КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дочери легкомысленных, не способных ни в чем себе отказать и не добившихся успеха отцов часто стараются компенсировать их неудачи, стремясь ради них стать успешными. 8 страница
шение для всех нас, включая меня саму и многих моих клиенток, заключается в том, чтобы принять эту слабость, уныние, неспособ ность работать и что-либо делать. Зачастую это значит проявить свою ярость и дать волю слезам. Многие женщины у меня в каби нете содрогались от гнева или заходились в рыданиях. Часто они чувствовали стыд и унижение оттого, что не владеют собой. Они часто говорили, что им ≪не следовало≫ рыдать или гневаться, по тому что это говорит о слабости. Они также предчувствовали при ближение нервного срыва. Если они при этом принимали свои чувства во всем их разнообразии, это помогало им прийти к под линному смирению, позволяющему открыться потоку жизни. 6. Н а п ут и кт ра нс фо рм ац ии Разумеется, полное избавление от ≪панциря амазонки≫ - это идеальный случай. В конечном счете, мы надеемся, что прежде, чем это произойдет, женщина сможет сознательно перестроиться. Как произойдет эта перестройка? Как сможет освободиться жен щина, скованная ≪панцирем амазонки≫? Во-первых, ≪амазонке≫ необходимо понять, какой конкретно панцирь ее сковывает. Без осознания этот паттерн будет продол жать окружать ее и следовать за ней повсюду, защищая от того, что у нее внутри. Ей придется принять свою Тень, состоящую в ее слабости. В отличие от пуэллы, которая проявляет свою слабость на сознательном уровне, эго-адаптация ≪женщины-амазонки≫ ха рактеризуется силой и желанием взять власть. Однако под этой защитной оболочкой силы часто скрывается беспомощность, зави симость и стремление использовать окружающих. ≪Мученица≫ под маской страдающего трудоголика превращается в жертву жа лости к себе и требует сочувствия от других. Сила ≪суперзвезды≫ в ее успешности, которая часто теряет смысл, когда ее использу ют, чтобы привлечь внимание Эго, - и тогда утрачивается способ ность совершать какие-либо действия. Под зависимым подчине нием ≪покорной, преисполненной долга дочери≫, необходимостью работать и исполнять требования других может скрываться внут ренний бунт и желание сбежать, что может разбить на части ее упорядоченный мир, оставив ее и других в состоянии смятения и Амазонка е панцире 109 хаоса. А леденящая жесткость ≪королевы-воительницы≫ может внезапно растаять и превратиться в преданную привязанность, которая может довести до полного эмоционального истощения и ее саму, и других вследствие ее собственнической зависимости. Принятие Теневой слабости вовсе не значит, что психичес кая структура ≪амазонки≫ постепенно трансформируется в пси хическую структуру пуэллы, хотя такая трансформация может оказаться неизбежной на пути перестройки. Женщина-≪амазон- ка≫ уже обладает немалой силой и ценит ее. Проблема скорее заключается в следующем: найти такую возможность, чтобы эта сила исходила из природного внутреннего источника, из ядра ее личности, а не диктовалась необходимостью эго-адаптации. По этому нужно перенаправить эту силу в ту сферу, которую так боится женщина-≪амазонка≫. Находиться в тесном контакте с иррациональным - это не значит проявлять слабость или стре миться использовать иррациональное в целях познания. Наобо рот, слабость - это неспособность обратиться к той или иной стороне реальной жизни. Если женщина-≪амазонка≫ научится ценить свою ранимость и неподконтрольные ей грани бытия, она сможет открыть в себе новый источник силы. Можно привести множество примеров, как, спускаясь вглубь, в бессознательное, и оставаясь там, быть может, в слабости, унынии, тоске или тре воге, человек извлекает на поверхность нечто новое, а именно творческую установку, способную изменить жизнь. Этот путь ≪бездействия≫ не вписывается в стиль жизни ≪амазонки≫, пред почитающей ≪действие≫. Здесь, по моему опыту, ≪бездействие≫ означает ≪тайное действие≫. Работая над этой главой, я попала в плен двух ≪амазонок в панцире≫: ≪суперзвезды≫ и ≪мученицы≫. Мне неоткуда было чер пать творческую энергию: я буксовала и моя ноша казалась не подъемной. Мне хотелось поскорей закончить работу, я чувство вала себя усталой и опустошенной, так что не могла паписать ни слова. Похожее ощущение не покидало меня и когда я редактиро вала эту главу: я думала, что не справляюсь, не смогу выполнить взятые на себя обязательства. Тогда я отложила работу и отпра вилась на природу, а заодно навестила друзей. Они предложили мне открыть ≪И-Цзин≫ и прочитать там о ≪панцире амазонки≫ - ловушке, в которую я попала. Я открыла книгу, и мне выпала ≪Гексаграмма 38: Куй. Разлад≫. Это была картина моего состоя ния: две дочери ≪не могут жить в мире в одном доме, они при- 110 Глава 4 падлежат разным мужчинам, а значит, их желания расходятся и между ними с неизбежностью возникает разлад≫71. В моей интер претации двумя дочерьми были две стороны моей личности: ≪ама зонка≫ и пуэлла, оказавшиеся между собой в разладе. Пуэлла хо тела играть, а ≪амазонка≫ должна была работать. Оказавшись между ними, я почувствовала, что нахожусь в ловушке и ничего не могу сделать. В ≪И-Цзии≫ я получила следующий совет: ≪Когда потеряешь коня, не гонись за ним. Он и сам вернется≫72. Книга ≪И-Цзин≫ поведала мне, что не следует торопить ход событий, а если я все-таки попытаюсь это делать, то вместо желаемого ре зультата получу прямо противоположный. Если человек бежит за конем, тот лишь убегает прочь. Лучше дать ему возможность са мому вернуться. То же самое произошло с творческой энергией, которая была мне нужна, чтобы писать эту книгу. Надо было по дождать, когда она возвратится. И получилось так, что благодаря образу, взятому из книги ≪И-Цзин≫, я расслабилась и мне стало легче переносить ожидание. Во-вторых, что касается трансформации ≪амазонки в панци ре≫, проблема заключается в том, чтобы избавиться от идеи, что женщине необходимо сходство с мужчиной, обладающим силой. Поведением многих ≪амазонок≫ руководит реакция на неадекват ность отца, которая может проявляться на индивидуальном или культурном уровне или на обоих уровнях одновременно. Поэтому вполне естественно, что идентификация Эго с маскулинностью может компенсировать то, что оставалось неразвитым вследствие отцовского влияния, и привести к формированию сильной герои ческой личности. Тип ≪амазонки≫ идентифицируется с героичес кой маскулинностью; такую идентификацию следует признать и от нее освободиться. Если женщина-≪амазоика≫ не хочет, чтобы панцирь ее сломался, ей нужно сделать все возможное, чтобы он стал как можно мягче. Если смягчится панцирь, женщина сможет найти творческую связь со своей внутренней фемининностью и внутренней фемининностью мужчин. Видимо, эта проблема - ос новная для нашего времени: ≪амазонка в панцире≫, борясь за свои права, чаще всего делает это путем прямого силового натиска, ≪на силуя≫ мужчин. Ей приходится брать в руки меч и сражаться по- 71 R. Wilhelm, tr. I Cking, p. 147. (В рус. переводе: И-Цзин. Древняя китай ская книга перемен. - С. 289.) 72 Ibid., р. 148. (Там же, с. 291.) Амазонка в панцире 111 мужски. Зато потом, подобно Оруаль, у которой был и меч, и щит, и шлем, она переживает утрату близких отношений. Предположительно, из-за первичной идентификации ≪ама зонки≫ с маскулинностью ее ≪панцирь≫ может сделаться мягче благодаря влиянию любящего мужчины. Такой образ - ≪добро сердечного мужчины≫ - появлялся и у меня в сновидениях. В од ном из них незнакомый молодой человек приходит ко мне домой и украшает комнату. Этот мужчина любит природу, альпинизм и путешествия, он привез с собой удивительно красивые ковры руч ной работы из Польши и Мексики. На них вытканы яркие птицы и цветы, которые кажутся объемными и живыми на мягком не жно-розовом фоне* В комнате стоят удобные стулья и кушетки, лежат эти дивные ковры, на все это льется мягкий, ясный свет. На одной из кушеток свободно возлежит этот молодой человек в пи жаме, слушает музыку и читает книгу. Во сне я страшно в него влюбилась! Проснувшись среди ночи, я обошла весь дом, чтобы найти ту комнату и молодого человека. Но, увы, их нигде не было. Сперва мое сердце разбилось от горя. Но затем я осознала, что этот образ был мне показан для того, чтобы помочь найти мужчи ну, который любит женщин и умеет создавать в доме теплую, уют ную, спокойную атмосферу... у себя внутри. Другим примером маскулинного образа, позволяющего смяг чить ≪панцирь амазонки≫, является великий любовник Казанова. В 1975 году в Цюрихе на форуме, посвященном памяти Юнга, в своей лекции Хильде Бинсвангер провела сравнительный анализ двух знаменитых любовников: Дон Жуана и Казанову - и пришла к выводу, что их можно считать разными внутренними образами