Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дочери легкомысленных, не способных ни в чем себе отказать и не добившихся успеха отцов часто стараются компенсировать их неудачи, стремясь ради них стать успешными. 10 страница




И вдруг король услышал голос, который привлек его внимание.

Король увидел, что волны стали круче, и, оглянувшись во все

стороны, заметил женщину необыкновенной красоты: тело ее

было прикрыто только ее волосами, колеблемые ветерком, они

колыхались в волнах. В одной руке женщина держала зеркало, в

другой гребень. Тело ее заканчивалось рыбьим хвостом. Король

очень удивился этой необыкновенной встрече, а Сирена, под

плыв к нему так близко, чтобы он мог ее услышать, сказала:

≪Мне известны печаль и скорбь, в какие вас повергла разлука с

вашей принцессой, и какой нелепой страстью воспылала к вам

Фея пустыни; если хотите, я вызволю вас из рокового плена, где

вам суждено томиться, быть может, еще тридцать с лишним лет≫.

Сирена сказала королю, где находится Красавица. Но чтобы к

ней проникнуть, он должен сразиться с множеством врагов. Она

дала ему шпагу - с этим оружием он мог отважиться на любой

подвиг и смело смотреть в лицо опасности, только не должен

выпускать шпагу из рук.

Внутренний мужчина 131

Влекомый любовью, король шел быстрыми шагами, огляды

ваясь по сторонам в поисках своей обожаемой принцессы. Но

вскоре ему пришлось заняться делом - его окружили четыре

страшных сфинкса, они выпустили свои острые когти и растерза

ли бы короля на части, если бы ему, как и предсказала сирена, не

сослужила службу шпага. Завидев ее блеск, чудовища бессильно

повалились к ногам короля, а он каждому нанес смертельный

удар. Но едва он двинулся дальше, он увидел шесть драконов, по

крытых чешуей тверже железа. Как ни ужасно было это зрелище,

король не утратил своей храбрости и, орудуя шпагой, рассек каж

дого дракона надвое.

Он надеялся, что уже преодолел самые трудные препятствия,

как вдруг его смутило еще одно. Навстречу королю вышли двад

цать четыре прекрасные и грациозные нимфы и преградили ему

путь цветочными гирляндами. ≪Куда вы идете, государь? - спро

сили они короля. - Мы обязаны охранять эти места, и если мы вас

пропустим, и вас и нас постигнет страшная кара. Окажите нам

милость, не упорствуйте. Неужто вы захотите обагрить вашу по

бедоносную руку кровью двадцати четырех невинных девушек, не

причинивших вам никакого зла?≫

Король растерялся: он не знал, как поступить, - он всегда

гордился своей преданностью прекрасному полу и готов был слу

жить ему сверх всякой меры; а тут ему предстояло убивать жен

щин. Но вдруг он услышал голос, укрепивший его решимость:

≪Рази, рази, - произнес этот голос, - не щади никого, иначе ты

навеки лишишься принцессы≫. И тотчас, не отвечая нимфам ни

слова, король бросился в их ряды, разорвал гирлянды и стал без

пощады орудовать шпагой, в одно мгновение разогнав их всех. Это

было одним из последних препятствий на его пути - он вступил

в небольшую рощу. Там, бледная и тоскующая, у ручья сидела

Красавица. Король с трепетом подошел к ней, но она убежала от

него с таким отвращением и так поспешно, как если бы он был

Желтым карликом. Король бросился к ее ногам, но, пытаясь удер

жать принцессу за край ее платья, он уронил свою грозную шпа

гу. А Желтый карлик, который прятался под листом салата, едва

увидев, что шпага, волшебная сила которой была ему хорошо из

вестна, выпала из рук короля, тотчас ее схватил. Заметив Желто

го карлика, принцесса страшно закричала, но ее стоны только еще

больше разозлили злобного коротышку. Невзирая на горестные

слезы Красавицы, Желтый карлик нанес королю удар в самое сер-

132 Глава 5

дне, и тот упал к ногам принцессы. Принцесса не могла пережить

своего возлюбленного - она рухнула на его тело, и вскоре ее душа

соединилась с его душой. Так погибли эти славные и несчастные

≫излюбленные, и Сирена ничем не могла им помочь - ведь вся

волшебная сила была заключена в алмазной шпаге.

