнув из природы, дальше развивается по своим законам через смену формаций, борьбу классов. Дело философии – не только объяснять мир, но и изменять его. Цель истории – построение бесклассового общества братства, материального изобилия и господства над природой.

III. Как реакция на гегелевский панлогизм, сформировалось отдельное направление – иррационализм. Иррационалисты не разделяли веру Гегеля в закономерный и разумный характер развития природы и истории и утверждали, что в основе мира лежит не логика и порядок, познаваемые логическим разумом, а иррациональные спонтанные начала (Мировая воля, Бессознательное, Хаос, или Жизненный порыв). Эти мировые начала постигаются не разумом, а только интуицией, неотрывной от эмоционального переживания. И естественно, что главным предметом философии здесь становится человек и его индивидуальное бытие, так называемая экзистенция.

Понятие «позитивизм» ввел французский исследователь Огюст Конт, который понимал под этим термином – положительное («позитивное»), т.е. научное знание о действительности.

В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос
о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что все поло­жительное («позитивное») знание о действительности мо­жет быть получено только с помощью науки. Философия же, претендую­щая на содержательное исследование причин и предельно общих закономерностей бытия, т.е. на решение фундаментальных мировоззренческих проблем, не имеет права на существование. Вся история по­зитивизма представляет собой в этом смысле интересней­ший парадокс: на каждом новом историческом этапе пози­тивисты ратовали за все более последовательную и строгую «ориентацию на науку», и вместе с тем на каждом новом этапе они все в большей мере утрачивали контакты с дей­ствительным содержанием развивающейся научной тео­рии и методологии, существенный вклад в разработку которой был сделан в первую очередь философами.

Позитивистская философия Конта (1798-1857), основоположника позитивизма, определенным обра­зом связана с философией французского Просвещения XVIII в. Следуя просветителям, Конт высказал убеждение в способности науки к бесконечному развитию и в неогра­ниченности применения научных методов познания.

По Конту, науки распределяются согласно естественной иерархии (энциклопедический закон): математика – астрономия – физика –
химия – биология – социология.

Психологию Конт разделяет на биологию и социологию; каждая из этих наук предполагает наличие элементарных фактов, предшествующих наук для своих обобщений. Конт ввел и сам термин «социология». Благодаря ему социология впервые превратилась в определенную научную систему.

История «тяжбы» философии с наукой показала, как считает Конт, что всякие попытки «приспособить» «метафизическую» (читай – философскую) проблематику к духу научности заведомо обречены на провал. В качестве вывода из этой истории Конт предлагает признать, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, а должна опираться сама на себя. Но из этого не следует, что для адекватного познания действительности достаточно отдельных, частных научных дисциплин. Существует объективная потребность в выяв­лении, раскрытии связи между отдельными науками, в соз­дании их системы.

Вот за такой общей наукой, раскрывающей связь отдельных наук, можно, по мнению Конта, сохранить название «филосо­фия». Однако эта новая философская наука не должна иметь ничего об­щего с традиционной философией, так как методы иссле­дования старой и новой философии принципиально отли­чаются друг от друга. Построение «новой философии» яв­ляется естественным продолжением той работы, которая совершается в специальных науках. Нет никаких ограни­чений в степени общности формулируемых в науке закономер­ностей; более или менее общие из них могут раскрывать сами специальные науки, а исследованием самых общих занимается философия, связанная с сугубо научными обоб­щениями лишь рядом незаметных переходов. Таким обра­зом, философия сводится к обобщенным выводам из естествен­ных и общественных наук.

Пережитки «мета­физики», к которым относятся, по мнению Конта, претензии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены и из науки. К таким пере­житкам он относит претензии науки на раскрытие причин явлений и на проникновение в их сущность. Наука должна не объяснять, а лишь описывать явления и, формулируя законы, отвечать не на вопрос «почему», а лишь на вопрос «как».

Конт сформировал и свой знаменитый з акон трех последовательных стадий интеллектуальной эволюции человека: теологической (до 1300 г.), метафизической (до 1800 г.) и позитивной. На первой теологической стадии все явления объясняются на основе религиозных представлений (о сверхъестественных силах), вторая –
метафизическая заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, общими причинами. Вторая стадия подготавливает третью – позитивную, для которой характерно объединение теории и практики. Человек довольствуется тем, что благодаря наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и на основе тех связей, которые оказываются постоянными, формулирует законы. Этот закон трех стадий характеризует и жизнь отдельного человека: детство – юность – зрелость. Любопытно, что этот закон Конта – результат чистейшей метафизической фантазии – основоположника позитивизма.

Также Конт утверждал: основной метод науки – феноменологический (описательное обобщение). Он заключается в постановке эксперимента, а затем в обобщении его результатов. В процессе дальнейшего развития позитивизма все бо­лее четко выявлялась его стремление к превращению в философию науки, что подтвердила философия XX в.

В последнее десятилетие XIX в. позитивизм в своей первой исторической форме переживает кризис, который был вызван следующими обстоятельствами. Во-первых, естественнонаучный материализм
с элементами механицизма уже не мог удовлетворить науку и пришел на рубеже XIX и XX вв. в противоречие с новыми открытиями в физике и биологии.

Во-вторых, коренная ломка понятий в физике на рубеже XIX-
XX вв. заставила философию обратиться к изуче­нию теоретических и логических основ науки, т.е. тех самых «предельных» вопросов знания, от исследования которых всячески отстранялся О. Конт и многие его последователи.

Наконец, в-третьих, все попытки Конта и его последо­вателей доказать объективную обоснованность предлагае­мых ими этических идеалов и системы ценностей в рамках механистической социологии не могли увенчаться успехом. Оказалось невозможным включить проблемы ценностей в сферу научного исследования, выве­сти «должное» из «сущего» и при этом сохранить позити­вистский критерий научности.
В XX в. позитивизм принял иные формы, о чем будет сказано ниже.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.