Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рия, сознание, пространство, время, мир, субстанция и




др.

Разработка философского категориального аппарата на осно­ве преемственности его развития, выражающего суть философ­ских систем и их борьбу, представлена прежде всего древнегре­ческой философией. Впервые систематически о категориях было изложено в трактате Аристотеля «Категории». Он составил их таблицу на основе изучения предшествующей философской мысли и своих взглядов. Эта таблица включает следующие категории: сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, дейст­вие, страдание. Таблица категорий Аристотеля оказала опре­деляющее влияние на развитие учения о категориях вплоть до Нового времени, когда были предприняты попытки изменить ее состав в связи с достижениями философии и конкретных наук.

Имеются различия и в учении о строении материи. В анти­чной философии Запада возникла атомистика как учение о дискретном строении материи. Ее основоположниками были древнегреческие философы Левкипп и Демокрит, идеи атомисти­ки развивает Эпикур и древнеримский философ Лукреций Кар. Демокрит учил, что мир состоит из атомов и пустоты. Атомы — мельчайшие тела, не имеющие качества. Качества же появляют­ся от сочетания атомов по форме, положению и порядку. Очер­тание — форма атома; соприкосновение есть порядок, а пово­рот — положение. Почему молоко легко пьется? Да потому, считал Демокрит, что оно состоит из «круглых атомов». Почему горчицу «нельзя пить как молоко? Потому, что атомы горчицы «крючковатые»'. Так объяснял древнегреческий философ качест­ва вещей и их многообразие. В атомистике Демокрита просмат­ривается наряду с наивными объяснениями причинности стрем­ление увидеть все ту же причинность в самих вещах, а точнее, в атомах. В восточной философии проблема дискретности мате­рии, ее строения не ставится. В ней материя рассматривается преимущественно как некая «помеха» душе или в единстве с формой, или как некое субстанционное начало.

Есть различия в решении проблем познания. В западной

1 Демокрит. Фрагменты Демокрита и свидетельства о его учении / / Материалис­ты Древней Греции. С. 97—98.


__________________________________________39

философии познание рассматривается не только как эмпиричес­кое, чувственное и рациональное, но и как логическое, т.е. дается разработка проблем логики. Большой вклад в их реше­ние внесли Сократ, Платон, особенно Аристотель. В восточной философии фактически проблемой логики занималась лишь ин­дийская школа ньяя {санскр. буквально — правило, рассужде­ние, вхождение в предмет, логика). Ньяя подчеркивала важность умозрения для решения философских проблем. Она исследует четыре источника достижения истины: восприятие, вывод, срав­нение, доказательство. Эти источники ведут к достоверному познанию. В целом же для древневосточной философии более характерно самопознание, теоретические исследования и прак­тические рекомендации их достижений.

Следует отметить, что специфика западной и восточной фи­лософии отчетливо просматривается при рассмотрении в них социальной проблематики. В восточной философии — это про­блемы «вселенского человека», от которого пошло все прошлое, настоящее и будущее, а также рассмотрение общечеловеческих ценностей, человеческих добродетелей, необходимых для само­совершенства, управления другими людьми. Так, Конфуций стре­мится показать необходимость иерархии социальных структур, строгую субординацию людей, обращаясь к Небу, его величию:

«Небо определяет для каждого человека место в обществе, награждает, наказывает...». Много внимания уделяется в восточ­ной философии проблеме закона. Одни философы его отверга­ли, другие на него уповали. Важнейшей проблемой является проблема народа и правителя.

В древнегреческой и древнеримской философии социальная философия содержит более широкий спектр проблем. Да и их рассмотрение отличается от рассмотрения в восточной филосо­фии. Во-первых, начиная с Демокрита, почти все философы Древнего мира обращаются к проблемам государства, закона, труда, управления, войны и мира, желаний, интересов, власти, имущественного деления общества.