Начнем с того, что в этой сказке отсутствует отцовское на

чало, а потому, на мой взгляд, в сказке отражается психологичес

кая структура дочери, у которой отец либо вообще отсутствует,

либо настолько беспечен, что его авторитет не оказывает на нее

влияния и не корректирует ее поведение. Принцесса избалована:

она не песет никакой ответственности и не связывает себя ника

кими обязательствами. Она - Красавица, самая прекрасная из

принцесс, но она не способна любить. Ее первое настоящее стол

кновение с маскулинным началом в сказке - это ее встреча с

Желтым карликом, негативной маскулинной фигурой. Он шан

тажирует мать и дочь и хочет обладать дочерью. Более того, ког

да он впервые появляется, он ест апельсины с дерева, под кото

рым оказывались и мать, и дочь. Если считать дерево символом

жизни и роста, а апельсины - символом плодородия, то полу

чается, что ими владеет и их поедает именно Желтый карлик.

У матери и дочери не происходит развития сознания, они теря

ют мужество и самоконтроль, так как во сне они лишаются пи

рожных, а затем так боятся рычащих львов, что уступают запу

гиваниям Карлика. В данном случае отсутствует позитивное мас

кулинное развитие, т.е. развитие определенных качеств: разума,

самоконтроля, мужества и способности принимать решения. Не

ощущается никакого влияния позитивного мужского начала.

Несомненно, оно остается неразвитым, тем самым создавая воз

можность доминирования извращенного влияния Карлика, кото

рый превращает женщин в бессильных жертв. Тем не менее это

столкновение с Карликом не полностью пагубно, ибо оно оказы

вает воздействие на нарциссизм принцессы и на ее гордыню.

После этого она впервые принимает решение выйти замуж за

Короля золотых россыпей, который символизирует потенциаль

но позитивное мужское начало. Однако король настолько неуве

рен в себе и раним при столкновении с жестокостью, что теряет

разум и способность сражаться. Тем не менее, ему дается второй

шанс, когда Сирена, символизирующая фемининную мудрость,

помогает ему спастись от Феи пустыни и дает ему шпагу. Эта

шпага служит символом всех тех качеств, о которых уже говори(

Знутоенний мужчина 133

лось: шпага пронизывает, а значит способна разделять и дает воз

можность сражаться* В тибетском буддизме холодное оружие

символизирует качество ≪непоколебимости Ваджры80≫ - такой

непоколебимости, которая исходит непосредственно из внутрен

него ядра. В христианской символике святой Георгий Победоно

сец держит в руке копье, которым поражает дракона. Вспомним

и о том, что благодаря волшебному мечу (который извлек из

камня) король Артур получил право на корону и первенство сре

ди рыцарей Круглого стола, а рыцари ощущали свою сопричаст

ность общему делу и коллективно принимали решения.

С помощью волшебной шпаги Король золотых россыпей сна

чала побеждает своих врагов: сфинксов, драконов и прекрасных

нимф - все эти образы символизируют опасность, исходящую от

неинтегрированной фемининности. Злая мать - сфинкс создает

неразрешимую проблему, из которой нет выхода, и таким образом

вызывает нерешительность. Дракон пожирает, погружая в уныние

и инертность. А юные грациозные нимфы могут соблазнять своей

невинностью и красотой. Но в конце концов король забывает о

своей задаче, когда пытается убедить принцессу в том, что он ее

любит, и пытается исцелить ее израненные чувства. Он смог пре

одолеть жалость по отношению к нимфам, но не к принцессе.

А потому он поддается ее жалости к себе и роняет шпагу, вместе

с ней утрачивая опыт и силу, которые он к этому времени обрел.

Таким образом, в конце сказки не происходит никакой трансфор

мации.

На мой взгляд, эта волшебная сказка дает очень хорошее

представление о том, как может выглядеть неразвитая маскулин

ная часть личности пуэллы. С одной стороны, в ней присутствует

Желтый карлик, образ маскулинности в ее извращенной форме;

эта фигура заставляет нуэллу мучиться из-за сомнений, жалости

к себе, нарциссизма, депрессии, суицидальных устремлений, инер

тности и т.д. С другой стороны, в ней присутствует Король золо

тых россыпей: эта фигура обладает возможностью преодолеть са

моразрушение, однако она является неразвитой, а также слишком

слабой и ранимой, чтобы решить эту задачу. Ему не хватает осо

знанной сосредоточенности на поставленной цели, а также муже80

Ваджра (на санскрите означает ≪молния≫, а также ≪бриллиант≫) - основ

ной символ буддизма, громовой топор, представляющий собой перехваченный

посередине пучок скрещенных молний с загнутыми краями; символизирует муж

ское начало, пеуничтожимость и духовную власть. - П ри ме ч. р ед

134 Глава 5

ства, спокойствия и терпения, чтобы ее достичь несмотря ни на

какие препятствия.

Как видно из сказки, любой пуэлле, независимо от особенно

стей ее паттерна, необходимо развивать внутреннюю маскулин

ность в образе воина, чтобы научиться крепко держать шпагу. Это

очень хорошо выражено в стихотворении ≪Шпага≫ Карин Бойе81:

Шпага -

гибкая, податливая и сильная -

танцующая шпага,

гордо подчиняющаяся строгим законам,

жестким ритмам стали.

Шпагой

я хотела быть - душой и телом.

О, как я ненавижу свою презренную гуттаперчевую душу,

которая, скрученная и смятая

чужими руками, безропотно переносит все.

Я ненавижу тебя,

моя ленивая, сонная душа.

Ты умрешь.

Помоги мне, ненависть, сестра печали,

помоги мне стать шпагой,

танцующей шпагой из твердой стали.02

Я пришла к заключению, что при работе над паттерном пу

эллы чрезвычайно ценным является описание ≪пути воина≫03. По

моему мнению, в книгах Кастанеды описаны многие установки

пуэллы, которые можно обнаружить и у отдельных людей, и в на

шей культуре. В книгах они находят выражение в образе самого

Кастанеды. Его учитель, Дон Хуан, индеец из племени яки, все

81 Карин Мария Бойе (1900-1941) - известная шведская поэтесса и про

заик. Интересовалась восточной философией, обращалась к христианству, ог

ромное влияние на ее творчество оказала древнескандинавская поэзия, была зна

кома с работами 3. Фрейда и психоанализом. Посещение СССР в 1930 г. произ

вело на нее неизгладимое впечатление, после чего был написан знаменитый ро

ман-антиутопия ≪Каллокаин≫, изданный в 1940 году. Острейший душевный кри

зис завершился для писательницы самоубийством. - П ри ме ч. р ед

82 Bankier, Cosman, Earnhaw, Keefe, Lashgari, Weaver, eds., The Other Voice

(New York: W.W. Norton Ca, Inc., 1976), p. 38.

83 Карлос Кастанеда обсуждает тему и образ воина во многих своих книгах.

См., например., Tales of Power (New York: Simon and Schuster, 1974). (В рус. пе

реводе: Кастанеда К. Сказки о силе. - Киев: София, 2008.)

Внутренний мужчина 135

время старался продемонстрировать Кастанеде отсутствие у него

обязательности и мужества, а следовательно, его неспособность

действовать и быть открытым для внешнего мира. Например, Ка

станеда постоянно играл роль жертвы, жалел себя, вспоминая,

как хорошо было в прошлом, романтизировал себя (таким обра

зом, слишком принимая себя всерьез), боялся взять на себя от

ветственность за то, что он делает, убивал время вместо того,

чтобы его проживать, жаловался, скучал, оправдывался, впадал в

сентиментальность, тревожился, цеплялся за чувство вины и т.д.

Подобно пуэлле, комплементарным которой является нуэр, он

растрачивал свою силу на жалобы, потакание себе и инертность.

Дон Хуан говорит Кастанеде, что он себя так ведет, чтобы не

брать на себя ответственность за свои решения. Однако, соглас

но Дон Хуану, для робости нет времени: она цепляется за вооб

ражение и мешает действовать прямо сейчас. Вместо жалоб, по

такания и жалости к себе нужно быть воином! По словам Дон

Хуана, чтобы стать сильным, нужно не больше стараний, чем

стать ничтожным. А значит, воин не должен терять время даром,

пребывая в состоянии слабости, а обязан взять на себя ответ

ственность, чтобы жить, ставя перед собой стратегические цели,

быть готовым к синхроничности и вообще ко всему что есть.

Воин не боится, потому что он непоколебимо идет к цели, он

сосредоточен и готов ко всему, а значит, он может справиться

со всеми угрозами и ужасами. Воин должен уметь держать себя

в руках и вместе с тем выходить за границы себя. Таким образом

в нем воплощается интеграция принимающего и творящего,

живущего и любящего парадоксальность жизни, уравновешива

ющего в себе ужас и радость, присущие человеку.

Чтобы не попасть в ловушку часто встречающегося паттер

на пуэллы с присущими ему невинностью и соблазнительностью,

под которыми скрываются враждебность и агрессивность, тре

буется уверенность в себе в сочетании с сосредоточенностью и

готовностью к борьбе, характерные для созданного Кастанедой

образа воина, - то есть готовность иметь прочную основу и вме

сте с тем быть открытым всему внешнему. И при такой откры

тости можно обнаружить, как это случилось во сне с тараканом,

у которого лопнули покровы, что фигура старика-извращенца

является лишь оболочкой, скрывающей внутри юную энергию

и мудрость принца, ожидающего, когда женщина обратит вни

мание на эту вновь найденную силу. Быть может, пуэлле нужно

136 Глава 5

запомнить следующие слова поэта Рильке, который пишет о

таком же паттерне, как если бы он действовал в маскулинной

психике:

Можно ли нам забыть те древние мифы, которые стоят у истока всех

народов, мифы о драконах, которые в минуту крайней опасности

могут стать неожиданно принцессами. Быть может, все драконы на

шей жизни - это принцессы, которые ждут лишь той минуты, когда

они увидят нас прекрасными и мужественными. Быть может, все

страшное в конце концов есть лишь беспомощное, которое ожидает

нашей помощи.84

2. А ма зо нк а, с ер ди ты й м ал ьч икип ро ст оф ил я

Что касается женщины, находящейся в плену реактивного

стиля ≪амазонки в панцире≫, то избавиться от этого панциря

иногда оказывается чрезвычайно тяжело. Нести на себе тяжелое

бремя успешности, обязательств, мученичества или воинственно

сти - это в самом деле непосильная задача* С коллективной точ

ки зрения положение ≪женщины-амазонки≫ заслуживает всяче

ского уважения. Она много трудилась и много страдала, зачас

тую подавляя свои желания в пользу более достойной цели. Она

была и ответственной, и праведной. Подобно Атлантам, она,

образно говоря, держала на своих плечах целый мир. Тогда нет

ничего удивительного в том, что ее плечи и спина стали уставать,

иногда вообще сдавали, и панцирь начинал трескаться и ломать

ся. Но за этим панцирем, за сильной, впечатляющей Персоной в

глубине души часто скрывается чувствительный, мятежный и сер

дитый мальчик; сердитый - потому что он слаб и унижен, потому

что им пренебрегают и считают ≪простофилей≫. Образ ≪сердито

го мальчика≫ мне очень часто встречался в психике ≪амазонки в

панцире≫ - то есть женщины, которая отдала предпочтение проч

ной маскулинной эго-адантации.

Однажды я обнаружила эту фигуру во сне вскоре после того,

как начала анализ. Тогда я только что завершила тяжелую работу,

защитив диссертацию и получив ученую степень доктора филосо84

Rilke, Letters to a Young Poet, p. 69.

Внутренний мужчина 137

фии. К тому же я вышла замуж, но мы с мужем жили как два ≪хо

лостяка≫, поглощенные только своей работой. Вдобавок я стала

придерживаться взгляда, что женщины не отличаются от мужчин,

и хотя множество моих побуждений и чувств этой идее противо

речили, я чувствовала себя виноватой и подавляла их. Нечего и

говорить, что я находилась в серьезной депрессии. В сновидении

рыжий двенадцатилетний мальчик сидел за мной на покрытом

травой пригорке и бросал в меня маленькие камешки с острыми

краями, которые ранили мне плечи и спину. Очевидно, он на меня

злился, пытаясь привлечь мое внимание, и, наконец, ему это уда

лось. Вскоре после этого я начала проходить анализ; мой защи

щенный профессиональный мир развалился на части, и я столкну

лась с чувствами этого ≪рассерженного мальчика≫.

Здесь я не буду обсуждать позитивные качества ≪женщины-

амазонки≫, ибо ее непреклонность, уверенность в себе и умение

доводить дело до конца действительно представляют высокую

ценность. Вместо этого я поговорю о женщинах, чье положение

≪амазонки≫ вызвано реакцией на неадекватное отношение отца,

т.е. о женщинах, ощущающих бремя этой роли, изнуренных борь

бой и работой и утративших ощущение смысла, который они ког

да-то в этом находили. В таких случаях потеря смысла и внутрен

нее истощение свидетельствуют о том, что ситуация стала жест

кой и очень серьезной. Куда же делись удовольствие, игривость,

спонтанность? По всей видимости, куда-то потерялась игривая

мальчишеская часть личности, однако, по моему опыту, она скры

лась в фигуре ≪сердитого и бунтующего мальчика≫. Потеря этой

мальчишеской части личности не вызывает удивления, особенно

если в ощущении женщины этой стороны маскулинности пре

обладали разочарование, недоверие, тревога или стыд. Опыт, в

соответствии с которым можно научить ребенка плавать, прос

то бросив его в воду, является столь же распространенным, как

сама пословица, поэтому довольно часто позитивная, одухотво

ренная юношеская часть личности отбрасывается как реакция на

страшную и отвратительную ее часть. На мой взгляд, здесь, как и

в случае пуэллы, это происходит, когда отцовское начало воспри

нимается как неразвитое или нарушенное. Но вместо того чтобы

оставаться пассивной и искать отца в другом мужчине, ≪женщи-

на-амазонка≫ пытается встроить его в себя. И в связи с тем, что

она пытается стать своим собственным отцом, ее эго-адаптация со

ответственно обретает тенденцию стать маскулинной. Хотя в ко-

138 Глава 5

нечиом счете интеграция отцовского начала является весьма су

щественной в развитии женщины, в реакции ≪жешцины-амазон-

ки≫ происходит идентификация с той частью маскулинности,

которая является мудрой и серьезной, сильной и могущественной,

деятельной и состоявшейся, обязательной и ответственной. Игри

вой, спонтанной, с богатым воображением и склонностью к раз

влечениям, юношеской частью маскулинности обычно пренебре

гают и обесценивают ее. Тогда не удивительно, что она превраща

ется в сердитую посредственность*

Один способ, с помощью которого ≪сердитый мальчик≫ мо

жет испортить жизнь ≪амазонке≫, - создать ей неприятности в

коллективе. Зачастую в навязчивом стремлении все делать пра

вильно - например, вести машину - рядом оказывается трикстер,

побуждающий вас ехать по встречной полосе, в то время как за

вами гонится полиция, чтобы остановить и выписать штраф за на

рушение правил. Другой способ испортить жизнь - страдания

тела, которое восстает против чрезмерной загруженности, что про

является различными болезненными симптомами: это могут быть

язва, колит, головные боли или напряжение в спине и шее. За ме

шающей работе депрессией также может скрываться ≪рассержен

ный мальчик≫, как и в случае, когда человек совершает ошибку

или просчет и выглядит очень смешно в глазах окружающих.

Иногда выпады ≪сердитого мальчика≫ происходят демонстратив

но на внешнем уровне.

В процессе работы над этой главой со мной произошел сле

дующий случай: я очень медленно ехала на машине по улице, и

в это время двое мальчишек-подростков, которые играли на про

тивоположной стороне, направили прямо мне под колеса желез

ную игрушечную машинку, причем это произошло так быстро,

что я не успела затормозить. Моя машина проехала по их игруш

ке, и они очень разозлились. Вместо того чтобы обрушить на них

свой гнев и отругать за невнимательность, а потом, возможно,

постараться их понять, я приехала на взморье, куда, собственно,

и направлялась, и припарковала машину. Вернувшись, я увиде

ла, что ветровое стекло и вообще вся машина были в грязи - ее

закидали сырыми яйцами; несомненно, здесь не обошлось без тех

рассерженных подростков. Я разозлилась и почувствовала себя

беспомогцной и униженной. Зачастую нападки ≪сердитого маль

чика≫ вызывают это ощущение нелепости и уязвимости. Рассер

женные подростки этими битыми яйцами в буквальном смысле

Внутренний мужчина 139

слова ≪вывели меня из себя≫85. Поразмыслив над этим, я поня

ла, что не только раздавила их игрушку, символизировавшую

подавленную часть моей юной маскулинности; кроме того, я бо

ялась коллективной, социальной власти - полиции. Ибо я сразу

представила себе, что меня могли оштрафовать за то, что я раз

давила игрушечную машинку. Эти рассерженные мальчишки за

ставили меня почувствовать себя полной дурой, и вместе с тем

я узнала о себе кое-что новое.

Согласно моему опыту, трансформация фигуры ≪бунтующе

го мальчика≫ кроется в образе ≪дурачка≫ или ≪простофили≫.

Этот образ можно найти во многих сказках, где младший брат

оказывается глупым, неуклюжим и неумелым по сравнению со

старшими - статными, сильными и смышлеными, которые с сар

кастическим цинизмом высмеивают своего младшего брата-ду

рачка. При этом в сказках достигает цели именно этот простофи

ля, а не его старшие братья.

Я лишь вкратце рассмотрю сказку о простофиле, но снача

ла приведу конкретный пример, как такой дурачок помог мне в

жизни. В процессе написания главы о ≪женщине-амазонке≫ у

меня внутри проснулась моя собственная ≪амазонка≫, а вместе с

ней - и ≪мальчик-бунтарь≫, который впутывал меня в некоторые

истории и инициировал другие неприятные события, где я ока

зывалась в весьма неудобном положении. В течение некоторого

времени в моих сновидениях тоже появлялась фигура патологи

чески рассерженного подростка, который не прекращал попы

ток вломиться ко мне домой. Вместо того чтобы спросить, чего

он хочет, я воспользовалась своим газовым баллончиком, но газ

попал и мне в глаза тоже. Хотя я до тех пор не осознавала, что

≪сердитый мальчик≫ появился из моей ≪амазонки≫, тем не менее

я записалась в тяжелый горный поход с протяженностью марш

рута в двадцать пять миль86. Я с трудом встала в 6 утра, полная

уверенности, что в запасе у меня будет много времени. Пока

я ехала к месту сбора, этот конфликт ≪амазонки и сердитого

мальчика≫ не выходил у меня из головы. Несмотря на то, что

подготовка к походу заняла много времени, я прибыла в назна

ченное место задолго до отправления, и инструктор показал мне,

85 Игра слов: по-английски egg - ≪яйцо≫, egg on - ≪выводить из себя≫. -

П ри ме ч. п ер

86 25 миль - это примерно 40 км. - П ри ме ч. р ед

140 Глава 5

где я могу припарковать машину и как мне вернуться обратно, в

начало маршрута. Но несмотря на его объяснения, я заблудилась,

и к тому времени, когда я нашла дорогу, моя группа уже давно

ушла. Я была в бешенстве! Неужели все усилия - мой героизм и

то, что пришлось рано вставать, - были напрасны?! Но затем я

решила идти сама, и вдруг мне пришла в голову мысль, что этот

поход длиной двадцать пять миль как раз и был моей програм

мой ≪амазонки≫. Снова вмешалась фигура ≪мальчика-бунтаря≫ -

на сей раз как аспект ≪простофили≫, тесно связанный с моей спо

собностью слепо и покорно следовать подробным указаниям.

Наконец, я приняла сложившуюся ситуацию и, сев на солнышке

у горной речки, открыла блокнот и начала писать: до этого мо

мента я никогда не испытывала такой силы творческого самовы

ражения. Поэтому хотя в тот день фигура ≪бунтаря-простофили≫

помешала реализации планов моего Эго, на самом деле она очень

помогла мне в реализации творческих способностей; без ее помо

щи я не смогла бы это сделать сама.

Мне кажется, ≪амазонка≫, будучи реакцией на негативного

отца, не принимает во внимание существование ≪простофили≫,

ибо она не готова принять в мужчине его ≪слабую≫ сторону.

А потому она подчеркивает в себе элемент силы и героизма. Но

в таком случае она теряет положительную сторону слабости:

спонтанность и тихую непредсказуемость, неловкие ошибки, ко

торые с коллективной рациональной точки зрения кажутся глу

пыми, однако они часто подводят человека к совершенно неожи

данным выводам, которые имеют смысл. Хотя в повседневной

жизни фигуру ≪простофили≫ часто высмеивают в коллективе

(которому часто служит ≪амазонка≫), в фильмах его любят. Нам

стоит лишь вспомнить примеры таких знаменитых комиков, как

Чарли Чаплин, Бестер Китон или Питер Селлерс. Они являют

ся не только любимыми персонажами, но и ≪героями≫, хотя и не

с коллективной точки зрения. Подобно дурачку-простофиле на

карте Таро, они имеют огромное значение для процесса индиви-

дуации, ибо они отказались от ориентации Эго на успех и тем

самым создают возможность для выражения нового элемента

творчества. Когда все известные пути ведут к неудаче, ≪просто

филя≫ набредает на новое решение, потому что он не зациклен

на своем пути. Он открыт!

Если посмотреть на сказки, в которых действует фигура про

стофили, дурня или дурака, можно выявить некоторые характерВнутренний

мужчина 141

ные особенности. Например, довольно часто дурак знает, что он не

может выполнить невыполнимое задание, а потому, вместо того

чтобы попытаться ≪испытать себя≫, он просто садится и начинает

плакать. Он может признать свою слабость и уязвимость и не сты

дится слез. Как правило, он верит в то, что кто-то ему поможет, и

может подождать. Кроме того, у дурака доброе сердце, и он делит

ся всем, что у него есть. Он дружит с животными и птицами, он

добр к ним и готов отдать все, что у него есть, и поэтому они ему

помогают. Дурака неизменно унижают его старшие братья. Обыч

но он ничего не говорит в свое оправдание, потому что молча уме

ет ждать. Быть может, его основной чертой является его способ

ность к принятию. Он не нуждается в контроле и управлении.

Дурак следует за пером, которое взмывает в воздух, и его уносят

естественные воздушные иотоки; он открыт и восприимчив к при

роде и ее движению - он умеет ждать и не форсирует события.

А потому он может быть открыт неизвестному и всему новому, что

попадает в его поле зрения. То, что он не боится казаться дураком

с привычной точки зрения коллектива, позволяет ему действовать

уверенно, с готовностью воспринимать все, что дает ему судьба.

В сказке братьев Гримм ≪Золотой гусь≫ мы встречаемся

именно с таким простофилей87. В семье его звали ≪придурком≫

или ≪дурнем≫, он был самым младшим из трех сыновей, ≪и все его

презирали и осмеивали и при каждом удобном случае обижали≫.

Старшие братья были очень благоразумными и следовали намере

ниям своего Эго. Сначала старший, а потом и средний брат долж

ны были идти в лес за дровами, и мать давала им про запас доб

рый пирог и бутылку вина, чтобы они не испытывали ни голода,

ни жажды. Каждому из них в лесу встречался старый седенький

человечек, желал доброго утра и говорил: ≪Я голоден и хочу пить.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.236 сек.