Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дочери легкомысленных, не способных ни в чем себе отказать и не добившихся успеха отцов часто стараются компенсировать их неудачи, стремясь ради них стать успешными. 13 страница




чтобы самим преобразиться в слово,

как в ярости труда каменотес

становится безмолвьем стен соборных.

Вот где спасенье было. Если б раз

ты подсмотрел, как рок вступает в строку,

чтоб навсегда остаться в ней и стать

подобием, и только, - равносильным

портрету предка (вот он на стене;

он схож с тобой, и он не схож) - тогда бы

ты выдержал.

В мифе об Амуре и Психее можно найти способ, позволяю

щий вступить в контакт с яростью и ее трансформировать. В этом

мифе Психея потеряла связь со своим возлюбленным, Эросом, и

пытается ее восстановить; для этого ей приходится выполнять за

дания, которые ей дает Афродита, ревнивая мать Эроса. Задания

кажутся невыполнимыми, и Психея приходит в отчаяние. Одно из

заданий состоит в том, чтобы Психея принесла ей золотое руно,

шерсть, которую нужно взять у диких овец. Будучи уверенной в

96 Rainer Maria Rilke, Requiem, and other Poems, trans. J.B. Leishman (London:

The Hogarth Press, 1957), p. 140. (В рус. переводе: Рильке P.M. Избранные сочи

нения. - М.: Рипол-Классик, 1998. Пер. Б. Пастернака.)

166 Глава 6

том, что эта задача невыполнима, и ощущая себя совершенно бес

помощной, Психея отправилась к реке, чтобы утопиться. Но нео

жиданно она услышала мелодичный голос, который рассказал ей,

что нужно сделать. Этот голос исходил от добросердечного зеле

ного тростника, растущего на мелководье. Вот что он сказал:

Психея, столько бед испытавшая, не пятнай священных вод этих

несчастною своею смертью и смотри не приближайся в этот час к

ужасным овцам: когда палит их солнечный зной, на них обычно

нападает дикое бешенство, и они причиняют гибель смертным то

острыми рогами, то лбами каменными, а подчас ядовитыми укуса

ми. Когда же после полудня спадет солнечный жар и нриятная реч

ная прохлада стадо успокоит, тогда ты можешь спрятаться иод тем

широчайшим платаном, что черпает себе влагу из той же реки, что

и я. И как только утихнет бешенство овец и они вернутся в свое

обычное состояние, ты найдешь золотую шерсть, застрявшую по

всюду среди переплетенных ветвей, - стоит лишь потрясти листву

соседних деревьев.97

В данном случае секрет состоял в том, что нельзя было при

ближаться к диким овцам, так как они обладали дикой безумной

и просто убийственной яростью. Чтобы сделать доступной их

энергию, нужно спокойно ждать и собрать их шерсть с колючего

кустарника. Прямое столкновение Психеи с буйной силой диких

овец привело бы ее к гибели: они бы разорвали ее на части. Иног

да вследствие глубоких эмоциональных травм ярость женщины

оказывается настолько взрывной, что разрушает ее межличност

ные отношения. Как обезумевшие овны, ярость сметает своей аг

рессией всех, кто встречается у нее на пути* Такая ярость часто

имеет свои истоки в ощущении, что ее покинули, предали и отвер

гли, которые могут возвращать женщину к ее отношениям с отцом

и которые могут возникать снова и снова в значимых для нее от

ношениях. Зачастую ярость смешивается с чувствами ревности и

мести, которые обладают достаточной силой, чтобы погубить лю

бые отношения и способность женщины любить и уважать себя.

Примером крайности может послужить Медея, героиня древне

греческой трагедии, которая, когда ее предал возлюбленный -

97 Erich Neumann, Amor and Psyhe (Princeton, N.J.: Princeton University

Press, 1971), p. 43-44. (В рус. переводе: Апулей. Апология. Метаморфозы. Фло

риды. - М.: Наука, 1960.)

Ярость 167

Ясон, из мести убила их общих детей. Многие женщины разруша

ют свои отношения похожим образом - постоянными истеричес

кими припадками или угрозами или попытками самоубийства.

Склонность Психеи к саморазрушению свидетельствует о ее одер

жимости смертельной формой агрессии, которая направлена

внутрь и грозит обернуться против нее.

