Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дочери легкомысленных, не способных ни в чем себе отказать и не добившихся успеха отцов часто стараются компенсировать их неудачи, стремясь ради них стать успешными. 15 страница




ка рассказала им о своей цели. - ≪Это очень грудное дело, - ска

зали служанки, - Див прячет семена этого дерева в мешочке под

своей подушкой, не легко их взять у него. Див спит, растянувшись

на спине. Когда ты подойдешь к его обители, посмотри, оба ли

глаза у него открыты? Если оба, то, значит, он спит, можешь взять

у него из-под головы мешочек. Но если у него открыт один глаз,

значит, он не спит, - скорее беги обратно.

По рассказам слуг девушка нашла обитель Дива и, когда

вошла к нему, увидела, что оба его глаза открыты. Крадучись, она

подошла к нему, вытащила из-под его подушки мешочек и быст

ро убежала. Но Див тут же вскочил и закричал: ≪Эй, слуги, ско

рее хватайте вора!≫ Но поскольку девушка помогла всем слугам и

животным Дива, никто из них не захотел ему подчиняться. Поэто

му Див погнался за ней сам. Он помчался что было силы и почти

догнал девушку, уже протянул лапу, чтобы схватить коня за хвост,

но девушка бросила через плечо зеркальце, которое дала ей стару

ха* Зеркальце сразу всплеснуло волной и превратилось в стреми

тельную широкую реку. Огромный Див бросился в реку и с боль

шими мучениями добрался до другого берега. Вот он опять по

гнался за девушкой и почти настиг ее. Но только он протянул

лапу, чтобы схватить за хвост коня, как девушка бросила через

плечо брусок, он упал с грохотом и превратился в высокую гору.

Див остался за ней, а девушка во весь дух погнала коня и убежа

ла от Дива. Хотя прошло много времени, Див перебрался через

гору и опять погнался за девушкой, вот уже он почти догнал ее и

протянул лапу, чтобы схватить коня за хвост, но в этот момент

девушка бросила за спину гребень. Из гребня с треском вырос гу

стой непроходимый лес, без конца и без края. Див кинулся в одну

сторону, в другую - заблудился и вернулся обратно*

Так девушка ускакала от дива и живой и невредимой приеха

ла в город, где жил знахарь. Девушка нашла его и рассказала ему

112 Танур (тадж.) - хлебная печь у таджиков. - П ри ме ч. п ер

Внутреннее прощение и освобождение отца 193

о своем путешествии к Диву. ≪Молодец, юноша! - сказал зна

харь.- Вы очень смелый человек! Вот, возьмите половину этих зе

рен, отвезите их в свою страну, иосадите там их и вырастите рас

тения - плоды их будут излечивать людей от разных болезней!

Вот вам и лекарство для глаз, накапайте его в глаза отцу, и он про-

зреет!≫ - ≪Спасибо вам, я выполню все, что вы мне сказали!≫ -

воскликнула девушка. Знахарь объяснил девушке, как выращи

вать из семян целебные травы и как делать лекарства, а потом

предложил ей погостить у него два-три дня. Девушка согласилась.

Хозяин собрал своих близких и друзей, и три дня они пировали.

Один из близких друзей знахаря сказал ему, что его гость - пере

одетая девушка. Они решили испытать гос тя. Друг сказал знаха

рю: ≪Когда ваши гости разойдутся по домам, вы постелите постель

гостю в комнате вашего сына. У изголовья каждого из них поло

жите по букету белых хризантем. Если это девушка - цветы завя

нут, если это юноша - цветы останутся такими же, как были.

Знахарь согласился выполнить просьбу друга. Но смышленая

девушка по пристальному взгляду знахаря и его друга обо всем

догадалась и, не засыпая, до полночи беседовала с сыном знахаря,

рассказывала ему разные происшествия и сказки. Как только сын

знахаря заснул, девушка поднялась, осмотрела свою постель и

увидела увядшие хризантемы. Она пошарила рукой у изголовья

сына знахаря и нашла там свежие, как будто только что сорванные

цветы. Выбросила она увядшие цветы, вышла в сад и нарвала све

жих белых хризантем. На рассвете она положила цветы у изголо

вья и заснула. Но сын знахаря не спал. Приоткрыв глаз, он наблю

дал за девушкой и увидел всс, что она сделала. Утром знахарь

пришел будить сына и гостя. Когда молодые люди вышли из ком

наты, он достал из-под их подушек цветы и поразился: какими

свежими они были положены, такими и остались. Через три дня

девушка собралась уезжать. Знахарь провожал ее с большим по

четом и уважением. Распрощавшись со всеми, девушка отправи

лась в путь. Сын знахаря, заинтересованный ею, отпросившись у

отца, поехал проводить гостя. Они ехали несколько дней и ночей.

Сын знахаря никак не хотел возвращаться обратно. Так они и

приехали в город, в котором жила девушка.

С тех пор вместо одной болезни у отца появилось несколь

ко, и он раскаивался в том, что позволил дочери поехать за ле

карством. Но когда младшая дочь возвратилась домой живой и

невредимой, печаль родственников сменилась радостью. Девуш194

Глава 9

ка в присутствии сына знахаря рассказала обо всех своих при

ключениях. Не теряя времени, она смазала глаза отца привезен

ным лекарством, и не прошло и часа, как отец почувствовал себя

здоровым, а глаза его наконец снова увидели белый свет. Обра

дованный, он сказал дочери: ≪Дорогая моя дочь, теперь я никог

да не буду жалеть о том, что у меня нет сына. Ты проявила пре

данность десяти сыновей, ты сделала меня счастливым, и я же

лаю тебе долгой жизни, и пусть всегда тебе сопутствует счастье≫.

Сын знахаря уже при входе в этот дом понял, что сопровождал

не приятеля, а девушку. В конце разговора он обратился к ее

отцу и матери и сказал: ≪С первого дня знакомства я питаю глу

бокую любовь к вашей дочери и теперь, когда убедился, что это

и в самом деле девушка, а не юноша, прошу вашего согласия от

дать мне ее в жены. Родителям девушки тоже понравился при

ехавший юноша, по они не знали, кто он. Когда же дочь расска

зала им обо всем и они узнали о дружбе ее с сыном знахаря, то с

радостью согласились выдать свою дочь за этого юношу. Отваж

ная и умная девушка вышла замуж за сына ученого знахаря. Они

прожили вместе долго и счастливо.

В этой сказке говорится о больном и слепом отце, который не

может увидеть в полной мере ценность фемининности. Хотя он

нежно любит дочерей, он не верит, что они могут отправиться из

дома на поиски лекарства, которое может его вылечить. Един

ственный персонаж в сказке, воплощающий фемининную духов

ность, - это больная старуха, которая знает, как достать лекарство,

но и она уверена в том, что даже мужчина не сможет решить эту

задачу. Все три дочери хотят попытаться это сделать. Здесь при

сутствует образ травмированного отца, испытавшего боль в своем

отношении к фемининности, и при этом его может спасти только

фемининность - старуха обладает знанием, а дочери обладают

мужеством и у них есть мотивация.

Чтобы отправиться в странствие, дочерям нужно переодеть

ся в мужскую одежду, что свидетельствует о низкой оценке фе

мининности и о недоверии к ней. Тем не менее открыться и про

явить себя в привычном облике женщины означало для них с

большой вероятностью сразу потерпеть поражение. На первой

стадии освобождения фемининности в нашей культуре женщи

нам также необходимо вести себя подобно мужчинам, чтобы

быть успешными в этом мире. Ни мужчины, ни сами женщины

не признавали, что фемининность способна внести свой вклад в

Внутреннее прощение и освобождение отца 195

большинство профессий. Хотя две старшие дочери отказались от

своих попыток достать лекарство и вернулись домой, тем не ме

нее в ситуации уже наметился прогресс. Они уже отправились в

мир, и каждая совершила свою попытку. И хотя старуха, встре

тив старшую дочь, сказала ей, что лекарство добыть ≪никак

нельзя≫, средней дочери она уже сказала, что это ≪очень слож

но≫. И когда приехала младшая дочь, старуха сначала хотела ее

переубедить, но в конце концов рассказала ей все, что поможет

выполнить задачу. Так как дочери, одна за другой, продолжали

совершать попытки спасти отца, у старухи появлялось все боль

ше оптимизма и, наконец, она поделилась с младшей дочерью

своими знаниями и мудростью. В переводе с символического

языка сказки это значит, что женщины постепенно достигали

прогресса, объединив свои усилия за признание и получение сво

их прав. Хотя младшая дочь все еще скрывалась под мужской

одеждой, слушая рассказ старухи, как достать исцеляющее сна

добье, она проявляла не только характерную для женщин добро

ту, но и мужественную решительность; считается, что эти два

качества противоположны: согласно предписанию культуры,

первым должны обладать женщины, а вторым - мужчины. Соче

тая их в себе, младшая дочь тем самым является воплощением

возможности их интеграции. И именно благодаря такой интегра

ции она узнает, как получить доступ к целебному снадобью.

Дерево с целебными плодами находится во владении свире

пого чудовища - трехглавого Дива. Чтобы получить доступ к ис

целяющей силе, младшей дочери приходится противостоять яро

сти и мощи этой смертоносной маскулинной фигуры. Оказывает

ся, для спасения отца необходимо вступить в конфронтацию с чу

довищной силой и агрессией: как с собственной, так и с той, ко

торую не смог интегрировать отец. На уровне культуры конфрон

тация с гневом патриархальных отцов была необходима, чтобы

стали известными фемининные ценности и потребности. Однако

девушка берет у злого чудовища целебные семена, не вступая с

ним в прямое столкновение. Она является рассудительной, доброй

и услужливой; она почистила и смазала ворота (переход), накор

мила животных (инстинкты) и сшила рукавицы на обожженные

руки служанок (фемининность) - то есть сосредоточилась на тех

аспектах, которые чудовище оставило без внимания. И именно ее

помощь нуждающимся людям и животным привела к тому, что

они в свою очередь помогли ей, а не Диву. Здесь также идет речь

196 Глава 9

о материнско-дочерних аспектах, которым требуется исцеление.

На переход дочери во внешний мир не обращали внимания, феми

нинные инстинкты были прикованы цепями и не получали пра

вильной пищи, а фемининная способность управлять миром

(руки) была обожжена путем низведения женщины до роли слу

жанки. Чтобы позаботиться обо всем этом, добрая и отважная де

вушка смогла у чудовища достать целебные семена. Но ей еще

нужно остановить чудовище, которое пыталось вернуть эти семе

на, подобно тому, как многие женщины, совершившие первые

важные шаги в процессе самоисцеления и личностного роста, сно

ва подвергаются атакам прежних чудовищных сил. Это значит,

что им нужно продолжать прикладывать усилия, чтобы сохранить

достигнутый ими уровень развития и не отступать на прежний

путь пассивности. Чтобы спастись от преследования Дива, девуш

ка использует подарки старухи: зеркальце, брусок и гребень. Зер

кальце позволяет человеку ясно увидеть свое отражение, брусок

нужен, чтобы точить инструменты, а гребень - чтобы расчесывать

волосы и обрамлять ими человеческое лицо и тем самым форми

ровать идентичность. Благодаря организованной таким образом

фемининности эти предметы превращаются в природные силы,

которые создают препятствия для чудовища.

Хотя отважная девушка добыла целебные семена у Дива и от

дала их знахарю, который, в свою очередь, дал ей лекарство, позво

ляющее вернуть зрение отцу, прежде чем спасти отца, ей пришлось

пройти еще одно испытание. Теперь она нашла знахаря, который

может вылечить отца, однако не может раскрыть ему правду, что

она является девушкой, а не юношей. На некоторой стадии разви

тия женщине для решения определенных задач нужно использо

вать свою внутреннюю маскулинность. В данных социальных ус

ловиях отважная девушка должна маскироваться под юношу, что

бы одурачить тех, кто подвергает ее испытанию, дабы в конечном

счете они оценили по достоинству ее фемининность. Если в этот

момент девушке пришлось бы признаться, что она не является

мужчиной, то это могло бы повлиять на окончательное выполне

ние задачи - исцеление отца. Ибо именно женскую смелость и лов

кость не могли признать ни ее отец, ни ее культура. Это недоверие

к фемининности выражается также в том, что знахарь не может

поверить, что такой геройский поступок совершила девушка. Час

то женщины, которые пытаются получить доступ к собственным

силам и возможностям, отказываются от всего этого, не пройдя

Внутреннее прощение и освобождение отцо 197

путь до конца, иногда вовлекаясь в любовные отношения и проеци

руя свою вновь обретенную силу и энергию на партнера, тем са

мым утрачивая ее для себя. У отважной девушки есть такая воз

можность, так как ее потенциальным возлюбленным является сын

знахаря. Однако она ведет себя предусмотрительно по отношению

к такой опасности. Хрупкость и мимолетность фемининной силы

символизируют увядшие цветы, и девушка всю ночь не смыкает

глаз и заменяет увядшие цветы свежими. Символический смысл

этого эпизода заключается в том, что женщинам необходимо осоз

навать и действовать, давая понять, что их фемининная сила и му

жество не мимолетны, не преходящи, а постоянно присутствуют в

них. Сын знахаря заметил, как по-особенному действует этот неиз

вестный человек, и ему сразу захотелось узнать его поближе, а по

тому он решил сопровождать девушку до самого дома. Когда она

вернулась домой с целебным снадобьем, ее отец прозрел и осознал,

что обесценивал возможности своих дочерей, и он, плача от радос

ти и обретя способность видеть ценность фемининности, сказал,

что теперь никогда не будет сожалеть о том, что у него нет сына.

После того как сын знахаря, который с большой симпатией отно

сился к своему новому другу, узнал, что его друг - девушка, он по

просил ее выйти за него замуж. А когда девушка рассказала о свя

зывающих их узах глубокой дружбы, отец с радостью дал им свое

благословение. Таким образом, после того как дочь избавила отца

от слепоты и он стал видеть ценность фемининности, она смогла

свободно выйти замуж. Причем ее брак основывался не на куль

турных проекциях в отношении к фемининности, а на глубокой

взаимной привязанности и дружбе, а также на любви и восхище

нии мужчины отвагой и познаниями женщины. И на индивидуаль

ном, и на культурном уровне избавление отца от слепоты может

привести к реализации такой возможности - зрелого союза маску

линности и фемининности. И при создании такого союза девушка

может не скрывать своей фемининной внешности, а проявлять всю

присущую фемининности силу и духовность.

В данной сказке образно показан способ, с помощью которо

го дочь может исцелить травму своего отца. И в процессе такого

исцеления дочь обретает глубинную связь с собственными сила

ми и мужеством, ощущает мощь фемининной духовности и спо

собна в полную силу проявить любовное отношение к маскулин

ности. Как может процесс внутреннего прощения и освобождения

отца проявляться на индивидуальном и культурном уровне?

198 Глава 9

На индивидуальном уровне возможно только ≪внутреннее≫

прощение, ибо реальный отец может быть уже мертв или закрыт

для новых отношений. Однако это вовсе не делает задачу менее

важной. Как говорит главный герой пьесы ≪Я никогда не пел

отцу≫113: ≪Смерть - это конец жизни, но не конец отношений≫114.

Отношение к внутреннему отцу все еще нуждается в трансформа

ции. Иначе будут продолжать действовать старые деструктивные

паттерны, порожденные нездоровыми отношениями. Первое, что

нужно сделать для трансформации, - увидеть эти деструктивные

паттерны и то, как они влияют на жизнь женщины. Второе - най

ти ценности, присущие отцу, ибо, если не установить контакт с его

положительными качествами, с этим аспектом психики будет по

терян контакт, он не будет интегрирован и затем станет играть

деструктивную роль в жизни женщины. На культурном уровне

для спасения и освобождения отца также необходимо оценить его

позитивный и его негативный вклад. А для этого нужно изменить

принципы, управляющие культурой, чтобы и фемининность, и

маскулинность обладали уникальной ценностью и имели равное

влияние на культуру.

Внутреннее прощение и освобождение отца оказалось глав

ной проблемой для моего личностного и духовного развития, ибо

нарушение отношений с ним создавало разлад в очень многих

сферах жизни: в фемининности, в отношении к мужчинам, в дея

тельности, сексуальности, творчестве и в доверительном отноше

нии к миру. Как психотерапевт я понимала, что поиск нового от

ношения к отцу - важная проблема для любой женщины, у кото

рой нарушена связь с отцом. А если говорить с точки зрения куль

туры, то я уверена в том, что на этом уровне проблема будет у

каждой женщины, ибо отношение к ≪отцам, властвующим над

культурой≫ также нуждается в трансформации.

Для того чтобы внутренне простить и вновь обрести отца,

потребовалось много времени. Я стала проходить юнгианский

анализ. С помощью очень доброй женщины-аналитика, которая

поддерживала меня и создавала теплый и надежный психологи

ческий контейнер для прорывающихся энергий, я вступила в но

вый мир - символический мир сновидений. Там я встретилась с

113 ≪Я никогда не пел отцу≫ - пьеса Роберта Вудрафа Андерсона (род. 1917) — американского драматурга и сценариста. - П ри ме ч. п ер

114 Robert Anderson, I Never Sang for My Father in The Best Plays o f 1967-1968

(New York: Dodd, Mead and Ca, 1968), p. 281.

Внутреннее прощение и освобождение отца 199

такими сторонами своей личности, о существовании которых

даже не подозревала. Там же я открыла для себя своего отца -

такого, которого я давным-давно отвергла. Я открыла, что у меня

внутри был не только мой родной отец, которого я помнила. Там

было множество родительских фигур, образов архетипического

Отца. У этого отца было больше граней, чем я вообще могла себе

представить, и осознание этого привело меня в трепет и ужас и

вместе с тем дало мне надежду. Рухнула моя эго-идентичность и

мои представления о том, кто я такая. Внутри меня находилась

сила, значительно превышавшая силу моего ≪Я≫, которую при

знавало мое сознание. Эта сила свела на нет все мои попытки

контролировать свою жизнь и происходящие в ней события, как

лавина, которая изменяет вид горного склона. После этого жизнь

от меня потребовала, чтобы я научилась вступать в контакт с

этой огромной и мощной силой.

Отвергая отца, я отвергала и свои силы, ибо таким образом я

отказывалась не только от негативных, но и от всех его положи

тельных качеств. Поэтому, отвергая его безответственность и ир

рациональную размерность, я утратила доступ к творчеству, спон

танности, женским чувствам. Мои сновидения продолжали мне

указывать на это. Из одного сна я узнала, что мой отец очень бо

гат и является владельцем роскошного тибетского дворца. Другой

сон мне показал, что он был испанским королем. До этого ≪отцом≫

я называла только противоречивого, бедного, деградировавшего

мужчину. Как только иссякли мои собственные силы, сновидения

показали, что я отказалась и от тех отцов тоже. В одном сне от

волшебной собаки я получала силы, чтобы создавать волшебные

опалы. Я делала опалы и держала их у себя в руке, но затем они

сыпались у меня между пальцев, так что у меня не осталось ни

одного. В другом сне мой учитель по медитации сказал: ≪Ты пре

красна, но ты этого не осознаешь≫. А еще в одном сне голос про

изнес: ≪У тебя есть ключ к познанию медицины, и тебе нужно его

взять≫. Но я проснулась, крича от ужаса, что не хочу брать на себя

такую ответственность. Ирония заключалась в том, что, хотя я

осуждала и ненавидела своего отца за то, что он был таким безот

ветственным и растратил попусту все свои возможности, я делала

все абсолютно то же самое. По существу я не ценила пи себя, ни

то, что я должна была собой представлять. Вместо этого я мета

лась между неуверенной, хрупкой, угождающей пуэллой и обяза

тельной и успешной ≪амазонкой в панцире≫.

200 Глава 9

Из-за того, что я отвергла отца, моя жизнь разделилась на

ряд автономных и конфликтующих фигур, каждая из которых

пыталась сохранить надо мной контроль* В конечном счете это

привело к взрыву. В течение долгого времени я не могла принять

смерть тех индивидуальных идентичностей ради гораздо боль

шей и неизвестной сущности, которая могла бы стать основой

моей магии - таинственной основой, в которой я впоследствии

нашла источник исцеления. А потому я ощутила эту мощь, па

которой покоилась моя сущность, в форме панических атак. По

скольку мне не удавалось расслабиться и открыться великим си

лам, они переполнили меня до такой стеиени, что я увидела

страшную картину. Эти силы то и дело неожиданно поражали

меня в самое ядро моей сущности, вытряхивая меня из управля

ющих мной паттернов, как молния заставляет разжаться и тряс

тись сжатые в кулаки руки. Теперь я знаю, как мало мне на са

мом деле помогли мои защиты. Вдруг я оказалась лицом к лицу

с пустотой. Я размышляла над тем, испытывал ли мой отец то же

самое, и было ли его пьянство попыткой защититься от подоб

ных переживаний. Возможно, управлявшие им ≪духи≫ алкого

лизма были подменой более значительных великих духов, а воз

можно - даже защитой от них, ибо они находились в непосред

ственной близости к нему. Поскольку я отрицала всякую цен

ность моего отца с тех пор, как он ≪утонул≫ в иррациональном

царстве Диониса, мне нужно было научиться ценить это отвер

гаемое мной царство, отказавшись от своей потребности в конт

роле. Но это необходимое переживание негативной стороны по

грузило меня в ужасный хаос чувств и влечений, в темные глу

бины, где были скрыты неизвестные сокровища. В конечном сче

те, для того чтобы спасти и освободить отца, мне нужно было

спуститься в подземный мир, чтобы оценить это отвергаемое

царство у себя внутри. И благодаря этому я открыла для себя

почитание духов. К этому меня привел юнгианский анализ, а ли

тературная деятельность продолжила этот процесс.

Литературная деятельность была способом спасения и осво

бождения моего отца. В детстве я всегда хотела стать писательни

цей. Чтобы наконец отважиться и изложить свои озарения на бу

маге, мне потребовалось огромное мужество и уверенность в себе.

Сила написанного слова требует, чтобы за ним стоял писатель.

Литературная деятельность заставила меня сосредоточиться, что

бы посвятить себя целиком отношениям с отцом. Мне нужен был

Внутреннее прошение и освобождение отца 201

объективный взгляд на него, его взгляд на произошедшее, его

вдохновение и отчаяние. Я больше не могла исключать его из сво

ей жизни так, словно могла полностью обособиться от своего про

шлого и его влияния. И я не могла его осуждать, видеть в нем при

чину моих бед. Но теперь, благодаря моей литературной деятель

ности, мы неожиданно оказались друг перед другом. Подобно

Оруаль из повести ≪Пока мы лиц не обрели≫, глядя в зеркало, я

видела лицо отца. Это было чрезвычайно больно, поскольку мой

отец был носителем Теневой части моего бытия, всего темного,

горького и ужасного. Но довольно странно, что одновременно с

этим он был источником света и надежды, ибо во всем этом мра

ке сиял творческий свет подземных сил воображения. А кроме

того, я ощущала силу его маскулинной энергии. Приблизительно

год спустя я начала писать, и когда действительно столкнулась

лицом к лицу с отцом, мне приснился следующий сон:

Я видела цветущий мак - целое маковое поле, переливающееся крас

ным, оранжевым и желтым цветом, - и хотела, чтобы со мной ря

дом была моя мать-аналитик и чтобы она увидела эти цветы. Я про

бежала через маковое поле и переплыла поток. Вдруг я оказалась в

подземном мире за праздничным столом, где сидело множество

мужчин. Красное вино текло рекой, и я решила осушить еще один

бокал. Как только я это сделала, мужчины подняли свои бокалы,

чтобы выпить за мое здоровье, и, слушая их эмоциональный тост, я

почувствовала тепло и страсть.

В сновидении отмечена моя инициация в подземный мир. Я

совершила переход из яркого мира матери в мир темного отца-

любовника. Но и здесь меня приветствовали. Разумеется, это была

ситуация инцеста и при этом она была необходима для меня. Со

гласно Кохуту, роль отца отчасти сводится к тому, чтобы сперва

дать возможность дочери себя идеализировать, а затем, не отстра

няясь от нее, постепенно позволить ей определить свои реальные

ограничения115. И, конечно же, вместе с проекцией идеализации

приходит глубокая любовь. В процессе моего собственного разви

тия любовь превратилась в ненависть, а потому прежние идеалы,

связанные с отцом, были мною отвергнуты. Мне пришлось наш

Н. Kohut, Analysis of the Self (New York: International University Press,

1971), p. 66. (В рус. переводе: Кохут X. Анализ самости. - М.: Когито-Центр, 2003.)

202 Глава 9

учиться снова полюбить своего отца, и тогда я смогла восстано

вить контакт с позитивной стороной его личности. Мне пришлось




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.206 сек.