Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дочери легкомысленных, не способных ни в чем себе отказать и не добившихся успеха отцов часто стараются компенсировать их неудачи, стремясь ради них стать успешными. 16 страница




научиться ценить игривую, спонтанную, магическую сторону его

личности, но при этом видеть и его ограничения, и то, как пози

тивные стороны его личности могли быть актуализированы в

моей жизни. Любовь к Отцу-идеалу позволила мне любить свой

собственный идеал и осознавать этот идеал у себя внутри. Для

этого было необходимо сперва увидеть ценность моего отца, а за

тем осознать, какое она имеет отношение ко мне. Это разрушило

связь бессознательного инцеста и, освободив меня, дало мне воз

можность почувствовать свою причастность к трансцендентным

силам моей Самости.

У дочерей, имеющих эмоциональную травму вследствие на

рушения отношений с другими сторонами личности отца, особен

ности его внутреннего прощения и освобождения могут разли

чаться, но основная проблема остается одной и той же. Для того

чтобы внутренне простить и вновь обрести потерянного отца, не

обходимо видеть спрятанную в нем ценность, которую он готов

раскрыть. Например, дочери, которым приходилось реагировать

на авторитарного отца, вероятно, сталкиваются с проблемами при

нятия собственного авторитета. Такие женщины склонны приспо

сабливаться или выражать реакцию протеста. Признавая свои

силы и власть, они должны осознавать и ценность своей ответ

ственности. Им нужно уважать границы, подойти к ним вплотную

и увидеть их, но при этом обязательно знать, когда слишком зна

чит слишком. Им следует знать, когда надо говорить ≪нет≫, а ког

да ≪да≫. Это значит иметь реалистичные идеалы и знать собствен

ные ограничения и ограничения, которые определяет ситуация.

Применяя фрейдистскую терминологию, можно сказать, что им

нужно установить позитивную связь с ≪Супер-Эго≫, внутренним

голосом, который оценивает, высказывает ответственные сужде

ния и принимает решения. Этот голос, когда он говорит по делу,

не бывает ни слишком строгим и критичным, ни слишком снис

ходительным, поэтому имеет объективное представление о том,

что происходит. Одна женщина сказала об этом так: ≪Мне нужно

слышать одобрительный голос отца не только тогда, когда я все

делаю хорошо, но и когда я совершаю промахи≫. Спасение и осво

бождение этой стороны отца означает, что место обвинителя, ко

торый постоянно заявляет ≪виновна≫, и защитника, который за

нимается самооправданием, займет добрый объективный судья.

Внутреннее прощение и освобождение отца 203

Это значит, что она найдет свое собственное внутреннее ощуще

ние ценности, а не будет искать внешнего одобрения. Чтобы не

пасть жертвой культурных коллективных проекций, которые не

соответствуют действительности, женщине нужно знать, что она

собой представляет, и определить свои истинные возможности.

На уровне культуры это значит настолько ценить фемининность,

чтобы суметь ее отстоять в противовес коллективным взглядам на

то, какой ей ≪полагается≫ быть.

У дочерей, очень хорошо относившихся к отцу, существует

еще один аспект личности отца, требующий освобождения. Если

отношение к отцу было очень положительным, то либо дочери его

сверхидеализировали, либо они создавали возможность для про

екции силы их внутреннего отца вовне, на реального отца. Доволь

но часто их отношения с мужчинами разрывались, потому что

мужчина не соответствовал образу отца. В таком случае у них с

отцом была такая же связь, как у женщин, имеющих связь с вооб

ражаемым ≪духовным любовником≫. (Нередко идеализированное

отношение к отцу формируется сознательно, даже если его не

было.) Слишком хорошее отношение к отцу может мешать таким

женщинам строить отношения с реальными мужчинами и часто не

дает реализовать свои профессиональные возможности, посколь

ку образ реального отца в их глазах настолько идеализирован, что

они не могут видеть свой вклад в окружающий мир и его цен

ность. Чтобы освободить отца у себя внутри, им нужно признать

его негативную сторону. Им следует воспринимать своего отца

как обычного человека, а не как идеализированную фигуру, что

бы интериоризировать отцовское начало у себя внутри.

Во многих отношениях сказка ≪Красавица и Чудовище≫116,

как мне кажется, описывает такое освобождение. Красавица очень

любила своего отца! Вместе с тем, после того как она попросила у

пего такой простой подарок, розу, которую отцу пришлось украсть

из сада Чудовища, ей самой нужно было отправиться к Чудовищу

и остаться у него жить, чтобы сохранить жизнь отца. Узнав об

этом, она чуть не умерла от страха. Но когда она научилась ценить

и любить Чудовище, оно сразу превратилось в Принца, которым

он и был раньше, но его заколдовали, так что он стал Чудовищем,

и жизнь отца была спасена.

116 Де Бомон Л. Красавица и Чудовище / / Серебряные сказки. Серебряная

коллекция самых знаменитых сказок мира. - М.: Эксмо, 2005. - С. 243. - П ри м еч п ер

204 Глава 9

В конечном счете, простить и освободить отца означает при

дать новую форму внутренней маскулинности, привнести в нее

необходимую отцовскую часть. Вместо ≪старика-извращенца≫ и

≪рассерженного мальчика-бунтаря≫ женщине нужно найти ≪доб

росердечного мужчину≫, то есть внутреннего мужчину с позитив

ным отношением к фемининности.

Культурная задача современной женщины представляет со

бой точно такой же процесс. Ей нужно увидеть ценность отцов

ского начала и вместе с тем признать его ограничения. Отчасти

эта задача заключается в том, чтобы отделить сущность отца от

наслоений, порожденных культурой. Чаще всего отцовское нача

ло расщепляется на две конфликтующие противоположности:

ригидный, властный, авторитарный старик и игривый, но безот

ветственный ≪вечный юноша≫. В западной культуре авторитар

ная сторона отца сознательно ценится и признается, тогда как

игривая, юношеская часть подавляется или сознательно обесце

нивается. На культурном уровне это приводит к ситуации, похо

жей на ту, которая изображена в трагедии ≪Ифигения в Авлиде≫.

Авторитарная властная сторона принимает решения (Агамем

нон) и жертвует дочерью, однако изначальной причиной этой

жертвы является ревность брата (Менелая), обладающего юно

шеской маскулинностью. Эти две стороны не ладят между собой

на сознательном уровне, но бессознательно, благодаря отно

шению к женщине как к собственности, они вступают в сговор,

чтобы принести в жертву дочь, т.е. юную, расцветающую фе

мининность. Современным женщинам нужно обратиться к это

му расщепленному отцовскому началу и внести свой вклад в его

исцеление. В этом смысле освобождение отца может включать

≪смену фантазии≫ об отце, т.е. фемининной фантазии о том,

каким должен быть отец и что он должен делать. Я была разоча

рована тем, что в конце концов Ифигения добровольно пошла на

смерть. Хотя причиной ее жертвы стала ловушка, в которую по

пал ее отец, и эта жертва казалась неизбежной, Ифигения умела

говорить и, следуя своему фемининному инстинкту и своей муд

рости, говорила отцу о том, как можно было бы исправить ситу

ацию. И это могло бы породить изменения в маскулинном созна

нии. Именно так все более склонны поступать современные жен

щины - они начинают делиться своими чувствами и фантазиями

и делать их достоянием общества. Женщины должны расска

зывать о себе. Они должны поверять мужчинам свои желания

Внутреннее прощение и освобождение отца 205

и фантазии. Они должны делиться с мужчинами самым сокро

венным и не пытаться найти маскулинную основу для утвержде

ния своих чувств. Они также должны рассказывать друг другу о

себе и выслушивать друг друга, испытывая сочувствие, а не зло

радство. Многие женщины продолжают оставаться в ловушке, не

видя собственных возможностей. Тогда у них возникает ощуще

ние горечи и они становятся циничными. Именно здесь ценнос

ти пуэллы могут освободиться, ибо ее глубинная связь со сферой

возможностей и воображения может привести к новым способам

видения и действия, а также к переоценке фемининности. Если

это творческое видение соединить с силой и сосредоточенностью

≪женщины-амазонки≫, то может появиться новое понимание и

новое чувство по отношению к отцу.

Недавно я попросила учащихся одного из курсов, где я пре

подаю, описать свои фантазии о хорошем отце. Курс состоял пре

имущественно из женщин в возрасте двадцати-тридцати лет, но

было и несколько мужчин. Вот как выглядела в итоге ≪составная≫

фантазия об отце: ≪отец - это сильный, уравновешенный, надеж

ный, твердый, активный и отважный мужчина; к тому же он эмо

ционально теплый, любящий, сочувствующий, нежный, заботли

вый, внимательный и эмоционально вовлеченный в отношения с

женщиной≫. Их фантазия об отце была фантазией об андрогинной

личности, т.е. о человеке, который интегрировал в себе и маску

линную, и фемининную составляющие.

Основной повторяющийся мотив в ощущениях множества

женщин - что отец должен направлять дочь как во внутреннем,

так и во внешнем мире, но при этом быть нетребовательным и не

читать нравоучений. ≪Направляй и учи, но не дави и не ментор-

ствуй≫, - именно так, по их мнению, отец должен был помогать

им строить границы, формировать жизненные принципы и цен

ности и уравновешивать дисциплинированность со стремлением

к удовольствиям. Они подчеркивали, что отец должен подавать

собственный пример и быть моделью проявления взрослым че

ловеком уверенности в себе, честности, компетентности, автори

тета, мужества, веры, любви, сочувствия, понимания и великоду

шия в профессии, творчества, принципиальности в обществе, а

также верности в любви. Вместе с тем очевидно, что его ценнос

ти должны быть именно его ценностями, которые он не должен

ни навязывать своей дочери, ни считать их ≪единственно пра

вильными≫. Как руководитель он должен проявлять заботу и со206

Глава 9

ветовать, а также поддерживать дочь в ее стремлении быть неза

висимой и иметь собственное представление о реальном мире.

На материальном уровне он должен поощрять и обучать пра

вильно обращаться с деньгами и поддерживать любые возмож

ные устремления дочери в профессиональной сфере. Веря, что

она сильная, красивая, умная и способная, он должен гордиться

ею. Однако он не должен проецировать на нее свои нереализован

ные желания, впадать от нее в зависимость или, наоборот, чрез

мерно опекать. Вместо этого он должен поддерживать свою дочь

в самоутверждении ее уникальной индивидуальной жизненной

позиции, уважать и ценить ее личность и при этом не возлагать на

нее ответственность, не соответствующую ее возрасту. Он должен

быть чувствительным и эмоционально доступным в то время, ког

да он понадобится дочери в процессе ее развития. И обладая столь

хорошо развитой интуицией и ощущением, что может быть умес

тно или неуместно по отношению к дочери, он мог бы в нужное

время предложить ей ту защиту и руководство, которые ей нуж

ны. Но когда она уже готова стать взрослой, он должен также это

почувствовать и, сменив свою роль отца, перейти к равноправным

дружеским отношениям, обязательно проявляя уважение и лю

бовь. Поэтому он должен хотеть и уметь чему-то учиться и у нее

тоже. Наконец, отец и дочь должны уметь разговаривать друг с

другом и выслушивать друг друга, делиться своим восприятием

жизни и учиться друг у друга.

Для этих дочерей были важны и личная жизнь отца, и его

радости, удовольствия и творчество. Они хотели, чтобы их отец

полностью построил свою жизнь, которая бы его удовлетворяла и

бросала ему вызовы - в которой бы он поверил в себя и оказал

ся спокойным, организованным, непоколебимым, уверенным в

себе и надежным. Вместе с тем любящим и открытым, а также

умеющим выражать свои желания и потребности. Воображаемый

отец должен также заботиться о себе: эмоционально, физически,

интеллектуально, творчески и духовно. И такая забота о себе дол

жна лежать в основе его заботы о своей дочери. Для этих дочерей

была решающей способность отца попросить о помощи, когда она

ему понадобится. Важной была и его способность не скрывать

свою уязвимость, его способность выражать свои чувства откры

то, искренне и честно, а не горячиться, не замыкаться в себе и не

допускать эмоциональных взрывов. Также значимой была способ

ность отца принимать любовь своей дочери.

Внутреннее прощение и освобождение отца 207

С другой стороны, не менее важно, чтобы в первую очередь

у отца складывались теплые эмоциональные отношения с мате

рью, а дочери не следует занимать ее место, удовлетворяя его эмо

циональные потребности, кроме того, дочь должна обладать сво

бодой, необходимой для ее собственного развития. Если мужчина

с уважением относится к своей жене как к сильной, независимой,

самостоятельной женщине-партнеру, не третирует ее, будучи вла

стным и авторитарным, но и не пресмыкается перед ней, будучи

слабым и покорным, то такое отношение к жене стало бы хорошей

моделью супружеских отношений для дочери, а также моделью

взаимных уважительных отношений между мужчиной и женщи

ной. Таким образом, своим отношением к жепе отец должен пока

зывать дочери, как ведет себя мужчина по отношению к зрелой

женщине.

Еще одной чрезвычайно важной стороной взаимоотноше

ний с отцом становится мостик, ведущий от них к сексуальным

отношениям. Отец служит примером формирования свободных

и безопасных отношений с противоположным полом, то есть с

мужчинами. Если же на соответствующей стадии развития доче

ри он сможет принять во внимание особенности, включающие

наличие женской сексуальности, и даже позволить себе легкий

флирт по отношению к ней, то таким образом он поможет ей пе

рекинуть мостик к здоровым сексуальным отношениям в буду

щем. Не подавляя, а поддерживая ее усилия в формировании от

ношений с мужчинами, он мог бы способствовать ее развитию в

этой области.

Кроме того, важными качествами, которые эти женщины хо

тели бы видеть в своих отцах, были хорошее отношение к своему

внутреннему ребенку и чувство юмора - то есть способность иг

рать и радоваться миру своей дочери, при этом оставаясь взрос

лым. Самое важное, чтобы отец оказывался рядом, когда он ну

жен, чтобы он создавал ощущение стабильности, чувство доверия,

чтобы он был честным, надежным и держал свое слово.

Хотя интеграция этих качеств может показаться нереалис

тичной сверхчеловеческой задачей, вместе с тем дочери не хотели,

чтобы их отцы были ≪совершенными≫. Как сказала одна из при

сутствовавших: ≪Отец должен быть нормальным человеком, име

ющим право на все эмоции, которые есть у любого другого чело

века. Если он чего-то не знает, то должен допустить, что он этого

не знает≫. Потом другая женщина сказала: ≪Очень уж идеально.

208 Глав а 9

Это определение меня нервирует≫. Еще одна женщина заметила,

что на ее собственное развитие повлияли отношения с ≪совершен

ным, идеальным отцом≫, и потому другие мужчины не могли дать

ей столько же любви и обожания, сколько давал отец, и ей было

трудно найти мужчину, отношения с которым ее бы устраивали.

Она сказала об этом так: ≪Мой отец меня во всем поощрял, буду

чи уверен, что я все смогу. Иногда я серьезно обманывалась, ког

да верила всему, что он говорил≫.

Для освобождения отца также требуется освободить внутрен

нюю фемининность - то есть признать ее реальную ценность. От

части проблема эмоционально травмированного отца состоит в

том, что он сам утратил связь с фемининностью. Либо он отрека

ется от нее и, следовательно, обесценивает, подобно ригидному

патриарху, либо он может быть слишком подавлен ее силой, на

пример, как ≪вечный юноша≫, который утрачивает способность

действовать и становится совершенно пассивным. Первый из них

вообще игнорирует силу фемининности, а второй наделяет ее

слишком большой властью, водружая на пьедестал, и таким обра

зом, как это ни парадоксально, также ее обесценивает.

Если женщина по-настоящему себя ценит, если в основе ее

поступков лежит уникальная сфера ее потребностей, чувств и ин

туитивных ощущений, если она создает при этом что-то свое и

ощущает свой авторитет, то она действительно готова вступить в

диалог с маскулинностью. Она не подчиняется маскулинности и

не подражает ей. Ценить то, что действительно соответствует фе

мининной сфере, очень сложно, ибо это значит показать обществу

себя такой, какая ты есть на самом деле. Пуэлла склонна к тому,

чтобы ≪купить≫ коллективный взгляд на фемининность ценой

признания коллективных проекций, становясь такой, какой хотят

ее видеть другие. А ≪амазонка в панцире≫, подражая маскулинно

сти, обесценивает фемининность тем, что внутренне признает пре

восходство маскулинности.

Так что же такое фемининность? По моим ощущениям,

именно этот вопрос сейчас волнует многих женщин. Они занима

ются поисками, выясняя это между собой и пытаясь облечь свои

ощущения в словесную форму. Многие женщины интуитивно по

нимают, что такое фемининность, но им не хватает слов, чтобы

выразить свои ощущения вслух, ибо в основе нашего языка и на

ших понятий лежат маскулинные модели. Поэтому освобождение

фемининности - это поиск, который заставляет нас действовать

Внутреннее прощение и освобождение отцо 209

прямо сейчас. И процесс пошел. Мы сдвинулись с мертвой точки!

Как это прекрасно выразила Мюриэл Рукейзер117 в своем стихот

ворении ≪Кете Кольвиц118≫:

Что бы случилось, если бы одна женщина рассказала

правду о своей жизни? - Тогда бы мир раскололся.119

117 Мюриэл Рукейзер (1913-1980) - американская поэтесса и политический

деятель. - П ри ме ч. п ер

110 Кете Кольвиц (1867-1945) - немецкий художник-график. - П ри ме ч. п ер

1,9 Howe and Bass, eds., No More Masks (New York: Doubleday-Anchor Books,

1973), p. 103.

Г ла ва10

П ои скф ем ин ин но й д ух ов но ст и

И сейчас мы, женщины-писательницы

и странные чудовища

Все еще ищем в своем сердце сложные ответы,

Все еще тешим себя надеждой,

что можем научиться класть руки

Более мягко и нежно на горячий песок.

Больше ничего не делать, как простые люди

Погрузиться на ту глубину,

где поэтесса становится женщиной,

Чтобы не от чего было отказываться

и нечему целиком отдаваться,

В сиянии чистого света,

исходящего от возлюбленного,

В теплом свете, рождающем цвет и плод,

И этот великий разум, это солнце - женскую силу.

Мэй Саршоп

В начале работы над этой книгой я думала, что глава ≪Внутреннее

прощение и освобождение отца≫ принесет исцеление от глубокой

травмы, мучившей меня много лет. Я надеялась, что боль останет

ся в воспоминаниях о далеком прошлом. Но я испытала совсем

другое чувство. Боль стала еще сильнее. Травма оказалась значи

тельно глубже. И я стала более уязвимой и открытой в проявле

ниях печали и гнева. Таким образом я еще раз пережила травму,

порожденную отцовско-дочсрними отношениями.

Когда в состоянии совершенной растерянности я писала

существующую тогда в моем воображении как бы последнюю гла

ву книги ≪Внутреннее прощение и освобождение отца≫, мне при

снилось два сна. Первый - за день или два перед тем, как я на

чала писать эту главу. Это был страшный сон, и я несколько чаПоиск

фемининной духовности 211

сов плакала, когда проснулась! Моя первая женщина-анали

тик, женщина, которую я любила больше всего па свете и которая

была для меня матерью и примером, - в моем сне она умерла. Но

перед смертью она послала мне с женщиной-курьером из Евро

пы три подарка. Главным из них был огромный, ручной ра

боты, золотой унитаз, который напоминал кубок или потир120.

Этот изысканный дар должен был стоять у меня в гостиной. Еще

она прислала мне несколько фотографий, сделанных в то время,

когда я впервые пришла на анализ. Третьим подарком были

несколько газетных вырезок. Я рыдала и не могла поверить, что

это правда. Моя аналитик, которую я любила и которой доверя

ла больше всех на свете, не могла умереть. Я хотела позвонить

в Швейцарию и узнать, так ли это. Однако сон повторялся снова

и снова.

Испытав первый шок, вызванный этим сном, позже я осозна

ла его внутренний символический смысл. Смерть женщины-ана-

литика, которая стала для меня и матерью, и примером феминин

ности, оставила меня в одиночестве, наедине с собой. Но у меня

были ее подарки. Фотографии напоминали мне о том, как я выг

лядела, когда только начинала процесс анализа. Вырезки газетных

новостей были отчетами о том, что происходило. А прекрасная

чаша-унитаз ручной работы была самым величайшим даром, кото

рый она могла мне передать, так как он является символом един

ства ≪высшего и низшего≫. Аналитик своим личным примером

дала мне возможность выявить, оценить и сохранить ранее отвер

гнутые части моей личности - ярость и слезы, а также подавлен

ную мной тоску по положительной, духовной стороне личности

моего отца. В сновидении этот подарок играл важную роль в моей

жизни; его следовало поместить в центре дома, в гостиной, а не

убирать в самый дальний угол, чтобы о нем забыть. Это сновиде

ние создало для меня образ, позволяющий сформировать и сохра

нить мою фемининную духовность.

Второй сон приснился мне в день рождения, буквально через

несколько дней после того, как я закончила писать главу ≪Внут

реннее прошение и освобождение отца≫. В этом сновидении я про

сила женщину-аналитика, у которой я постоянно проходила ана

лиз, подстричь меня и сделать мне такую прическу, чтобы она дол120

Потир - использующийся в литургии сосуд для освящения вина и со

вершения причастия в виде чаши на высокой ножке. - П ри ме ч. р ед

212 Глава 10

го держалась, шла мне и подчеркивала пышность и красоту волос.

Для меня это означало сформировать фемининную идентичность,

придав ей особые качества вещественности, долговечности и при

влекательности.

Внутреннее прощение и освобождение отца не было заверша

ющим актом в процессе исцеления эмоциональной травмы. Сно

видения дали мне понять, что тайна находится не в маскулиннос

ти, а в фемининности. Парадоксальность освобождения отца зак

лючалась в том, что в конечном счете мне следовало избавиться от

проекции духовности на отца и найти духовность внутри феми

нинности. Освободить отца означало найти фемининную духов

ность у себя внутри.

Мне пришло в голову, что моя первоначальная модель исце

ления травмы была в какой-то степени маскулинной: я представ

ляла его себе как поступательное движение к цели, без отклоне

ний в стороны, от начала до самого конца. При этом мой собствен

ный опыт всегда говорил о том, что путь трансформации больше

похож на винтовую лестницу или спираль. Я каждый раз неизбеж

но возвращалась к тем же травмам и конфликтам, и каждый раз их

переживание казалось мне даже более сильным и мучительным,

чем прежде. Разница заключалась в том, что боль продолжалась

уже не так долго и в конечном счете я становилась более сильной,

мужественной и способной справиться с этими неприятными и

болезненными переживаниями.

То, что страдание может быть ценным, прекрасно выразил

Роберт Блай в стихотворении ≪Грусть - это что?≫:

Грусть - это что? Это - амбар, полный

пшеницы, ячменя, кукурузы и слез.

Они ссыпаются в отверстие в жернове.

Амбар кормит грустью всех птиц.

И я себе говорю: ≪Неужели тебе

будет грустно в конце? Давай, радуйся осени,

будь стойким, да, будь безмятежным, спокойным,

или же расправь свои крылья в долине грусти.121

Моя скорбь в самом деле была хранилищем и сокровищни

цей, так как раз от раза переживания становились не только более

121 Robert Bly, “What is the Sorrow for?” (Неопубликованное стихотворение.)

Поиск фемининной духовности 213

глубокими и сильными, но и более непосредственными и радост

ными. Пройдя очередной круг, я ощущала свою жизнь более гар

моничной. Теперь для меня стало очень актуально третье испыта

ние Психеи, которое заключалось в том, чтобы зачерпнуть воду из

потока, струившегося с высочайшей горной вершины в глубочай

шую впадину подземного мира. Философ Хайдеггер, которого я

считаю моим духовным отцом, высказался об этом так: человечес

кая жизнь идет по кругу. По его словам, вся наша реальная жизнь

измеряется хронометром. При этом мы знаем, что проживаемое

нами время в основном нелинейно. Час, который мы проводим,

слушая прекрасную музыку, занимаясь любовью, интересной де

ятельностью или чем-то иным, если нас это сильно увлекает, мо




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.24 сек.