Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дочери легкомысленных, не способных ни в чем себе отказать и не добившихся успеха отцов часто стараются компенсировать их неудачи, стремясь ради них стать успешными. 9 страница




По существу своим отыгрыванием она в каком-то смысле преда

вала себя и партнера каждый раз в таких отношениях. В глуби

не души она не доверяла мужчинам, иначе смогла бы им сказать

то, что действительно чувствовала. Влияние ее внутреннего ста-

рика-изврашенца заключалось в том, что он говорил ей: един

ственная возможность вступать в отношения с мужчинами - вы

ставить на продажу свое тело, и такое влияние еще больше под

рывало ее доверие к мужчинам. К тому же он ее побуждал всту

пать в отношения с мужчинами, которые на самом деле остава

лись для нее недоступными. А потому в своей сексуальной ≪сво

боде≫ она оставалась закрытой для проявлений близости и эро

са, как это было в прошлом, когда она была наивной девушкой.

Но старик-извращенец мог ею управлять и удерживать ее от важ

ных для нее отношений только потому, что она сама отдала ему

власть из-за своей невинности, из-за отсутствия фемининного

самоутверждения, потому что оставалась пассивной и зависимой

120 Глава 5

и отыгрывала поведение девушки, а не взрослой и уверенной в

себе женщины.

Такой паттерн встречается не так уж редко. В реальной

жизни нужно лишь посмотреть на большое количество случаев

насилия над детьми. Женщины, которые в детстве подвергались

с ексуальным домогательствам взрослых мужчин или даже изна

силованию, впоследствии в своей жизни очень серьезно пережи

нали эти извращенные отношения. В результате обычно их уве

ренность в себе была снижена, и если женщина могла заглянуть

глубоко в себя, она могла обнаружить старика-извращенца, сади

стский, негативный Анимус, который продолжал свои домога

тельства. Еще один пример проявления такого паттерна на соци

альном уровне - личность проститутки. Проведенные исследова

ния показали, что очень часто в детстве этих девочек грубо от

вергал отец, и затем они постоянно отыгрывали это отношение и

сопутствующую ему ненависть, продавая себя мужчинам. Одна

ко даже у внешне счастливой домохозяйки или у молодой жиз

нерадостной женщины можно часто заметить скрытое воздей

ствие этого паттерна.

В фильме ≪Последнее танго в Париже≫74 показан крайний

случай - отношения старика-садиста и молодой женщины-мазо

хистки. В этом фильме показана и опасность подобных отноше

ний и для мужчины, и для женщины. В начале фильма некий

опустившийся и пребывающий в депрессии пожилой мужчина

случайно встречает энергичную молодую женщину: они оба

смотрят квартиру, которую каждый из них хочет снять. Их отно

шения развиваются на сексуальном уровне, причем они крайне

обезличенные - до такой степени, что мужчина говорит, что они

:*десь только занимаются сексом и не должны задавать никаких

вопросов: они даже не знают друг друга по имени. Сперва девуш

ка хочет узнать о нем больше, но в конце концов уступает его

требованиям; он ее чем-то привлекает, поэтому она соглашается

встречаться на его условиях. Отношения, начавшиеся со случай

ной и забавной встречи, превращаются в навязчивую зависи

мость, заставляющую ее смириться с всевозможными оскорби

тельными и унизительными сексуальными актами, к которым

принуждает ее мужчина. Можно ожидать, что их отношения 6у-

74 ≪Последнее танго в Париже≫ - известный фильм Ьернардо Бертолуччи

(1972). - П ри ме ч. п ер

Внутренний мужчина 121

дут продолжаться бесконечно, однако неожиданно ситуация пол

ностью изменяется. Мужчина в конце концов влюбляется в де

вушку и хочет, чтобы их отношения стали более близкими. Но

как только он приближается, девушка сама начинает настаивать

на увеличении эмоциональной дистанции. Именно она становит

ся отвергающей стороной, именно теперь она полностью владе

ет ситуацией. Наконец, когда он пытается добиться ее близости

и хочет узнать ее имя, она отказывается, между ними происходит

ссора, и во время истерического припадка девушка, защищаясь

от мужчины, стреляет в него, и этот выстрел становится смер

тельным. Ее слова:

Я не знаю, кто он такой. Он преследовал меня на улице. Он пытал

ся меня изнасиловать. Он сумасшедший. Я не знаю, как его зовут.

Не знаю, кто он такой. Он сумасшедший. Я не знаю его имени.75

В конце фильма она пытается оправдать себя своей невинно

стью и неосведомленностью, т.е. тем, что она не знала даже его

имени.

В этом фильме показаны доведенные до крайнего драматиз

ма отношения между мужчиной-садистом и женщиной-мазохист-

кой. Но что еще важнее, в нем показана оборотная сторона этих

отношений, которая часто остается незаметной для наблюдателей

и участников. Она заключается в том, что девушка также являет

ся садисткой, ибо именно она в конечном счете отвергает мужчи

ну и отказывается от близости в отношениях с ним. Оборотной

стороной ее подчинения мужчинам является ее негативные чув

ства - недоверие и даже ненависть. Александр Лоуэн в своей кни

ге ≪Любовь и оргазм≫ с разных точек зрения описал паттерн зави

симой дочери. По его мнению, такая женщина ведет себя как пси

хологическая проститутка, которая, будучи отвергнутой, испыты

вает огромную потребность в любви* И чтобы получить эту лю

бовь, она готова на все. Однако эта чудовищная потребность по

жирает мужчину, к которому ее влечет, ибо независимо от того,

сколько он ей дает, ей никогда не будет достаточно. Поскольку ее

потребность нельзя насытить, ее любовники в конце концов исто

щают свои возможности и чувствуют себя виноватыми. А она пре75

Bernardo Bertolucci, Last Tango in Paris (New York: Dell Publishing Co.,

1973), p. 197.

122 Глава 5

зрительно плюет на них, считая каждого из них полным ничтоже

ством76.

Хотя это крайность, но, па мой взгляд, в большинстве паттер

нов, характеризующихся связью пуэллы и старика-извращен-

ца, как правило, присутствует элемент такой связи. В упоми

навшемся ранее сновидении невинная девушка должна проти

востоять мужчине-извращенцу. При этом ей нужно сознательно

сосредоточить внимание на этой персоне, а не вести себя так, слов

но его вообще нет, подобно тому как она вела себя раньше, будучи

совершенно невинной. Именно сознательное выявление этой внут

ренней фигуры в конечном счете помогает ей самоутвердиться и,

следовательно, избавиться от его угрожающей циничной власти.

Опрокидывая на него ведро с грязной водой из-под клубники, она

самоутверждается как женщина; таким образом она отказывается

окунаться в воду с остатками чьей-то неудачной любви и утверж

дает силу своих чувств. Но сначала она должна вступить в кон

фронтацию с этой фигурой, т.е. узнать, кто он такой, как звучит его

имя. В фильме ≪Последнее танго в Париже≫ трагедия происходит,

когда молодая девушка на самом деле боится встретиться со ста

риком, боится узнать, кто он такой, не хочет знать его имя. В сно

видении, как и в сказке ≪Румпелыптильцхен≫, все происходит на

оборот - точное знание имени и сущности персонажа предотвра

щает трагедию и помогает девушке вырваться из рук извращенца.

Но как происходит идентификация и как определяется имя

этой фигуры? Во-первых, эту возможность дают сны, в которых

раскрывается сущность наших внутренних персонажей, а также

динамика их взаимодействия. Во-вторых, можно осознать свои

проекции на других людей и фантазии относительно того, какими

мы хотим их видеть. В-третьих, волшебные сказки, мифы, литера

турные произведения и художественные фильмы также позволя

ют нам увидеть себя в разных персонажах и паттернах взаимодей

ствия. В-четвертых, хороший результат дает метод активного во

ображения, г.е. активный диалог с внутренней фигурой, который

дает возможность узнать, кто это, почему здесь находится и так

себя ведет. Одна моя клиентка рассказала о своей работе с актив

ным воображением, она разговаривала со стариком-извращенцем,

70 Alexander Lowen, Love and Orgasm, p. 266-267. (В рус. переводе: Лоуэн

А. Любовь и оргазм: Современный взгляд на психологию чувства сексуального

удовлетворения. - М.: Феникс, 1998.)

Внутренний мухчино 123

который появлялся в нескольких се снах. Когда она его сиросила,

почему он такой мерзавец и ничтожество, он ответил: ≪Малышка,

ты сбиваешь меня с толку своей невинной самоуверенностью. Ты

ведешь себя как беспомощная жертва. Ты мной пренебрегаешь, а

потом осуждаешь, но ведь мне, как и всем, нужно внимание, поэто

му я тебя беспокою. Постарайся понять меня, узнать, почему я

разочарован. Тебе нет до меня дела, вот я и кажусь тебе мерзким≫.

По-видимому} этот персонаж пытался ей сказать, что он стал из

вращенцем, так как она не обращала на него внимания и вела себя

так, будто его никогда не было. И когда она стала с ним общаться

с доверием, дружелюбно и ласково, он стал изменяться.

Итак, если пуэлла проявляет пренебрежение к старику-из-

вращенцу и забывает о нем, она остается пассивной и беспомощ

ной. Что значит пренебречь этой фигурой на психологическом

уровне? Одна разновидность пренебрежения - вообще не призна

вать ее существования. Например, рассмотрим установку идеали

стического и подверженного инфляции оптимизма ≪парящей в

вышине≫, которая не признает никаких пределов и ограничений,

верит в то, что все возможно, и отказывается признать мощь де

монических и Теневых аспектов бытия. Она ко всему относится с

нетерпением, не принимая в расчет временных ограничений, и

стремится в будущее вместо того, чтобы делать то, что необходи

мо сейчас. ≪Куколка-милашка≫, вероятно, попадает в ловушку, не

сумев признать свои темные стороны вследствие идеалистических

проекций се отца и возлюбленных. Оборотная сторона такого пат

терна - идентификация с Теневой стороной, как это происходит

у ≪никчемной≫, мятежная установка, которая не направлена на

конфронтацию с фигурой старика-извращенца вследствие слиш

ком мощной идентификации с ней. Чрезмерная терпимость к нар

котикам и алкоголю и сексуальная зависимость могут послужить

этому примером, ибо в данном случае не признаются собственные

ограничения тела и эмоциональной жизни. А ≪девушка из стекла≫

пренебрегает стариком-извращепцем, скрываясь от него в мир сво

их фантазий.

Кроме того, пренебречь стариком-извращенцем можно, попы

тавшись от него ускользнуть. Одну из моих клиенток во сне пре

следовал страшный старик, и она попыталась от него убежать. Ког

да они подбежали к ограде, она повернулась и пнула его в ногу, и

тогда он отключился и упал в дыру, в которой находился ящик,

похожий на гроб. Она попыталась его похоронить, но не сделала

124 Глава 5

;ш> до конца, и вскоре он снова оказался позади нее, уверяя, что на

ссй раз она от него не убежит. Однако она от него убежала: даже

не убежала, а улетела; как только она взмыла вверх, воздушный

поток увлек ее на простор небес. В данном случае старик-извраще-

пец воспринимался сознанием через часто повторяющуюся цинич

ную и самокритичную установку, говорящую о том, что она ниче

го не добьется, и вызывающую мучительное чувство вины из-за ее

≪неполноценности≫. Несколько лет это мешало девушке развивать

ся и учиться, а затем, когда она, наконец, отважилась вернуться в

колледж, эта фигура ей твердила, что у нее ничего не получится.

