КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оформление деепричастного оборота
Предложения с деепричастными оборотами требуют особого внимания пишущего (говорящего). Правила их построения часто нарушаются в современной речи. Главное правило оформления деепричастного оборота заключается в следующем: деепричастие и глагол-сказуемое должны обозначать действия одного и того же лица. Нарушение этого правила приводит к курьезам вроде знаменитой фразы из рассказа А.П. Чехова «Жалобная книга»: «Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа» (выходит, что к «станцЫи» подъезжала... шляпа). Вот аналогичный пример из разговорной речи: *Глядя на тебя, мурашки бегут! Особенно часто подобные ошибки возникают при построений разветвленных, сильно распространенных предложений: *Но, глядя на то, сколько талантов по сей день можно найти на просторах СНГ, возникает резонная мысль о том, что сохранение даже жалких осколков одного из самых интересных национальных первенств Европы российские футбольные чиновники не зря считают поводом для гордости (газ.): получается, что «глядит»... мысль (!); *Современная психолингвистика располагает необходимой теоретической и практической базой, осуществив ряд экспериментов с детьми младшего школьного возраста и детьми от 3-х лет, для решения данного вопроса (из студенческой работы): ряд экспериментов на самом деле осуществлен не психолингвистикой, а учеными-психолингвистами; следует обратить внимание также на неудачное расположение деепричастного оборота в этом предложении. Основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное, сопутствующее, обозначенное деепричастием, всегда определенным образом соотнесены друг с другом во времени. Таких соотношений может быть два: 1) Добавочное действие предшествует основному. В этом случае, как правило, должно использоваться деепричастие совершенного вида: а) Увидев подходящий автобус, мы ускорили шаг; б) Закончив объяснение, учительница предлагает классу решить несколько примеров. Как видим, в таких предложениях соотношение действий передастся формулами: 1а) деепр. соверш. + гл. соверш.; 16) деепр. соверш. + гл. несоверш. 2) Добавочное действие сопутствует основному, происходит одновременно с ним. В этом случае, как правило, используется деепричастия несовершенного вида: а) Открывая сказки Пушкина, мы вновь погружаемся в волшебный мир детства; Перечитывая потом эти страницы, Печорин уже совсем иначе оценивал собственные переживания двухмесячной давности. б) Изучая поведение животных в естественных условиях, ученые сделали поразительное открытие. Как видим, здесь соотношение деепричастия и глагола-сказуемого описывается формулами: 2а) деепр.. несоверш. + гл. несоверш.; 2б) деепр. несоверш. + гл. соверш. Заметим, однако, следующий принципиально важный момент: формула (26) может использоваться только тогда, когда добавочное действие по своим временным рамкам шире основного. В самом деле, ученые сделали открытие в процессе изучения поведения животных; изучение длилось намного дольше, чем совершение открытия. Ср. еще один сходный пример: Желая примерно наказать Ваньку за воровство, Марья Ивановна заперла его на два часа в чулане. (Желание наказать не прекращается с началом наказания.) Использование формулы (26) без следования этому принципу приводит к грубой грамматической ошибке: *Попадая ногой в грязь, Миша испачкал ботинок (Должна была быть использована формула (1а): Попав... испачкал.) К грубой ошибке приводит и необдуманное использование формулы (2а) в следующей фразе: * Убивая австрийца, Григорий долго не может забыть всего ужаса смерти, убийства. В этой фразе возможно только деепричастие совершенного вида — по формуле (1б), а лучше было бы и вовсе обойтись без оборота (например: После убийства австрийца... и т. д.). В том же виде, в каком фраза дана в тексте сочинения, она передает логически невозможный смысл: либо в процессе убийства австрийца Григорий дол го не может забыть... (?!), либо убийство австрийца длится столько же времени, сколько Григорий не может забыть..., что тоже неприемлемо. Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях. a) В предложении, в котором действие деепричастия и сказуемого соотносятся с разными лицами (субъектами), т.е. если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (Проезжая родной город, у меня закружилась голова – Когда я проезжал родной город, …) b) В безличном предложении (без инфинитива: Мне грустно, Ему нездоровится. На улице светает. Подморозило), т.е. если в безличном предложении имеется логическое подлежащее, выраженное косвенным падежом, и нет инфинитива (Проезжая родной город, мне стало грустно – Когда я проезжал родной город, …) c) В пассивном предложении (Модель: ЧТО? делается КЕМ? / ЧТО? сделано КЕМ?). В этом случае субъект действия пассивной конструкции не совпадает с субъектом действия, обозначенного деепричастием (Убежав из дома, мальчик был найден родителями – убежал мальчик, нашли родители – Убежавший из дома мальчик был найден родителями).
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |