Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

З) Кодирование в формате Долби Сюрраунд




Ж) Цифровое кодирование в формате 6.1

 

В настоящее время для цифрового кодирования “мастер – микса” в формате 5.1 и в формате 6.1 используется специальный современный кодер DMU или ММЕ производства компании Dolby Laboratories (см. схему в Приложении), с

записью на компьютерный магнито – оптический диск (МОД), именуемый “Долби – диском”. Эти диски также создаются указанной компанией, и поставляются ею в рамках специального лицензионного соглашения с каждым конкретным клиентом – создателем полнометражного, короткометражного или рекламного фильма.

 

Согласно программе, заложенной в компьютер кодирующего устройства, на диске создаются специальные файлы (форматы SVD / SVA) по числу частей кинофильма. Именно в них и записывается закодированная информация.

 

Поскольку в тракте мониторинга при перезаписи 6.1 включен универсальный звуковой процессор CP650S, то звукорежиссеры всегда слышат “развернутую” (декодированную) семиканальную звуковую информацию.

 

Случай, когда результатом финального микширования является шестиканальная фонограмма, предполагает, что при таком микшировании кодер SEU – 4EX уже был включен в тракт записи, а это значит, что в нем нет

 

- 82 -

 

необходимости при основном цифровом кодировании (см. Финальное микширование 6.1, рис.2).

 

Такое кодирование проводится в обязательном порядке для всех фильмов с фонограммой 5.1 и 6.1, выпускаемых на киноленте 35мм. Это делается для того, чтобы реализовать на фильмокопии с цифровой фонограммой аналоговую стереофоническую информацию с матричным кодированием (формат Долби Сюрраунд).

Такая фонограмма позволит “подстраховать” ситуацию с возможным повреждением цифровой оптической дорожки. Напомним, что последняя печатается на перфорационных перемычках, а значит – механически уязвима. Поэтому Долби Лабораториез предусмотрела обязательную аналоговую страховку цифровой оптической фонограммы на каждой фильмокопии.

 

Понятно, что аналоговая 4х-канальная фонограмма Долби Сюрраунд имеет худшие, по сравнению с фонограммой цифровой, технические показатели, но свое назначение она при этом выполняет достаточно надежно.

 

Помимо функции страховки, эта аналоговая фонограмма поддерживает кинопоказ в устаревших кинотеатрах Долби Стерео, а также в монофонических. Напомним, что “чтение” оптической фонограммы Долби Сюрраунд в виде 2х звуковых дорожек на моно кинопроекторах технически не представляет проблемы. Другое дело, насколько качественна с художественной точки зрения будет такая фонограмма с просуммированным каналом звукового окружения.

 

Процедура матричного кодирования “4–2” производится либо на втором этапе, после цифрового кодирования 5.1 или 6.1, либо автоматически, во - время цифрового кодирования (для кодеров DMU и ММЕ).

 

Звуковой основой для кодирования “4 – 2” является семиканальный “мастер – микс 6.1”. Путем перекоммутации на пульте перезаписи 4х-канальная фонограмма формируется следующим образом: три фронтальных канала следуют на входы кодера без изменений (1ый канал – Левый, 2ой канал – Центральный, 3ий канал – Правый); два или три канала “окружения” суммируются в один с некоторым понижением в уровне (– 3 дб) и необходимой дополнительной балансировкой (если таковая необходима). Канал СНЧ подается во фронтальный “центр” и отслеживается по уровню в ходе кодирования так, чтобы не появлялась слышимая паразитная СНЧ – модуляция основной звуковой информации этого центрального канала.

 

 

- 83 -

 

В ходе кодирования также возможны некоторые коррекционные действия звукорежиссера с целью компенсации работы матрицы во фронтальных каналах. Иногда это небольшие изменения уровней в центральном и двух крайних каналах, иногда – небольшая частотная коррекция в центральном канале, чтобы он не “забасил” на репликах, и т.п. Таким образом, можно считать обоснованным активное участие звукорежиссера перезаписи в ходе матричного кодирования “4 – 2”.

 

Напомним, что на выходе кодирующего устройства обязательно включен блок шумопонижения Dolby SR. Применение этого типа шумопонижения

значительно улучшает соотношение сигнал / шум для аналоговой оптической фонограммы. Методика настройки устройства указана в Приложении 4.

 

В современных версиях кодирующего устройства Долби Лабораториез MME и DMU (полностью цифрового) процесс матричного кодирования 4-2 совмещен с основным цифровым кодированием “5.1” (“6.1”), и может производится в автоматическом режиме, т.е. без постоянного прослушивания в момент кодирования. Однако, такое прослушивание, в принципе, необходимо произвести по окончании цифрового кодирования для гарантии корректности результата.

 

Только звукорежиссер принимает решение о совместном или раздельном (последовательном) варианте кодирования.

 

Надо отметить, что при матричном кодировании обязательно задействуется лимитер кодера, являющийся его неотъемлемой частью. Назначение этого устройства традиционно при производстве фотографической записи негатива фонограммы – избежать возможной перемодуляции звукового сигнала и возможных при этом искажений.

 

Лимитер по своему действию синхронен, т.е. при появлении сигнала, превышающего порог срабатывания в любом из двух каналов (Lt или Rt) заматрицированного сигнала синхронно изменяют (уменьшают) усиление в равной степени оба канала лимитера. Таким образом, никакие уровневые “перекосы” в звукопередаче комплексных заматрицированных сигналов не возникнут, и не появятся “сюрпризы” при матричном декодировании фонограммы в кинотеатре.

 

По своей рабочей характеристике лимитер матричного кодера Долби Лабораториез никак нельзя отнести к категории ограничителей уровня с “жестким” регулированием уровня звукового сигнала. На самом деле он имеет 5 точек “перегиба” в своей рабочей характеристике, которая становится все более пологой с увеличением уровня сигнала. Еще одним достоинством такого

 

- 84 -

 

лимитера является возможность отстройки его порога срабатывания с точностью 0,25дб. Поэтому получить «задавленный» на слух звук при использовании этого устройства весьма сложно. В то же время, обладая комбинированной характеристикой регулирования, устройство действует очень эффективно, предотвращая фатальные искажения в стереонегативе.

 

Следует также упомянуть о специальных индикаторах уровней громкости комплексного сигнала Lt – Rt и индикаторах “сжатия” лимитера, совмещенных в блоке дистанционного управления кодера, позволяющих с высокой точностью отследить зону максимальных громкостей программного материала при матричном кодировании.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.