Во сне у нее начался процесс конфронтации с этой внутренней

фигурой, однако он не был завершен полностью, поэтому она все

еще пыталась убежать. Простор неба, в который ее увлек воздуш

ный поток, символизировал ее внутреннюю пустоту, чувство по

давленности и вины за то, что она не пыталась реализовать свои

возможности, а вместо этого проецировала свой творческий потен

циал на мужчин. В процессе анализа, как только она стала обра

щаться к своему внутреннему цинизму и противопоставила ему

свою [фемининную] основу, она стала меньше и меньше ощущать

себя жертвой обстоятельств и все больше принимать на себя ответ

ственность за свои решения. Например, она взяла на себя ответ

ственность за собственное профессиональное развитие, и когда по

рочные, циничные голоса закричали: ≪Ты ничего не добьешься≫,

она громко крикнула им в ответ, что они ошибаются и она сможет

достичь тех целей, которые поставила перед собой. И как только

она это сделала, перед ней открылись новые грани ее жизни.

Желание убежать и скрыться от такой фигуры может объяс

няться еще и тем, что она может обладать практически дьяволь

ской силой. В конечном счете, дьявол - это именно тот, кем изна

чально пренебрегли и кого отвергли, но вместе с тем для него ха

рактерны гордость и тщеславие. И эти две черты - отверженность

н тщеславие, как правило, чередуются в психике. По моему опы

ту, когда я чувствовала, что меня отвергают, я отвечала на это са

мой себе: ≪Ну ничего, я от них уйду - к тем, кто меня действи

тельно ценит...≫ Но, разумеется, человек, которого отвергли, не

может проявлять самоуважение и чувствовать себя уверенным в

своей значимости, поэтому на уровне фантазии происходит ком

пенсация: ≪На самом деле я велик, а те болваны, которые меня

отвергли, слишком глупы, чтобы это понять≫. Но вместе с тем он

боится, что отвергнувший оказался нрав.

внутренний мухчина 125

Противостоять фигуре старика-извращенца - значит проти

востоять комплексу отвержения-инфляции. То есть противосто

ять своей идентификации с дьяволом, с всесильной и одновремен

но немощной гордостью, которая, с одной стороны, говорит: ≪Я

этого не смогу≫, а с другой - считает себя достаточно могуще

ственной, чтобы решить, что сможет и что не сможет сделать. Та

кая установка не оставляет ничего высшим силам, находящимся

за границами Эго, внутренним ресурсам исцеления, хотя все они

остаются скрытыми за внешней оболочкой девичьего бессилия.

Противостоять фигуре старика-извращенца - значит вступить с

ней в рискованную борьбу. Вступив в борьбу, можно обнаружить

в себе новые силы, как это случилось во сне с девушкой, которая

вылила на старика ведро грязной воды и тем самым получила под

тверждение, что готова выдержать такое испытание. Противосто

ять фигуре старика-извращенца также значит признать, что в из

вращении присутствуют некие скрытые возможности. Наконец,

известно, что дьявол - это падший ангел, высшая сущность, чьи

возможности почему-то не раскрылись так, как это должно быть,

вследствие искаженной установки.

В приведенном ниже примере работы с активным воображе

нием, проделанной молодой женщиной в самом начале курса ана

лиза, показан поиск возможной ценности, которая скрывается за

извращением:

Я ступила на плот, стоящий у самой кромки воды, им управлял ги

гантский лебедь. Скользя по морской глади, мы проплыли мимо ог

ромного очень красивого цветущего лотоса, а потом плот с лебедем

ушел подводу, и мы оказались в подводной пещере. Там меня встре

тила ведьма и провела меня через систему проходов. Затем мы про

шли мимо дикого кабана и вошли в большой круглый зал, где ведь

ма предложила мне потанцевать с гигантским тараканом. Сначала

мы танцевали втроем, а затем она оставила меня наедине с тара

каном. Я была в ужасе, мне было отвратительно танцевать с этим

огромным омерзительным насекомым, но я все-таки танцевала с

ним. И вдруг покровы таракана лопнули, и передо мной оказался

прекрасный юный принц.