Пока Психея терпеливо ожидает возможности собрать золо

тое руно диких овец, при этом не столкнувшись с их буйной энер

гией, ей открывается доступ к золотой творческой энергии, и при

этом она остается в живых. Чтобы придать форму энергии ярос

ти, нужно получить доступ к ее неразрушающему аспекту, чтобы

человека не охватывала одержимость. Для этого необходимы спо

койствие и мудрость в ожидании действия в нужный момент, ког

да будут и необходимые для этого знания. Если человек одержим

яростью и ≪взрывается≫ в самое неподходящее время, то энергия

обычно тратится впустую и результат оказывается прямо проти

воположным. Другие люди или коллектив видят только бурную

реакцию, а не то, что за ней стоит. А это очень важно. Чтобы со

знательно различать переживания разных сторон ярости, надо

уметь отделить ту долю ярости, которая представляет собой по

давленный гнев на отца, от доли ярости, которая относится к са

мой женщине и ее ситуации. Первое задание, которое должна

была выполнить Психея, - рассортировать перемешанные зерна.

Эта куча зерна была такой огромной, что задача казалась невыпол

нимой. Однако появились труженики-муравьи, которые помогли

Психее справиться с работой. Иногда кажется невозможным вы

делить разные элементы ярости. Определить, какая доля ярости

действительно относится к вам, а какая - к другим людям, к ро

дителям или даже культуре, - невероятно сложная задача. Но не

решив ее, зачастую можно оказаться в ужасном положении Дана

ид, хорошо известных в древнегреческой мифологии.

Пятьдесят дочерей царя Даная - Данаиды с согласия отца

были выданы замуж за двоюродных братьев, домогавшихся их

любви. Однако отец каждой дочери выдал кинжал, которым она

могла бы в первую брачную ночь убить супруга. Сорок девять до

черей послушались отца и закололи кинжалом своих мужей, и за

совершенное злодеяние они должны были в царстве Аида напол

нять водой громадный сосуд, у которого не было дна. Поскольку

сосуд был бездонным, то и их труд был бесконечным, а задача -

невыполнимой. Единственная из дочерей, Гипермнестра, ослуша168

Глава 6

лась своего отца: чувствуя симпатию к своему мужу, она раз

будила его и тайком вывела из дворца. Благодаря вмешательству

Афродиты она избежала приговора, вынесенного остальным до

черям. Отыгрывать невыраженную отцовскую ярость - зна

чит уподобиться Данаидам, которые были отданы в жены не

достойным женихам, а затем поубивали своих мужей с отцов

ской яростью и в конечном счете были приговорены к жуткому и

бессмысленному наказанию. На индивидуальном уровне это про

исходит, если женщина, одержимая невыраженным гневом, по

рожденным отношениями с отцом, обратит его внутрь, возможно,

в попытке совершить самоубийство или в каком-то ином самораз-

рутающем поведении, тем самым уничтожая все шансы построить

и сохранить отношения с окружающими. На культурном уровне

невыраженная патриархальная ярость в отношении к фемининно

сти может периодически проявляться у женщин, не получивших

представления о ее ценности; и, следовательно, в слепом подража

нии или угождении маскулинности оии в итоге потеряют способ

ность сформировать свою фемининность.

Обратить ярость на пользу себе можно, также сохранив то,

что уже было сформировано, в этом, по существу, и заключалось

третье задание Психеи. К тому же именно эго не смогли сделать

Данаиды. После того как Психея собрала золотую шерсть диких

овец, она получила третье задание: наполнить хрустальный кув

шин водой из священной реки Стикс. Поток, падавший с высочай

шего горного утеса, охраняли чудовища; их рев, доносившийся до

Психеи, заставлял ее усомниться в том, что она сможет это сде

лать. Однако посланный Зевсом благородный орел взял в клюв

хрустальный кувшин и, высоко взлетев, наполнил его водой.

Взять воду из потока, соединяющего в себе высшее (вершина уте

са) и низшее (подземный мир) - значит иметь способность полу

чать энергию из потока жизни, соединяющего в себе сознание и

бессознательное, и направлять ее в нужное русло. Для этого необ

ходима сила: чтобы воспарить вверх и показать свою творческую

энергию миру, при этом не став жертвой тревожных голосов, вос

клицающих: ≪У тебя ничего не получится≫. Обладать энергией

и формировать ее - значит не растрачивать силы на аморфную

ярость, а творчески ее утверждать. Это может быть и в политике

или любой другой деятельности, а также в воспитании детей, в

межличностных отношениях, а чаще всего - в нашем бытии, в

обычной человеческой жизни.