маскулинности. Дон Жуан соблазнял, а затем бросал женщин, ос тавляя их раздосадованными и разочарованными, потерявшими доверие к мужчинам и уверенность в себе. Она сравнила такого любовника с воздействием, которое оказывает на женщину ее не гативный внутренний мужчина. Казанова любил многих женщин и при этом относился к ним так, что каждая из них чувствовала себя очаровательной и любимой. Такого любовника она считала позитивным образом внутреннего мужчины, который порождает у женщины положительное отношение к самой себе. Принимая во внимание эти два образа в интерпретации Хильде Бинсвангер, я могла бы предположить, что женщина, отыгрывающая паттерн ≪амазонки в панцире≫, сражается с образом Дон Жуана, который мне кажется похожим на ≪старика-извращенца≫ - то есть на ту 112 Глава 4 маскулинную фигуру, которая не любит женщин и приходит в полное негодование, если у них нормальная самооценка и они уве рены в себе. Но в процессе этой борьбы женщина часто ожесточа ется сама. В отличие от Дон Жуана нежное прикосновение Каза новы порождает чувственную связь с фемининностыо. Благодаря такой внутренней фигуре реакция женщины будет исходить из ее мощного фемининного ядра и будет непосредственной, естествен ной и творческой. Может случиться так, что сначала этот мягкий и спокойный образ маскулинности появится в фигуре ≪простофили≫ - слабого и ни на что не годного дурачка, который никогда не знает, что и как надо делать. В волшебных сказках и в символике карт Таро персонажи, похожие на простофилю или на дурачка, обычно сло няются без всякой цели, теряя время даром, но тем не менее во время своих блужданий всегда сталкиваются с чем-то новым и неизвестным. А ведь в жизни ≪амазонки≫ теряется именно новое и неизвестное, чего она боится и от чего защищается своим ≪пан цирем≫. Фигура простофили или дурачка тесно связана с феми нинностыо на инстинктивном уровне. Он изображен на белой кар ге Таро с розой в руке, а рядом бежит собака. В волшебных сказ ках он часто сидит и плачет или подкармливает животных, кото рые впоследствии помогают ему спасти принцессу, заточенную в недоступной башне или на вершине стеклянной горы. Так как я подробно исследовала эту тему в другой главе, здесь лишь ограни чусь небольшим намеком: образ простофили может оказаться по лезным для принятия и признания ценности Теневых аспектов слабости и творческого отношения к фемининности. В отличие от пуэллы, которой для трансформации следует нринять свою силу и развивать ее, женщине-≪амазонке≫ необхо димо стать более мягкой и чувствительной, чтобы соединиться с уже имеющейся у нее силой и получить доступ к своей творчес кой фемининной духовности. В ну тр ен ни й м уж чи на Г ла ва5 Фундаментальное открытие в жизни любого народа - это открытие отношений между мужчинами и женщинами этого народа. Пирл С. Бак Первое восприятие маскулинности женщиной - это восприятие отца. Таким образом, он создает для нее важную модель отноше ния к реальному мужчине и к внутренней маскулинности. В сно видениях женщин, у которых отношения с отцом были нарушены, закономерно присутствуют повторяющиеся маскулинные образы. Сновидения и переживания женщины, имеющей склонность к воспроизведению паттерна вечной девушки - пуэллы, часто со держат фигуру, которую я называю ≪старик-извращенец≫. А в сно видениях и переживаниях ≪женщины-амазонки≫ часто возникает фигура ≪рассерженного мальчика≫. Так как женщина-пуэлла склонна отрицать свою силу и вли яние, над ней властвует могущественная и авторитарная маску линность, могущество которой, однако, оказывается извращен ным, и она становится похожей на жертву своего внутреннего кри тика и судьи. В отличие от нее ≪амазонка в панцире≫ имеет тен денцию отрицать свою непосредственную живость и игривость. В маскулинной форме эта часть паттерна ≪амазонки≫ становится похожей на сердитого, бунтующего подростка, испытывающего потребность в самоутверждении и в разрушении сковывающего ее панциря. Чтобы лучше развить связь с внешней и внутренней мас кулинностью, женщине нужно осознать присутствие таких фигур в своей психике и то воздействие, которое они на нее оказывают. Обратившись к этим фигурам, женщина может сформировать у себя новое, более творческое отношение к маскулинности. 