Во-вторых, ценным при рассмотрении этих социально-фило­софских проблем является обращение к человеку в его единст­ве с обществом. Например, Демокрит пишет: «Общая нужда тяжелее частной нужды отдельного человека. Ибо в случае


общей нужды не остается никакой надежды на помощь»; «Закон хочет устроить жизнь людей, сможет же он сделать это лишь в том случае, если сами люди хотят, чтобы им было хорошо. Ибо закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется»; «Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо для хорошей души отечество — весь мир»'.

Платон также рассматривает социальные проблемы. Его ин­тересует сущность и формы государства с точки зрения личност­ных критериев, особенно это относится к личности правителя. Правитель должен обладать такими добродетелями, как позна­ние истины, блага, красоты; мудростью, мужеством, справедли­востью, остроумием, просветленностью аффектов; у него должно быть мудрое равновесие всех человеческих способностей.

Платон создает первую в истории человечества теорию иде­ального государства. Им признаются три его формы: монархия, аристократия и демократия. Каждая из этих форм выступает в свою очередь в двух видах: законной и незаконной или насиль­ственной. Предпочтительнее первый вид, — считает Платон. Лучше всего управлять государством смогут философы. Об этом он пишет в сочинении «Государство»:

«Если же бедные и неимущие добиваются доступа к общест­венным благам, рассчитывая урвать себе оттуда кусок, тогда не быть добру: власть становится чем-то таким, что можно оспари­вать, и подобного рода домашняя и внутренняя война губит и участвующих в ней, и остальных граждан. Не следует, чтобы к власти приходили те, кто прямо-таки в нее влюблен. А то с ними будут сражаться соперники в этой любви...»2.

Свою теорию государства в «Политике» изложил и Аристо­тель. Он ставит вопрос: «Для какой цели возникло государство и сколько видов имеет власть, управляющая человеком в его общественной жизни?» И отвечает, что «государство создается не ради того, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо... Государство появляется тогда, когда образует­ся общение между семьями и родами ради благой жизни, в целях совершенного и самодавлеющего существования». Что касается

1 Демокрит. Политика//Фрагменты и свидетельства его учения// Материалис­ты древней Греции. С. 167—172.

2 Платон. Государство. Соч. в 3 т. М., 1970. Т. 3. Ч. 1. С. 270—276.


_________________________________________ 41

государственной власти, то Аристотель называл «три хороших» и «три дурных» формы. К первым он относил те, в которых власть служит обществу: монархию, аристократию, «политию», т.е. власть среднего класса. К последним относил тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию'.

В социальной философской проблематике античности преоб­ладает этическая тематика: она рассыпана мудрыми афоризма­ми, которые заставляют задумываться нас и сегодня. Так, в одних только «Диалогах» Платона даются определения понятий судьбы, старости, добродетели, разумности, справедли­вости, терпеливости, хладнокровия, совестливости, сво­боды, скромности, порядочности, великодушия блага, миролюбия, легкомыслия, дружбы, благородства, веры, здравомыслия и др.

Подводя итог рассмотрению философии древнего мира, сле­дует сказать, что она является «душой» его культуры, во многом определяет лицо духовной цивилизации Запада и Востока. Дело в том, что философия охватила все духовные ценности древнего мира: искусство и религию, этику и эстетическую мысль, право и политику, педагогику и науку.

Вся духовная цивилизация Востока несет в себе обращение к бытию личности, ее самосознанию и самосовершенствованию через уход от материального мира, что не могло не сказаться на всем образе жизни и способах освоения всех ценностей культу­ры, истории народов Востока.

Духовная цивилизация Запада оказалась более открытой из­менениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом.

В целом же философия древнего мира оказала огромное влияние на последующую философскую мысль, культуру, разви­тие человеческой цивилизации.

* Аристотель. Политика. Соч. в 4 т. Т. 4. С. 409, 462—466, 469, 471—474, 491—492, 506—508, 571— 575, 604.


Глава II. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.