Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оформление деепричастного оборота




Предложения с деепричастными оборотами требуют особого внимания пишущего (говорящего). Правила их построения часто нарушаются в современной речи.

Главное правило оформления деепричастного оборота заключает­ся в следующем: деепричастие и глагол-сказуемое должны обозна­чать действия одного и того же лица.

Нарушение этого правила приводит к курьезам вроде знамени­той фразы из рассказа А.П. Чехова «Жалобная книга»: «Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа» (выходит, что к «станцЫи» подъезжала... шляпа). Вот аналогичный пример из разговорной речи:

*Глядя на тебя, мурашки бегут!

Особенно часто подобные ошибки возникают при построений разветвленных, сильно распространенных предложений:

*Но, глядя на то, сколько талантов по сей день можно найти на просто­рах СНГ, возникает резонная мысль о том, что сохранение даже жалких ос­колков одного из самых интересных национальных первенств Европы российс­кие футбольные чиновники не зря считают поводом для гордости (газ.): по­лучается, что «глядит»... мысль (!);

*Современная психолингвистика располагает необходимой теоретичес­кой и практической базой, осуществив ряд экспериментов с детьми младшего школьного возраста и детьми от 3-х лет, для решения данного вопроса (из студенческой работы): ряд экспериментов на самом деле осуществлен не психолингвистикой, а учеными-психолингвистами; следует обратить вни­мание также на неудачное расположение деепричастного оборота в этом предложении.

Основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавоч­ное, сопутствующее, обозначенное деепричастием, всегда определен­ным образом соотнесены друг с другом во времени. Таких соотноше­ний может быть два:

1) Добавочное действие предшествует основному. В этом случае, как правило, должно использоваться деепричастие совершенного вида: а) Увидев подходящий автобус, мы ускорили шаг; б) Закончив объяснение, учительница предлагает классу решить несколько приме­ров.

Как видим, в таких предложениях соотношение действий пере­дастся формулами:

1а) деепр. соверш. + гл. соверш.;

16) деепр. соверш. + гл. несоверш.

2) Добавочное действие сопутствует основному, происходит одновременно с ним. В этом случае, как правило, используется деепричастия несовершенного вида:

а) Открывая сказки Пушкина, мы вновь погружаемся в волшебный мир детства; Перечитывая потом эти страницы, Печорин уже совсем иначе оценивал собственные переживания двухмесячной давности.

б) Изучая поведение животных в естественных условиях, ученые сделали поразительное открытие.

Как видим, здесь соотношение деепричастия и глагола-сказуемого описывается формулами:

2а) деепр.. несоверш. + гл. несоверш.;

2б) деепр. несоверш. + гл. соверш.

Заметим, однако, следующий принципиально важный момент: формула (26) может использоваться только тогда, когда добавочное действие по своим временным рамкам шире основного. В самом деле, ученые сделали открытие в процессе изучения поведения животных; изучение длилось намного дольше, чем совершение открытия. Ср. еще один сходный пример:

Желая примерно наказать Ваньку за воровство, Марья Ивановна заперла его на два часа в чулане. (Желание наказать не прекращается с началом на­казания.)

Использование формулы (26) без следования этому принципу приводит к грубой грамматической ошибке:

*Попадая ногой в грязь, Миша испачкал ботинок (Должна была быть использована формула (1а): Попав... испачкал.)

К грубой ошибке приводит и необдуманное использование фор­мулы (2а) в следующей фразе:

* Убивая австрийца, Григорий долго не может забыть всего ужаса смерти, убийства.

В этой фразе возможно только деепричастие совершенного вида — по формуле (1б), а лучше было бы и вовсе обойтись без обо­рота (например: После убийства австрийца... и т. д.). В том же виде, в каком фраза дана в тексте сочинения, она передает логически не­возможный смысл: либо в процессе убийства австрийца Григорий дол го не может забыть... (?!), либо убийство австрийца длится столько же времени, сколько Григорий не может забыть..., что тоже непри­емлемо.

Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях.

a) В предложении, в котором действие деепричастия и сказуемого соотносятся с разными лицами (субъектами), т.е. если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (Проезжая родной город, у меня закружилась голова – Когда я проезжал родной город, …)

b) В безличном предложении (без инфинитива: Мне грустно, Ему нездоровится. На улице светает. Подморозило), т.е. если в безличном предложении имеется логическое подлежащее, выраженное косвенным падежом, и нет инфинитива (Проезжая родной город, мне стало грустно – Когда я проезжал родной город, …)

c) В пассивном предложении (Модель: ЧТО? делается КЕМ? / ЧТО? сделано КЕМ?). В этом случае субъект действия пассивной конструкции не совпадает с субъектом действия, обозначенного деепричастием (Убежав из дома, мальчик был найден родителями – убежал мальчик, нашли родители – Убежавший из дома мальчик был найден родителями).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.