Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные черты философии эпохи Возрождения — антропоцентризм, гуманизм




С XV века начинается переходная в истории Западной Евро­пы эпоха Возрождения, которая создала свою блестящую куль­туру. В области экономики идет распад феодальных отношений и развитие зачатков капиталистического производства; развива­ются богатейшие города-республики в Италии. Одно за другим следуют крупнейшие открытия: первые печатные книги; огне­стрельное оружие; Колумб открывает Америку; Васко де Гама, обогнув Африку, нашел морской путь в Индию; Магеллан своим кругосветным путешествием доказывает шарообразность Земли;

возникают география и картография как научные дисциплины;

вводятся символические обозначения в математике; появляется научная анатомия и основы физиологии; возникает «ятрохимия», или медицинская химия, стремящаяся к познанию химических явлений в человеческом организме и к изучению лекарств;

огромных успехов достигает астрономия.

Но самое главное — была сломлена диктатура церкви. Имен­но это явилось важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения.

Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму, «потусторон­нему» призрачному миру. Петрарка, неутомимо собиравший древние рукописи, призывает «исцелить кровавые раны» своей


родной Италии, попираемой сапогом иностранных солдат и раз­дираемой враждой феодальных тиранов. Боккачио в своем «Де­камероне» высмеивает развратное духовенство и тунеядствую­щее дворянство, прославляя пытливый разум, стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан. Сатира «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского, жизнерадостная повесть «Пантагрюэль» Рабле, остроумные, полные издевательства и насмешек «Письма темных людей» Ульриха Гуттена выражают гуманизм и неприемлемость старой средневековой идеологии.

Огромное влияние на развитие идей гуманизма оказали заме­чательные итальянские живописцы, скульпторы и архитекторы Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Свои творе­ния — произведения живописи, скульптуры и архитектуры, ра­боты по математике, биологии, геологии, анатомии Леонардо да Винчи посвящает человеку, его величию. Как автор «Тайной вечери», «Джоконды» и ряда других всемирно известных шедев­ров, он оказал могучее влияние на гуманистические принципы эстетики эпохи Возрождения.

Микеланджело Буонарроти в своих полотнах «Оплакивание Христа», в росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане, в статуе «Давид» утверждал физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности.

Вся культура Возрождения, ее философия наполнена призна­нием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений — человеческий. На первом этапе гуманизм эпохи Возрождения выступил как светское свободомыслие, противостоящее средневековой схолас­тике и духовному господству церкви.

Далее, гуманизм эпохи Возрождения утверждается через ценностно-моральный акцент философии и литературы. Уже простой перечень работ философов эпохи Возрождения дает это представление: «О преимуществе и превосходстве человека» — Фацио, «О наслаждении как истинном благе» — Лоренцио Балла, «О благородных нравах и свободных науках» — Вердже-рио, «О достоинстве» — Манетти, «Против лицемерия» (два разных трактата с этим названием, написанные Леонардо Бруни и Поджо), «О благородстве законов и медицины» — Салютати,


«О средствах против счастливой и несчастливой судьбы» — Петрарка и т.д.'

Новая культура и философия появились в Италии. В дальней­шем Возрождение охватило и ряд стран Европы: Францию, Германию и др. Именно та роль, которую играла античная культура в становлении культуры новой эпохи, и определила название самой этой эпохи, как эпохи возрождения, или Ренессанса.

Каковы же основные черты философии эпохи Возрожде­ния? Во-первых, это отрицание «книжной мудрости» и схоласти­ческих словопрений на основе исследования самой природы;

во-вторых, использование прежде всего материалистических произведений философов античности — Демокрита, Эпикура;

в-третьих, тесная связь с естествознанием; В-четвертых, иссле­дование проблемы человека. Превращение философии в антро­поцентрическую по своей направленности. Исследователи раз­личают два периода в развитии философии эпохи Возрождения:

1. Реставрация и приспособление античной философии к требо­ваниям нового времени — XV век. 2. Возникновение собствен­ной своеобразной философии, основным течением которой была натурфилософия — XVI век.

Обращают на себя внимание философские воззрения ита­льянского гуманиста Лоренцио Валла (1407—1457). Он создал этическое учение, одним из источников которого явилась этика Эпикура. Основа всех размышлений Лоренцио Баллы на темы этики — это мысль о стремлении всего живого к самосохране­нию и избеганию страданий. Жизнь — высшая ценность, а поэтому весь процесс жизнедеятельности должен быть стремле­нием к наслаждениям и благу, как чувству радости2.

Валла отказывается рассматривать человека в духе аристоте-левско-томистской традиции, согласно которой человек считался причастным богу через двойственный характер души как нера­зумной и разумной, смертной и бессмертной. Валла полагает, что душа есть нечто единое, хотя и выделяет такие ее функции, как память, разум, воля. Все способности души распознаются в ощущениях: зрении, слухе, вкусе., обонянии и осязании.

1 Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991. С. 253. - Лоренцио Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.


Балла — сенсуалист: он считает ощущения единственным ис­точником познания мира и моральной деятельности.

Ощущения имеют основное значение и в его этическом учении. Он пытается осмыслить такие чувства и эмоции, как благодарность, расположение к человеку, наслаждение, гнев, жадность, страх, мстительность, жестокость и др. Наслаждение определяется Валлой, как «благо, к которому всюду стремятся и которое заключается в удовольствии души и тела», и именно наслаждение объявляется «высшим благом».

Лоренцио Валла подчеркивает различие между тем, как он понимает высшее благо, и тем, что под высшим благом понимает Августин. У Августина высшее благо — это блаженство, связан­ное р познанием высших абсолютных истин и самого Бога. У Баллы высшее благо — это любое наслаждение, получаемое человеком в своей жизнедеятельности, если оно является его жизненной целью. В работах Баллы мы встречаем такие поня­тия, как «личное благо», «личный интерес». Именно на них строятся отношения людей в обществе'.

Аскетическим добродетелям он противопоставляет светские добродетели: добродетель не только в перенесении бедности, но и в том, чтобы разумно пользоваться богатством; не только в воздержании, но и в браке; не только в послушании, но и в том, чтобы мудро управлять. Попытка вывести нравственность из природы человека была очень важной для идеологии гуманизма. Исследователи считают, что в разработке проблем этики Лорен­цио Валла занимает место между Эпикуром и Гассенди.

Если Лоренцио Валла — гуманист первого периода Возрож­дения, то Мишель Монтень (1533—1592) — второго периода. М. Монтеня называют «последним гуманистом». Если мы пере­числим названия глав его книги «Опыты», то поймем, что Монтень пишет нечто вроде «учебника жизни»:

«Час переговоров — опасный час», «О наказании за тру­сость», «Выгода одного — ущерб другого», «Об умеренности», «О законах против роскоши», «О бережливости древних», «О возрасте», «Различными средствами можно достичь одного и того же», «О родительской любви», «О славе», «О жестокости», «О самомнении», «О трех видах общения» и др. Первоначально

1 Лоренцио Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989. С 58.


«Опыты» задумывались как изложение извлеченных им поучи­тельных примеров, анекдотов, афоризмов из морально-философ­ских сочинений античности (Плутарха, Сенеки). Однако он вскоре почувствовал, что они нуждаются в комментариях, при­чем довольно основательных, основанных на личном опыте.

Всю свою жизнь Монтень корректировал, дополнял «Опыты», поэтому они несут в себе разные точки зрения автора, известную противоречивость, которую Монтень и стремился устранить. Монтень искал истину'.

Он выступал против антропоцентрической концепции, кото­рая идет от Фомы Аквинского: Бог — абсолютное бытие, а человек, как его творение — исключительное существо, кото­рому дано, пользуясь средствами разума, бесконечно прибли­жаться к этому бытию, проникать в «первопричину», в самую сущность вещей... Монтень не соглашается с таким антропоцент­ризмом; его антропоцентризм иной: он предлагает рассмотреть человека, «взятого самого по себе, без всякой посторонней помощи, вооруженного лишь своими человеческими средствами и лишенного божественной милости и знания, составляю­щих в действительности всю его славу, его силу, основу его существа...»2.

Монтень ориентируется на скептицизм в поиске истины, в ответах на возникающие вопросы. Но его заботит не просто поиск истины, но также способы и пути, ведущие к ней и тем самым помогающие ответить на вопрос: «Как прожить человеку жизнь?» В отличие от скептиков Монтень не отказывается от истины, он исследует разнообразные точки зрения. Но для него истина одна, едина и неделима: ею либо можно владеть полнос­тью, либо не владеть вовсе. Сомнение Монтеня направлено на активизацию разума, а не на его отрицание.

Своими философскими рассуждениями Монтень дал мощный заряд как позднему Возрождению, так и философии Нового времени. Его «Опыты» представляют несомненный интерес и для современных людей.

Одним из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергшим теократическую концепцию государства, согласно

' Монтень М. Опыты. М., 1991. 2 Монтень М. Опыты. М., 1991. С. 12.


которой государство зависит от церкви как якобы высшей власти на Земле, был Никколо Макиавелли (1469—1527). Ему принад­лежит обоснование необходимости светского государства: он доказывал, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Люди, заявлял Макиа­велли, скорее забудут смерть отца, чем лишение имущества. Именно в силу изначального зла человеческой природы, стрем­ления к обогащению любыми способами возникает необходи­мость обуздания этих человеческих инстинктов с помощью осо­бой силы, каковой и является государство. В своих произведени­ях «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «Князь» фло­рентийский философ приходит к убеждению, что именно право, юридическое мировоззрение людей, которое может воспитать только государство, а не церковь, создадут необходимый порядок в обществе.

Макиавелли заявляет, что церковь расшатала устои государ­ственной власти, пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть, ослабила в людях стремление служить государ­ству. В трактате «Государь» он рассматривает способы создания сильного государства в условиях, когда у народа не развиты гражданские добродетели. К ним относит поведение государя по отношению к подданным и союзникам, имея в виду, что человек не может иметь одни только добродетели или неуклонно им следовать. Поэтому благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, остальных же воздерживаться по мере сил, но не более. Так, хорошо иметь славу щедрого государя, но вместе с тем, кто проявляет щедрость, чтобы слыть щедрым, вредит самому себе.

Макиавелли рассматривает и такие вопросы: «Что лучше:

внушать любовь или страх?», «Как государи должны держать слово», «Каким образом избегать ненависти и презрения», «Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали», «Советники государей», «Как избежать льстецов» и др. Очень современно звучат многие советы Макиавелли. Так, он утверждает, что «об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает»'.

Макиавелли также предупреждает о такой слабости, от кото­рой трудно уберечься правителям, если их не отличает особая

' Макиавелли Н. Государь. М., 1990. С. 69.


мудрость и знание людей, — это лесть. Он считает, что благо­разумный государь должен найти несколько мудрых людей и им предоставить право высказывать все, что они думают, не боясь государя, и при этом советники должны знать, что чем безбояз­неннее они выскажутся, тем более угодят государю. Однако государь должен идти к принятию решения сам'.

Макиавелли подводит к выводу, что все средства дозволены для достижения политических целей, и хотя государь должен руководствоваться общепринятыми нормами морали в поведе­нии, он может с ними не считаться в политике, если это будет содействовать усилению государственной власти. Князь, всту­пивший на путь создания сильного государства, должен руковод­ствоваться политикой «кнута и пряника», сочетая в себе качества льва и лисицы. Подкупы, убийства, отравления, вероломство — все это дозволено в политике, направленной на укрепление государственной власти.

Впоследствии действия политиков, которые пренебрегают нормами морали при достижении политических целей, беззастен­чиво использующие антигуманные средства для достижения поставленных целей, получили название макиавеллизма. Не Макиавелли изобрел эти принципы, он их увидел и обобщил, и они встречаются на каждом шагу в человеческой истории.

Крупными представителями социально-философской мысли XVI века, обосновывавшими необходимость создания сильного централизованного государства, были во Франции Жан Воден (1530—1596), написавший «Шесть книг о республике», в Поль­ше — Анджей Моджевский (1503—1572), выдвинувший в трак­тате «Об исправлении государства» программу общественного переустройства.

Социально-философская мысль эпохи Возрождения была также связана с именами Томаса Мюнцера (1490—1525) — немецкого революционера, вождя крестьянских масс в Реформа­ции и крестьянской войне 1524—1526 гг. в Германии; английско­го гуманиста Томаса Мора (1478—1535) — автора книги «Уто­пия», которая сделала его первым представителем утопического социализма; итальянского философа Томмазо Кампанелла (1568—1639), написавшего знаменитое сочинение «Город Со­лнца».

1 Макиавелли Н. Государь. М., 1990. С. 49, 54, 55, 69, 70.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.898 сек.