Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обряды забвения




ЛЕКЦИЯ 19. Письмо забвение и память культуры

Кажущаяся естественной связь памяти и письма как способа ее закрепления настолько господствует в наших умах, что трудно помыслить отношение письма не к закреплению, а к забвению памяти. В этом состоит парадоксальная суть герменевтики памяти. Но тем не менее так происходило дело исторически Память как образ уже случившеюся выходит за рамки всеобщего. Человечество же, нащупывая свое возможное (виртуальное) будущее, берегло как ростки всеобщего, так и способы закрепления частного. Орудием возделывания всеобщего будущего, а не частного прошлого стало письмо. Только потом оно обрело современную частную функцию. В письме был найден способ стабилизировать свершившееся и тем самым сделать его прошлым. Тогда появилась возможность предоставить настоящее игре случая и выбору грядущего. Но развивалось письмо не с утилитарной целью, а на базе общих концепций времени. Особую роль здесь играли представления об уходе человеческих душ из мира настоящего в мир прошлого, в котором через чтение письма они должны были находить забвение. Для доказательства наличия у письма первоначальной функции забвения нам придется обратиться к самым разным обществам и к самым странным поверьям.
У американских индейцев есть миф о герое Асвидале, проанализированный Леви-Стросом. Там земной мужчина привел к себе в качестве супруги звезду. Но потом он забыл ее. Звезда вернулась на небо и оставила людям в память о себе блага. Здесь надо обратить внимание на то, что забытое имеет интенциональное качество опускаться вниз. Можно сказать, что предикат (сущностное качество, могущее заменить весь предмет, те смысл этого предмета) забвения — опускаться вниз. Души умерших у древних греков не хотят забвения и страстно стремятся подняться

на поверхность. земли Их закрепляют там, где им положено пребывать, с помощью камня (предикативно опускающегося вниз) или надписи. Мир мертвых расположен внизу. Он не только хтоничен, но и полон тайны забвения. Об этом мире положено мало знать, ибо знание наше оживляло бы обитателей «того света». А это допустимо только в особых случаях.
Чем дальше в глубь времени мы обратимся к истории письма, тем труднее будет раскрыть тайну его применения. Древнеегипетские жрецы изобрели особое сакральное письмо, которое отличалось от того, что было известно непосвященным. В Древнем Китае смысл начальных иероглифов, наносимых на гадательные кости, знали только жрецы-гадатели. На древних бронзовых сосудах иероглифы спрятаны среди сложного орнамента.
Знанием архаического письма всегда владела особая жреческая корпорация. Священнокнижники в Египте были закрытой кастой. Об их деятельности народ знал только по их атрибутам, когда на празднествах Священнокнижники шествовали с чернильницей и тростниковой кисточкой для письма.
Само появление письма в мифологических историях изначально связывается с тайной. Так, в мусульманском представлении Аллах дал Адаму, первому человеку, знание букв, но скрыл их от ангелов. В этом сюжете уже заложена идея связи письма со смертностью Адама, а в отсутствие письма у ангелов — идея связи с их бессмертием и свободой.
Причину этого положения мы объясним ниже. А сейчас отметим, что во все времена и у всех народов искусство письма и чтения еще долго оставалось таинственным, причем небезопасным для окружающих занятием. Чернокнижники на Руси представляли очень опасную ветвь колдовского знания. Это знание воспринималось как непонятное, связанное с потусторонними силами, магическое. Рассмотрим это последнее обстоятельство.
Кому из женщин не известна примета: «Не шей на себе — память зашьешь». А почему? Шов — это наложение следов. Стежки — следы, «стежки-дорожки». Следы же — как бы письмена. Следовательно, смысл запрета таков нанести на тело письмена означает потерять память, войти в состояние забвения и тем. самым остаться в настоящем.
В мифопоэтическом мышлении следы фиксируют настоящее, его сохраняют. Поэтому нельзя вслед за гостем, возвращение

которого желательно, мести или мыть пол, т.е. удалять следы. На этом же принципе сохранения настоящего основано множество ритуалов, связанных с обувью (предмет, который оставляет следы). Раньше на Руси крестьяне на заборах развешивали старую обувь — чтобы хозяйство оставалось невредимым. Весной перед первым выпасом надо было перебросить обувь через корову — чтобы корова не потерялась. Да и святочные гадания девушек о суженом с перебрасыванием башмачка за ворота основаны на том же принципе «письма» девушка фиксирует свое состояние и свое присутствие в мире через ту вещь, которая оставляет следы.
В народном быту все, что относится к здоровью, окружено самыми устойчивыми и самыми древними ритуалами. В этой сфере актуализация знаков письма знаменует забвение предшествующего болезненного состояния, стабилизацию нормального. Для этого ладанки с надписями. Такие амулеты до сих пор очень популярны в странах арабской культуры, на Кавказе. В крайних случаях смывают с листа бумаги надпись из Корана и пьют эту «воду забвения» Но еще в поздней античности верили, что бог-врачеватель Асклепий лечит письменами.
Одно из суеверий письма, раскрывающего нам его герменевтику, — представление о том, что грехи человека записываются. По этим записям душу человека после его смерти осудят и она будет помещена туда, где потеряет свое основное свойство предикат — способность к перемещению. Запись лишает такую душу свободы, закрепляет ее. У разных народов таких сюжетов очень много. Отметим здесь пока саму связь грехопадения Адама, мистерию его души с письмом. В русских народных легендах говорится о том, что Адамом было сделано «рукописание», которое дьявол забрал и спрятал под камнем. У тверских казаков записан сюжет, по которому. Адам сделал надпись на мраморной доске, согласно которой души умерших людей будут принадлежать дьяволу. Более подробно о писаниях Адама рассказывалось в среде евреев талмудистов на Украине Адам написал три книги «Книгу к добру», «Книгу наставлении на путь» и «Книгу обращения к Господу Богу». Суть всех этих апокрифов состоит в том, что запись фиксирует души умерших на «том свете» и они лишаются возможности возвращаться к нам. А возвращение их необходимо. Потому что приход душ знаменует

наступление праздника. Праздник — коллективное мирочувствование, где объединяются живые и мертвые. Последние говорят живым, что все равны перед смертью. Любое праздничное равенство содержит этот сакральный намек и социальный аспект равенства. Зато на празднике люди входят в состояние забвения своих забот и своих социальных ролей и неравенства. Чтобы убедиться в том, что праздник есть обыгрывание темы смерти, достаточно внимательно просмотреть книгу Владимира Проппа «Русские аграрные праздники». Всякие ряженые, праздничные чучела, костры — все это темы похорон.
Становится понятным, почему народная культура, всегда ориентированная на праздники, так настороженно относится к письму. Оно опасно тем, что может вернуть души умерших в состояние забвения и помешать их участию в празднике, который необходим для восстановления плодородящих сил природы и человека.
В Древней Греции помимо богини забвения Леты была богиня памяти Мнемосина. У каждой был свой источник, питье воды которого оказывало соответствующее воздействие на человека. Это развитой мифологический сюжет. В еще более древней архаике существовали мнемонические знаки (своеобразные вещи Мнемосины). Австралийские аборигены обладали такими вещами — чурингами. Это каменная или деревянная пластина с вырезанными узорами — сюжетами мифа о происхождении. Когда этот миф вспоминают, то рассказчик водит по узорам пальцами. Сама же чуринга — персонаж живущий в особую эпоху и ушедший в мир забвения. После него осталась чуринга — как бы материализованный архетип письма. Она и образ забвения, и мнемонический знак одновременно Чуринга несет на себе следы — знаки, сделанные резцом. Ее хранят в тайных укрытиях, и она доступна только посвященным членам племени. Очень важно то, что такие чуринги спрятаны в неизвестных для женщин местах. Когда мимо пройдет одна из них, в ее теле появляется зародыш будущей человеческой жизни.
В архаическом мышлении сам человек должен приблизиться к хранилищу зародышей. В более поздние времена эти зародыши жизни в виде душ сами на праздниках приходят в наш мир. Поэтому их и не нужно так прочно закреплять как это делалось на более древней стадии. Закрепление письмом осталось только

по отношению к грешной душе. В русском народном веровании черт записывает грехи на воловьей шкуре. А южноамериканский индеец еще недавно шел к священнику исповедоваться, беря с собой веревку с узелками, чтобы вспомнить грехи своей души.
Эти факты делают понятными мистерии души у древних египтян. Они объясняют, почему под голову мумии клали «Книгу мертвых». Содержание ее — потусторонние странствия души, но функция — забвение. Недаром в Египте рассказывалось, что тот, кто первым нашел эту книгу и прочитал, перестал видеть, слышать, сближаться с женщинами, есть мясо животных и рыб. Тибетская же «Книга мертвых» прямо предназначена для того чтобы объяснить умершим душам, что они умерли.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.