Я ро ст ь 169

В следующем стихотворении ≪Апофеоз≫ прекрасно выраже

на трансформация ярости:

Ни боль,

ни иное чувство,

а просто хвост от кометы

импульса

уверенности,

что все это -

одно,

что прежняя ярость -

это любовь и власть,

притом уже иссохшие.98

В конечном счете, трансформация ярости делает женщину

сильной, так что, обладая творческой энергией и женской мудро

стью, она будет развиваться сама, помогать в этом другим и в це

лом способствовать развитию культуры. Принятие ярости и ее

трансформация позволят высвободить и раскрыть фемининную

силу и духовность, которые смогут избавить от колдовского зак

лятия женщину с эмоциональной травмой и наконец исцелить

травму, порожденную отцовско-дочерними отношениями.

98 Dawn Brett, “Apotheosis” (неопубликованное стихотворение).

С ле зы Г ла ва7

Есть дворец, открытый только для слез.

Зогар

Слезы текут по щекам раненой женщины, женщины, имеющей

эмоциональную травму. Слезы могут замерзнуть и застыть в

форме сосулек, острых, как кинжал. Или же они могут течь стре

мительным потоком, который может затопить островок земли,

на котором стоит женщина. Но слезы могут и литься плодо

родным дождем, создающим возможность роста и весеннего воз

рождения.

Когда слезы замерзают в виде острых, как кинжал, сосулек,

они сковывают льдом женщину и все ее отношения. Подобно

взгляду Медузы Горгоны, эти застывшие слезы могут превращать

мужчину в камень; в камень может превратиться и сердце самой

женщины. Такие слезы не будут освобождением или облегчением,

душа застывает и перестает развиваться, когда она подавлена горь

ким возмущением и обидой.

Что касается текущих слез, то они селевым потоком сметают

все на своем пути. Кроме того, трясина горестей не дает возмож

ность двигаться, опереться ногами на твердую почву. Потоки слез

могут увлечь женщину с эмоциональной травмой в пучины скор

би и жалости к себе.

Хотя застывшие сосульки и селевые потоки, в конечном

счете, не могут освободить женщину от травмы, но эти слезы

буквально разрывают на ч ас ти" и разверзают человеческую

душу. Как и ярость, слезы могут принести женщине облегчение

99 В данном случае автор пользуется тем, что существительное ≪слеза≫

(tear) и глагол ≪рвать, разрывать≫ (to tear) по-английски пишутся одинаково. -

П ри ме ч. п ер

Слезы 171

и помочь ей исцелиться от эмоциональной травмы или как-то с

нею жить.

Нездоровые отношения с отцом зачастую нарушают и отно

шение женщины к слезам. Некоторые отцы боятся показать свои

слезы, поэтому не разрешают плакать своим женам и дочерям.

В сновидениях женщин мне часто встречалась следующая тема:

отец откупается слезами дочери. Один способ, каким отец может

это сделать, - сохранять приятную Персону, побуждающую его

детей выглядеть веселыми и неунывающими. В таком случае плач

считается признаком поражения и слабости. В других случаях

отцы могут запрещать дочерям плакать, ибо на работе следует за

ниматься делом, соблюдая дисциплину. И есть отцы, которые

сами утонули в пьяных слезах и, вероятно, заставляют своих до

черей бояться слез.

Следующее сновидение может послужить примером силы,

которая заключена в слезах.

Я должна выступать вместо другой женщины на музыкальном ве

чере. Мой друг должен петь и играть на гитаре. Я не знала несен, но

была уверена, что смогу сымпровизировать. За кулисами перед вы

ходом на сцену ко мне подошел человек маленького роста. В тече

ние всего сна он вел себя совершенно безразлично. Он все время

предлагал мне выпить красного вина, но с условием, что если я про

лью его на себя, то окажусь в его власти. Я выпила белого вина и

перрье100 и подумала, что мне нечего бояться. Затем появился мой

сын, и мужчина сказал, что если мой сын порежется до крови, то он

окажется в его власти. Я попросила сына быть осторожней; тем вре

менем мужчина превратился в котенка. Сперва я предупредила

сына, чтобы он не трогал котенка, но потом решила, что в этом нет

ничего страшного, ведь это просто прелестный маленький котенок.

Сын стал играть с котенком, и тот его поцарапал. Тогда котенок

снова превратился в мужчину и сказал: ≪Теперь твой сын в моей

власти!≫ Я рассердилась, и когда появился муж, спросила у него:

≪Это неправда, не так ли?≫ По мой муж решил, что тот мужчина

прав. Наверное, прошло какое-то время, быть может, я даже про

снулась, а затем я заплакала, и заклятие, наложенное на моего сына,

исчезло. Мои слезы спасли его!

100 Перрье - знаменитая французская марка минеральной воды. - П ри ме ч.

п ер

172 Глава 7

Это сновидение - одно из серии снов о ≪водном пути≫, в ко

торых вода приносит освобождение. Раньше той женщине при

снился сон, где ее преследовал человек из каменной соли, кото

рый, по ее ощущениям, символизировал се высохшие слезы и

склонность к одержимости внутренней маскулинностью, которая

была очень требовательной и строгой. Ее отец оставил семью, ког

да ей исполнилось десять лег. Он никогда не писал ей писем и не

присылал подарков, хотя она поздравляла его с Рождеством и

днем рождения. По существу, он ее игнорировал, и в душе она

пыталась найти этому объяснение. Достигнув подросткового воз

раста, она перестала слушаться и стала себя вести в соответствии

с паттерном ≪никчемной≫. Она стала употреблять наркотики и

пускаться в опасные приключения: однажды, путешествуя авто

стопом, она попала в руки человека, который издевался над ней и

чуть ее не убил. Она была сильной и дерзкой, и из ≪никчемной≫

превратилась в борца. Обладая чрезвычайно сильной интуицией

и при этом способностью четко формулировать свои мысли, она

пыталась объяснить окружающим, что у них не так и как с этим

быть. Часто она оказывалась права, но, поскольку у нее был на

рушен контакт со сферой своих чувств и она тщательно скры

вала свою уязвимость, ей недоставало мягкости и терпимости,

и она часто задевала чувства других людей. А поскольку в их

глазах она была сильной и жесткой, люди считали ее способной

на все, а потому часто ее осуждали, не обращая внимания на ее

уязвимость. Такое обращение ее возмущало, однако она была не в

состоянии ни выразить свои чувства, ни определить собственные

потребности.

Все выглядело так, будто изнутри над ней издевался требо

вательный внутренний мужчина, который все время ожидал от

нее совершенства и целеустремленности и не давал ей ни минуты

покоя. Требования внутреннего мужчины были просто запредель

ными, он хотел слишком многого, так что было трудно не только

раскрыть свои способности, но и даже жить в соответствии с та

кими сверхчеловеческими идеалами. Она помнила, что ее отец

был перфекционистом и она постоянно оказывалась в тупике, не

в состоянии ни постоянно доставлять ему удовольствие, ни посто

янно его осаживать. А теперь ей стало казаться, что она сама одер

жима этим жестким перфекционизмом, который в сновидении

символизировал зловещий мужчина с пустым выражением лица,

жаждавший ее заколдовать. Но это заклятие можно было снять

Слезы 173

только слезами. Это значило дать себе право на чувства и позво

лить себе их выражать, а не скрывать за внешней ожесточенностью.

Это значило позволить себе легче относиться к другим и к самой

себе - в частности, к своим ожиданиям и потребностям феминин

ного тела. Это также означало принять свои эмоциональные трав

мы и злую дьявольскую силу. Она чувствовала, что в том сне про

лить на себя красное вино означало бы признать свое несовершен

ство и смирение. В сновидении ей удалось этого избежать, но не

удалось избежать кровоточащих царапин у сына. Она чувствовала,

что ей следует признать свою уязвимость и власть, которую имел

над ней этот мужчина, прежде чем колдовское заклятие разрушит

ся. А своими слезами она признала существование травмы.

У многих женщин в психотерапии происходит прорыв, ког

да они просто позволяют себе расслабиться и заплакать, тем са

мым выражая свои травмы. Довольно часто, плача, они чувствуют

стыд и унижение. И вместе с тем их слезы часто приносят пользу

и вселяют надежду, ибо они разрушают их защиты и становятся

свидетельством существующей травмы, которую нужно принять,

прежде чем ее исцелить. Как сказала одна женщина: ≪Когда чело

век плачет и не может назвать причину, это приносит огромное

облегчение. Раньше я думала, что у меня всегда должен быть от

вет или объяснение. Возможность плакать во время терапии в

присутствии внимательного психотерапевта позволила мне полно

стью признать свою боль и ощутить свою рану≫.

Другой женщине приснилось, что она попала в ужасную

бурю, и ливень того гляди затопит дорогу, так что ее машина не

сможет ехать. При этом, подняв голову и посмотрев в грозовое

небо, она увидела за тучами сияние. Шквал неподконтрольных

эмоций заслонял от нее свет нового видения. Эта женщина в ос

новном проживала свою жизнь как ≪покорная, преисполненная

долга дочь≫, угождая другим людям. Ее мать была калекой, и ей

приходилось о ней заботиться. Мать кричала от боли, а дочь ста

ралась ее успокоить. Ее отец физически был практически глу

хим, а психологически он полностью отвернулся от своей жены

и дочери. Он не слышал их плача. Ее бабушка была суровой су-

дьей-моралисткой, отрицавшей всякую ценность чувств. Дочь не

видела ни проявления эмоциональной чуткости, ни реального за

ботливого отношения к себе ни от кого из взрослых членов сво

ей семьи. Ей не позволялось проявлять свои чувства и уделять

им внимание. Вместо этого она превратилась в сиделку и, буду174

Глава 7

чи ребенком, вела жизнь покорной прислуги, поэтому в конеч

ном счете ушла в монастырь, где и провела первые двадцать лет

своей взрослой жизни* Развивая духовную и интеллектуальную

сторону своей личности, она не признавала существования эмо

ций и сексуальности. Покинув стены монастыря, она стала отча

янно искать близких отношений. Однако ее паттерн заключался

в том, чтобы помогать другим, угождать им, чтобы заслужить их

любовь. Если она не получала от них отклика на уровне физичес

кой или эмоциональной близости, то чувствовала, что ей больно

и что ее просто используют. На протяжении многих лет она не

позволяла себе плакать о своем непрожитом детстве, о том, что

была лишена физической и эмоциональной близости, и теперь

эти слезы требовали выхода. Ей нужно было пережить бурю

осознания своей непрожитой жизни, прежде чем она сможет про

двигаться вперед в своем развитии. Ей нужно было выразить

свою боль. И как показал сон, после бури и слез из-за туч пока

залось солнце и осветило путь, а в последних каплях дождя ро

дилась радуга, несущая радость.

Образ освобождающего дождя, символизирующего слезы

трансформации, появляется в сновидениях многих женщин.

И он часто встречается в поэзии. Объемный поэтический цикл

Рильке ≪Дуинские элегии≫ завершается образом дождя. В ≪Ду-

инских элегиях≫ выражается горестное стенание о человеческой

жизни: ≪Кто из ангельских воинств услышал бы крик мой?.. Ста

ло быть, лучше сдержаться и вновь проглотить свой призывный,

/ Темный свой плач≫101. Рильке образно описывает, какое зна

чение имеет рана в жизни человека; он пишет об отчаянии, оди

ночестве и беспомощности людей с эмоциональной травмой:

это и мужчины, и женщины, они ощущают мимолетность жизни,

их мучают страхи, противоречия, они понимают, что несовер

шенны и не могут иметь все, что хотят; и как только они на

чинают чувствовать иронию в фактах мировой истории и госу

дарственной политике, в войнах и правосудии, то наконец при

знают близость наступления неминуемой смерти. Рильке сам

был в отчаянии, когда начал писать ≪Дуинские элегии≫. Для

завершения этого поэтического цикла ему потребовалось де101

Rainer Maria Rilke, Duino Elegies, trans. J.B. Leishman and Stephen

Spender (New York: W.W. Norton & Ca, Inc., 1963), p. 21. (В рус. переводе: Риль

ке P.M. Дуинские элегии / / Рильке P.M. Часослов. - Пер. В. Микушевича. - М:

ЛСТ; Харьков: Фолио, 2000. - С. 301. Элегия 1.)

Слезы 175

сять лет. На протяжении этих десяти лет своего творчества он

приходил в ярость и рыдал. Но в конце концов ему открылся

смысл всех его страданий. Наконец, он смог оторваться от сте

наний, чтобы воздать страданиям хвалу, осознавая, что они

являются болезнью роста, необходимой в определенное время

на определенном этапе развития. Рильке осознал, что источ

ником и грусти, и радости является один и тот же ≪вечный по

ток≫, жизнь и смерть - две области одного царства. А значит,

хотя мы склонны думать, что боли, уныния и других тягостных

состояний можно избежать, и связывать счастье с хорошим на

строением и жизненными успехами, в конечном счете, одно яв

ляется частью другого. Дождь является поэтическим образом

вечного круговорота жизни, через смерть и возрождение. Вот как

пишет об этом Рильке, торжественно и с надеждой завершая

цикл ≪Дуинских элегий≫:

Может быть, мертвые нас разбудили бы знаменьем неким?

Явили бы нам хоть сережки на голой лещине

Или дождик весенний,

Падающий на темное царство земное.

И мы, привыкшие мыслить

Счастье в подъеме, были бы тронуты,

Были бы поражены,

Когда падает счастье.102

Освобождение посредством слез происходит в сказке братьев

Гримм ≪Девушка-безручка≫103. В этой сказке также изображена

травма, вызванная отцовско-дочерними отношениями. В ней ли

шившийся работы и достатка мельник встретил в лесу старика,

который пообещал дать ему огромное богатство, если тот отдаст

ему то, что стоит у него за мельницей. Подумав, что за мельницей

нет ничего ценного, - за ней стояла только одна яблоня, - мельник

согласился. Но оказалось, что за мельницей находилась дочь мель

ника, которая в то время подметала двор, а старик, повстречавший

ся мельнику в лесу, оказался дьяволом. Таким образом, мельник

пообещал отдать дочь дьяволу - так очень часто поступают отцы,

102 Ibid., р. 85. (Там же. с. 326. Элегия 10.)

103 Grimm Brothers, The Complete Grimm's Fairy Talest p. 160-165. (В рус. пе

реводе: Братья Гримм. Девушка-безручка / / Братья Гримм. Сказки. - М.: Худо

жественная литература, 1978. - С. 102.)

176 Глава 7

имеющие эмоциональную травму. Отец пошел на это, думая, что у

него нет ничего ценного, что ему нечего терять, а значит, с его сто

роны не будет никакой жертвы. Одиако он забыл о ценности сво

ей дочери и тем самым обесценил и дочь, и себя как отца.

Узнав, что отец пообещал отдать ее дьяволу, девушка чисто

вымылась, чтобы не попасть ему в лапы. Тогда дьявол велел

мельнику убрать от нее всю воду, чтобы она не могла больше

мыться, иначе у него не будет над ней никакой власти. Мельник

испугался и исполнил все, что тот ему повелел. Дьявол вернул

ся на следующее утро, но девушка так много плакала, что омыла

слезами руки и они остались чисты. Так как дьявол снова не

смог к ней приблизиться, он в ярости велел мельнику отрубить

дочери обе руки и на следующей день грозил за ней вернуться.

Мельник пришел в ужас, но дьявол предупредил, что если мель

ник не отрубит руки дочери, он унесет его самого. Тогда девуш

ка протянула отцу обе руки и дала их себе обрубить. В третий

раз явился дьявол, но дочь так долго и так много плакала над

своими обрубками, что и их успела омыть своими слезами. Тог

да дьяволу пришлось отступиться, но девушка осталась безру

кой. Отец обещал ее содержать всю оставшуюся жизнь, но де

вушка велела привязать ей искалеченные руки за спину и с вос

ходом солнца пустилась в путь.

В данном случае дочь видит слабость отца и понимает, что

она не может на него надеяться и должна жить самостоятельно.

Однако отсутствие у нее рук означает, что она не может развивать

деятельность Эго в качестве компенсации. Ее слезы спасают ее от

дьявола и отдаляют от безответственного отца. В результате она

пошла своим путем через дремучий лес. Там она обратилась с мо

литвой к Господу Богу, веря в могучие исцеляющие силы приро




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.239 сек.