114 Глава 5 1. П уэ лл а ис та ри к-и зв ра ще не ц Во время анализа многие женщины мне говорили: ≪Разве я смогу этого добиться?... Я какая-то неполноценная... все делаю не так... Это безнадежно... Меня никто никогда не полюбит≫. И услы шав это один или два раза от очень многих женщин, я стала раз мышлять, что же скрывается за отсутствием силы духа, за негатив ным образом ≪Я≫? Что делает женщин такими неуверенными и несвободными, что они продолжают оставаться вечными девушка ми, оказавшись в ловушке архетииического паттерна пуэллы? Неожиданно у меня в сознании возник повторяющийся мо тив, присутствующий в снах многих анализируемых женщин, да и в моих собственных, - это образ старика-извращенца с садистски ми наклонностями. Иллюстрацией к этой теме может послужить следующий сон. В этом сне старик-извращенец преследует молодую невин ную девушку, выжидая момент, когда сможет на нее напасть. Он говорит, что покончит с ней, когда та станет носить длинные пла тья; то есть когда уже будет готова стать женщиной. Но у юной невинной девушки есть подруга, которая предупреждала ее об этом старике, поэтому она была способна противостоять ему и бороть ся с ним. Старик-извращенец намеревался схватить ее сзади, что бы сильнее напугать; он все время был в ярости и активно пресле довал девушку. Но она ударила его ногой в промежность и так сильно оттолкнула от себя, что тот отлетел назад и упал. Обезумев еще больше, старик схватил ведро с грязной водой, в которой мыли клубнику, и попытался вылить ее на девушку. Но та оказалась про ворнее, успела схватить ведро и опрокинула воду на него самого. Когда она это сделала, раздался голос: ≪Это испытание в волшеб ных сказках, которые рассказывают на четырех разных языках≫. В сновидении проявляется связь между этими двумя фигура ми: пуэллой и стариком-извращенцем. В нем также виден момент, когда пуэлла может совершить резкий переход в своем личност ном развитии, а также опасность, присущая такому переходу. Ибо тогда начинается осознанная конфронтация и вместе с нею по является возможность справиться с этой внутренней фигурой. К этому я вернусь несколько позже. Но сначала мне хотелось бы подробнее исследовать два образа: пуэллы и старика-извращенца, чтобы понять, как и почему они оказались вместе. внутренний ≪уж'-ина 115 Как для каждой Персефоны найдется свой Гадес, который ее похитит и увлечет в подземный мир, так и в психике пуэллы су ществует нездоровое проявление ригидной, авторитарной стороны маскулинности. В своем потенциале этот аспект маскулинности воплощается в мудрого старика, который становится омерзитель ным и больным, из-за того что им пренебрегают. На мой взгляд, причина такого пренебрежения заключается в нарушении психо логического развития отца, когда тот не участвовал в жизни доче ри и не проявлял ответственного отношения к ней ни на уровне эроса, ни на уровне логоса. То есть фактически не выполнял от цовских функций. Если отцовское начало, которое создает ощущение духовно сти и внутреннего авторитета, отсутствует или искажается, есть вероятность появления старика-извращеица. По моему мнению, всегда, когда в психике какой-то потенциал не получает возмож ности нормально развиваться, он развивается чаще всего извра щенно. Один из таких потенциалов - отцовский, он существует у всех - и у мужчин, и у женщин. Но чтобы развить его, нужен опыт. Нужно снова и снова исследовать и экспериментировать, пробовать и проверять, и только так мы развиваемся и учимся ис пользовать все, что существует внутри. Итак, если у дочери не было прочных отношений с отцом или же его влияние было негативным, как ей ощутить и выявить эту внутреннюю часть своей личности? Скорее она станет опи раться на то, что слышит от матери и родственников, на представ ления, существующие в культуре, а также на свои фантазии, кото рые начинают развиваться в отсутствие реальности. Вполне веро ятно, если отец не был отцом по отношению к дочери, то он не был и мужем ее матери. Поэтому вполне возможно, что мать от носилась к мужчинам с горечью, цинизмом и раздражением, и у нее внутри был извращенный, неполноценный внутренний муж чина, т.е. она сама испытывала негативное отноптение к маскулин ности. В таком случае неудивительно, что у дочери может сфор мироваться такое же отрицательное отношение к отцу и мужчи нам и так же будет нарушена связь с ее внутренней маскулиннос тью. Женщина с очень развитой фантазией рисует в своем вооб ражении такого мужчину, как Синяя Борода. Это может прояв ляться в масштабах культуры. Предположим, женщина выросла в фашистской Германии, - разумеется, это крайний случай, - ког да у власти стояли бездушные нацисты. Какой образ отца и какая 116 Глава 5 духовность могли у нее сформироваться? Или даже в Америке, где так часто мужчины до старости остаются мальчиками, очень вы сокий процент разводов и ни у кого нет никаких обязательств друг перед другом. Если у женщины искажено восприятие отца, то искажен и образ мужчины вообще, то есть она будет негативно относиться ко всему мужскому роду, а к ее отдельным представителям - с недо верием. Но это искаженное отношение к отцу и мужчинам по-раз ному проявляется у пуэллы и ≪амазонки≫. Женщина-≪амазонка≫ склонна видеть мужчин слабыми, покорными и бессильными. Только она сильна и могущественна; только она независима. В ее мире роль мужчин очень незначительна или их нет вообще. В от личие от амазонки, пуэлла приписывает им все могущество. Она зависима, она жертва, отданная на откуп влиятельному мужчине. Он распоряжается, а она вольно или невольно ему подчиняется. Нетрудно видеть, что таким образом у нее развивается садомазо хистский синдром. Приписав все могущество мужчине, она слиш ком мало оставила для себя, и ее самооценка и уверенность в себе находятся на самом низком уровне. Конечно, вполне возможно, что в бессознательном переживается сильная инфляция - т.е. фор мируется нереалистичное представление о себе, характеризующе еся огромным высокомерием. Пуэлла может ощущать себя эдакой изнеженной Принцессой на горошине но отношению ко всему низ шему. Но на уровне сознания она может ощущать себя Золушкой, которой пренебрегают, которую оскорбляют и низводят до уров ня уборщицы. Сон одной женщины может послужить прекрасной иллюстрацией сказанному выше. Мужчина, для нее небезразлич ный, рассыпался в похвалах очень уверенной в себе даме с нарцис- сическими склонностями, тогда как сама сновидица работала в чулане, разделывая цыплят. В конце концов сновидица не выдер жала и, придя в ярость, высказала той женщине все, что о ней ду мает, назвав ее надутой и высокомерной гордячкой. Именно так и нужно было поступить в реальности: признать бессознательную, подверженную инфляции парциссическую установку, которая ее порабощала, побуждая считать себя униженной. В установке пуэллы по отношению к самой себе часто мож но услышать лицемерный и циничный голос, убеждающий ее в том, что она неполноценна, никогда ничего не добьется и не будет достойна любви. Если она ему верит, создается порочный круг, который сохраняет у нее это негативное отношение к себе как к Внутренний мужчина 117 слабому ни на что не годному существу. Она часто даже действи тельно ощущает себя неудачницей в реальном мире, отдав всю свою энергию этому внутреннему садисту, который, с одной сто роны, говорит, что у нее ничего не получится, а с другой стороны, подпитывает ее инфляцию. Так происходит у всех четырех разновидностей паттерна пу эллы: ≪куколка-милашка≫ проживает проекции своего партнера; ≪девушка из стекла≫ живет в мире фантазий и не способна обра титься к реальности; ≪парящая в вышине≫ вожделенно порхает от одного мужчины к другому, не связанная никакими обязатель ствами; ≪никчемная≫ всем плоха и является изгоем общества. По существу, если женщина не уверена в себе и потакает внутренне му тупице, она не может реализовать себя в жизни. Одной из моих клиенток приснилось, что она ехала на машине, думая о будущем ребенке и подарках на свадьбу, и припарковалась в тунике, где какой-то старик попытался украсть у нее машину. Она его заме тила, когда тот уже проколол все шины, поэтому не могла ехать дальше. Нет ничего удивительного в том, что в реальной жизни она буксовала в своем развитии и ее творческий потенциал безна дежно дремал. Женщин часто обвиняют в том, что им никогда не приходи лось пройти через серьезные испытания. Постоянно задается воп рос: ≪Где те женщины, которые творили историю?