У этой женщины таракан ассоциировался с отцом, которого

она презирала, считая мерзавцем и ничтожеством, не признавая в

нем позитивных человеческих качеств, потому что своим иоведе-

126 Глава 5

нием он вызывал у нее душевную тоску. Ее воспоминания о нем

были преимущественно негативными: он приходил домой среди

ночи, когда из щелей вылезали тараканы; часто был груб, лишал

ся рассудка и не мог управлять эмоциями. Вместе с тем в жизни

он был очень теплым, общительным и чувствительным человеком,

хотя был очень привязан к матери и не нашел в себе сил и не имел

внутренней структуры, чтобы как-то сдерживать сильные эмоции

или выражать их в приемлемой форме. В его семье отец всегда

бездействовал, а мать постоянно болела, поэтому ему мало что

могло пригодиться из собственного детского опыта* Видя лишь

негативную сторону отцовской чувствительности и дружелюбия,

дочь отвергала эти качества в самой себе. Когда, наконец, у нее

хватило мужества на танец с частью своей личности, которую сим

волизировал омерзительный таракан, и когда его жесткие покро

вы лопнули, неожиданно для себя она получила доступ ко всем

позитивным аспектам чувств своего отца и его эмоциональности.

Но чтобы добраться до этой части своей личности, ей сначала при

шлось столкнуться с негативной, отвергающей матерью (ведьмой)

и ее яростью по отношению к отцу (дикий кабан). Гигантский

лебедь, который привез ее туда, у нее ассоциировался с лебедем,

запряженным в лодку Лоэнгрина77, хранителя Святого Грааля.

Поэтому для нее путь к духовности открывался через танец с фи

гурой извращенца-таракана.

Однажды, когда я читала сказку ≪Желтый карлик≫70, напи

санную Мари Катрин д’Онуа79, меня поразила мысль, что эта сказ

ка - история о пуэлле и ловушках, в которые она попадает, если

не развивает свою силу и не вступает в сознательную конфронта

цию с фигурой старика-извращенца. В ней также подразумевают

ся некоторые шаги в направлении трансформации. В сказке гово

рится о королеве, у которой было много детей, но в живых оста77

Лоэигрин - герой легенд и сказаний средневековой Европы о таинствен

ном рыцаре, приплывающем в ладье, запряженной Лебедем, чтобы спасти девуш

ку или вдову от смертельной опасности. Неизвестный спаситель, приплывший

неведомо откуда, так же неожиданно через много лет может уплыть неведомо

куда, когда за ним иридет Лебедь. Легенды о Лоэнгрине переплетаются с леген

дами о рыцарях Круглого стола и Чаше Грааля. - П ри ме ч. р ед

70 Andrew Lang, ed., The Blue Fairy Book (New York: Dover Publications, Inc.,

1965), p. 30-50.

79 Мари-Катрин Ле Жумель де Барнвиль, баронесса д’Онуа (1651-1705) -

известная французская писательница. Написанные ею истории с ее легкой руки

стали в дальнейшем называть ≪волшебными сказками≫. - П ри ме ч. п ер

Внутренний мужчина 127

лась только одна дочь. Овдовевшая королева не чаяла в ней души;

но она так боялась потерять юную принцессу, что не старалась

исправить ее недостатки. Восхитительная девушка знала, что кра

сотой больше походит на богиню, чем на смертную женщину, зна

ла, что ей предстоит носить корону; она упивалась своей расцве

тающей прелестью и возгордилась так, что стала всех презирать.

Королева приказала самым искусным придворным художникам

написать портреты дочери, а потом разослать эти портреты коро

лям, с которыми поддерживала дружбу. Увидав портрет принцес

сы, ни один из них не мог устоять против ее всепобеждающих чар:

иные заболели от любви, иные лишились рассудка, а те, кому

повезло больше, в добром здравии явились ко двору ее матери.

Но, едва бедные государи увидели принцессу, они сделались ее ра

бами. Принцессе уже исполнилось пятнадцать лет, но никто не

смел просить ее руки, хотя каждый мечтал о чести стать ее супру

гом. Но как тронуть подобное сердце? Хоть пытайся из-за нее уда

виться несколько раз на дню, она сочтет это безделицей. Вздыха

тели роптали на жестокость принцессы, а королева, которой не

терпелось выдать дочь замуж, не знала, как взяться за дело. Упор

но отказываясь выходить замуж, дочь мало-помалу так раздосадо

вала мать, что та стала раскаиваться в том, что слишком ей пота

кала, да поздно. Не зная, что предпринять, королева в одиночестве

отправилась к прославленной фее, которую звали Фея пустыни.

Однако увидеть фею было не легко - ее охраняли львы. Но это не

смутило королеву - она с давних пор знала, что львам надо бро

сить пирожное из просяной муки на сахаре и на крокодильих яй

цах; королева сама испекла пирожное и положила его в корзиноч

ку, которую взяла с собой в дорогу. Но долго идти пешком она не

привыкла и, устав, прилегла отдохнуть под апельсиновым дере

вом. Незаметно для себя она заснула, а проснувшись увидела, что

корзинка пуста - пирожное исчезло, а где-то рядом громко рыча

ли громадные львы. Королева горько заплакала. Не в силах дви

нуться с места, чтобы спастись бегством, она только прижималась

к дереву, под которым спала. И вдруг она подняла глаза и увиде

ла на дереве маленького человечка - громко чавкая, он ел апель

сины. Желтый карлик (его прозвали так за желтизну кожи и за то,

что он жил на апельсиновом дереве) пообещал королеве спасти ее

от львов, если она отдаст ему в жены свою дочь. Королева испуга

лась, что ее съедят львы, поэтому согласилась на предложение кар

лика, хотя он показался ей омерзительным. Когда она вернулась

128 Глава 5

домой, ее охватила такая сильная тревога и она впала в такую тос

ку, что почти перестала говорить, есть и спать, но никому не ска

зала о том, что с ней случилось. Принцессу, которая всем сердцем

любила мать, это очень обеспокоило; она много раз просила ее

рассказать, что с ней случилось, но та придумывала всякие отго

ворки - то ссылалась на слабое здоровье, то говорила, что один из

соседей угрожает ей войной. Красавица чувствовала, что, хотя все

эти ответы правдоподобны, на самом деле тут что-то неладно и

истинную правду королева старается от нее скрыть. Не в силах

совладать с тревогой, принцесса решилась пойти к знаменитой

Фее пустыни, о мудрости которой повсюду шла громкая молва.

Когда принцесса подошла к роковому апельсиновому дереву, она

увидела на нем столько цветов и плодов, что ей захотелось их со

рвать. Она поставила корзинку на землю, сорвала несколько

апельсинов, но, когда она захотела взять корзинку, ни корзинки,

ни пирожного на месте не оказалось. Принцесса удивилась и огор

чилась, но вдруг увидела ужасного маленького карлика. Она рас

сказала ему про себя и королеву. Поняв, что перед ним принцес

са, которую королева обещала ему в жены, Желтый карлик рас

сказал ей об этОлМ. Принцесса в ужасе отпрянула от него, но тут же

услышала, как, протяжно рыча, приближаются львы. Тогда она,

стиснув свои прекрасные руки, сказала злому карлику, что она

согласна выйти за всех карликов в мире, лишь бы не погибнуть

такой ужасной смертью. После этого принцесса, которую звали

Красавица, упала без чувств и, сама не зная как, очутилась в сво

ей постели. А на руке было кольцо, сплетенное из одного-един-

ственного рыжего волоска, но сидевшее на пальце так плотно, что

его невозможно было снять.

После встречи с Желтым карликом гордыни у Красавицы

поубавилось: она решила, что самый простой способ выпутаться

из беды - это выйти замуж за могущественного короля, у кото

рого уродец не посмеет оспорить такую славную победу. Поэто

му она отвечала посланцам куда более благосклонно, и хотя она

и предпочла бы навеки остаться девушкой, но все же согласилась

выйти за Короля золотых россыпей. Это был могущественный

государь, прекрасный собой, который уже несколько лет, как был

без памяти влюблен в принцессу, но до сих пор не видел и наме

ка на взаимность. И вот долгожданный день свадьбы наступил.

Еще до начала церемонии двое гостей пришли без приглаше

ния - Желтый карлик и Фея пустыни. Желтый карлик появил-

Внутренний мужчина 129

с я перед королем верхом на коте и вызвал его на поединок за об

ладание принцессой. Он закричал, что является его соперником

и врагом, так как вероломная принцесса уже дала ему обещание

выйти за него замуж, и в доказательство этого он указал на коль

цо у нее на пальце, сплетенное из его волоса. ≪Попробуй его

снять, сказал Желтый карлик, - и ты убедишься, что моя власть

сильнее твоей≫. Разгневанный король ответил Желтому карлику:

≪Ты осмеливаешься называть себя обожателем этой восхити

тельной принцессы, ты осмеливаешься притязать на честь быть

ее супругом! Знай, что ты урод, на твою безобразную внешность

тошно смотреть, и я давно убил бы тебя, будь ты достоин такой

славной смерти≫. Желтый карлик, оскорбленный до глубины

души, пришпорил своего кота, и тот со зловещим мяуканьем стал

прыгать в разные стороны, нагнав страху на всех, кроме храбро

го короля: король бросился на карлика. Тот извлек из ножен свое

оружие - длинный кухонный нож и, вызывая короля на поеди

нок, с диковинным шумом въехал на площадь перед дворцом.

Разгневанный король бегом бросился за ним. Не успели они ока

заться лицом к лицу, а все придворные высыпать на балконы, как

солнце сначала сделалось кроваво-красным, а потом вдруг затми

лось и в двух шагах ничего не стало видно. Молодой король так

отважно смотрел на своего врага и действовал с таким муже

ством, что Желтый карлик смутился. Но король дрогнул, увидев,

что стало с его принцессой. Фея пустыни, на голове у которой

развевались не волосы, а змеи, верхом на крылатом грифоне и с

копьем в руке с такой силой вонзила копье в принцессу, что та,

заливаясь кровью, упала на руки королевы. И тут король поте

рял и мужество, и рассудок. Забыв о поединке, он бросился к

принцессе, чтобы помочь ей или вместе с ней погибнуть. Но

Желтый карлик не дал ему времени приблизиться к невесте: вер

хом на коте он прыгнул на балкон, где находились все трое, выр

вал принцессу из рук ее матери и придворных дам, потом вско

чил на крышу дворца и исчез. Король застыл в совершенной ра

стерянности: наблюдая невероятное происшествие, он с отчаяни

ем понимал, что не в силах ничем помочь своей невесте, и тут в

довершение всех несчастий глаза короля вдруг померкли, и ка-

кая-то неведомая сила подняла его в воздух.

Злая Фея пустыни явилась помочь Желтому карлику похи

тить принцессу, но, едва она увидела Короля золотых россыпей,

ее жестокое сердце пленилось красотой молодого государя, и она

130 Глава 5

решила сделать его своей добычей. Она перенесла короля в

страшное подземелье и цепями приковала там к скале, надеясь,

что угроза близкой смерти заставит его позабыть Красавицу и

подчиниться ее воле. Едва они прибыли на место, фея вернула

королю зрение, не вернув, однако, свободы, и, с помощью кол

довства обретя красоту и очарование, в которых ей отказала при

рода, явилась перед королем в образе прелестной нимфы, кото

рая якобы случайно забрела в эти края. И пока фея притворя

лась, будто всей душой сочувствует горю короля, он вдруг бро

сил взгляд на ноги нимфы, а они были похожи на когтистые

лапы грифона, - по этим когтям и можно было узнать фею, ког

да она меняла свой облик, потому что их она преобразить не мог

ла. Но король и виду не подал, что обо всем догадался, и продол

жал говорить с лженимфой доверительным тоном. ≪Я ничего не

имею против Феи пустыни, - сказал он, - но не могу перенести,

что она поддерживает моего врага - Желтого карлика, а меня как

преступника держит в цепях. В чем я перед ней провинился? Я

любил прекрасную принцессу, но, если фея вернет мне свободу,

я чувствую, что из благодарности буду любить ее одну≫. Обма

нутая этими речами, Фея пустыни решила перенести короля в

другое место, настолько же прекрасное, насколько ужасным было

подземелье, где он томился. Король мало-помалу вырвал у Феи

пустыни позволение свободно прогуливаться по берегу моря.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.24 сек.