≫ Но если опи санное мной на самом деле в чем-то типично, тогда, ио-моему, воп рос никого не удивит. Пуэлле необходимо справиться со своим внутренним стариком-извращенцем, который полностью унич то жает ее потенциальные возможности, прежде чем она сможет их обнаружить и успешно реализовать в реальном мире. По моему убеждению, один из способов воздействия стари- ка-извращенца на женщин через культуру заключается в том, что им навязывается маскулинное представление о творчестве, в осно ве которого лежит логика и рассуждение. Если женщина будет следовать таким нормам, ей придется творить, как это делают мужчины, а не женщины - исходя из внутреннего ядра феминин ной сущности. Нечего удивляться тому, что нашлось так мало женщин, которые ≪сделали это≫, ибо таким образом они лишь от вергали свои творческие возможности. И в дополнение к приме нению маскулинных норм и оценок в отношении женского твор чества, воздействие на культуру оказывал старик-извращенец, за ставляя их чувствовать себя виноватыми, если они находили вре118 Глава 5 мя заниматься творчеством для себя. Анаис Нин, которая боль шую часть своей жизни проживала паттерн пуэллы и сама была дочерью пуэра, но нашла в себе волю и силы заниматься творче ством, чтобы внести свой вклад в мир, смогла очень ясно это вы разить. Вот что она пишет: Вместе с тем существует дополнительная проблема, которая воз никает в отношении литературного творчества у женщин (у муж чин такой проблемы нет), и она связана с чувством вины. Каким-то образом женщина связала творческую деятельность и стремление к творчеству с представлением о маскулинности, и у нее появился страх, что такая активность связана с проявлением агрессии. Ибо культуре не было нужно, чтобы женщины были успешными. По этому мужчина не чувствовал вины, когда запирался в комнате, что бы написать роман, на протяжении трех месяцев не обращая вни мания на свою семью. Но в женщину самой природой было заложе но ощущение, что ее личная жизнь - это ее основная обязанность, а ее литературная деятельность относится к самовыражению. Такая субъективность и нарциссизм привели ее в замешательство, но при этом мы никогда не называем писателя-мужчину нарциссической личностью.73 Это вовсе не значит, что я таким образом извиняю или оп равдываю отсутствие у женщин творческих способностей. Вовсе нет, ибо это означало бы попасться в ловушку паттерна пуэллы, жертвы, беспомощной девушки, находящейся в полной власти противного старика-извращенца. Однако мой опыт говорит о том, что нужно понять, как развивался жизненный паттерн, что бы суметь его изменить. Как правило, у деструктивного жизнен ного паттерна существует внутреннее и внешнее проявление, и как только оно становится заметным, его следует корректировать па обоих уровнях. В области творчества женщинам очень важно увидеть, как функционирует маскулинная фигура извращенца: извне - на уровне культуры и внутри - в сфере психики. Кроме творчества, сексуальности и эмоциональной близо сти есть и другие сферы, на которые распространяется садомазо хистский паттерн. В упоминавшемся выше сновидении старик 73 Evelyn J. Hinz, ed., A Woman Speaks: The Lectures, Seminars and Interviews of Anais Nin (Chicago: The Swallow Press, 1975), p. 82-83. Внутренний мужчина 119 является сексуальным извращенцем, а девушка - юной и невин ной. Испытывая садистское влечение, он хочет над ней надру гаться. Получается так, словно эти два аспекта - невинность и извращенность - сосуществуют бок о бок. Рассмотрим следую щий пример. У одной женщины, проходившей у меня анализ, не было отца, с которым можно было бы поддерживать эмоциональ но близкие отношения, и она продолжала поиски своего ≪отца≫ в каждом встречном мужчине. В молодости она была отчужден ной и от собственной сексуальности, так как с отцом запрещено ложиться в постель* Но затем она попала в плен своей Тени: из состояния сексуальной наивности она чрезвычайно быстро пере шла к сексуальному промискуитету, не умея ответить ≪нет≫ на притязания мужчин, даже если эти притязания противоречили ее чувствам. Большинство мужчин, которыми она увлекалась, ей действительно очень нравились, но при этом в них она по суще ству искала отца. Она соглашалась быть сексуальным партнером, так как именно таким способом она могла заполучить мужчину. Но при этом ей не удавалось достичь полноценных отношений с ними, так как они в основном были женаты, и отсутствие обяза тельств друг перед другом в рамках этих отношений повторяло ее первичные отношения с отцом. По существу, эго поведение исходило не из ядра ее фемининного эроса, а представляло собой отыгрывание, обусловленное потребностью в отцовской любви и поддержке, которые она никогда не получала от реального отца.
Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |